Файл: Организационные аспекты закупки и поставки товаров в коммерческие предприятия (Определение и сущность закупочной деятельности).pdf
Добавлен: 27.05.2023
Просмотров: 915
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Определение и сущность закупочной деятельности
1.2 Методы и технологии закупочной деятельности
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «МАГНИТ» НАО «ТАНДЕР»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия «Магнит» НАО «Тандер»
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап экономического развития, характеризующийся обострением конкурентной борьбы, выделением новых ее форм, глобализационными процессами, расставляет принципиально новые акценты в теории стратегии. Практически все исследователи, занимающиеся теорией стратегии, уделяют особое внимание поиску эффективных механизмов, которые способствовали бы быстрому реагированию хозяйственного субъекта на изменение внешней и внутренней среды и адаптации к новым условиям. Различным аспектам формирования и реализации стратегии развития предприятия посвящены работы Л. Абалкина, И. Ансоффа, И. Гуркова, Ф. Котлера, М. Портера, А. Стрикленда, X. Виссема, А. Томпсона, Р. Фатхутдинова и др..Однако, несмотря на весомые наработки остаются проблемы, требующие специального научного анализа. В частности, недостаточно внимания уделяется исследованию торговой логистики как элемента стратегического управления деятельностью предприятия и особенностям формирования стратегии предприятий сферы торговли.
Закупки предприятия - важнейший процесс в развитии совершенствовании предприятия и достижении его конечных целей. Задачи, методы и формы взаимодействия с поставщиками, стоящие перед службой закупок, и в целом эффективность закупочной деятельности в основном зависят от того, как сильно и качественно развито межфункциональное взаимодействие различных служб предприятия.
Целью данной работы совершенствование закупочной деятельности торгового предприятия.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть теоретические основы закупочной деятельности,
- дать определение и сущность закупочной деятельности,
- рассмотреть особенности того рынка на котором работает предприятие,
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия «Магнит» НАО «Тандер» в Оренбурге,
- провести анализ коммерческой деятельности внутренней среды «Магнит» НАО «Тандер» в Оренбурге,
- осуществить анализ маркетинговой деятельности «Магнит» НАО «Тандер» в Оренбурге,
Объект курсовой работы – «Магнит» НАО «Тандер» в Оренбурге,
Предмет курсовой работы – особенности закупочной деятельности и её влияние на коммерческую деятельность предприятия.
Теоретическая основа исследования составили монографии, учебники, результаты научных исследований, публикации в специализированных СМИ, Интернет-ресурсы и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Определение и сущность закупочной деятельности
Закупки предприятия – это один из важнейших процессов, осуществляемый при ведении бизнеса. Именно процесс закупки обеспечивает эффективное функционирование сегодняшних предприятий, существенно влияет на их конкурентоспособность, эффективность и устойчивость. Под конкуренцией следует понимать возможность предприятия в полной мере удовлетворять требования потребителей, путём предоставления самой качественной продукции по приемлемым цена и в необходимые сроки. Таким образом, можно сказать, что закупки предприятия базируются на выполнении шести основных правил логистика: товар, качество, количество, место, время и затраты [1].
Так как деятельность любого предприятия имеет долговременный период, это требует поиска комплексных и оптимальных решений, которые организуют эффективные закупки предприятия на длительную перспективу. Нахождение этих решений отражается, в конечном итоге, в производственных, маркетинговых и логистических стратегиях предприятий.
Закупки предприятия - это приобретение необходимых товаров для удовлетворения нужд самого предприятия и спроса потребителей. Осуществляя закупки, предприятия стремятся минимизировать затраты, а следовательно, снизить издержки и получить максимальную прибыль. Поэтому, закупочная деятельность является одной из самых ответственных функций. Качественно организованные закупки предприятия способствуют снижению вероятности коммерческого риска, который связан с отсутствие сбыта и спроса на товар [2].
Реализуя процесс закупки, предприятия определяют те товары, в которых они нуждаются, и начинают выбор достойных проверенных подрядных организаций и ответственных поставщиков, их оценка и отбор. Выбор осуществляется путём применения обязательных процедур, основанных на нормативно-методической базе закупочной деятельности.
Закупки предприятия включают в себя, помимо приобретения необходимых товаров, организацию из перемещения, включая места размещения, организацию смены собственника, а также сбор, анализ и передачу своевременной и точной информации другим подразделениям. Эффективные закупки предприятия позволяют создать оптимальный ассортимент и номенклатуру товаров предприятия и обеспечивают его результативную работу [3].
