Файл: Социальное страхование, функции социального страхования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Работодатель обязан участвовать в уплате страховых премий;
  • установление "ограниченной" эквивалентности между взносами и выплатами;
  • определение размеров, порядка расчета взносов и выплат и иных существенных условий страхования, согласно нормам государственного законодательства;
  • наличие обязательной ответственности государства за финансовую устойчивость и платежеспособность системы социального страхования, включающую предоставление государственных дотаций и субсидий;
  • подконтрольность фондов органам государственной власти[8].

Участие государства для поддержки в финансовом плане социального страхования изначально не предполагалось. Однако в силу социальных и политических факторов государство было вынуждено подключиться к финансированию страховой системы, что определялось следующими обстоятельствами:

  1. необходимостью вносить страховые взносы за те категории населения, которые не имели трудового дохода, но нуждались в социальной помощи (дети, пенсионеры, безработные);
  2. предоставлением дополнительных средств для социальных выплат в повышенных размерах тем гражданам, которые в силу специфики своего труда и социального положения требовали более высоких социальных гарантий (профессии повышенного риска, граждане, проживающие в особых территориальных зонах, и др.);
  3. обязательствами государственного регулирования социального страхования, что предполагало прямое дотирование бюджета системы при обоснованной нехватке собственных средств.

Тем не менее, государству пришлось принимать финансовое участие, возложив на себя новые социальные функции по защите необходимого уровня жизни населения, что в настоящее время стало основным признаком социально ориентированной экономики. Во-первых, достижение социальной стабильности требовало дополнительного перераспределения доходов в системе социального страхования не только в соответствии с действием социальных рисков, но и с учетом материального положения застрахованных. Во-вторых, государство было вынуждено корректировать меру компенсации ущерба определенными стандартами, ограничивая социальную нагрузку на экономику.

Социальное страхование является не просто обязательным страхованием социальных рисков граждан, а социально ориентированным обязательным страхованием основного контингента населения от социальных рисков, определяемых государственной социальной политикой.

Чем меньше нарушается принцип эквивалентности страховых взносов и социальных выплат, тем ближе финансовый механизм социального страхования к собственно "страховому" механизму. Чем больше используется принцип солидарности в противовес эквивалентности между страховыми взносами и выплатами, тем ближе механизм социального страхования к государственному бюджетному социальному обеспечению (табл. 2).


Таблица 2. Финансовые источники формирования бюджетов фондов социального страхования

Финансовые источники, определяемые страховыми отношениями

Финансовые источники, определяемые императивными отношениями

Страховые взносы работников

Дотации государственного бюджета

Страховые взносы работодателей

Целевые субсидии государственного бюджета

Страховые взносы государства

Специальные целевые налоги

Средства, возмещаемые страховщикам в результате применения регрессных требований к лицам, виновным в причинении ущерба застрахованным

Целевые отчисления со страховых премий по коммерческому страхованию

Инвестиционные доходы от размещения временно свободных средств фондов

Штрафные санкции и пеня

Страховые фонды создаются по определенным правилам и преследуют цель максимальной компенсации рисков при минимально необходимых затратах участников страховой схемы. Социальное страхование использует два метода покрытия рисков: 1) распределение вероятного ущерба между всеми участниками фонда за счет предварительной уплаты взносов; 2) капитализацию, предусматривающую индивидуальное накопление взносов каждого из участников к моменту страховой выплаты. Капитализация в страховании не используется в качестве самостоятельного механизма, а только в сочетании с распределением. Это означает, что часть взносов поступает в так называемый рисковый фонд, средства которого направляются на страховые выплаты тем застрахованным, кто в силу раннего наступления риска не смог накопить свой индивидуальный страховой фонд. Механизм капитализации применяется в основном к долгосрочным видам страхования, например пенсионному[8].

Метод формирования страховых фондов, основанный на распределении ущерба, в социальном страховании получил название "pay-as-you-go", т.е. текущие расходы - за счет текущих доходов.

Метод формирования страховых фондов, основанный на накоплении, имеет несколько названий: "фондированная система", "капитализация", "система индивидуальных накопительных счетов". Страховые выплаты будут равны уплаченным страховым взносам, увеличенным на определенную норму доходности или, наоборот, страховые взносы будут зависеть от размера планируемых выплат с учетом дисконтирования.

Существуют объективные факторы, ограничивающие использование фондированных страховых систем для покрытия социальных рисков в государственном масштабе, на которые указывают многие современные экономисты.


Во-первых, капитализация предполагает весомое превышение доходов над расходами в страховых фондах, чтобы всегда были временно свободные деньги для инвестирования, причем в долгосрочной перспективе. Иначе рисковый фонд на покрытие выплат в пользу современных бенефициаров в капитализированной системе не даст возможности формировать индивидуальные страховые фонды.

Во-вторых, существенные ограничения на капитализацию в долгосрочном масштабе оказывают инфляция и рост заработной платы. Перед фондированными системами стоит трудно разрешимая задача поддержания современной стоимости взносов и выплат. Производимые отчисления от заработной платы с учетом инвестиционного дохода должны в будущем обеспечить такую же покупательную способность, как в момент уплаты страхового взноса.

В-третьих, наиболее вероятным для государственно регулируемой системы социального страхования инвестиционным инструментом будут государственные ценные бумаги, которые одновременно являются серьезным долговым обязательством государства. Следовательно, экономически активное население должно будет оплачивать не только свои будущие выплаты, но и тот инвестиционный доход, который гарантируют государственные ценные бумаги, т.е. налоговая нагрузка объективно будет возрастать.

