Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Нотариат в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, например, при совершении нотариального действия по удостоверению сделки с недвижимым имуществом нотариус (лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса) должен соблюдать основные правила совершения нотариальных действий, предусмотренные гл. IX и X Основ[44]: 1) установить личность обратившегося за совершением нотариального действия на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица (ст. 42 Основ), а также иных лиц, подписывающих сделку (рукоприкладчика, переводчика, сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика); 2) проверить дееспособность гражданина, правоспособность юридического лица, иных лиц, подписывающих доверенность (рукоприкладчика, переводчика, сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также если за совершением нотариального действия обратился представитель лица, в интересах которого совершается нотариальное действие, его полномочия (ст. 43 Основ)[45].

Проверка дееспособности граждан, правоспособности юридических лиц, а также полномочий на совершение нотариального действия осуществляется при установлении личности лица[46], обратившегося за нотариальным действием, и при проверке документов[47].

Итак, в соответствии со ст. 1 Основ законодательства о нотариате нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Правила совершения нотариальных действий можно разделить на основные, которые применяются ко всем видам нотариальных действий, и специальные, которые применяются к отдельным видам нотариальных действий.

Глава 3. Перспективы совершенствования нотариальной деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина


3.1. Повышение эффективности взаимодействия нотариата, суда и мировых судей

Учитывая особенность деятельности нотариусов и нотариальных органов в целом, представляется затруднительным отнести нотариат к какой-либо ветви власти. Он защищает права и интересы, но при этом не является органом судебной власти. Отсюда возникает множество проблем, связанных с разграничением деятельности нотариата и судов общей юрисдикции[48].

У суда и у нотариата общие функции по защите прав, но способы этой защиты отличаются друг от друга. Путем рассмотрения и разрешения различного рода споров суд осуществляет свою правозащитную функцию. Нотариусы делают то же самое путем нотариального удостоверения бесспорных фактов. В случае если возникает спор о праве, нотариат не принимает участия в решении подобной проблемы и отказывает в совершении нотариальных действий[49].

Исходя из того, что суд и нотариат в равной степени являются независимыми и беспристрастными органами, осуществляющими публично-правовые функции, следует обратить внимание на основной критерий их различия в сфере гражданской юрисдикции: спорность или бесспорность права. Когда имеет место спор, вопрос решается судом, когда бесспорность - нотариусом[50]. Отсюда следует, что можно различать данные органы на основании следующего:

1) содержание деятельности предполагает осуществление правосудия судом и осуществление действий предупредительного характера нотариатом;

2) степень обязательности конечных актов (как судебных, так и нотариальных): постановления судов носят обязательный характер, нотариальные акты - нет, за исключением исполнительных надписей нотариуса и нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов;

3) степень финансирования: деятельность судов общей юрисдикции спонсируется государством, когда как небюджетный нотариат осуществляет свою деятельность на принципе самофинансирования[51].

Обращаясь к проблеме определения места нотариата в системе органов власти, Н.И. Куленко, например, считает, что нотариат занимает достойную нишу в сфере органов управления, иными словами, является органом исполнительной власти. И с этим мнением, трудно не согласиться, поскольку совершение тех действий, которые возложены на нотариальные органы, возможно только институтом, обладающим определенными властными полномочиями[52].


Е.Г. Зинков также критикует мнение, согласно которому нотариат является институтом предупредительного или превентивного правосудия. Он отмечает, что деятельность нотариуса по своей исторической сути не имеет никакого отношения к правосудию, так как он никогда не участвовал в его осуществлении. Необоснованной считает и теорию о том, что функции нотариата обладают двойственной структурой и могут осуществляться как в рамках осуществления правосудия, так и вне этих рамок. Автор особо подчеркивает, что нотариус, в отличие от суда, участвует только при осуществлении каких-либо бесспорных отношений, в которых нет необходимости что-либо разбирать, по существу[53].

Э.Э. Дуйсенов и А.Б. Жанабилова отмечают, что функциональная сторона нотариата раскрывается именно в связи с деятельностью исполнительных органов власти (или же органов юстиции)[54]. Доктрина гражданского права полна дискуссий относительно данного вопроса.

Нотариат нельзя причислять исключительно к органам исполнительной власти, поскольку он занимает особую нишу и выделяется характерными особенностями.

Сам по себе институт нотариата представляет собой совокупность нотариальных органов. Так, отдельно рассматриваются его элементы: нотариальные конторы; нотариальные палата (регионального и федерального уровней); государственные нотариусы и нотариусы, которые занимаются частной практикой; должностные лица, для которых нотариальная деятельность является дополнительной функцией (например, глава или специально уполномоченное лицо органа местного самоуправления)[55].

