Файл: Основные функции в системе менеджмента (Задачи и цели менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В наше время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной степени зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации, экономических и социальных процессов.

В России конечно уже достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджменту, но не такие значимые как за рубежом.

Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социально культурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной степени зависит от этих факторов.

1. Развитие и история менеджмента.

1.1. Экскурс в историю менеджмента.

Понятие бизнеса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, то есть на общественном этапе развития человечества. Когда основной формой "торговли" между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавших из одной общины в другую и различные товары, выменивали с выгодой для себя. Это и можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства.

Постепенно с развитием товарно-денежных отношений развивался и бизнес. Во времена рабовладения процветала торговля; позже, во времена феодализма и процветания натурального хозяйства значение торговли в деревне немного уменьшилось, но с развитием городов и ремесла она вновь приобрела свое первоначальное значение. Во времена становления капитализма и первоначального накопления капитала процветало финансовое предпринимательство, а позднее - промышленное. В середине Х1Х века бизнес приобрел новые формы. Если к этому единоличным управленцем был хозяин, то во времена бурного промышленного роста структура значительно изменилась.


Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Нельзя сказать, что он появился внезапно именно с развитием капитализма, он существовал и раньше. Во времена рабовладения были управляющие на плантациях, которые следили за правильностью выполнения работ, но это правильнее было бы назвать наблюдением, чем управлением. Во времена феодализма и процветания натурального хозяйства, также существовали руководители, помощники хозяина. Это, наверное, можно считать одним из первых проявлений именно управления, а не только надзора за работающими, поскольку у руководителя была возможность маневра: он мог заменить вид работ в виде поощрения или наказания крестьян, мог снизить налог (правда, лишь за счет повышения налога для других). Это было скудное, но все же проявление управления. Но по-настоящему менеджмент начал развиваться только с развитием капитализма, именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или в крайнем случае, спасти ее от банкротства.

Ярким примером является Америка: множество контор, работающих в различных областях. Каждая из них имеет свою управленческую структуру, где кроме президента (хозяина) есть еще и руководитель, финансисты и аналитики, занимающиеся разработкой политики фирмы. Те из них, чьи специалисты оказались наиболее талантливыми, опытными и грамотными выжили в море дикой конкуренции. Все самые знаменитые американские бизнесмены: Генри Форд, Рокфеллер и другие начинали с малого, но быстро сориентировавшись в ситуации, сложившейся на рынке, они смогли набрать команду и сделать свою работу максимально эффективной; работая быстрее и лучше других, они смогли стать лидерами в своей области.

Основная цель существования любого бизнеса и создания любой фирмы - привести фирму к вершине Успеха, закрепить ее там и дать ей возможность смело смотреть в будущее, видя там новые перспективы ее развития. Суть бизнеса состоит в постоянном совершенствовании самой фирмы, ее стратегии и тактики в борьбе за место на рынке, в стремлении к совершенству. Приумножения капитала, получение прибыли и развитие фирмы, надежда на будущее - вот те составляющие, без которых бизнес немыслим. Так же он немыслим без талантливых менеджеров, которые могут повести за собой людей и реализовать все задуманное.


1.2. Школы и принципы управления.

Для полноценного и гармоничного развития фирмы и ее бизнеса необходим системный подход к управлению ее персоналом и деятельностью. Менеджмент, как система управления и теория менеджмента зародились в том виде,в котором он функционируют сейчас, в XIX веке. Сейчас существуют различные школы управления со своими принципами и тактикой управления

Вот некоторые из них:

Школа

Вклад в развитие науки

Выдающиеся представители

1

Классическая школа 1860-по настоящее время

Научное управление, хронометраж, функции управления, аминистративное управление

Гант-1990,Давис-1935,Тейлор-1911,Гилберт-1911,Урвик-1943,Файоль-1916,Рейли-1931

2

Поведенческая бихевиористская школа(Япония 1920- по настоящее время)

Прикладная мотивация, профессиональные менеджеры, управление в целом

Моё-1945, Бернард-1940, Питер Друкер-1954,Макгренер-1960,Чермен-1957,Форрестор - 1961

3

Школа управленческой науки(Европа)

Исследование операций, моделирование, теория игре, теория решений, математика моделей

Райфа-1911,Маслоу – 1965,Тейлор – 1911

В каждой из выше перечисленных школ существуют свои подходы к управлению и менеджменту как системы управления, каждая из них дает свое определение менеджменту и стоящим перед ним задачам. У каждой из них свои принципы управления.