В-четвертых, учитывая социально ориентированный характер социального страхования, необходимо иметь в виду, что государство имеет право законодательно корректировать уровень социальных выплат в зависимости от сложившейся финансовой ситуации или текущих социальных приоритетов. Установление государством общественных стандартов меры покрытия социального риска может свести на нет всю индивидуальность накоплений.

Взносы на социальное страхование представляют собой периодические платежи, производимые в обязательном порядке законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости - государством, аккумулируемые в специальных фондах на цели социальной защиты.

Взносы на социальное страхование часто отождествляют либо с налогами, либо со страховыми премиями в коммерческом страховании. Такое отождествление логично по форме, но неправомерно по сути (рис. 3). Взносы на социальное страхование и налоги объединяют характер и порядок их уплаты. Страховые премии и взносы тождественны по принципу возвратности и эквивалентности. Однако эквивалентность в социальном страховании существенно ограничена принципами социального регулирования[7].


Рис. 3. Общее и различия между налогами, взносами на социальное страхование и страховыми премиями

В 2001 г. в целях включения взносов на социальное страхование в Налоговый кодекс РФ они были приравнены к налогам и объединены в единый социальный налог (с 2010 г. ЕСН вновь заменен страховыми взносами). Однако сугубо налоговая трактовка платежей на социальное страхование неправомерна не только с финансовой, но и с правовой точки зрения. Она полностью нивелирует страховые отношения, отчуждает страховые фонды в государственный бюджет, тем самым позволяя государству осуществлять социальную защиту на принципах социального обеспечения по нуждаемости, а не по страховой эквивалентности взносов и выплат.

Базой начисления взносов на социальное страхование обычно выступает заработная плата, а тарифы взносов устанавливаются в процентном отношении.

2. Предмет и объект социального страхования. Принципы и функции социального страхования

2.1 Предмет и объект социального страхования

Понятия «объект» и «предмет» страхования, несмотря на частоту употребления как в текстах нормативных правовых актов, так и в литературных источниках, относятся к числу самых спорных понятий, используемых в страховании. В то же время совершенно очевидно, что понятия «предмет» и «объект» страхования находятся во взаимосвязи и взаимодействии: страхователь получает страховую защиту, застраховав определенный предмет. Можно полагать, что понятие «предает страхования» обозначает «то, что застраховано», а «объект страхования» — «то, на что направлено страхование». При таком подходе к пониманию данных понятий следует отметить, что при страховании имущества в качестве предмета страхования обычно выступают здания, сооружения, транспортные средства, домашнее имущество и другие материальные ценности, а также то или иное имущественное право, если оно представляет собой самостоятельную ценность. При страховании ответственности объектом страхования выступит сама ответственность в том или ином виде; при страховании предпринимательского риска — нормальные условия предпринимательской деятельности. При личном страховании предметом страхования выступают жизнь, здоровье, трудоспособность и иные свойства и качества человека как биологического существа. При обеспечительном страховании (страховании жизни) его предметом являются материальные условия существования страхователя либо застрахованного лица (выгодоприобретателя), которые страхователь желает сохранить (обеспечить) на определенном уровне. Что касается объекта страхования, то большинство авторов исходит из того, что объектом страхования выступает такая категория, как «имущественный интерес».


Социальное страхование представляет собой совокупность регулируемых законодательством и договорами страхования отношений между гражданами – застрахованными лицами (выгодоприобретателями), страхователями (физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями) и страховщиками (государственными организациями, коммерческими страховыми компаниями, обществами взаимного страхования) по поводу страховой защиты имущественных интересов застрахованных лиц, сохранения, восстановления или улучшения их материального и социального положения, которые могут ухудшаться в связи с наступлением определенных законом и / или договором страхования событий (страховых случаев) за счет фондов денежных средств, формируемых страховщиками из уплачиваемых страхователями страховых взносов (страховых премий). Предметом социального страхования является социальное положение, материальный уровень и качество жизни граждан. Предмет социального страхования включает комплекс трудовых и социальных отношений по поводу социальной защиты работников и членов их семей в случае наступления для них массовых социальных рисков утраты трудоспособности и/или места работы. Являясь наукой, социальное страхование разрабатывает категории (понятийный аппарат) и принципы построения своих экономических, социальных и правовых механизмов.

Целью социального страхования является защита имущественных интересов, сохранение, восстановление или улучшение социального положения и / или материального уровня и качества жизни граждан, ухудшающихся вследствие страховых случаев как проявившихся в действительности социальных рисков.

Объектами социального страхования являются имущественные интересы граждан – застрахованных лиц, которые защищаются в связи я наступлением страховых случаев, в том числе путем возмещения или компенсации им причиненного таким случаем вреда либо оплаты или предоставления разного рода услуг в натуральной форме, обеспечивающих сохранение, восстановление или улучшение социального положения, материального уровня и качества жизни.

2.2 Функции и принципы социального страхования

Выделяют такие функции страхования, которые выражают общественное назначение данной экономической категории:

1. Рисковая функция, состоящая в обеспечении клиентов страховой защитой от разного рода рисков, которые ведут к всевозможным потерям. В рамках функционирования этой функции денежные ресурсы перераспределяются между всеми участниками страховки в соответствии с договором страхования, по окончании которого страхователю не возвращаются страховые взносы. Данная функция отражает главное назначение страхования — защиту от различных рисков.