Необходимо также отметить тот факт, что по критерию охвата населения нотариальные органы занимают лидирующие позиции. Даже органы адвокатуры не могут сравниться в этом плане с нотариатом. Возможно, это связано с социальной направленностью деятельности данных органов, выраженных в многообразии видов нотариальных действий и необходимости всесторонней защиты прав и интересов граждан. Ведь, по сути, деятельность нотариусов является юридическим обслуживанием заинтересованных слоев населения[56].

В современной актуальной юридической литературе перспективные направления повышения эффективности работы нотариата все чаще связываются с развитием систем электронного правосудия и в целом электронного документооборота. Озабоченность лиц, вовлеченных в процесс нотариальной деятельности, по этому вопросу носит достаточно очевидный характер[57].


«Даже если оставить в стороне развитие искусственного интеллекта, - утверждает В.В. Ралько, - грядущие изменения в документообороте сами по себе окажут большое влияние на нотариат. К примеру, в ближайшие 10 - 15 лет документооборот практически на 100% станет электронным»[58].

Однако, обеспокоенность вызывает не только этот фактор; как пишет Е.А. Кириллова, использование документов электронного типа потребует их легализации, т.е. определения порядка их удостоверения (в части, к примеру, способа фиксации реквизитов), а также защиты от незаконных трансформаций при электронном обмене; однако правовой статус электронной подписи и документа, имеющий место в нашей стране, как правило, препятствует развитию оборота российских нотариальных документов в электронной форме за рубежом (в отличие от обычных «бумажных» документов)[59]. Такого рода проблематику специалисты связывают с необходимостью разработки механизма формирования электронных нотариальных документов[60].

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 391-ФЗ[61] были существенно расширены полномочия нотариуса, установлены более совершенные механизмы защиты прав и интересов индивида; нотариус получил возможность совершения в электронном формате нотариальных действий (ст. 44.2, ч. 1 Основ законодательства о нотариате[62]). Формируется единая информационная система нотариата России, содержащая сведения о совершенных нотариальных действиях.

В числе перспективных направлений совершенствования конституционно-правового статуса нотариата, повышения эффективности его деятельности по защите прав и свобод человека как приоритетной конституционной ценности можно выделить предложения ученых и практиков-нотариусов, в числе которых рекомендации и соображения общего характера, которые связываются с развитием систем электронного правосудия и в целом электронного документооборота.

Так, например, исследователи указывают на необходимость формирования новых электронных технологий взаимодействия с лицами, обратившимися за нотариальными услугами, базирующимися на интернет-технологиях[63]. При характеристике перспектив совершенствования нотариальной деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина, которые многие нотариусы связывают с развитием систем электронного правосудия и электронного документооборота, необходимо обратиться к вопросам повышения эффективности взаимодействия нотариата, суда и мировых судей[64].


Конкретных и достаточно простых в части своей реализации предложений, к сожалению, в юридической литературе немного, хотя большинство исследователей осознают, что нотариат представляет собой тот орган, который призван формировать базис эффективного правосудия: в процессе нотариального обеспечения доказательственной информацией нотариат снимает с суда эту обязанность при непосредственном рассмотрении дел, т.е. для ее изучения у суда больше времени и это повышает эффективность правосудия[65].

Следует признать, что вышеуказанное предложение небезынтересно уже в силу изменения ставшей классической «сферы пересечения интересов» нотариата и суда - сферы обеспечения доказательств[66]. Реализация нотариусом функции по обеспечению доказательств представляет собой пример квалифицированной помощи индивиду в защите его конституционных прав и свобод[67].

Итак, необходимо исследовать и иные перспективы организации эффективного взаимодействия нотариата и суда.

В этой связи представляется обоснованным исследовать вопрос о возможности, к примеру, дополнения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, разъясняющего процесс использования нормативных правовых актов, регламентирующих применение электронных документов в ходе работы судов[68], положениями об организации взаимодействия мировых судей и нотариата при применении систем электронного правосудия.

3.2. Совершенствование взаимоотношений органов нотариата с органами государственной власти

Так, одним из органов, с которым нотариат тесно связан, является Федеральная налоговая служба (далее - ФНС). Налоговые органы, как правило, проверяют правильность взимания государственной пошлины при совершении юридически значимых действий и соответствие взимаемых средств существующим тарифам.

Тем не менее, взаимодействие нотариата с ФНС происходит не только по поводу налогов, уплачиваемых нотариусами[69].

Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[70] предусматривает правило о представлении документов для государственной регистрации путем обращения к нотариусу. Причем итоговые документы нотариус вправе выдавать в электронной форме. Но Законом не воспрещается подавать документы и в бумажном виде.