Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета (Содержание бухгалтерского учета)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Рисунок составлен по Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет на современном предприятии / Н. П. Пошерстник. – М.: Проспект, 2010. – 560 с.»

На практике распространено применение условно-натуральных измерителей. Они предназначены для отражения однородных по назначению, но разных по качественным характеристикам объектов учета. Использование условно-натуральных единиц значительно расширяет сферу применения натуральных измерителей.[19]

Трудовые измерители используются для расчета количества труда и выражаются в единицах времени. С их помощью рассчитывают производительность труда и его оплату, контролируют норму выработки рабочих и др. На практике трудовые измерители применяются вместе с натуральными измерителями.[20]

Денежные измерители используются в бухгалтерском учете для отражения объектов в едином выражении. В условиях рыночных отношений важнейшие показатели хозяйственной деятельности выражаются только в денежной форме. [21]

Согласно действующему законодательству все предприятия должны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность в денежной единице страны.[22]

Реформирование системы бухгалтерского учета значительно изменило правовые и методологические основы организации бухгалтерского учета на предприятиях.

Это связано с приведением национальной системы учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами бухгалтерского учета, поскольку мировая глобализация экономики обусловливает необходимость не только в производственной кооперации, но и в сфере информационных технологий. А это требует единой оценки экономических и хозяйственных процессов и единых принципов отражения информации об этих процессах в системе бухгалтерского учета.

1.3 Предмет и цели бухгалтерского учета

Организация и содержание бухгалтерского учета определяется характером деятельности хозяйствующих субъектов. Все предприятия независимо от форм собственности и форм управления обязаны вести бухгалтерский учет.[23]

К их числу можно отнести предприятия производства, производственно – коммерческие, коммерческие, банки, страховые, научно – исследовательские, консультационные, общественные и некоммерческие организации, фонды, госучреждения, финансируемые из госбюджета, а также различные структуры типа объединения и ассоциации.


Предприятия, относящиеся к числу малых и микрофирм, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица могут вести бухгалтерский учет по упрощенной системе учета, отчетности и налогообложения. [24]

На каждом предприятии имеются подлежащие учету объекты, к которым относятся хозяйственные средства (имущества), источники образования хозяйственных средств и совершаемые хозяйственные процессы.[25]

Хозяйственные средства (имущества) предприятий участвуют в процессах производства собственной продукции, реализации и организации потребления этой продукции и покупных товаров. Хозяйственные процессы на предприятиях включает товародвижение от производства до потребления: приобретение сырья и материалов, производство продукции, ее реализация, организация потребления. [26]

Таким образом, объектами бухгалтерского учета является все то, что учитывается на предприятии, а именно: имущество предприятия, его обязательства, собственный капитал, доходы и расходы, прибыль, убытки и хозяйственные операции, связанные с их движением.[27]

Исходя, из сказанного выше следует выделить три взаимосвязанные группы объектов бухгалтерского учета. Это:

  1. Во-первых, имущества предприятия, их состав и размещение;
  2. Во-вторых, имущества предприятия с точки зрения их источников образования (капитал, обязательства);
  3. В-третьих, хозяйственные процессы, происходящие в сферах производства и реализации, а также обеспечивающие процессы производства – процесс снабжения.

В процессе хозяйственной деятельности предприятий или хозяйствующих субъектов используются различные имущества, которые находятся в их распоряжении.

Имущество, либо активы представляют собой разнообразный вид хозяйственных средств, при помощи которых осуществляют финансово-хозяйственную деятельность. Число, размер, вид хозяйственных средств, для каждого предприятия определяется исходя из характера и объема работы данного предприятия. Чем больше объем работ выполняет предприятие, тем больше у него должно быть хозяйственных средств. [28]

Активы предприятия представляют собой определенный ресурс, отвечающий следующим требованиям:

а) они должны находиться в составе собственности;

б) для предприятия должны предоставлять определенную ценность;


в) они имеют стоимость и должны приносить предприятию выгоду.[29]

В обобщенном виде имущество хозяйствующего субъекта с точки зрения состава и размещения можно подразделить на три группы: долгосрочные, текущие (оборотные) и отвлеченные.

Долгосрочными активами называются имущества, у которых полезный срок службы рассчитан более одного года, в течение которого, будучи полезным, принесет предприятию определенный доход или экономическую выгоду.

В противоположность долгосрочным активам, текущие (оборотные) активы представляют такие имущества, которые используются менее одного года и в процессе производства потребляются полностью за каждый цикл, свою стоимость переносит на стоимость готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг.[30]

К отвлеченным активам следует отнести изъятие из оборота средств в виде платежей в бюджет из прибыли в виде налогов, уплаты процентов за кредит, исчисление дивидендов за счет прибыли и т.п. к числу отвлеченных средств относятся такие убытки предприятия, которые представляют собой превышение расходов над доходами.[31]

В состав долгосрочных активов входят: основные средства, нематериальные активы, капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения.[32]

Основными средствами являются имущества, используемые на предприятии в качестве предмета труда в процессе производства, выполнении работ, оказании услуг, а также в целях управления предприятием в течение длительного периода времени.