Мне показались особенно интересными принципы управления Анри Файоля.

1. Разделение труда или специализации является естественным порядком вещей.

Цель разделения труда заключается в выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при таких же условиях.

2. Полномочия и ответственность (Полномочия - право отдавать приказы, Ответственность - ее составная противоположность)

Делегирование полномочий каждому работающему, а там где есть полномочия, возникает и ответственность.

3. Дисциплина (Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашения между фирмой и ее сотрудниками.)

4. Единоначалие (Работник должен выполнять приказ только одного человека)

5. Единство направления (Каждая группа работников, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь единого руководителя)

6. Подчиненность личных интересов общим (Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами компании или организации большего масштаба)


7. Вознаграждение персонала (Чтобы обеспечить верность и поддержку персонала, они должны получать достойное вознаграждение за свою работу)

8. Централизация (Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей, однако степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий труда)

Появляется необходимость определения меры, обеспечивающей лучшие возможные результаты

9. Скалярной цепь(Скалярная цепь - ряд лиц, стоять на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение до руководителя низового звена

10. Порядок (Должно быть место для всего и все на своем месте)

11. Справедливость (Сочетание доброты и правосудия)

12. Стабильность рабочего места для персонала

13. Инициатива (Значит разработку плана и обеспечение его успешной реализации, это добавляет Компании силу и энергию)

14. Корпоративный дух (Любая команда должна работать вместе,каждый должен вносить столько, сколько он может)

Для чего же создавал Файоль свои принципы, какой цели они призваны служить?

Как нетрудно заметить из комментариев, которые я намеренно привел, они направлены на улучшение взаимоотношений управляющего персонала и работников. Для чего же, в свою очередь, необходимо эффективное взаимодействие верхней и нижней частей Компании, ведь бытует мнение, что легче изгнать неугодного работника, поскольку незаменимых людей не бывает, и на его место придут другие. Вся правда в том, что практика показывает, что наличие взаимопонимания и стабильность коллектива всегда положительно сказывается на производительности труда, а наличие корпоративного духа и выплата достойного вознаграждения персоналу предотвращают промышленный шпионаж, который приносит гораздо более значимые убытки. Все это способствует гармоничному развитию фирмы и максимальной эффективности ее работы, а, следовательно, она быстрее других займет "нишу рынка и найдет свое место под солнцем", она придет к вершине успеха и сможет удержаться на ней, что есть цель существования любой фирмы.

Существует также множество других принципов управления, я думаю, что не стоит перечислять их все, хотелось бы коснуться только еще одного аспекта управленческой деятельности. В принципах управления Анри Файоля отражены не только экономические принципы управления, но и психологические принципы воздействия на персонал и взаимодействия с ним. В этом аспекте мне показались наиболее интересными 6 основных заповедей Харви Мак Кея, определяющих требования к самому управленцу, при наличии которых он может продуктивно управлять фирмой.


1. Бизнесмен должен всегда быть в форме.

2. Деловая жизнь не терпит остановки.

3. Знание не становится силой, если его не применять.

4. Верь в себя, и Успех придет к тебе.

5. Не верьте тому, кто скажет, что мелочи для менеджера ничего не значат.

6.Вы будете равнодушны людям, пока не проявите заботу о них.

2. Сущность и содержание менеджмента.

2.1. Общие понятия.

Менеджмент (англ. Management - управление, заведование, организация) это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Современный менеджмент включает две неотъемлемые части:

1. Теорию руководства

2. Практические способы эффективного управления, или искусство управления.

Понятие "менеджмент" прочно вошло в нашу повседневную жизнь и стало привычным для деловой Российской жизни. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов.

В связи с этим следует подробно остановиться на значении термина "менеджмент". Русское слово “управление” и английское слово "менеджмент" считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин "менеджмент", мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле термин "управление" не является удовлетворительным заместителем термина "менеджмент" потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально - экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.

Таким образом, термин «менеджмент« употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как у других целей используются иные термины.

В наших условиях нужно употреблять термины «организация», «управление« и «администрирование». Однако, государственные, общественные и другие организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат.