Файл: Организационные аспекты закупки и поставки товаров в коммерческие предприятия (Определение и сущность закупочной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 915

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап экономического развития, характеризующийся обострением конкурентной борьбы, выделением новых ее форм, глобализационными процессами, расставляет принципиально новые акценты в теории стратегии. Практически все исследователи, занимающиеся теорией стратегии, уделяют особое внимание поиску эффективных механизмов, которые способствовали бы быстрому реагированию хозяйственного субъекта на изменение внешней и внутренней среды и адаптации к новым условиям. Различным аспектам формирования и реализации стратегии развития предприятия посвящены работы Л. Абалкина, И. Ансоффа, И. Гуркова, Ф. Котлера, М. Портера, А. Стрикленда, X. Виссема, А. Томпсона, Р. Фатхутдинова и др..Однако, несмотря на весомые наработки остаются проблемы, требующие специального научного анализа. В частности, недостаточно внимания уделяется исследованию торговой логистики как элемента стратегического управления деятельностью предприятия и особенностям формирования стратегии предприятий сферы торговли.

Закупки предприятия - важнейший процесс в развитии совершенствовании предприятия и достижении его конечных целей. Задачи, методы и формы взаимодействия с поставщиками, стоящие перед службой закупок, и в целом эффективность закупочной деятельности в основном зависят от того, как сильно и качественно развито межфункциональное взаимодействие различных служб предприятия.

Целью данной работы совершенствование закупочной деятельности торгового предприятия.

Задачи курсовой работы:

- раскрыть теоретические основы закупочной деятельности,

- дать определение и сущность закупочной деятельности,

- рассмотреть особенности того рынка на котором работает предприятие,

- дать организационно-экономическую характеристику предприятия «Магнит» НАО «Тандер» в Оренбурге,

- провести анализ коммерческой деятельности внутренней среды «Магнит» НАО «Тандер» в Оренбурге,

- осуществить анализ маркетинговой деятельности «Магнит» НАО «Тандер» в Оренбурге,

Объект курсовой работы – «Магнит» НАО «Тандер» в Оренбурге,

Предмет курсовой работы – особенности закупочной деятельности и её влияние на коммерческую деятельность предприятия.

Теоретическая основа исследования составили монографии, учебники, результаты научных исследований, публикации в специализированных СМИ, Интернет-ресурсы и др.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Определение и сущность закупочной деятельности

Закупки предприятия – это один из важнейших процессов, осуществляемый при ведении бизнеса. Именно процесс закупки обеспечивает эффективное функционирование сегодняшних предприятий, существенно влияет на их конкурентоспособность, эффективность и устойчивость. Под конкуренцией следует понимать возможность предприятия в полной мере удовлетворять требования потребителей, путём предоставления самой качественной продукции по приемлемым цена и в необходимые сроки. Таким образом, можно сказать, что закупки предприятия базируются на выполнении шести основных правил логистика: товар, качество, количество, место, время и затраты [1].

Так как деятельность любого предприятия имеет долговременный период, это требует поиска комплексных и оптимальных решений, которые организуют эффективные закупки предприятия на длительную перспективу. Нахождение этих решений отражается, в конечном итоге, в производственных, маркетинговых и логистических стратегиях предприятий.

Закупки предприятия - это приобретение необходимых товаров для удовлетворения нужд самого предприятия и спроса потребителей. Осуществляя закупки, предприятия стремятся минимизировать затраты, а следовательно, снизить издержки и получить максимальную прибыль. Поэтому, закупочная деятельность является одной из самых ответственных функций. Качественно организованные закупки предприятия способствуют снижению вероятности коммерческого риска, который связан с отсутствие сбыта и спроса на товар [2].

Реализуя процесс закупки, предприятия определяют те товары, в которых они нуждаются, и начинают выбор достойных проверенных подрядных организаций и ответственных поставщиков, их оценка и отбор. Выбор осуществляется путём применения обязательных процедур, основанных на нормативно-методической базе закупочной деятельности.

Закупки предприятия включают в себя, помимо приобретения необходимых товаров, организацию из перемещения, включая места размещения, организацию смены собственника, а также сбор, анализ и передачу своевременной и точной информации другим подразделениям. Эффективные закупки предприятия позволяют создать оптимальный ассортимент и номенклатуру товаров предприятия и обеспечивают его результативную работу [3].


