Файл: Планирование ассортимента продукции, подлежащей продаже.pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 866
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.2. Факторы, влияющие на формирование ассортимента
2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ АКВИЛОН»
2.1. Краткая характеристика компании
2.2. Анализ товарного ассортимента
3. ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО АССОРТИМЕНТА КОМПАНИИ
3.1 Управление ассортиментом компании. Основные показатели его контроля
3.2 Оценка и пересмотр товарного ассортимента компании
Таблица составлена автором.
По данным таблиц можно сделать вывод, что основной доход компании приносят товарные группы: бумага, принадлежности для хранения документов, офисные принадлежности, бумажная продукция, пишущие принадлежности, бумажно – беловые школьные товары, товары для рисования, демонстрационное оборудование. На эти товарные группы стоит направить основные усилия.
Для товаров группы А рекомендуются особые формы контроля:
- регулярная оценка достоверности, как самого прогноза товародвижения, так и его методов;
- периодический подсчет запасов;
- постоянное отслеживание и анализ требований спроса, объемов закупаемых партий, преследующие цель общего уменьшения размера заказов, а значит снижения издержек, связанных с хранением продукции на складах.
Для товаров группы В применяются те же меры, что и для товаров группы А, но они осуществляются реже и с большими приемлемыми допусками.
А вот для товаров группы С сформулированы отдельные правила:
- товары обязательно должны быть в наличии, поскольку дефицит товаров категории С может сорвать план сбыта категории А. Таким образом, запас товаров категории С может быть больше, чем нужно, но не должен быть меньше, чем необходимо.
- объем партий заказов и страховых запасов должен быть большим. Хранение крупных партий товаров категории С не влечет за собой существенных затрат, поэтому имеет смысл заказывать помногу;
- подсчет запасов можно производить раз в год или полгода, при этом с большими приемлемыми допусками.
Достижением одной из основных целей компании при оптимизации является корректировка объема продаж. На объемы продаж влияют, как
правило, объемы товарных запасов на складе, спрос на продукцию и цена, по которой продается товар.
Исходя из вышесказанного, предлагается правильным ранжировать весь ассортимент по вышеуказанным признакам. Предлагаемая методика позволяет сделать возможным не только анализ ассортимента по коммерческой привлекательности, но и оперативно управлять им. В то же время необходимо подчеркнуть, что ассортимент товаров должен включать не только высокодоходные товары, приносящие максимальную прибыль, но и товары имеющие меньшие показатели прибыльности, в целях достижения максимального результата по привлечению потребителей и полному удовлетворению их спроса.
Таким образом, применение принципа Парето в управлении товарным ассортиментом приводит к разделению всей номенклатуры на группы по критерию активности. Группа «А» самая активная, подвергается максимальному контролю, группе В отводится меньше внимания, а группа С обслуживается по минимуму.
Поскольку группа А «наиболее активная», в целях дальнейшего контроля, проведем оптимизацию ассортимента внутри этой групп. Для этого мы возьмем реализацию товарных групп за первый квартал 2017 года и удельный вес каждого товара в объеме реализации.
Реализация товарных групп составила 18 792 945,97 руб.,
анализируемая реализация в сумме составляет 16 647 626,29 руб., или 88% от общего объема реализации. Данные об объемах реализации и удельный вес каждого товара отражены в Приложении Г.
Далее для того, чтоб определить какие позиции обеспечивают 80% оборота компании, мы проранжировали ассортимент и расположили его в порядке убывания. Затем рассчитали долю с накопительным итогом. Результаты представлены в Приложении Д.
По результатам стало более понятно, какие товары продаются, а какие лежат, занимая полезное место на складе. Следовательно, товары входящие в
группу А – то востребованная, высокодоходная продукция. Товары входящие в группу В – это малодоходная, но востребованная продукция, поскольку, во
– первых, клиенты рассчитывают на постоянное наличие такого товара на складе, и во – вторых, покупают его, как правило, в дополнение к высокодоходным товарам. Товары входящие в группу С – это довольно дорогая продукция, поэтому менее востребована, и соответственно приносящая меньше дохода. Но если мы сократим долю незначительных затрат первый взгляд сопутствующих товаров, это может привести к снижению продаж высокодоходных товаров.
