Файл: Пенсионный фонд Российской Федерации и особенности его формирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные характеристики бюджета ПФ РФ по доходам и расходам определены в следующих объемах, (см. табл.4).

Табл.4 - Характеристики бюджета ПФ РФ, 2013 – 2016 гг.

Утверждено Законом о бюджете ПФР на 2013 год

(03.12.2012

№ 218-ФЗ)

2014 год

Плановый период

2015 год

2016 год

Доходы - всего,

6343,33

6289,96

7090,57

7731,03

в том числе:

в части, не связанной с формированием средств для финансирования НЧП

5761,46

6201,66

6769,46

7364,41

по накопительной

составляющей бюджета

581,87

88,30

321,11

366,62

Расходы - всего,

6088,73

6416,41

6963,53

7413,49

в том числе:

в части, не связанной с формированием средств для финансирования НЧП

5821,95

6397,06

6936,52

7382,53

по накопительной

составляющей бюджета

266,78

19,35

27,01

30,96

ДЕФИЦИТ (-) /

ПРОФИЦИТ, превышение доходов

над расходами (+), всего

254,60

-126,45

127,04

317,54

в части, не связанной с формированием средств для финансирования НЧП

-60,49

-195,40

-167,06

-18,12

по накопительной

составляющей бюджета

315,09

68,95

294,10

335,66

Сбалансированность в распределительной составляющей бюджета ПФ РФ в 2014 - 2016 годах достигается за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых на указанные цели, и привлечения переходящих остатков средств бюджета ПФ РФ по состоянию на 1 января 2014 года.[31]

Ключевые проблемы и перспективы дальнейшего развития пенсионной реформы в России

Законодательное обеспечение пенсий в РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению, не всегда эффективную, и еще не один год потребуется, чтобы сбалансировать данную систему, привести ее в равновесие, заставить работать.


«Стратегия развития пенсионной системы до 2030 г.»[32] разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», была создана в целях совершенствования и повышения эффективности пенсионной системы РФ, которая должна обеспечить[33]:

  • размер трудовой пенсии, адекватный среднему заработку работника, сложившийся в рабочий период не ниже определенной продолжительности (коэффициент замещения не ниже 40%);
  • размер пенсионных выплат не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;
  • приемлемый уровень страховой нагрузки, существующей в пенсионной системе, на экономику страны;
  • долгосрочную актуарную сбалансированность бюджета пенсионной системы.

Министерство труда и социального развития РФ готовит стратегию долгосрочного развития пенсионной системы России до 2050 г., в которой предлагается размер пенсии корреспондировать с заработком и трудовым стажем и таким образом регулировать возраст выхода на пенсию. На данный момент пенсионное законодательство говорит о том, что если человек получает пенсию, продолжая при этом работать, то пенсия каждый год пересчитывается и увеличивается.

Стоит обратить внимание на то, что прогнозная оценка развития пенсионной системы связана с прогнозом численности постоянного населения до 2030 г.[34]

Проблемы реформирования пенсионной системы нельзя связывать только с фискальным аспектом, они с каждым годом всё больше привязаны к макроэкономической и системной проблемам всей экономики страны. Для эффективного использования методов и способов государственного реформирования пенсионной системы необходимо обращать внимание на факторы, сопровождающие ее развитие:

  • макроэкономические: темпы роста и структура ВВП, доля в нем фонда оплаты труда, индексы роста потребительских цен (инфляции), количественные характеристики состояния рынка труда и др.;
  • демографические: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, возрастно-половая структура населения;
  • социально-трудовые: ситуация на рынке труда, период трудовой активности и структура трудового стажа, уровень оплаты труда (доходы) лиц, уплачивающих взносы, величина прожиточного минимума трудоспособного и нетрудоспособного населения и др.;
  • собственно пенсионные: нормативные требования к условиям выхода на пенсию (пенсионные схемы программы), исторически сложившаяся организационная структура самой пенсионной системы и т.п.

В ближайшем будущем резкое и радикальное изменение системы неприемлемо, поскольку в России не созданы адекватные институциональные условия для функционирования накопительной пенсионной системы.

Заключение

В заключении можно сказать, что реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъема в реальном секторе народного хозяйства. В программных документах должна быть четко сформулирована цель реформ, понятная и принятая обществом. Управление пенсионной системой должно основываться на четком разграничении функций. Причем сбор пенсионных средств и их расходование должны находиться в компетенции разных органов исполнительной власти. Экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных социальных последствий, тяжесть которых наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами. В нашей стране около 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования пенсионной системы приобретает социально-политическую значимость. В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются: -финансовая нестабильность; -слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада; -неоправданно большой удельный вес льготных пенсий: -отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни. В работе использовались экономико-математические и статистические методы, по результатам исследования с достаточной степенью достоверности можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в России, последствия экономического кризиса в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фонды предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы 15 – 20 % экономически активного населения значительно превышают средние доходы, и при выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно падает.


В заключение можно прийти к выводу, что работа Пенсионного фонда РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но к сожалению не всегда эффективную, и еще не один год потребуется чтобы сбалансировать данную систему и привести ее в равновесие. Изменение механизма финансирования и исчисления пенсий должно обеспечивать повышение устойчивости пенсионной системы, справедливое определение размера пенсий.

