Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты оптимизации налогообложения в деятельности организаций
1.1 Сущность и значение оптимизации налогообложения
1.2 Способы и методы оптимизации налогов
Законные методы оптимизации налогов
1.3 Налоговое планирование как законный способ уменьшения налоговых платежей
2 Анализ налогообложения деятельности ОАО «Дента»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Дента»
2.2 Анализ налоговой нагрузки ОАО «Дента»
3.Основные направления совершенствования системы налогообложения строительных организаций
3.1.Выбор оптимальной системы налогообложения
Рисунок 2 – Динамика экономических показателей деятельности
ОАО «Дента» за 2014 – 2015 гг.
В частности݆, по итогам работы в 2015 г݆. по сравнению с 2014 г݆. отмечается рост суммы выручки от реализации услуг на 7,8%.
Рост себестоимости составил 112,75%, темпы роста себестоимости превышают темпы роста выручки на 4,95 п.п.
Увеличение объемов оказания услуг также вызвали необходимость в росте численности н݆а 2,0%, заработная плата работников увеличилась на 6,8%.
Такая динамика показателей обусловлена наличием постоянной клиентской базы, повышением тарифов на услуги клиники݆.
2.2 Анализ налоговой нагрузки ОАО «Дента»
В современных условиях являются актуальными вопросы расчета показателей налоговой нагрузки и их практическое исследование при оценке деятельности предприятия, оценки эффективности налоговой системы в целом и ее воздействия на экономику и заинтересованность предприятия соблюдать налоговое законодательство.
ОАО «Дента» применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «Доходы, уменьшенные на величину расходов».
Применение УСН предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (пункт 2 статьи 346.12 НК РФ) [1].
При этом организации обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для оценки структуры налоговых платежей ОАО «Дента» рассмотрим таблицу 2.
Таблица 2
Структура налоговых издержек ОАО «Дента»
тыс. руб.
Показатели |
2014 |
2015 |
Изменение |
|||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
Отчисления в страховые фонды |
2658 |
89,0 |
2893 |
89,0 |
235 |
108,8 |
Единый налог |
329 |
11,0 |
355 |
11,0 |
26 |
107,9 |
Итого налогов уплачено |
2987 |
100 |
3248 |
100 |
261 |
108,7 |
Выручка от реализации |
32960 |
х |
35554 |
х |
2594 |
107,8 |
Внереализационные доходы |
50 |
х |
75 |
х |
25 |
150,0 |
Итого доходов получено |
33010 |
х |
35629 |
х |
2619 |
107,9 |
Налоговая нагрузка |
9,0 |
х |
9,1 |
х |
101,1 |
х |
Анализ налоговой нагрузки за период 2014-2015 года показал, что налоговая нагрузка ОАО «Дента» составляет от 9,0% до 9,1% ( табл.2, рис 3).
Рисунок 3 – Динамика налоговой нагрузки ОАО «Дента»
за 2014 – 2015 гг.
В среднем доля отчислений на страховые взносы составляет 89,0% от общих налоговых выплат. На выплаты по единому налогу приходиться – 11,0%.
Уровень налоговой нагрузки по отношению к 2014г увеличился на 1,1%. Увеличение налоговой нагрузки на предприятие, прежде всего, связано с увеличением суммы взносов на обязательное страхование.
Работодатели, применяющие специальные налоговые режимы, включают в базу для исчисления страховых взносов на обязательное страхование все выплаты работникам по трудовым и гражданско-правовым договорам.
Динамика среднемесячной заработной платы показывает, что среднемесячная заработная плата работников ОАО «Дента» увеличивается ( табл.3).
Таблица 3
Динамика среднемесячной заработной платы на 1 работника ОАО «Дента»
тыс. руб.
Показатели |
2014г |
2015г |
Изменение |
|
тыс. руб. |
% |
|||
Фонд оплаты труда |
13251 |
14630 |
1379 |
110,4 |
Средняя численность |
51 |
52 |
1 |
102,0 |
Среднегодовая заработная плата (тыс. руб.) на 1 работника |
259,82 |
281,35 |
21,53 |
108,3 |
Среднемесячная заработная плата (тыс. руб.) на 1 работника |
21,65 |
23,44 |
1,79 |
108,2 |
Так, в 2015г по сравнению с 2014г среднемесячная заработная плата на 1 работника увеличивается на 8,2% и составляет 23,44 тыс. руб. Это номинальная заработная плата, реально сотрудники стоматологической клиники получают меньше, так как работают на условиях неполного рабочего времени.
