Файл: Социальное страхование, функции социального страхования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Предупредительная функция кроется в том, что за счет определенной части денег страхового фонда проводится финансирование мероприятий по уменьшению страховых рисков. К примеру, за счет средств, что были собраны при страховке от огня, финансируются мероприятия противопожарного характера, а также мероприятия, которые направлены на уменьшение ущерба от пожара.

3. Инвестиционная функция, что состоит в том, что благодаря временно свободным средствам страховых резервов осуществляется финансирование экономики. Страховщики накапливают у себя огромные суммы денежных средств, предназначенных для возмещения ущерба. И пока не наступил определенный страховой случай, эти средства могут временно инвестироваться в разные ценные бумаги, объекты недвижимости и по прочим направлениям. Размер инвестиций страховых организаций в мире составляет порядка 24 триллионов долларов США.

4. Сберегательная функция в наибольшей мере сближает категорию страхования с категорией кредита, потому что осуществляется накопление определенных страховых сумм по договорам страхования. Сбережение денежных сумм, к примеру, при помощи страхования на дожитие, объясняется необходимостью страховой защиты достигнутого семейного достатка.

5. Контрольная функция заключается в целевом создании и использовании денежных средств страхового фонда. Эта функция вытекает из функций, что указаны выше, и проявляется с ними в определенных страховых отношениях. Соответственно контрольной функции, осуществляется финансовый контроль правильного проведения страховых операций.

Современное государство категорию страхования широко использует в форме пенсионного обеспечения и социального страхования для общественной защиты граждан на случай потери трудоспособности, потери кормильца, болезни или наступления смерти. Страховая деятельность в нашей стране базируется на принципах случайности и эквивалентности. Принцип эквивалентности отвечает требованиям равновесия между доходами страховщика и его расходами. Риски угрожают многим лицам, но только немногие из людей сталкиваются со страховыми случаями. По страховым случаям выплаты покрываются за счет премий многих страхователей, которые избежали данной опасности.

Доходы от страховой деятельности состоят из страховых взносов, что уплачиваются страхователями согласно договору страхования. Расходы страховой компании представлены выплатами компенсации застрахованным лицам и затратами, которые касаются содержания страховой организации. Если доходы страховщика превышают расходы, то компания получает прибыль от своей деятельности. В случае, когда возникают убытки, страховщик не в состоянии выполнить обязательства перед страхователями.


Принцип случайности заключается в том, что на страховку могут браться только события, которые обладают признаком вероятности их наступления. Понятие «случайность» значит, что приходится считаться с возможностью наступления подобного события, исходя из жизненного опыта, но неизвестно в каждой отдельной ситуации, будет ли данное событие вообще иметь место, или в какой момент времени страховой случай наступит. Не страхуются действия, которые осуществляются преднамеренно, потому что в них совсем отсутствует принцип случайности.

3. Законодательные предложения по формированию современной системы социального страхования в России

Сложившаяся система государственного социального обеспечения в России не отвечает современным вызовам, которые встают перед ней во все больших масштабах: демографическим тенденциям, структурным изменениям в экономике и на рынке труда, характере и условиях организации систем заработной платы. Проведенные в последние годы реформы пенсионной системы, здравоохранения и налоговой системы не позволили преодолеть системный кризис государственного социального обеспечения и сформировать эффективные институты обязательного социального страхования. Уровни пенсионного обеспечения остаются крайне низкими, а качество медицинской помощи неудовлетворительно.

Сложившиеся тенденции в средне- и долгосрочной перспективе позволяют оценивать государственное социальное обеспечение как все менее дееспособное. Выходом из создавшейся ситуации могли бы послужить формирование системы обязательного социального страхования и проведение реформы системы заработной платы.

Формирование цивилизованной системы социального страхования в России возможно при условии применения междисциплинарного и внутрисистемного подходов, позволяющих учитывать «внешние» и «внутренние» факторы, влияющие на взаимосвязь базовых ее элементов по экономическому и административному регулированию и управлению системой[6].

В ряду наиболее крупных «внешних» систем выступает система заработной платы, которая определяет масштаб и тип охвата социальным страхованием (наемные и/или самозанятые работники, методы и формы финансирования, масштабы формального и неформального секторов занятости) и позволяет создать благоприятные условия для реализации потенциала социального страхования. В связи с этим все более актуальным становится вопрос разработки концепции совершенствования системы заработной платы и доходов населения и включения ее важнейших направлений в бюджетный процесс всех уровней. Для этого в сфере совершенствования законодательства представляется целесообразным в числе основополагающих и первоочередных мер предусмотреть:


  • поэтапное, в течение 2—3 лет, повышение минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума, с тем чтобы ее уровень приблизился к 40% средней заработной платы;
  • пересмотр и расширение «замороженного» потребительского бюджета, который следует в ближайшее время довести до дореформенного (15-летней давности) уровня, и определить стратегические задачи поэтапного приближения до величин среднеевропейского уровня;
  • принятие законодательных мер по уменьшению поляризации заработной платы и доходов, доведя в среднесрочной перспективе соотношение заработков крайних децильных групп до 1:10, уменьшив тем самым разбег в полтора раза;
  • законодательное определение сроков и мероприятий по доведению величины национальных расходов на социальную защиту до минимального уровня в 20% ВВП, как это определено рекомендациями Копенгагенских решений 1995 года и что в свое время обязалась выполнять и Россия.