Полученные результаты не прояснили само главного:
- на закупках, каких товаров можно безболезненно экономить, уделяя им меньше внимания;
- приобретение, какой продукции требует неусыпно контроля;
- во что в первую очередь следует вкладывать деньги.
Поскольку группа А, «наиболее активная» группа, проведем анализ ее экономических показателей. Этот анализ поможет нам более точно определить: какие товары пользуются наибольшим спросом, является ли данный товар рентабельным, на что компания тратит деньги.
Расчет экономических показателей произведем с помощью операционного анализа (операционный рычаг). Ориентация на этот метод – наиболее рациональный выбор при стратегическом планировании деятельности компании.
Ключевыми понятиями операционного анализа являются: операционный рычаг, точка безубыточности, запас финансовой прочности. Названные элементы следует дополнить маржинальным доходом. Его использование в анализе позволяет сформировать оптимальный ассортимент, определять цену, объем продаж для получения планируемой прибыли.
Для определения необходимо посчитать издержки обращения, условно разделив их на постоянные и переменные. Переменные издержки напрямую связаны с увеличением товарооборота, чем больше товарооборот,
тем больше величина издержек обращения. К переменным издержкам относят: заработную плату торгово – оперативного персонала, расходы на СМ, рекламу и т.д. К условно постоянным издержкам относят расходы не связанные с увеличением товарооборота, т.е. заработная плата административно – управленческого персонала, коммунальные услуги, амортизация основных средств, услуги сторонних организаций.
Разделения издержек обращения на постоянные и переменные представим в таблицах 7, 8.
Таблица 7 – Постоянные издержки ООО «ТД «Аквилон» Период с 01.01.2017 по 30.03.2017
1 |
Амортизация ОС |
7710 тыс. руб. |
2 |
Коммунальные услуги |
12908 тыс. руб. |
3 |
Заработная плата АУП |
118650 тыс. руб. |
4 |
ЕСН |
16801 тыс. руб. |
5 |
Канцелярские товары |
5883 тыс. руб. |
6 |
Командировочные расходы АУП |
4900 тыс. руб. |
7 |
Обслуживание и ремонт ОС |
7469 тыс. руб. |
8 |
ГСМ |
6209 тыс. руб. |
9 |
Услуги банка |
7980 тыс. руб. |
10 |
Услуги сторонних организаций |
4056 тыс. руб. |
Итого: |
192 566 тыс. руб. |
Таблица составлена автором.
Таблица 8 – Переменные издержки ООО «ТД «Аквилон» Период с 01.01.2017 по 30.03.2017
1 |
Расходы на ГСМ |
48000 тыс. руб. |
2 |
Заработная плата экспедиторов |
221700 тыс. руб. |
3 |
ЕСН |
101306 тыс. руб. |
4 |
Командировочные расходы |
12209 тыс. руб. |
5 |
Затраты на рекламу |
16460 тыс. руб. |
6 |
Налог на имущество |
10107 тыс. руб. |
7 |
Уплаченные % по кредиту |
36890 тыс. руб. |
8 |
Расходы по курсовой разнице |
13840 тыс. руб. |
9 |
Прочие расходы (таможня) |
20493 тыс. руб. |
Итого: |
481005 тыс. руб. |
Таблица составлена автором.
Определение экономических показателей ООО «ТД «Аквилон» представим в таблицу 9.
Таблица 9 - Определение экономических показателей ООО «ТД»Аквилон»
Маржинальный доход = торговая наценка – переменные издержки |
А В С |
1 136 910,89 – 481 005,21 = 655905 руб. |
Коэффициент маржинального дохода = маржинальный доход / объем продаж *100% |
D |
655 905,67/ 9 537 856,72 *100% = 6,88% |
Постоянные издержки, Спост. |
E |
192 566 руб. |
Точка безубыточности = Е / D |
F |
192 566, 15 / 6,87 *100% = 2 800 201 руб. |
Запас финансовой прочности = Объем продаж - точка безубыточности В % к выручке |
G H |
9 537 856,72– 2 800 201,95 = 6 737 654 руб. 6 737 654,77/ 9 537 856,72 = 70,64% |
Прибыль = торговая наценка – (Спер + Спост) |
I |
1 136 910,89 – (481 005,21 + 192 566, 15) = 463 339 руб. |
Операционный рычаг = маржинальный доход / прибыль |
J |
655 905,67 / 463 339,52 = 1,42 |
Таблица составлена автором.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что и в группе высокодоходных товаров есть позиции, приносящие небольшой доход. Теоретически подобный подход таит в себе опасность того, что все большее количество товаров будет попадать в разряд малодоходной продукции: какая– то из номенклатурных позиций всегда демонстрирует самые плохие показатели, искусственно сокращая тем самым ассортимент. Для определения направлений изменения ассортиментной политики, необходимо провести сравнительный анализ по каждому из показателей. Экономические показатели с указанием рангов представим в таблице.
