Файл: Система рефинансирования коммерческих банков на современном этапе и перспективы ее развития в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рост процентных ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за 2012-2016 гг. представлена в Таблице 3.

Таблица 3

Ставка рефинансирования Банка России(размер учетной ставки)

Дата утверждения учетной ставки

Размер ставки (% годовых)

Документ, устанавливающий размер ставки рефинансирования (учетной ставки)

с 19 сентября 2016 года

10

Информация Банка России от 16.09.2016г.

с 14 июня 2016 года

10,5

Информация Банка России от 10.06.2016г.

с 1 января 2016 года

11

Указание Банка России от 11.12.2015г. № 3894-У

с 14 сентября 2012 года

8,25

Указание Банка России от 13.09.2012г. № 2873-У

Примечание: С 1 января 2016 года самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России не устанавливается. С указанной даты значение ставки рефинансирования Банка России автоматически приравнивается к значению ключевой ставки Банка России.

Центральный банк Российской Федерации с целью уменьшения денежной массы в обращении и снижения свободной ликвидности коммерческих банков с 01.01.2016 повысил процентную ставку рефинансирования.

В таблице 4 представлено изменение размера ключевой ставки Банка России с 2013 года.

Таблица 4

Изменения ключевой ставки банка России с 2013-2016гг

Дата утверждения ключевой ставки

Размер ставки (% годовых)

Документ, в котором сообщено о размере ставки

с 19 сентября 2016 года

10

Информация Банка России от 16.09.2016г.

с 14 июня 2016 года

10,5

Информация Банка России от 10.06.2016г.

с 3 августа 2015 года

11

Информация Банка России от 31.07.2015г.

с 16 июня 2015 года

11,5

Информация Банка России от 15.06.2015г.

с 5 мая 2015 года

12,5

Информация Банка России от 30.04.2015г.

с 16 марта 2015 года

14

Информация Банка России от 13.03.2015г.

с 2 февраля 2015 года

15

Информация Банка России от 30.01.2015г.

с 16 декабря 2014 года

17

Информация Банка России от 16.12.2014г.

с 12 декабря 2014 года

10,5

Информация Банка России от 11.12.2014г.

с 5 ноября 2014 года

9,5

Информация Банка России от 04.11.2014г.

с 28 июля 2014 года

8

Информация Банка России от 25.07.2014г.

с 28 апреля 2014 года

7,5

Информация Банка России от 25.04.2014г.

с 3 марта 2014 года

7

Информация Банка России от 03.03.2014г.

с 13 сентября 2013 года

5,5

Информация Банка России от 13.09.2013г.


Источник: составлено автором по материалам [2]

Ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации показала наибольший рост за период в декабре 2014 гг., с 10,5% до 17%. Это было связано с введенными санкциями против Российской Федерации Европейским Союзом и США, что негативно повлияло на денежно-кредитную сферу Российской Федерации. Также введенные санкции закрыли доступ отечественным банкам к зарубежным рынкам капиталов и заимствований, что негативно повлияло на ликвидности в банковской системе страны.

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ КБ В РОССИИ

2.1. РЕФИНАНСИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА

В России последние годы знаменательны глобальными изменениями в системах банковской сферы. Сейчас, когда формируются рыночные отношения, к работе банковской сферы предъявляются другие требования. Возникала необходимость рефинансирования, в целях влияния на ликвидность системы кредитования России. Это будет вкладом в устойчивость и в увеличение масштабов функционирования банковской сферы.

Концентрация эффективности в политике кредитования Центрального банка возникает, когда реализуется весь спектр возможных инструментов экономики в целенаправленном порядке. Денежно кредитная сфера совершенствуется, при совместной работе государства и Центрального банка (ЦБ РФ). Существование в экономике достаточного количества денежных средств и кредитов, требующихся для экономического развития, является целью финансово-кредитной политики ЦБ РФ. Основной инструмент реализации – проведение рефинансирования коммерческих банков ЦБ РФ [11].

Цель рефинансирования - иметь направление на оказание поддержки кредитным организациям, способствующим росту экономики, следовательно, повышению росту уровня жизни в стране.

Трудности банковской сферы:

- низкая капитализация;

- повышение количества банков с минимальными показателями достатка финансового капитала;

- повышенная концентрация банковских активов;

- недостаток ликвидности у негосударственных банковских организаций;

- невыгодные условия кредитования;


- ухудшение уровня экономической монетизации.

Состояние экономики ухудшается из-за нехватки банковских активов. Возможный путь решения – использование государственных средств. Вклады населения недостаточны для развития кредитования, сфера бизнеса мало заинтересована банковским сектором, привлечение иностранного финансирование, чревато кредитной зависимостью.

Внутридневные кредиты – самый востребованный вид способов рефинансирования, так как они предоставляются по нулевой ставке и являются обеспечением нормального функционирования платежной системы Банка России.

На рисунке 1 представлена информация об использовании кредитными организациями внутридневных кредитов.

Рисунок 1 Группировка кредитных организаций, заключивших с Банком России генеральные кредитные договоры в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 №312-П, по величине зарегистрированного уставного капитала(%). Составлено автором по материалам сайта ЦБ РФ.

Динамика внутридневных кредитов свидетельствует об увеличении суммы безналичных платежей, проводимых через платежную систему Банка России. Наибольший объем использования составляют кредиты по сумме от 1 до 10 млрд.руб.

На рисунке 2 предоставлена информация об использовании кредитными организациями кредитов овернайт и ломбардных кредитов (руб).

Рисунок 2 Группировка кредитных организаций, заключивших с Банком России генеральные кредитные договоры в соответствии с Положением Банка России от 04.08.2003г №236-П, по величине зарегистрированного уставного капитала(%).Составлено автором по материалам сайта ЦБ РФ.