Основными показателями, для расчета единого налога являются доходы и расходы, определяемые в соответствии с гл. 26.2. НК РФ.
Анализ доходов, полученных ОАО «Дента» за 2014-2015гг, показывает, что все доходы 2015г, у предприятия в составе доходов присутствовали как облагаемые, так и необлагаемые единым налогом доходы ( табл.4).
Таблица 4
Анализ доходов ОАО «Дента» за период 2014-2015гг
Показатели |
2014г |
2015г |
Отклонение по доле |
||
тыс. руб. |
доля, % |
тыс. руб. |
доля, % |
||
Доходы всего |
33010 |
100 |
37629 |
100 |
х |
в т.ч. облагаемые единым налогом: |
33010 |
100 |
35629 |
94,6 |
-5,4 |
-услуги лечебного отделения |
15648 |
47,4 |
17344 |
46,0 |
-1,4 |
-услуги ортопедического отделения |
16150 |
48,9 |
17287 |
45,9 |
-3,0 |
- услуги рентген-кабинет |
1162 |
3,5 |
923 |
2,5 |
-1,0 |
Финансовая помощь учредителей |
50 |
0,2 |
75 |
0,2 |
- |
в т.ч. необлагаемые единым налогом: |
- |
- |
2000 |
5,4 |
5,4 |
Заемные средства |
- |
- |
2000 |
5,4 |
5,4 |
В 2015г доля облагаемых доходов единым налогом составила 94,6% и доля необлагаемых доходов -5,4%.
Основную долю доходов предприятия составляют доходы от реализации услуг и занимают 99,8% -94,5%. Наибольший доход приносит деятельность по предоставлению услуг лечебного отделения – 46,0%, услуги ортопедического отделения – 45,9%.
За анализируемый период помимо выручки от оказании стоматологических услуг, в составе доходов учтены денежные средства, полученные предприятием от учредителей на оплату арендной платы дополнительного кабинета. Доходы при определении объекта налогообложения были учтены в составе доходов, так как доля учредителей физических лиц, осуществлявших финансовую помощь, в уставном капитале предприятия составляют менее 50% (п.8 ст. 249 НК РФ).
В составе необлагаемых доходов отражена сумма кредита, предоставленная Открытым акционерным обществом «Сбербанк России» для пополнения оборотных средств, финансирования текущей деятельности ОАО «Дента». Так как у предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, перечень расходов принимаемых при определении налогооблагаемой базы является закрытым, необходимо рассмотреть расходы, понесенные организацией в разрезе по статьям.
Таблица 5
Перечень расходов ОАО «Дента» за период 2014-2015гг
Показатели |
2014г |
2015г |
Отклонение по доле |
||
тыс. руб. |
доля, % |
тыс. руб. |
доля, % |
||
Расходы всего |
30231 |
100 |
32741 |
100 |
х |
Материальные затраты |
5746 |
19,2 |
5821 |
17,8 |
-1,4 |
Затраты на оплату труда |
13251 |
43,7 |
14630 |
44,7 |
0,9 |
Отчисления в страховые фонды |
2658 |
8,8 |
2893 |
8,8 |
0,0 |
Амортизация основных средств |
968 |
3,2 |
1147 |
3,6 |
0,4 |
Арендные платежи |
3684 |
12,1 |
3850 |
11,7 |
-0,4 |
Расходы на создание и приобретение основных фондов |
1954 |
6,5 |
2005 |
6,1 |
-0,4 |
Прочие расходы |
1970 |
6,5 |
2395 |
7,3 |
0,8 |
За анализируемый период наблюдается увеличение по всем статьям расходов. Наибольший удельный вес в структуре расходов составляют такие расходы как «Затраты на оплату труда» - 44,7% (рост на 0,9 п.п.), «Материальные затраты» - 17,8% (снижение на 1,4 п.п.), «Арендные платежи» - 11,7% ( снижение на 0,4 п.п.).