Отличительная особенность основных средств состоит в том, что они многократно участвуют, а процессе производства и управлении, длительное время сохраняют свою первоначальную форму. Их стоимость переносится на вновь созданный продукт или затраты предприятия постепенно, по мере их износа.[33]

В соответствии с действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету в состав основных средств входят: здания, сооружения и передаточные устройства; машины и оборудования; мебель и офисное оборудование; компьютерное оборудование и вычислительная техника; транспортные средства; рабочий и продуктивный скот; многолетние насаждения и другие. [34]

Нематериальные активы хотя и сохраняют основные понятия основных средств, но в отличии от последних не имеют физического содержания. Их ценность заключается в долгосрочных правах или преимуществах, которые они дают владельцу.[35]


Наиболее распространенными нематериальными активами являются лицензии, авторские права, компьютерное программное обеспечение, право пользования землей, организационные расходы, торговые марки, товарные знаки и др.

Капитальные вложения. Затраты предприятия на строительство, приобретение основных средств и средства использованные на незавершенное строительство считаются капитальными вложениями.

Следовательно, при строительстве здания, сооружения, средства затраченные на строительство, до их сдачи в эксплуатацию и принятия в состав основных средств учитываются как капитальные вложения.

Долгосрочные финансовые вложения предприятия могут произвести на приобретение ценных бумаг, которые предусматриваются использовать на срок более одного года. Аналогичные затраты производятся в целях вложения средств в деятельность других предприятий и приобретения права на получение ежегодного дохода в виде дивиденда. [36]

Текущими (оборотными) активами являются такие активы, которые быстрее других превращаются в денежные средства для оплаты обязательств. Такие активы в теории и практике называются ликвидными. К ним относятся: товарно-материальные запасы, расходы будущих периодов, счета к получению, денежные средства и прочие текущие активы.[37]

К товарно-материальным запасам относятся запасы сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующие изделия, топливо, запасные части, строительные материалы, тара и тарные материалы, инвентарь, хозяйственные принадлежности и прочие материалы. Сюда же следует отнести незавершенное производство, готовая продукция и товары. [38]

Счета к получению, иначе говоря – это дебиторская задолженность различных юридических и физических лиц данному предприятию.

Таким образом, обобщая первую главу, можно сделать следующие выводы:

  • бухгалтерский учет служит для формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;
  • при помощи бухгалтерского учета внешние и внутренние пользователи получают своевременную информацию о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.


2. Организация бухгалтерского учета

2.1 Метод организации бухгалтерского учета

Организация бухгалтерского учета как вид деятельности и составляющая науки о бухгалтерском учете возникла на пересечении последней и науки об организации и управлении деятельностью экономической единицы.[39]

Несмотря на определенную подчиненность указанным направлениям экономического учения, организация бухгалтерского учета имеет свою методику, методологию и метод. В общем метод понимают как совокупность приемов, с помощью которых исследуется тот или иной предмет.

Организация бухгалтерского учета, как и все науки, применяет общенаучные методы и приемы познания: анализ и синтез; индукцию и дедукцию; аналогию и моделирование; абстрагирование и конкретизацию.[40]

Анализ - это такой метод рассуждений, который заключается в опосредованном или непосредственном расчленении предмета для как можно более подробного его изучения. При этом выделены в соответствующем порядке части изучаются в рамках целого.[41]

Примером может быть разделение предмета организации бухгалтерского учета по этапам и направлением их изучения в рамках единого учетного процесса.

Синтез противоположность анализу, заключается в изучении предмета в целом, в единстве и одновременно во взаимосвязи его частей.

Примером применения синтеза в организации бухгалтерского учета является составление приказа об учетной политике определенного учреждения, сочетающий в себе информацию об отдельных направлениях организации учетного процесса и работы в бухгалтерской службе и выступает объектом изучения для исполнителей учетных работ как план рациональной организации учета.

Индукция представляет собой такой метод рассуждений, согласно которому общий вывод о характеристике совокупности формируется на основании изучения характеристик отдельных ее составляющих.[42]

Примером применения индукции в организации бухгалтерского учета может быть исследование предпочтений отдельных работников бухгалтерской службы с целью определения критериев оборудования рабочих кабинетов.

Дедукция означает исследование совокупности в целом, с последующим переносом полученных характеристик и признаков совокупности на отдельные ее составляющие.

Аналогия является таким методом мышления, согласно которому познание одного предмета осуществляется на основании его сходства с другим предметом изучения. Так, именно по аналогии составляют учетные номенклатуры запасов и необоротных активов, осуществляют расчеты с дебиторами или кредиторами и т.д..[43]