Эффективные закупки предприятия должны реализовываться самым оптимальным и результативным способом. Хорошо организованные закупки предприятия можно оценивать по тому, сколько времени предприятие тратит на отбор и поиск контрагентов, является ли этот процесс объективным или всё же носит формальных характер, насколько качественно рассматриваются потенциальные поставщики. Ведь именно от их работы зависит работа самого предприятия [4].
1.2 Методы и технологии закупочной деятельности
Управление закупками является одной из составных частей общего управления цепочками поставок в рамках одной логистической цепи. Поэтому при разработке функционального подхода и оценке поставщиков прежде всего необходимо определить степень его влияния на весь механизм управления закупками. На рис. 1.1 представлен механизм выбора и последующей оценки поставщиков с точки зрения функционального подхода, где сплошной чертой обозначены этапы, предлагаемые в рамках прорабатываемого подхода [5].
Рисунок 1 - Механизм управления закупками на основе функционального подхода
Отличие механизма отбора поставщиков на основе функционального подхода от общепринятого возникает на оценки возможных источников поставки, согласно современной концепции логистики, поставщик, предприятие, потребитель и посредники создают единую логистическую цепочку поставок, следовательно, при анализе поставщика необходимо также анализировать и посредников, включенных в создаваемую логистическую цепь [6].
Кроме того, наличие посредника между производством сырья и товаропроизводителем связано с тем, что часть функций производителя сырья берет на себя посредник, и поставщиками являются они оба( в дальнейшем поставщиком будет называться предприятие-производитель ресурсов, а тот кто непосредственно доставляет сырье товаропроизводителю будет именоваться посредником).
В последнее время широко в иностранной практике используются электронные системы закупки. Как пример можно привести модернизация производственных систем в автомобильной промышленности Японии, США и Западной Европы, которая привела к сокращению объемов складских запасов за счет активного использования аутсорсинга и поставок сырья и материалов в зависимости от производственных потребностей. Это позволяет высвободить оборотные средства, использовавшиеся на приобретение крупных партий сырья и материалов и содержание складских площадей. Фактически это выражается в увеличении количества поставщиков и обеспечении частых поставок небольших партий сырья и материалов. Так, средний японский автопроизводитель имеет около 80 поставщиков, что в 1,5-2 раза превышает количество поставщиков для таких же предприятий в США и Великобритании (табл. 1.1). В 2004-2015 гг., по оценке, количество поставщиков для среднего автосборочного предприятия в Великобритании увеличилось на 7%, а в США - более чем на 50% [7].
Таблица 1.1 - Управление закупками в автомобильной промышленности
Показатель |
Япония |
США |
Великобритания |
Среднее количество поставщиков предприятия, ед. |
78 |
56 |
23 |
Средний промежуток времени между поставками, час. поставками |
6,1 |
25,5 |
41,0 |
Частота срывов поставок % |
3,5 |
12,3 |
4.4 |
Уровень дефектности поставок ед./млн. ед. |
463 |
7752 |
3861 |
Источник: Oliver N., Delbridge R., Barton H. Lean Production and Manufacturing Performance Improvement in Japan, UK, and US 2004-2015. ESRC Centre for Business Research, University of Cambridge. Workina Paper. 2016, No. 232.
Перенимая японский опыт организации производства, автомобильные компании переходят на плотный график поставок сырья и материалов. По статистике, в Японии средний интервал времени между поставками составляет 6 часов. Это в 4 раза чаще, чем в США, и в 6,5 раза чаще, чем в Великобритании. Вместе с тем, для всех рассматриваемых стран характерно повышение частоты поставок: по оценке, в 1994-2001 гг. частота поставок на автомобильных предприятиях в США увеличилась на 53%, а в Японии - на 8%.
Указанные тенденции повышают зависимость автомобильных компаний от качества и ритмичности работы своих поставщиков. В этих условиях риск срыва поставок или риск дефектности могут быть снижены благодаря установлению долгосрочных отношений с поставщиками, что активно применяется японскими компаниями. Несмотря на большое количество поставщиков и режим частых поставок, в Японии срыв поставок возникает только в 3,5% случаев, в то время как в США - в 12% случаев. Существенно снижена в Японии и дефектность поставок: на 1 млн. поставляемых деталей приходится менее 500 дефектных деталей в Японии, более 3500 в Великобритании и более 7500 в США.