Эффективные закупки предприятия должны реализовываться самым оптимальным и результативным способом. Хорошо организованные закупки предприятия можно оценивать по тому, сколько времени предприятие тратит на отбор и поиск контрагентов, является ли этот процесс объективным или всё же носит формальных характер, насколько качественно рассматриваются потенциальные поставщики. Ведь именно от их работы зависит работа самого предприятия [4].

1.2 Методы и технологии закупочной деятельности

Управление закупками является одной из составных частей общего управления цепочками поставок в рамках одной логистической цепи. Поэтому при разработке функционального подхода и оценке поставщиков прежде всего необходимо определить степень его влияния на весь механизм управления закупками. На рис. 1.1 представлен механизм выбора и последующей оценки поставщиков с точки зрения функционального подхода, где сплошной чертой обозначены этапы, предлагаемые в рамках прорабатываемого подхода [5].

Рисунок 1 - Механизм управления закупками на основе функционального подхода

Отличие механизма отбора поставщиков на основе функционального подхода от общепринятого возникает на оценки возможных источников поставки, согласно современной концепции логистики, поставщик, предприятие, потребитель и посредники создают единую логистическую цепочку поставок, следовательно, при анализе поставщика необходимо также анализировать и посредников, включенных в создаваемую логистическую цепь [6].

Кроме того, наличие посредника между производством сырья и товаропроизводителем связано с тем, что часть функций производителя сырья берет на себя посредник, и поставщиками являются они оба( в дальнейшем поставщиком будет называться предприятие-производитель ресурсов, а тот кто непосредственно доставляет сырье товаропроизводителю будет именоваться посредником).

В последнее время широко в иностранной практике используются электронные системы закупки. Как пример можно привести модернизация производственных систем в авто­мобильной промышленности Японии, США и Западной Европы, которая привела к сокращению объемов складских запасов за счет активного использования аутсорсинга и поставок сы­рья и материалов в зависимости от производственных потребностей. Это позволяет вы­свободить оборотные средства, использовавшиеся на приобретение крупных партий сырья и материалов и содержание складских площадей. Фактически это выражается в увеличе­нии количества поставщиков и обеспечении частых поставок небольших партий сырья и материалов. Так, средний японский автопроизводитель имеет около 80 поставщиков, что в 1,5-2 раза превышает количество поставщиков для таких же предприятий в США и Вели­кобритании (табл. 1.1). В 2004-2015 гг., по оценке, количество поставщиков для среднего автосборочного предприятия в Великобритании увеличилось на 7%, а в США - более чем на 50% [7].


Таблица 1.1 - Управление закупками в автомобильной промышленности

Показатель

Япония

США

Великобритания

Среднее количество поставщиков предприятия, ед.

78

56

23

Средний промежуток времени между поставками, час.

поставками

6,1

25,5

41,0

Частота срывов поставок %

3,5

12,3

4.4

Уровень дефектности поставок ед./млн. ед.

463

7752

3861

Источник: Oliver N., Delbridge R., Barton H. Lean Production and Manufacturing Performance Improvement in Japan, UK, and US 2004-2015. ESRC Centre for Business Research, University of Cambridge. Workina Paper. 2016, No. 232.

Перенимая японский опыт организации производства, автомобильные компании пе­реходят на плотный график поставок сырья и материалов. По статистике, в Японии сред­ний интервал времени между поставками составляет 6 часов. Это в 4 раза чаще, чем в США, и в 6,5 раза чаще, чем в Великобритании. Вместе с тем, для всех рассматриваемых стран характерно повышение частоты поставок: по оценке, в 1994-2001 гг. частота поста­вок на автомобильных предприятиях в США увеличилась на 53%, а в Японии - на 8%.

Указанные тенденции повышают зависимость автомобильных компаний от качества и ритмичности работы своих поставщиков. В этих условиях риск срыва поставок или риск дефектности могут быть снижены благодаря установлению долгосрочных отношений с поставщиками, что активно применяется японскими компаниями. Несмотря на большое количество поставщиков и режим частых поставок, в Японии срыв поставок возникает только в 3,5% случаев, в то время как в США - в 12% случаев. Существенно снижена в Японии и дефектность поставок: на 1 млн. поставляемых деталей приходится менее 500 дефектных деталей в Японии, более 3500 в Великобритании и более 7500 в США.

