Файл: Основные функции в системе менеджмента (Задачи и цели менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С учетом изложенного в работе термин "управление" в дальнейшем будет употребляться, с определенной степенью условности, в том же значении, что и термин «менеджмент».

Для того чтобы определить понятие менеджмента, важно уточнить некоторые входящие в него положения, прежде всего целевое содержание.

2.2. Задачи и цели менеджмента.

Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, Обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.

В той же мере конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы.

Исходя из этого важнейшей задачей менеджмента, является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей, на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся:

переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

стимулирования сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

разработка стратегии развития организации и реализация;

определение конкретных целей развития организации;

постоянный поиск и освоение новых рынков;

выработки системы мер для достижения намеченных целей;

осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые намеченные цели оцениваются на рынке.

Развитие теории управления, разработка экономико-математических методов позволили многие качественные решения задач дополнить или заменить точными количественными оценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники и коммуникаций способствовало повышению эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе часов (от– до) трудоемкость расчетов, стали повседневной реальностью.


3. Методы и модели управления.

В современном менеджменте существуют различные способы решения задач: конкретные методы решения задач управления, моделирование управленческих процессов, информационное и техническое обеспечение принятия решений и др.

В России теоретическая и прикладная статистика, экономико-математические модели решения задач, инженерных расчетов и т.п. разработаны достаточно хорошо. Менее развита автоматизация процессов обработки информации, управления производством, принятия решений.

Однако эффективность управления зависит не только от способов решения задач, но в огромной степени и от хозяйственного механизма и системы государственного регулирования. Поэтому многие модели управления (стратегического и оперативного), успешно используются за рубежом, не всегда могут быть эффективно применены в России, что объясняется разной степенью зрелости рыночных отношений.

Если рассматривать способы менеджмента с позиций макроэкономики управления организациями, то можно заметить, что передовые методы управления наиболее активно внедряются в рамках действующего и хозяйственного механизма.

Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления и характеризуют следующие положения:

отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, то есть воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации.

Использование в управлении теории систем, облегчает задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Главные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде, причем границы с ней являются открытыми, то есть предприятие зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающей извне. Чтобы функционировать, система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде. Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обуславливается реакциями на различные по своей природе воздействия извне. Центральный момент здесь - ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период часов. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые, можно эффективно достигать цели.


Новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как лидерство и стиль руководства, квалификацию и культуру работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения. Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отражение в принципах менеджмента, формулировка которых показывает роль человека, возросший профессионализм, личные качества, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях. Например, в составе важнейших принципов, которыми рекомендуется пользоваться менеджерам в последнем десятилетии потокового возраста, нередко называются следующие:

доброжелательное отношение менеджеров ко всем работающим в организации;

ответственность менеджеров всех уровней за успешную деятельность организации;

коммуникации (горизонтальные и вертикальные) как внутри, так и вне организации;

создание атмосферы открытости, честности, доверия людям;

содействие реализации их талантов и стремление к постоянному совершенствованию, как личной работы, так и работы организации.

Практическое воплощение новых принципов управления весьма сложное и требует радикального пересмотра всей философии бизнеса, изменения психологии работающих (в том числе менеджеров), повышения их квалификации и рост личного потенциала.

3.1 Основные категории теории управления.

Теорию управления принято рассматривать как комплексную науку или научное направление, опирающееся на многие теоретические и практические знания. Это объясняется многогранностью проблемы управления и управленческой деятельности, основанной на сознательном использовании экономических, естественно - технических организационных, социально - психологических законов и закономерностей, присущих объекту управления. Теория управления очевидно должна быть ориентирована на решение практических задач.

Элементами управления как общего вида человеческой деятельности является цель управления и способ достижения цели, объект и субъект управления, взаимодействующие в определенной окружающей среде.

Предметом рассмотрения теории управления являются управленческие (организационно - управленческие, организационно - экономические) отношения, реализуемые как информационные связи при организации производства и управлении им.


Процесс управления включает сбор, переработку и передачу информации (предмет управленческого труда), используемой для выработки решений (продукт управленческого труда).

Средства труда в управленческой деятельности - методы и средства обработки и анализа информации и принятия на этой основе конкретных решений.

Содержание управленческого труда раскрывается в процессе управления, состоит из циклического повторения функций управления или конкретных видов управленческих работ, выполняемых во всех видах производственной деятельности:

научно - технической;

технологической;

учетной;

финансовой;

и др.

3.2.Технология управления.

Технология управления - это приемы, способы и порядок (последовательность, регламент) выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций. В процессе любой технологии предмет труда превращается в продукт труда на управляемых предприятиях.

При выработке и принятие всех управленческих решений, основной подход заключается в том, чтобы помочь работнику осознать собственные возможности.

Процессный. При процессном подходе управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций.

Системный. При системном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов.

Ситуационный. Ситуационной подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией.

Функциональный. Суть функционального подхода состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для ее удовлетворения.

Данные подходы следует отнести к главным принципам управления. Впервые термин «принципы управления« ввел инженер - технолог Ф.Тейлор, который в 1911 году опубликовал работу под названием«Принципы научного менеджмента».

3.4 Управленческие решения.

Решение - это социально психологический акт выбора одного или нескольких вариантов из множества возможных.

Управленческие решения классифицируются по следующим признакам:

стадия жизненного цикла товара;

подсистема системы менеджмента;

сфера действия;

цель;

масштабность;

Организация выработки;

продолжительность действия;

объект воздействия;

методы формализации;


формы отражения;

способ передачи;

уровень управления.

Показателями качества управленческих решений являются:

энтропия, то есть количественная определенность связей между элементами системы менеджмента и решения;

вероятность риска достижения целей;

количество задействованных при формировании решения уровней иерархии;

решения, применяемые при принятии современных методов;

затраты на принятие и реализацию решения;

эффективность решения.

3.5 Виды менеджмента.

Менеджмент пронизывает всю организацию, затрагивает практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которые образовывают смысл менеджмента, а также выделить его отдельные виды.

Производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара согласно предварительным стадиям жизненного цикла.

Финансовой менеджмент - это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, которые вкладываются владельцами в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.

Социальный менеджмент — это область управления, формирующая у будущих специалистов теоретические и практические навыки, позволяющие эффективно воздействовать на социальные процессы, влиять на создание благоприятной для человека социальной среды, проектировать социальные организации, что в свою очередь обеспечивает рациональное использование самого богатого и неограниченного из всех ресурсов— человеческого.

Управление социальным развитием организации — специфический вид менеджмента, имеющий свой объект, свои методы, формы выработки и реализации управленческих решений. Совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе знания закономерностей протекания социальных процессов.