Файл: Система рефинансирования коммерческих банков на современном этапе и перспективы ее развития в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время сложилась ситуация, когда банки, обладающие избыточной ликвидностью, наращивают свое присутствие на кредитном рынке, а мелкие и средние банки вынуждены сокращать свою деловую активность.

У российских кредитных организаций недостает необходимого залогового обеспечения для получения финансирования. Концентрация банковских активов в нескольких крупных банках приводит к спекуляциям и в целом нестабильности на межбанковском рынке. Базовым источником ресурсов для сектора малых и средних банков выступают вклады населения. И эти банки – единственный в нашей стране институт, гарантирующий гражданам не только сохранность их сбережений (в пределах страховой суммы – 700 тыс. руб.), но и реальный доход выше уровня инфляции, позволяющий реально накапливать денежные средства. Однако их дальнейшее размещение ограничено в связи с тем, что предложить такие условия кредитования крупным компаниям, как ведущие банки, они не могут[11].

В итоге и рентабельность малых и средних банков уступает банкам первой группы.

Для большинства банков доступны только краткосрочные ресурсы. Данные ресурсы рассматриваются лишь как источник разрешения краткосрочных проблем с текущей ликвидностью. Таким образом такие ресурсы невозможно рассматривать в качестве средства разрешения важной проблемы российского банковского сектора, связанной с трансформацией относительно краткосрочных и мобильных пассивов в среднесрочные активы [9].

На основании рассмотренных проблем банковского сектора в существующих условиях развития денежно-кредитного рынка целесообразно рассмотреть проблемы непосредственно предоставления рефинансирования Центральным банком Российской Федерации коммерческим банкам Российской Федерации. Проблемы и последствия предоставления рефинансирования Центральным банком Российской Федерации представлены в таблице 5(Приложение 2).

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что система рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на сегодняшний день рассчитана исключительно на крупные коммерческие банки на денежно-кредитном рынке страны. Для средних и мелких коммерческих банков основную долю ресурсов в ресурсной базе занимают депозиты физических лиц.

Действия Центрального банка Российской Федерации в острую фазу мирового финансового кризиса признаны финансовым сообществом адекватными сложившейся ситуации, в том числе по дополнительно возникшим рискам. Совместно с Правительством страны ЦБ реализовал комплекс мероприятий по модернизации системы рефинансирования, позволивших сохранить банковскую систему России. Вызовы современного этапа экономического развития России требуют формирования эффективной системы рефинансирования, с учетом положительного российского опыта и развитых стран. С этой целью необходимо:


1) внедрить без залоговые кредиты Банка России сроком до семи дней для регулирования ликвидности коммерческих банков;

2) расширить перечень «нерыночных» активов, которые могут выступать залогом при рефинансировании (в частности, портфель потребительских кредитов, портфель кредитов субъектам малого и среднего бизнеса; основные средства коммерческих банков и т.д.);

3) необходимо расширять Ломбардный список Банка России за счет дальнейшего включения в него ценных бумаг, коммерческих организаций которые стабильно функционируют, также включить в него корпоративные облигации и векселя крупных компаний с высокими рейтингами международных рейтинговых агентств, бумаги региональных органов власти и муниципальных органов государственного управления, государственных институтов развития, корпораций и акционерных обществ и не требовать у кредитных организаций, владеющих этими ценными бумагами, поручительства названных эмитентов;

4) создать в Банке России адекватную систему риск менеджмента, нацеленную на минимизацию рисков при рефинансировании коммерческих банков. Реализация вышеназванных мер расширит доступ к системе рефинансирования не только крупнейших, но и всех остальных российских банков[11].

