Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Анализ внешней среды ООО «Калинка»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что любая организация функционирует в определённой окружающей её среде, с которой она находится в определённых связях и взаимодействиях. Эту среду называют внешней средой. Современные организации представляют собой открытые системы и поэтому они не только получают из внешней среды энергию, информацию, материальные и другие ресурсы, но и отдают во внешнюю среду продукты своей деятельности (товары, услуги и др.).

В современных быстроменяющихся условиях каждая организация подвержена влиянию различных внешних и внутренних факторов. От того насколько грамотно выбрана стратегия развития предприятия, закреплены рыночные позиции, зависит успех в его деятельности. В этой связи существенная роль отводится регулярному анализу бизнес-среды, выявлению конкурентных преимуществ, определению наиболее эффективных мероприятий, позволяющих привлечь дополнительных покупателей и расширить рынки сбыта.

Основной отличительной чертой современного периода является протекание процесса реформирования путем политико-административного воздействия на его направление.

В современных рыночных условиях проблема конкурентоспособности экономики России и ее хозяйствующих субъектов стала центральной и реальной. Переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому мощному инструменту воздействия на рынок. Сегодня каждая хозяйствующая структура экономически заинтересована в использовании эффективных приемов конкуренции в своей практической деятельности.

В последнее время усилилась конкуренция во всех сферах рыночной деятельности. Увеличение предложения товаров и услуг, с одной стороны, и уменьшение платежеспособного спроса – с другой, создали условия, в которых конкуренция стала обыденным делом.

Неконкурентоспособность российских предприятий является одной из причин их кризисного состояния. Общее состояние экономики предприятий в России свидетельствует о том, что переход к новой модели экономического роста нуждается в разработке теории и методологии повышения конкурентоспособности основных производственных систем, создания эффективного механизма мотивации труда. В этом смысле конкурентоспособность является условием выживания отечественных предприятий.

Цель данного исследования – провести анализ внешней и внутренней среды деятельности организации.

Объект исследования – ОоО «Калинка».


Предмет изучения – анализ внешней и внутренней среды организации.

Задачи исследования:

1. Провести анализ внешней среды ОоО «Калинка»;

2. Исследовать внутреннюю среду ОоО «Калинка»;

3. Предложить разработку возможных направлений развития бизнеса ОоО «Калинка».

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части (поделенной на три главы), заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы и Анализ внешней среды ООО «калинка»

1.1. Понятие внешней и внутренней среды

Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т. е. протекающих в ней процессов. К элементам внутренней среды относятся цели, задачи, люди, технологии, информация, структура, организационная культура и другие составляющие

Внешняя среда разделяется на факторы косвенного (макросреда) и прямого (микросреда) воздействия.

Макросреда – факторы косвенного воздействия оказывают влияние в целом на все организации, действующие в той или иной отрасли [2]. К ним относят факторы, характеризующие развитие национальной экономики в целом:

экономическая среда – факторы, определяющие развитие экономических процессов в национальной экономике (темпы роста ВВП, внешние долги и т. п.), влияние бюджетной и налоговой политики государства на платежеспособность населения, инвестиционную привлекательность национальной экономики, устойчивость национальной валюты, темп инфляции, нормы налогообложения и др.;

политическая среда – факторы, определяющие развитие политических процессов, стабильность законодательных норм в национальной экономике, политическая идеология, определяющая политику правительства, степень общественного недовольства правительством и т. п.;

технологическая среда (способы преобразования ресурсов в результат) – факторы, определяющие тенденции развития научно-технического прогресса и связанного с ним изменения технологического базиса производства;

социальная среда – факторы, определяющие демографическую структуру населения и тенденции развития, нормы, обычаи и ценности населения, отношение людей к работе и качеству жизни, темпы роста населения и др. Социальная среда во многом определяет состояние рынка труда и численность трудоспособного населения. Изменения социальной среды могут оказывать воздействие на определенные; рынки товаров или услуг [7]


Микросреда – факторы, оказывающие влияние на деятельность конкретной организации и определяющие ее конкурентоспособность в сравнении с другими организациями, действующими в той или иной отрасли. К ним относятся:

поставщики ресурсов – хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), располагающие ресурсами, необходимыми организации для ее эффективной деятельности;

потребители продукции (работ, услуг) – хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), испытывающие спрос на продукцию (работы, услуги), предлагаемые конкретной организацией;

конкуренты – хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), соперничающие на конкретном рынке и производящие продукцию (работы, услуги), которые способны удовлетворить аналогичные потребности потенциальных покупателей;

посредники – хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), способствующие в продвижении, распространении и сбыте товаров организации. Посредники обеспечивают:

1) физическое перемещение товаров от мест их производства к пунктам продажи или потребления, их накопление и предпродажную подготовку;

2) кредитную поддержку сделок и страхование рисков порчи или пропажи товаров;

3) собственно продажу;

4) помощь в поиске покупателей, рекламе, стимулировании сбыта и послепродажном сервисе. [11]

Контактные аудитории – это системы и социальные группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к деятельности фирмы и могут оказать существенное влияние на ее результаты. К ним относятся:

- государственные органы: налоговые, статистики, лицензирования, санитарного, экологического и других видов надзора;

- местные органы власти;

- общественность: профсоюзы, союзы потребителей, экологические и другие общества;

- аудиторские и консалтинговые фирмы;

- независимые средства массовой информации: пресса, радио, телевидение.