Как видно из рисунка 2 потребность банков в рефинансировании Банка России сокращается. Основной причиной ее снижения стал приток средств в банки для финансирования текущих бюджетных расходов. Поскольку расходы бюджетной системы превысили полученные доходы, для покрытия значительной части образовавшегося бюджетного дефицита были использованы средства от конвертации Резервного фонда в объеме 0,8 трлн рублей. Кроме того, небольшой объем бюджетных расходов был профинансирован за счет выручки, полученной Минфином России. Незначительный приток ликвидности в банки был связан с перечислением от ГК АСВ денежных средств для выплат страхового возмещения вкладчикам и  санации проблемных банков. Факторами изъятия части ликвидности, поступившей в банки, стали сезонное увеличение объема наличных денег в обращении и продажа Банком России ОФЗ из  собственного портфеля Федеральное казначейство продолжило размещать временно свободные бюджетные средства на депозитах кредитных организаций и по договорам репо . Снижение потребности банков в  рефинансировании привело к сокращению объема аукционных операций Банка России. При этом изменился не только уровень, но и структура задолженности банков. По мере снижения потребности в ликвидности сокращалась задолженность банков по кредитам под залог нерыночных активов , в частности по долгосрочным операциям Банка России – кредитам со сроком погашения в январе 2017 года. Кроме того, Банк России, ожидая дальнейшего уменьшения потребности банков в  рефинансировании, с  апреля 2016  г. более не предоставлял средства на кредитных аукционах под залог нерыночных активов. В результате в структуре задолженности кредитных организаций перед Банком России сократилась доля кредитов под залог нерыночных активов и увеличилась доля операций репо[8].


Несмотря на  приток бюджетных средств в банки, банковский сектор по-прежнему находится в ситуации структурного дефицита ликвидности. Это означает, что потребность банков в ликвидности, то есть средствах на корсчетах в Банке России, превышает ее предложение в банковском секторе[8].

Совершенствование системы рефинансирования, можно достичь:

- предоставлением финансовых средств на срок до недели, для кредитных организаций без залогов;

- созданием межбанковской площадки рефинансирования под управлением ЦБ РФ;

- совершенствованием системы просчета рисков в секторе.

В настоящее время проведение реформ в банковской сфере, с целью укрепления устойчивости и повышения качества продолжаются. Банк России продолжает участвовать в закреплении на уровне законодательства возможности привлечения Агентства по страхованию вкладов. Условия ограниченности объемов финансов, находящегося у кредитных организаций, ЦБ РФ планирует использовать аукционы для кредитных организаций.

Анализ вышесказанного определяет тенденции рефинансирования. В России наблюдается активное развитие системы рефинансирования, присутствуют характерные черты рыночного типа.

Характерные черты рефинансирования:

  • Повышаются объемы рефинансирования банков;
  • Увеличивается значимость формирования ресурсов банковской сферы;
  • Развивается региональное рефинансирование;
  • Снижаются процентные ставки по операциям;
  • Расширяется использование ЦБ РФ операций рефинансирования и применение рыночных механизмов.

Период наблюдения за состоянием этой сферы показал, что происходила неоднократная смена расширения объемов рефинансирования и периодов кризисного спада[11].

2.2.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ КБ

Наибольшая эффективность реализации денежно-кредитной политики Центрального банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности. Совершенствование денежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместных действий Центрального банка Российской Федерации и государства. Цель денежно-кредитной политики ЦБ РФ состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития экономики страны. К основным инструментам денежно-кредитной политики относится рефинансирование коммерческих банков Банком России [10].


Важным является расширение возможностей рефинансирования для кредитных организаций, но необходимо также учитывать и интересы страны. Для развития российской экономики и росту уровня жизни населения кредитование должно быть направлено, прежде всего, на поддержание кредитных организаций.

Реализация процесса рефинансирования кредитных организаций должна иметь важное значение при регулировании уровня ликвидности всей банковской системы страны.

Несмотря на наличие элементов, присущих развитым странам, на сегодняшний день рефинансирование в России имеет целый ряд проблем.

В настоящее время проблемы банковского сектора можно определить следующим образом:

1) низкий уровень капитализации банковской системы;

2) рост числа банков с низким показателем достаточности капитала;

3) высокая степень концентрации банковских активов;

4) нехватка ликвидности у коммерческих банков;

5) ухудшение условий кредитования реального сектора экономики;

6) рост рынка долговых обязательств;

7) значительный отток капитала, в том числе через банковский сектор;

8) низкий уровень монетизации экономики.

Нехватка активов банковской системы негативно отражается на состоянии экономики в целом. Среди возможных путей расширения активов банковского сектора наиболее эффективным многие банковские аналитики считают использование средств государства[11].

Отечественная система рефинансирования в основном ориентирована на крупнейшие системообразующие банки. Данный подход в целом соответствует международной практике, когда ликвидные ресурсы, передаваемые банкам первого эшелона, через механизм межбанковского кредитования доводятся до средних и мелких участников системы. Однако возможность перераспределения ресурсов через межбанковский рынок в российских условиях отсутствует[11].

В зависимости от масштаба деятельности банковскую систему можно разделить на три вида:

1. Крупнейшие системообразующие банки и дочерние структуры крупных международных банков (банки первого круга),

2. Средние банки московского региона и крупнейшие региональные банки (банки второго круга)

3. Мелкие и средние региональные банки (банки третьего круга)[11].

В период кризиса, насколько бы эффективными ни были мероприятия ЦБ РФ, поступающие в банковскую систему ликвидные ресурсы не доходят до потенциально нуждающихся в них заемщиках, оседая в крупнейших банках, которые минимизируют собственные возможные риски возникновения дефицита ликвидности и страхуются от потенциальных кредитных рисков.