Таблица 10 – Таблица экономических показателей для группы А
группа товаров |
Объем продаж, руб. Qp (2) |
Объем закупок, руб. Qзак (3) |
Наценка, руб. Qзак (4) = 3-2 |
удельн ый вес к сумме Qp (5) |
С переменные, руб (6) |
Маржиналь ный доход, руб. (7) = (4) -(6) |
С постоянные , руб. (8) |
Прибыль, руб. (9) = 7-8 |
Коэфф ициент маржи нально о дохода , %(10) = 7/2 |
1. Бумага ксер. А4 500л «SVETO COPY NEW» |
4 556 336 |
4158976 |
397360 |
0,35 |
169981 |
227378 |
11042 |
216336 |
4,99 |
2. Бумага ксер. А4 500л «BALLET CLASSIC» |
1 520 971 |
1380765 |
140206 |
0,12 |
59406 |
80800 |
10677 |
70122 |
5,31 |
3. Бумага ксер. А4 500л «Paperline White GOLD» |
959 252 |
731469 |
227783 |
0,20 |
101746 |
126036 |
10677 |
115359 |
13,14 |
4. Бумага ксер. А4 500л «BALLET PREMIER» |
496 805 |
435794 |
61011 |
0,05 |
27243 |
33767 |
10677 |
23089 |
6,80 |
5. Бумага ксер. А4 500л «BALLET BRILLIANT» |
267 491 |
224641 |
42850 |
0,04 |
18216 |
24633 |
10677 |
13955 |
9,21 |
6. Доска белая офис.1000*2000 мм |
238 360 |
209088 |
29272 |
0,03 |
10030 |
19241 |
10677 |
8564 |
8,07 |
7. Набор перфофайлов А4 0,035мм глянц. |
221 705 |
194478 |
27226 |
0,02 |
10101 |
17125 |
10677 |
6448 |
7,72 |
8. Папка-бокс бумвинил 15 см с зав. |
154 087 |
135164 |
18922 |
0,02 |
8195 |
10727 |
10677 |
49 |
6,96 |
9. Скоросшиватель картонный пл.360 г/м, немелованный |
124 871 |
100560 |
24310 |
0,02 |
10344 |
13965 |
10677 |
3287 |
11,18 |
10. Корр.жидкость 20мл -20 с кист. |
124 636 |
108560 |
16075 |
0,01 |
3743 |
12332 |
10677 |
1654 |
9,89 |
11. Конверт ЕВРО (110*220) прав/окно, силикон |
122 159 |
103590 |
18568 |
0,02 |
7868 |
10700 |
10677 |
22 |
8,76 |
12. Папка-файл 75мм A4 мраморная картонная |
120 781 |
100948 |
19833 |
0,02 |
7212 |
12621 |
10677 |
1943 |
10,45 |
13. Папка-файл 75мм мрам.серая разбор. |
112 369 |
93009 |
19360 |
0,02 |
7838 |
11522 |
10677 |
844 |
10,25 |
14. Ежедневник темно-коричневый |
111 400 |
92023 |
19377 |
0,02 |
8176 |
11201 |
10677 |
523 |
10,06 |
15. Клей- карандаш 21гр |
108 725 |
89690 |
19035 |
0,02 |
8349 |
10686 |
10677 |
8 |
9,83 |
16. Ручка шар. син. |
107 291 |
88120 |
19171 |
0,02 |
8157 |
11013 |
10677 |
335 |
10,26 |
17. Ежедневник, синий, белый блок, черно- синяя графика |
99 777 |
83066 |
16711 |
0,01 |
5989 |
10721 |
10677 |
43 |
10,75 |
18. Скотч 50мм*66м Прозрачный 40мкм |
90 831 |
70999 |
19831 |
0,02 |
8403 |
11428 |
10677 |
750 |
12,58 |
Итого: |
9 537 856 |
8400945 |
1136910 |
1,00 |
481005 |
655905 |
192566 |
463339 |
6,88 |
Таблица составлена автором.
