Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности. Общая сумма.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Налоги как инструмент государственного регулирования
Сущность и виды налоговой политики. Кривая Лафферта.
1.2 Функции и роль налогообложения в экономической системе общества
1.3 Элементы налоговой политики
2.1 Цели налоговой политики РФ
2.2 Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год
1.2 Функции и роль налогообложения в экономической системе общества
Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений[6].
Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.
Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).
Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики[7].
Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое: число привлеченных налоговыми органами к уплате граждан-предпринимателей составило 343,5 тыс. в 1992 г. и 726,4 тыс. в 1993 г., а из общего числа проверенных налоговыми органами выявлено нарушений у 13,5% в 1992 г. и 14,6% в 1993 г., т.е. каждый седьмой гражданин-предприниматель пытался (намеренно или по незнанию) недоплатить в казну.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение здравоохранение и т. д.) Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.
Результативность функционального проявления системы налогообложения в действии определяется ролью налогов. Эта роль может быть как позитивной, так и негативной. Особенно это проявляется в плоскости отдельных налогов. Позитивная роль налогов будет тогда, когда потенциал налогообложения реализован на практике максимально возможной степени достигнуто относительное равновесие между налоговыми функциями. На практике это проявляется в оптимизации уровня налоговых изъятий, а именно в формировании бюджета, не ущемляющего интересов плательщиков. Оценка роли налогов выступает важнейшим этапом научно-практических исследований[8].
Основные звенья, составляющие структуру налоговой системы РФ - это Федеральные налоги и сборы, Региональные налоги и сборы и Местные налоги и сборы.
Федеральные налоги регламентируются общефедеральными законами и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги и сборы. Ими признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении налога региональными органами определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, формы отчетности по данному региональному налогу. Так же региональные органы могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком[9].
Местными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов самоуправления, вводимые в действия в соответствии с НК РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местного налога органами самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, формы отчетности по данному местному налогу. Так же предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Органы налоговой системы:
- МНС;
- Таможенный комитет;
- Внебюджетные фонды.
1.3 Элементы налоговой политики
Общепринятого понятия налоговой политики не существует. Однако ее можно сформулировать, как составную часть экономической и социальной политики государства. Именно налоговая политика определяет характер и цели складывающейся налоговой системы. Налоги и другие компоненты налоговой системы являются инструментами налоговой политики[10].
Следует отметить, что налоговая политика независима и самостоятельна в реализации своих целей и задач. Тем не мене, ее основная цель – собрать средства для реализации целей уже бюджетной политики государства. Наравне с этой целью, налоговая политика реализует еще одну важнейшую цель – это стимулирование экономического роста. Без реализации данной цели и задач невозможно дальнейшее развитие государства по пути развития.
Налоговая политика должна:
- давать возможность гражданам накапливать сбережения и давать возможность предприятиям накапливать капиталы[11].
- обеспечить эффективность взимания и перераспределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней.
- система налогообложения должна сохранять неизменность своих базисных принципов формирования на длительный период.
Еще одна важная особенность налоговой политики состоит в том, что она должна сглаживать возникающие неравенства между различными слоями населения в зависимости от уровня получаемого дохода. Отсюда связь между налоговой и социальной политикой высока и неразрывна. Также посредством различных инструментов налоговой политики можно оказывать существенное воздействие на природоохранную, валютную, таможенную государственную политику.
Налоговую политику можно свести к трем элементам:
-определение и постановка основных целей, вытекающих из общих целей социально-экономического развития общества, их конкретизация до уровня перспективных и текущих задач (в этом смысле можно говорить о налоговой стратегии и налоговой тактике);
-разработка методов, определение средств и конкретных организационных форм, которые будут обеспечивать намеченные цели и задачи;
-подбор, расстановка и обучение кадров, которые будут реализовывать цели.
Налоговая политика может быть действенной (как, впрочем, и любая политика) лишь в том случае, если она опирается на серьезные теоретические обоснования и глубокие концептуальные разработки.
Адамом Смитом была разработана уникальная концепция множественности налоговых платежей. Данный принцип множественности позволяет отразить уровни доходов всех категорий населения. Также принцип множественности позволяет отразить разнообразие всех форм доходов, воздействовать на производство, потребление и накопление.
Принцип множественности налогов позволяет разрабатывать умеренные ставки по каждому из видов налогов. С другой стороны принцип множественности имеет также и свои недостатки. Расчеты по налогам значительно усложняются, а, соответственно, усложняется и налоговый контроль за правильностью их исчисления. Постепенно появляются ходы и уловки, с помощью которых можно уклониться от уплаты налогов.
Важная проблема налоговой политики — выбор надлежащего источника и объекта налогообложения. Здесь принципиальна позиция Д. Рикардо, считавшего налоги неизбежным злом. Государство должно поощрять развитие производства, экономический рост. По мнению Рикардо, нельзя облагать налогами капитал и сдерживать его накопление; нежелательно обложение прибыли, поскольку это ограничивает самофинансирование бизнеса. Поэтому акцент в налоговой политике должен быть сделан на обложении физических лиц (их доходов, имущества, потребление). Современное налогообложение в промышленно развитых странах Европы практически соответствует взглядам Рикардо[12].
Марксистская теория придерживается другого мнения. Согласно ее положениям, ущемлять со стороны налогообложения следует богатых. То есть в данной теории отдается предпочтение именно прогрессивной системе налогообложения. Данная теория против косвенного налогообложения, так как они считаются регрессивными и ухудшают положение малоимущих граждан.
Д. Милль разработал налоговую теорию услуг, суть которой состоит в следующем: граждане должны уплачивать налоги пропорционально благам, получаемым ими от деятельности государства. С этой точки зрения в условиях роста коммерциализации образования, здравоохранения, культуры в России налоговую нагрузку на российских граждан следует снижать[13].
В целях ослабления социальной напряженности Милль предложил внести изменения в сферу распределения доходов: при подоходном налогообложении граждан следует вводить необлагаемый минимум, равный прожиточному минимуму. При этом надо учитывать как суммы доходов членов семьи (домохозяйства), так и суммы прожиточных минимумов для всех членов семьи. Такая политика несколько лет используется во Франции, где обложению подлежит доход не отдельного физического лица, а доход семьи.
Конечно, и российские ученые не могли обойти такой важный вопрос стороной. Российскими учеными выдвигаются различные теории, которые предлагают проведение следующих мероприятий:
- необходимо освободить от налогообложения минимальные доходы граждан за счет установления необлагаемого минимума на уровне, достаточном для проживания самого работника и его семьи.
- реализация вышеперечисленного принципа возможна посредство одновременным снижением выплаты социального характера, которые финансируются из государственного бюджета.
- одновременно государством должно поощряться создание частных пенсионных фондов, как форма возможности заработка дополнительной пенсии.
Таким образом, в данном разделе были проанализированы элементы налоговой системы.
- элемент постановки приоритетных целей, которые базируются из общих целей социально-экономического развития государства, а также их соответствие с текущими целями и задачами, которые действуют на сегодняшний день в государстве.
-разработка таких методов, которые будут обеспечивать реализацию целей и задач государства в целом;
-подбор, расстановка и обучение кадров, которые будут эффективно реализовывать цели и задачи налоговой политики государства.
Глава 2. Существенные элементы закона о налоге. Порядок принятия и введения в действие налоговых законов
2.1 Цели налоговой политики РФ
Налоговая политика РФ – это составная часть финансовой политики РФ. Налоговая политика представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами. Цели налоговой политики[14]:
1) обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;