Банк России предполагает, что действие международных финансовых санкций сохранится на  всем прогнозном горизонте. Вместе с тем ожидается, что, как и в 2015–2016 гг., российские компании и банки смогут и далее в значительной мере рефинансировать внешнюю задолженность. На  фоне постепенного уменьшения планируемых объемов погашения внешнего долга и восстановления экономической активности все больший вклад в  отток частного капитала будет вносить чистое увеличение иностранных активов. Однако объем покупок иностранных активов в условиях действия санкций окажется существенно меньшим по сравнению с  наблюдавшимся в  период 2010–2014 годов. Ожидается, что чистый отток частного капитала в 2017–2019 гг. сохранится на низком уровне. Этому, в  том числе будет способствовать уровень процентных ставок, обеспечивающий привлекательность вложений в  рублевые финансовые активы. Денежно-кредитные условия останутся умеренно жесткими достаточно продолжительное время под влиянием денежно-кредитной политики. Это будет означать, в  частности, сохранение положительных реальных процентных ставок в экономике. Вместе с тем по мере замедления инфляции в  соответствии с  прогнозом Банк России возобновит снижение ключевой ставки, что может произойти уже в первом полугодии 2017 года. В дальнейшем, после снижения инфляции до 4% в конце 2017 г. и стабилизации инфляционных ожиданий около этого уровня, Банк России будет уменьшать степень жесткости денежно-кредитной политики. В этих условиях номинальные ставки в экономике будут постепенно уменьшаться. Банк России ожидает, что банки будут также постепенно смягчать неценовые условия и  расширять спектр направлений кредитования, при этом сохраняя консервативный подход к  оценке заемщиков. В результате в 2017 г. прирост кредита в экономике со стороны банковского сектора будет умеренным (4–7%). В 2018–2019 гг. ожидается его ускорение до 8–11%. Темп прироста денежной массы в  национальном определении, по  оценкам, в  2017  г. продолжит опережать увеличение кредита экономике и  составит 8–11%, что будет обусловлено прежде всего вкладом чистого кредита правительства со стороны банковской системы с  учетом продолжения использования средств суверенных фондов. В  дальнейшем в  условиях бюджетной консолидации вклад чистого кредита правительству в динамику денежной массы будет сокращаться. В  результате прирост денежной массы в 2018–2019 гг. будет близок к темпам прироста кредита. Ускорение роста кредита и денежной массы будет происходить на фоне восстановительных процессов в экономике и не создаст значимых инфляционных рисков[8].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития денежно-кредитного рынка и банковской системы основной задачей для государства и Центрального банка Российской Федерации должно стать совершенствование системы рефинансирования, что будет способствовать повышению эффективности денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации и увеличению объемов кредитования коммерческими банками юридических и физических лиц.

Современный этап развития экономической ситуации в России, имеет потребность в замедлении процесса инфляции и применении всех возможных инструментов для стимулирования экономического роста. Важнейшие значение для России имеет денежно-кредитная политика ЦБ РФ. Она отличается активным использованием всех возможных методов и инструментов воздействия в целях обеспечения укрепления и устойчивости банковской сферы. Это значит, существует необходимость результативно функционирующей системы рефинансирования кредитных организаций. Такая система должна обладать активной системой кредитования между банками, ЦБ РФ должен обеспечить для банковской сферы требующееся доступное рефинансирование. Введение новой системы может позволить повысить качество рефинансирования банковской деятельности. За счет совокупности возможностей признанных ЦБ подходящими для предоставления краткосрочных займов.

Этот метод преобразования кредитного рынка страны, дает возможность для его участников сохранять функциональность системы экономики России согласно мировому уровню.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что Банк России пытается преодолеть возникший кризис, используя рыночные методы регулирования, так что в случае ухудшения текущей ситуации имеется возможность применения административных мер воздействия на участников рынка с целью обеспечения устойчивости банковского сектора. В качестве основных направлений развития системы рефинансирования можно предложить дальнейшее наращивание объема рефинансирования кредитных организаций, расширение перечня инструментов рефинансирования за счет диверсификации сроков предоставляемых ресурсов и видов обеспечения, дальнейшую либерализацию условий предоставления ликвидности, постепенное снижение ключевой ставки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru 
2. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/

3. Положение о порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами от 12 ноября 2007 г. N 312-П [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru 

4. О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных золотом: положение Банка России от 30.11.2010 . № 362-П. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru 

