Файл: Социальное страхование, функции социального страхования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от содержания элементов социальной защиты применяются разные способы управления социальными рисками, в основе которых лежит перераспределение национального дохода для предотвращения или компенсации социального риска.

Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы: государственное вспомоществование (социальная помощь); совокупность государственных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения; социальное страхование (обязательное государственное и добровольное — корпоративное (коллективное) и индивидуальное страхование). Социальное обеспечение, осуществляемое прямым финансированием из госбюджета, перераспределяет доходы только в соответствии с риском независимо от индивидуального участия в создании национального дохода.

Объектом социального страхования являются далеко не все риски, угрожающие материальным интересам граждан. Сфера его действия это те социальные риски, которые могут привести к полной или частичной утрате заработка (трудового дохода), т.е. социальное страхование работает только в сфере трудовых доходов.

Финансовой основой социального страхования является формирование из взносов работников и работодателей специальных фондов, средства которых распределяются между участниками, получившими ущерб от действия социальных рисков.

В связи с этой особенностью определяется и специфика возмещения ущерба в социальном страховании. При государственном социальном обеспечении размер социальной выплаты никак не связан с возможностями бенефициара как налогоплательщика, а определяется только его нуждаемостью и финансовыми ресурсами государства, которые оно может использовать на социальные цели. Такой порядок перераспределения доходов принято называть принципом социальной солидарности. В социальном страховании в определенной, но не в полной мере используется принцип эквивалентности между взносами и выплатами. Чем меньше нарушается принцип эквивалентности страховых взносов и социальных выплат, тем ближе финансовый механизм социального страхования к сугубо «страховому» механизму. Чем больше используется принцип солидарности в противовес эквивалентности, тем ближе механизм социального страхования к государственному обеспечению. Таким образом, принцип возмещения в социальном страховании можно охарактеризовать как принцип ограниченной эквивалентности[2]. Соответственно вышеперечисленным характеристикам социального страхования осуществляется и право граждан на выплаты из его средств. В первую очередь, оно определяется включением гражданина в систему социального страхования, т.е. уплачивались ли им (или за него) взносы, в каком размере, и за какой период. Эти условия принято называть квалификационными. Во-вторых, право реализуется только при наличии ущерба от действия рисков, а степень компенсации строго регламентируется государственными стандартами и зависит как от оценки ущерба, так и от выполнения квалификационных условий. Если для социального обеспечения достаточно проверки наличия риска, то для социального страхования важен не только риск, по и степень индивидуального участия в финансировании системы. Указанные принципиальные положения позволяют социальному страхованию занимать ведущую позицию в общей системе социальной защиты населения.


Органическое присутствие системы социального страхования в общественной жизни, создание возможностей для удовлетворения потребностей общества, обеспечение социальной интеграции, устойчивости общества характеризуют социальное страхование как основной институт социальной защиты.

Субъектами социального страхования выступают: работники (застрахованные лица), в пользу которых осуществлено социальное страхование; страхователи, на которых действующим законодательством РФ возложена обязанность уплаты страховых взносов - предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм; управляющими и организующими субъектами (страховщиками) могут выступать государственные структуры и структуры публично-правового статуса, общества взаимного страхования, а так же специальные финансово-кредитные учреждения, страховые фонды и страховые кассы. Объектами выступают различные виды социальных рисков. В ст. 7 Закона выделяют 9 видов социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи, временная нетрудоспособность, трудовое увечье и профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица или членов его семьи [2].

Социальное страхование с институциональных позиций характеризуется также наличием нормативной базы и структуры органов, обеспечивающих стабильность в обществе. Организационно-правовыми формами государственного социального страхования в РФ являются государственные внебюджетные социальные фонды. На сегодняшний день таких фондов три: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования.

Проанализировав основные институциональные формы социального страхования современного российского общества, мы можем говорить о том, что система социального страхования представляет собой специфический социальный институт, обеспечивающий социальную устойчивость общественной жизни, базирующийся на определенных принципах, имеющий четкую организационную структуру, выполняющий особые социальные функции, действуя на основе государственных законов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Годин А.М. Фрумина С.В. «Страхование». - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008 - С.480
  2. Страховое дело: Учебник- В 2 т. / Ред.: Т. А. Федорова, О.И. Крюгер , Т.А. Федорова. М.: Экономистъ, 2004,- 606с.
  3. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об Основах обязательного социального страхования».
  4. Фонд социального страхования www.fss.ru
  5. Цыганов А. Проблемы и перспективы развития национальной системы страхования в России / А. Цыганов //Маркетинг. 2003. -№1. -С.84-93
  6. Якушев Ю.В. Государственное социальное страхование в России / Ю.В. Якушев. М.: Профиздат, 1998.
  7. Янова С.Ю. Социальное страхование: организация и финансовый механизм / С.Ю. Янова. Спб., 2001.
  8. Янова С.Ю. Финансовый механизм социального страхования / С.Ю. Янова //Страх. дело.-2001.-№ 10.-С.21-25.