Таблица 11 – Экономические показатели группы товаров из группы А
группа товаров из группы А (1) |
операционный рычаг (11) = 7/9 |
Точка безубыточн ости, руб. (12) = 8/10 |
Запас финансов ой прочности , % (13) |
Средние остатки в ценах реализации, руб. (14) |
Рентабельность продаж, % (15)= 9/2 *100 |
Оборачиваемост ь оборотных активов, раз. (16) |
Рентабельнос ть активов, % (17) |
Ранжирова ние по спросу (18) |
1. Бумага ксер. А4 500л «SVETO COPY NEW» |
1,05 |
2212 |
99,95 |
337506 |
4,75 |
13,5 |
64,10 |
3 |
2. Бумага ксер. А4 500л «BALLET CLASSIC» |
1,15 |
2009 |
99,87 |
112664 |
4,61 |
13,5 |
62,24 |
5 |
3. Бумага ксер. А4 500л «Paperline White GOLD» |
1,09 |
812 |
99,92 |
71055 |
12,03 |
13,5 |
162,35 |
1 |
4. Бумага ксер. А4 500л «BALLET PREMIER» |
1,46 |
1570 |
99,68 |
36800 |
4,65 |
13,5 |
62,74 |
4 |
5. Бумага ксер. А4 500л «BALLET BRILLIANT» |
1,77 |
1159 |
99,57 |
19814 |
5,22 |
13,5 |
70,43 |
2 |
6. Доска белая офис.1000*2000 мм |
2,25 |
1322 |
99,45 |
17656 |
3,59 |
13,5 |
48,50 |
6 |
7. Набор перфофайлов А4 0,035мм глянц. 100шт/уп |
2,66 |
1382 |
99,38 |
16422 |
2,91 |
13,5 |
39,26 |
7 |
8. Папка-бокс бумвинил 15 см с зав. |
217,08 |
1533 |
99,00 |
11413 |
0,03 |
13,5 |
0,43 |
16 |
9. Скоросшиватель картонный пл.360 г/м |
4,25 |
954 |
99,24 |
9249 |
2,63 |
13,5 |
35,54 |
8 |
10. Корр.жидкость 20мл 20 с кист. |
7,45 |
1079 |
99,13 |
9232 |
1,33 |
13,5 |
17,92 |
10 |
11. Конверт ЕВРО (110*220) прав/окно, силикон |
472,06 |
1219 |
99,00 |
9048 |
0,02 |
13,5 |
0,25 |
17 |
12. Папка-файл 75мм A4 мраморная картонная разобранная черная |
6,49 |
1021 |
99,15 |
8946 |
1,61 |
13,5 |
21,72 |
9 |
13. Папка-файл 75мм мрам.серая разбор. |
13,64 |
1041 |
99,07 |
8323 |
0,75 |
13,5 |
10,15 |
12 |
14. Ежедневник темно-коричневый, белая бумага, 2 ляссе |
21,40 |
1061 |
99,05 |
8251 |
0,47 |
13,5 |
6,34 |
13 |
15. Клей-карандаш 21гр |
1206,77 |
1086 |
99,00 |
8053 |
0,01 |
13,5 |
0,11 |
18 |
16. Ручка шар. син. |
32,85 |
1040 |
99,03 |
7947 |
0,31 |
13,5 |
4,22 |
14 |
17. Ежедневник , синий, белый блок, черно-синяя графика |
245,68 |
993 |
99,00 |
7390 |
0,04 |
13,5 |
0,59 |
15 |
18. Скотч 50мм*66м Прозрачный 40мкм |
15,23 |
848 |
99,07 |
6728 |
0,83 |
13,5 |
11,16 |
11 |