Аналогичным образом в Японии и остальных странах, участвующих в «погоне за «Тойотой», организовано управление материальными потоками и запасами готовой продукции. Опыт «Тойоты» в этом отношении заключается в организации «вытягивающего» производства, когда выполнение операции происходит только при потребности в ее результатах на дальнейших стадиях обработки. Это связано с регламентированным отпуском складских запасов в зависимости от производственных потребностей. Кроме этого, используется режим частых поставок готовой продукции потребителю. В 2001 г. японские автопроизводители проводили отгрузку готовой продукции каждые 4 часа. Для сравнения, аналогичный интервал для США составлял в том же году 10 часов [2]. В 1994-2001 гг. частота поставок готовой продукции на японских предприятиях автомобильной промышленности увеличилась на 20%, а американских - на 12%.
Для современных производственных систем, основанных на японском опыте организации производства, характерна также оптимизация расположения оборудования и транспортировки ресурсов во время производства. Это позволяет не только снизить затраты времени на перемещение ресурсов во время производства, но и сократить стоимость внутрицеховых запасов предприятий. Суммарная стоимость складских и внутрицеховых запасов автосборочных предприятий в Японии с 1980-х гг. составляет менее 5% объема продаж готовой продукции этих предприятий, в то время как для автосборочных предприятий США этот показатель составляет 6-8% [3].
1.3. Особенности рынка торговли Уральского региона и Оренбурга
Полученные в рамках исследования результаты позволяют сделать вывод, что центры торговли в Уральском регионе сформировались в столицах субъектов федерации.
Именно в этих муниципальных образованиях наблюдается наибольший рост оборота розничной торговли, а также самые высокие значения показателя оборота розничной торговли на душу населения, который в городах Екатеринбург, Пермь и Челябинск более чем в 2 раза превышает данный показатель во «вторых» и «третьих» городах регионов. Данное обстоятельство обусловлено не только более высоким уровнем дохода жителей Екатеринбурга, Челябинска и Перми, но и высокой привлекательностью «столичных» предприятий сферы торговли для жителей близлежащих муниципальных образований.
Например, многие жители Каменск-Уральского «по привычке» предпочитают приобретать товары длительного пользования в крупных торгово-развлекательных центрах Екатеринбурга и Челябинска.
Как показал анализ, рост оборота розничной торговли имеет место во всех муниципальных образованиях, за исключением Магнитогорска. Самые высокие темпы роста оборота розничной торговли на душу населения к показателю предыдущего года наблюдаются в Перми – 52,52 %, Екатеринбурге – 50,08% и Березниках – 47,39 %. В Магнитогорске оборот розничной торговли не только не вырос, но и уменьшился на 26,64% по сравнению с аналогичным показателем 2007 года, сокращение составило 1859,2 млн. рублей. Данные представлены в таблице 2.1.
Таблица 1.2 - Оборот розничной торговли и его динамика Уральского региона
Города |
Показатели |
|||||||
Общий оборот розничной торговли (млн.руб) |
Оборот розничной торговли на душу населения (тыс.руб) |
Темпы роста общего оборота розничной торговли (%) |
Темпы роста оборота розничной торговли на душу населения (%) |
|||||
2016 г. |
2017 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|
Столицы субъектов федерации |
||||||||
Екатеринбург |
48435,3 |
73193,8 |
35,76 |
53,67 |
- |
151,12 |
- |
150,08 |
Пермь |
32679,9 |
49773,2 |
33,10 |
50,49 |
- |
152,31 |
- |
152,52 |
Челябинск |
38460,5 |
45879,9 |
35,20 |
41,95 |
- |
119,29 |
- |
119,16 |
«Вторые» города регионов |
||||||||
Нижний Тагил |
5875,4 |
7706,5 |
15,64 |
20,58 |
- |
131,17 |
- |
131,59 |
Березники |
3207,1 |
4695,5 |
19,32 |
28,47 |
- |
146,41 |
- |
147,39 |
Магнитогорск |
6997,5 |
5138,3 |
17,11 |
12,55 |
- |
73,43 |
- |
73,36 |
«Третьи» города регионов |
||||||||
Каменск-Уральский |
2983,7 |
4611,5 |
16,36 |
25,39 |
- |
154,56 |
- |
115,24 |
Оренбург |
1200 |
1204,5 |
6,36 |
6,41 |
- |
100,38 |
- |
100,80 |