Основные характеристики внешней среды – это взаимосвязанность факторов, сложность внешней среды, подвижность среды, неопределенность внешней среды. Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обусловливать изменение других. Сложность внешней среды – число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. [8]


Неопределенность внешней среды – соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. В условиях высокой неопределенности внешней среды организация может использовать два подхода.

Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конку­рентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Возникновение слабых сторон в деятельности организации, прежде всего, возникает при постоянном наличии внутренних переменных. [4, с. 85]

По определению М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, основные внутренние переменные организации – это цели, структура, задачи, технология и люди.

Цели – конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться группа, работая вместе.

У организации могут быть разнообразные цели. Так, чтобы получить прибыль, бизнесмены и менеджеры организаций должны сформулировать цели в таких областях, как объемы продаж (доля рынка), разработка новой продукции, цены на нее, качество услуг, подготовка и отбор персонала. Некоммерческие организации также имеют разнообразные цели, но, вероятно, больше внимания будут уделять социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства. Подразделения организации имеют свои конкретные цели, которые должны вносить свой вклад в достижение цели всей организации и не противоречить друг другу. [6, с. 200]

Всесторонне обоснованная цель (цели) служит исходным началом и организующим фактором принятия решения. Целью может быть намеченное задание или условие, послужившее причиной принятия решения. Цель определяет направление. Если известно, в каком направлении нужно идти, то путь на­много облегчается. Через установление целей можно воздей­ствовать на события. Цель должна быть конкретной, объектив­ной, реальной, предполагать действия, иметь соответствующее измерение.


Цели подразделяются на краткосрочные, промежуточные, долгосрочные (по очереди достижения), большие и малые (по критерию затрат ресурсов), конкурирующие, независимые и до­полнительные. Классификация целей позволяет устанавливать приоритеты, одним целям отдавать предпочтение, другие – отло­жить. В зависимости от изменения условий, возможностей, дос­тигнутых результатов цели могут оставаться теми же, корректи­роваться или меняться. Новые цели появляются также в резуль­тате анализа информации, решений предыдущих лет, т.е. на ос­нове заключений, выводов. Рассматриваются новые варианты: ведут ли они быстрее к достижению цели, что для этого дополни­тельно требуется. Если требования новых вариантов высоки и в ближайшее время не могут быть удовлетворены, то устанавлива­ются краткосрочные, но достижимые цели. К достижению боль­ших и сложных целей идут постепенно, начиная с тех, которые имеют наибольший приоритет. При этом фиксируют достижение промежуточных целей. [3, с. 201]

Структура организации – логическая взаимосвязь и взаимоза­висимость уровней управления и подразделений, построенная в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организаций.

Центральной характеристикой этой иерархии является фор­мальная подчиненность лиц на каждом уровне. Число лиц, под­чиненных одному руководителю, называется сферой контроля. Чем больше сфера контроля, тем меньше (при прочих равных ус­ловиях) уровней управления создается в организации, и наоборот. Сфера контроля в организации часто варьирует в значительной степени, как по уровням управления, так и по подразделениям. Идеальной сферы контроля не существует. Ее приемлемые значе­ния колеблются от 2-3 человек до 50 и более. [9]

Задачи организации традиционно делятся на три категории по видам работ: работа с людьми; работа с предметами; работа с информацией.

Изменения, происходящие в характере и содержании задач, были тесно связаны с эволюцией специализации. Как отмечал шотландский экономист Адам Смит в своем знаменитом приме­ре о производстве булавок, когда работу делят между специалис­тами вместо того, чтобы поручить ее выполнение одному челове­ку, потенциальная выгода огромна. Предприниматели быстро по­няли, что специализация задач повышает прибыль, потому что происходят рост производительности труда и снижение затрат на производство. В настоящее время технологические нововведения и системное сочетание техники и специализации труда сделали специализацию задач углубленной и сложной, позволяющей существенно повысить производительность. Однако дальнейшее развитие специализации наталкивается на монотонность и повы­шенную утомляемость работников, выполняющих одну и ту же работу. [9]