Россия стремится выполнить главный международный норматив пенсионного обеспечения (Европейская социальная хартия, Конвенция МОТ №102) – уровень пенсии должен быть не ниже 40% заработной платы квалифицированного работника. Пока этот стандарт недостижим, и, по признанию самих авторов реформы, положение нынешних пенсионеров вряд ли изменится к лучшему.

Важнейшей составляющей дальнейших работ по совершенствованию пенсионной реформы России должна стать комплексная проработка перспектив развития обязательного накопительного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения в увязке с другими вопросами развития пенсионной системы, в процессе которой необходимо решить следующие основные вопросы:

1. Определение и закрепление места накопительного элемента в пенсионной системе России, сбалансированное развитие двух принципов построения пенсионной системы – распределительного и накопительного, - главный вопрос нынешнего этапа реформирования пенсионной системы России, дальнейшего развития негосударственных пенсионных фондов.

2. Переосмысление роли и путей развития добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения, предусматривающее:

- дальнейшее развитие корпоративных пенсионных программ - основной составляющей добровольного накопительного страхования в России, их успешное встраивание в новую пенсионную систему России и обеспечение заинтересованного участия работодателей;

- создание в рамках социального партнерства механизмов, гарантирующих с одной стороны соблюдение прав работника по сохранению внесенных за него взносов работодателя, а с другой стороны, позволяющих работодателю использовать корпоративные пенсионные программы в качестве инструмента управления персоналом;

Дальнейшее совершенствование обязательного накопительного компонента пенсионной системы, предусматривающее, прежде всего:

- принятие федерального закона о выплатах накопительной пенсии;

- формирование системы страхования пенсионных накоплений, построенной на принципах государственно-частного партнерства;


- обеспечение действительного волеизъявления граждан при выборе места формирования пенсионных накоплений;

Переход к формированию гражданами своих пенсионных прав в рамках добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения освободит пенсионную систему от решения задач, связанных с предоставлением пенсионных привилегий отдельным категориям работников за счет других категорий работников, а также позволит проводить единую пенсионную политику в отношении всех застрахованных лиц.

Реализация предлагаемых мер позволит снизить дефицит распределительного компонента к 2020 году до 1,2% валового внутреннего продукта, а к 2030 году:

  • оптимизировать дефицит пенсионной системы на уровне 0,9% валового внутреннего продукта;
  • обеспечить соотношение пенсии с прожиточным минимумом пенсионера - до 3 прожиточных минимумов пенсионера в 2030-е годы с последующим прогрессивным увеличением данного показателя;
  • создать условия для повышения коэффициента замещения пенсией утраченного заработка не менее чем до 40% для лиц, выработавших нормативный стаж с заработком не менее среднестатистического. При этом индивидуальный коэффициент замещения с учетом дополнительных корпоративных и индивидуальных форм накоплений может достигнуть 47 - 50% (при 42 - 45-летнем трудовом стаже - до 55 - 70%).

В нынешних демографических условиях расходы государства на пенсионное обеспечения будут стремительно расти, поэтому необходимо более активно поддерживать становление добровольного пенсионного обеспечения, что послужит, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой — будет способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования на эти цели сформированных таким образом ресурсов. Развивать данное направление нужно путем активного информирования граждан и предоставления налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ.

Список литературы

  1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)
  2. Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 12.03.2014)
  3. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 12.03.2014)
  4. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"
  5. Стратегия развития пенсионной системы РФ до 2030 г.
  6. Барабанов В.Н. Пенсионная реформа: вариант 2015
  7. Булин Д.И. Пенсионная реформа: получить пенсию будет сложнее [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.bbc.co.uk
  8. Демина Е.В. Пенсионная реформа 2015 года: последние новости
  9. Потапенко В.В., Широв А.А., Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г.
  10. Роик В.Д. Пенсионная система РФ: вызовы XXI века и пути модернизации// Питер. – 2012.
  11. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: Учебное пособие // Проспект. –2014.
  12. Сулакшин С.С. О пенсионной реформе и либеральных шараханьях
  13. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник. М.: Юрайт, 2011.
  14. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98. №145-ФЗ.
  15. Закон "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.01. №173-ФЗ.
  16. Закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 №256-ФЗ.
  17. Закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" от 30.04.2008 № 56-ФЗ.
  18. Войнов, А.В. Государственные финансы и региональное развитие [Текст] / А.В. Войнов // Вопросы экономики, 2009, № 3.
  19. Амелина, Е.В. Исчисление и уплата взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальными предпринимателями [Текст]/ Е.В. Амелина //Бухгалтерский учет.- 2009.- № 4.
  20. Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит[Текст]: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
  21. Малеева, Т.М. Пенсионная реформа в России: История, результаты, перспективы. – М., 2005.
  22. Павлюченко, В.А. Как исцелить Пенсионный фонд? [Текст]/ В.А. Павлюченко//Социальная защита.- 2009.- № 1.
  23. Титов, Д. Откуда взять деньги на пенсии [Текст]/ Д.Титов// Экономика и жизнь. – 2010. - №8.
  24. Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.pfrf.ru/