Рисунок 4 – Динамика расходов, уменьшающих доходы за 2014 – 2015 гг.
При использовании Методики определения налоговой нагрузки, разработанной Министерство Финансов Российской Федерации, согласно которой уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации, нагрузка на предприятия по предоставлению услуг составляет в 2015г- 25, 6%.
Исчисленный показатель налоговой нагрузки ОАО «Дента» - 9,1% не превышает предельный уровень (25,6 %), можно сделать вывод, что предприятие не нуждается в мерах по налоговой оптимизации и необходимых регулярных, своевременных мероприятий в части налогового планирования.
3.Основные направления совершенствования системы налогообложения строительных организаций
3.1.Выбор оптимальной системы налогообложения
Для ОАО «Дента», применяющего УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, безусловными плюсами применения данной системы налогообложения являются:
- Уменьшение налогового бремени. ОАО «Дента» платит только один единый налог вместо нескольких ( налог на прибыль, НДС, налог на имущество). Кроме того, это ведет к существенному упрощению процесса заполнения налоговых деклараций.
- Возможность повлиять на сумму единого налога, планируя и перераспределяя расходы, уменьшающие полученные доходы
- Возможность перенести убыток, полученный в текущем налоговом периоде, на уменьшение доходов в течение 10 последующих лет.
Однако с учетом вида деятельности ОАО «Дента» применяя упрощенную систему с объектом налогообложения, доходы минус расходы, имеет существенные недостатки.
1.Перечень затрат, которые учитывают при расчете единого налога, является закрытым. Поэтому предприятие за исследуемый период времени 2014 – 2015гг не смогло отразить затраты, сумма которых могла бы значительно повлиять на исчисление единого налога.
2.Организация налогового контроля над расходами, уменьшающими полученные доходы.
Согласно пункту 2 статьи 346.16 НК РФ все расходы, хотя бы и включенные в перечень, приведенный в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ, должны соответствовать критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ, то есть являться обоснованными и документально подтвержденными затратами, производимыми для целей осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Но проблема в том, что налоговое законодательство в целях исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не устанавливает перечень документов, которые могут служить документальным подтверждением понесенных затрат для признания их расходами. Данное обстоятельство значительно увеличивает налоговые риски налогоплательщика.
Например, чтобы учесть в составе расходов расходы на оплату услуг связи помимо актов выполненных работ (услуг) и документов, подтверждающих факт оплаты выполнения этих работ (услуг) необходимо дополнительное документальное подтверждение производственного характера. В ОАО «Дента» это:
- утвержденный руководителем перечень должностей работников, которым необходимо использование сотовой связи для исполнения своих служебных обязанностей;
- должностная инструкция работника, где прописано, что для исполнения обязанностей ему необходим сотовый телефон;
- договор с оператором на оказание услуг связи;
- детализированные счета оператора связи.
Налоговый учет материальных расходов, сопровождается ведением дополнительного регистра, так как:
- для налогового учета расходы по приобретению материалов, необходимых для реализации стоматологических услуг, будут учтены в составе расходов, если они будут оплачены и переданы в производство;
- основная масса материалов приобретается по авансовым отчетам, и возврат перерасхода по подотчету, происходит позже, чем отпуск в производство.
Таким образом, практически все расходы, понесенные ОАО «Дента» и участвующие при исчислении единого налога помимо документов, подтверждающих факт оплаты и приобретения товаров (услуг, работ), требуют дополнительного документального подтверждения, что существенно увеличивает документооборот организации.
3.Необходимость ведения бухгалтерского учета в полном объеме.
- Слабая проработка гл.26.2 НК РФ, нормы которой не содержит ответов на некоторые вопросы, а отдельные положения иногда неточны и неясны, что значительно увеличивает налоговые риски предприятия, связанные с неправильным учетом расходов. Например, начисление взносов на обязательное пенсионное страхование с материальной помощи сотрудникам, расходы по оплате государственной пошлины, расходы по оплате коммунальных расходов.
- Постоянный анализ изменений действующего законодательства и письменных разъяснений уполномоченными органами государственной власти о порядке исчисления единого налога, которые нередко бывают кардинальными и меняют подходы к системе налогообложения и определению налогооблагаемой базы.