Аналогичным образом в Японии и остальных странах, участвующих в «погоне за «Тойотой», организовано управление материальными потоками и запасами готовой про­дукции. Опыт «Тойоты» в этом отношении заключается в организации «вытягивающего» производства, когда выполнение операции происходит только при потребности в ее ре­зультатах на дальнейших стадиях обработки. Это связано с регламентированным отпус­ком складских запасов в зависимости от производственных потребностей. Кроме этого, используется режим частых поставок готовой продукции потребителю. В 2001 г. японские автопроизводители проводили отгрузку готовой продукции каждые 4 часа. Для сравнения, аналогичный интервал для США составлял в том же году 10 часов [2]. В 1994-2001 гг. частота поставок готовой продукции на японских предприятиях автомобильной промыш­ленности увеличилась на 20%, а американских - на 12%.


Для современных производственных систем, основанных на японском опыте органи­зации производства, характерна также оптимизация расположения оборудования и транс­портировки ресурсов во время производства. Это позволяет не только снизить затраты времени на перемещение ресурсов во время производства, но и сократить стоимость внут­рицеховых запасов предприятий. Суммарная стоимость складских и внутрицеховых запа­сов автосборочных предприятий в Японии с 1980-х гг. составляет менее 5% объема продаж готовой продукции этих предприятий, в то время как для автосборочных предприятий США этот показатель составляет 6-8% [3].

1.3. Особенности рынка торговли Уральского региона и Оренбурга

Полученные в рамках исследования результаты позволяют сделать вывод, что центры торговли в Уральском регионе сформировались в столицах субъектов федерации.

Именно в этих муниципальных образованиях наблюдается наибольший рост оборота розничной торговли, а также самые высокие значения показателя оборота розничной торговли на душу населения, который в городах Екатеринбург, Пермь и Челябинск более чем в 2 раза превышает данный показатель во «вторых» и «третьих» городах регионов. Данное обстоятельство обусловлено не только более высоким уровнем дохода жителей Екатеринбурга, Челябинска и Перми, но и высокой привлекательностью «столичных» предприятий сферы торговли для жителей близлежащих муниципальных образований.

Например, многие жители Каменск-Уральского «по привычке» предпочитают приобретать товары длительного пользования в крупных торгово-развлекательных центрах Екатеринбурга и Челябинска.

Как показал анализ, рост оборота розничной торговли имеет место во всех муниципальных образованиях, за исключением Магнитогорска. Самые высокие темпы роста оборота розничной торговли на душу населения к показателю предыдущего года наблюдаются в Перми – 52,52 %, Екатеринбурге – 50,08% и Березниках – 47,39 %. В Магнитогорске оборот розничной торговли не только не вырос, но и уменьшился на 26,64% по сравнению с аналогичным показателем 2007 года, сокращение составило 1859,2 млн. рублей. Данные представлены в таблице 2.1.

Таблица 1.2 -  Оборот розничной торговли и его динамика Уральского региона

Города

Показатели

Общий оборот розничной торговли (млн.руб)

Оборот розничной торговли на душу населения (тыс.руб)

Темпы роста общего оборота розничной торговли (%)

Темпы роста оборота розничной торговли на душу населения (%)

2016 г.

2017 г.

2016 г.

2017 г.

2016 г.

2017 г.

2016 г.

2017 г.

Столицы субъектов федерации

Екатеринбург

48435,3

73193,8

35,76

53,67

-

151,12

-

150,08

Пермь

32679,9

49773,2

33,10

50,49

-

152,31

-

152,52

Челябинск

38460,5

45879,9

35,20

41,95

-

119,29

-

119,16

«Вторые» города регионов

Нижний Тагил

5875,4

7706,5

15,64

20,58

-

131,17

-

131,59

Березники

3207,1

4695,5

19,32

28,47

-

146,41

-

147,39

Магнитогорск

6997,5

5138,3

17,11

12,55

-

73,43

-

73,36

«Третьи» города регионов

Каменск-Уральский

2983,7

4611,5

16,36

25,39

-

154,56

-

115,24

Оренбург

1200

1204,5

6,36

6,41

-

100,38

-

100,80