Предложенные концептуальные решения по регулированию заработной платы и финансовой модели социального страхования позволят повысить уровень целевого распределения страховых средств в соответствии с уровнями и необходимостью компенсации социальных рисков, что возможно с помощью решения следующих основных задач:

  • минимальные размеры страховых пенсий и пособий должны поэтапно повышаться, с тем чтобы в обозримой перспективе (3—4 года) их размер приблизился к прожиточному минимуму пенсионера и получателей пособий;
  • средние размеры пенсий и пособий могут быть повышены за этот же период до уровня 180—200% прожиточного минимума;
  • максимальные размеры выплат по страхованию будут соизмеримы с коэффициентом замещения не ниже 50—60% предыдущего заработка[5].

Тем самым будут созданы предпосылки для формирования механизмов социального страхования, позволяющих существенно повысить уровень пенсий и выплат, качество жизни населения, а также приблизить уровни социальных гарантий застрахованных россиян до уровня международных требований.

Кроме того, в отличие от действующей системы предлагается ввести и новые виды социального страхования:

  • страхование профессиональных и региональных пенсий, что позволит финансово обеспечить существующие виды досрочных пенсий (за работу во вредных условиях труда и «северных» досрочных пенсий);
  • страхование по безработице, которое будет решать задачи по профессиональному переобучению и трудоустройству безработных;
  • страхование по уходу одиноких пенсионеров, инвалидов и других категорий населения, которые нуждаются в регулярной и систематической помощи на дому.

Формирование новых институтов обязательного социального страхования потребует принятия ряда федеральных законов. В число важнейших из них входят: «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации», «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и детством», «Об обязательном пенсионном страховании работников, проживающих в районах Крайнего Севера», «Об обязательном социальном страховании одиноких пенсионеров и инвалидов и других категорий работников, нуждающихся в регулярной и систематической помощи на дому», «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

Новая модель социального страхования потребует повышения демократичности в управлении социальным страхованием. Для этого необходимо разработать и принять федеральный закон о товариществах взаимного страхования, а также ратифицировать Конвенции МОТ № 102 и 144, к которым Российская Федерация пока еще не присоединилась. Базовые положения данных конвенций, регулирующие минимальный прожиточный минимум застрахованных и демократичные формы управления в данной сфере, — злободневные темы в сегодняшней России. Их ратификация позволила бы провести комплекс организационных, законодательных и управленческих мероприятий, направленных на выработку национальной модели социального страхования и достижение консенсуса социальных партнеров в данной сфере.

Выстраивание адекватной рыночным условиям модели невозможно, если не создать комплекс необходимых условий, которые, на мой взгляд, включают:

  1. существенное повышение заработной платы в течение ближайших четырех-пяти лет: МРОТ - не менее 50% средней зарплаты, доля оплаты труда в ВВП - 33-36% (сегодня - 26 %);
  2. принятие законодательных решений, способствующих снижению дифференциации доходов (не более чем 12 : 1);
  3. введение обязательной уплаты страховых взносов в ПФР и другие государственные внебюджетные фонды самими работниками в размере 5-7% величины зарплаты;
  4. признание страховых ресурсов собственностью застрахованных (в форме ассоциированных ресурсов), право на которую они реализуют при наступлении страховых случаев (старости, инвалидности, болезни, утраты места работы и т.д.);
  5. введение фиксированных платежей из федерального бюджета на дотации системе социального страхования для снижения страховой нагрузки работодателей по отдельным видам социальных рисков (пенсии коренным народам Севера, профессиональные пенсии, пенсии за выслугу лет, страховые платежи по обязательному медицинскому страхованию за неработающее население и т.д.). При этом совокупная составляющая финансовых ресурсов по обязательному социальному страхованию не должна быть менее 12-15% ВВП (сегодня - 8% ВВП); u законодательное установление дополнительных видов социального страхования (профессиональных и северных пенсий, от безработицы); u определение границы заработной платы, выше которой страховые платежи по обязательному социальному страхованию не взимаются[6].

С 2007 года органы управления Пенсионного фонда Российской Федерации проводят работу по выдаче сертификатов на получение материнского капитала, межбюджетные трансферты из федерального бюджета на реализацию закона предусмотрены с 01.01.2010.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В советской России проводилась социальная политика по защите социальных интересов граждан в основном в форме социального вспомоществования, основанного на бюджетно-налоговых поступлениях. Переход к рыночной экономике потребовал глубоких реформ не только в экономике, но и в социальной политике. В настоящее время идет реформирование социальной защиты в направлении приспособления ее к рыночным условиям. Целью реформирования является повышение качества жизни, здоровья нации, повышение трудоспособности, защита человека в старости.

В современном Российском обществе основой социальной защиты является единая общенациональная система обязательного социального страхования. Социальное страхование есть способ реализации конституционного права гражданина на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы, т.е. социальное страхование является базовым институтом социальной защиты населения и обладает всеми признаками социального института.

К числу признаков социального института обычно относят:

- выделение определённого круга субъектов, вступающих в процессе трудовой деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

- наличие определенной (формализованной) с помощью законов или трудовых соглашений организационной структуры;

- наличие специфических социальных и правовых норм, предписаний, регулирующих поведение субъектов отношений;

- наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в воспроизводственных отношениях социума.

В соответствии с поставленной целью и задачами в данном исследовании теоретически обосновано утверждение о том, что система социального страхования обладает важнейшими параметрами и характеристиками социального института.

История становления и развития социального страхования - это история формирования элементов, правил и норм, механизмов и институтов защиты людей от неблагоприятных и зачастую тяжелых последствий жизненных обстоятельств.