5. О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой ценных бумаг): положение Банка России от 04.08.2003 № 236-П. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru 

6. О предоставлении Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных золотом: приказ Банка России от 13.05.2011 № ОД-355. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru 

7. Информация по кредитным организациям: Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. Режим доступа: http://www.cbr.ru (дата обращения: 31.12.2016)

8. Финансовое обозрение: Условия проведения денежно-кредитной политики: Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. Режим доступа: http://www.cbr.ru (дата обращения: 31.12.2016)

9. Астрелина В.В. Управление ликвидностью в российском коммерческом банке : учеб. пособие / В.В. Астрелина, П.К. Бондарчук, П.С. Шальнов. – М.: ИНФРА-М,2012. – 175 с.

10. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России: монография. – М.: СПАРК, 2010. – 345 с.

11. Родичева В.Б. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКА РОССИИ) // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11–11. – С. 2489-2494;

12. Тершукова М.Б. Процентная политика Центрального банка РФ и ее роль в реализации приоритетной цели денежно-кредитного регулирования // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. 2. С. 118.

13. Фетисов Г.Г.. Организация деятельности центрального банка : учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова ; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС,— 432 с.. 2008


Приложение 1

Таблица №1 Виды кредитов Банка России и условия кредитования

Виды кредитов

Срок

Возможность досрочного погашения

Ставка (% годовых)

Вид обеспечения

Дата предоставления кредита (Т-дата обращения кредитной организации за кредитом)

Нормативный документ

Внутридневные

--

--

0

Блокировка ценных бумаг из Ломбардного списка БР

В течении дня (Т+0)

Положение 236-П

Векселя, права требования по кредитным договорам

Положение 312-П

Слитки золота, находящиеся в хранилище Банка России

Положение 362-П

Овернайт

1 календ. день

--

11%

Залог ценных бумаг из ломбардного списка БР

В течении дня (Т+0)

Положение 236-П

Залог векселей, прав требования по кредитным договорам

Положение 312-П

Залог слитков золота, находящихся в хранилище БР

Положение 362-П

Ломбардные кредиты

1 календ. день

--

11%

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

Т+0

Положение 236-П

Кредиты, обеспеченные нерыночными активами и поручительством

1 кал.день

да

11%

Залог векселей и прав требования по кредитным договорам или поручительства кредитных организаций

Т+0

Положение 312-П

От 2-х до 549

11,75%

3 месяца

Опр-ся на аукционе

Т+2

Кредиты обеспеченные залогом золота

1 кал.день

да

11%

Залог слитков золота, находящихся в хранилище БР

Т+0

Положение 362-П

Приложение 2

Таблица 5

Проблемы и последствия предоставления рефинансирования Центральным банком Российской Федерации

Проблема

Последствия

1

2

1) предоставление кредитов рефинансирования крупнейшим коммерческим банкам системы;

2) сложность в предоставлении кредитов рефинансирования средним и мелким коммерческим банкам страны;

Сущность данного механизма заключается в том, что ресурсы рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, попадают в крупнейшие коммерческие банки страны.  крупнейшие коммерческие банки страны данные кредиты рефинансирования с помощью межбанковских кредитов попадают в ресурсную базу средних и мелких коммерческих банков Российской Федерации;

3) краткосрочность кредитов рефинансирования в рамках денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации;

С целью минимизации рисков рефинансирования Центральный банк Российской Федерации предоставляет преимущественно краткосрочные кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки могут получать кредиты рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на срок 6 месяцев. Наибольшая доля кредитов рефинансирования предоставляется коммерческим банкам на срок 7 дней. Данные краткосрочные кредиты рефинансирования коммерческие банки могут использовать исключительно для покрытия краткосрочных обязательств.

4) высокая процентная ставка по кредитам рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

Высокая процентная ставка по кредитам рефинансирования Центрального банка Российской Федерации препятствует развитию коммерческих банков в стране, так как в этом случае и для физических и юридических лиц ставка по кредитам достаточно высокая, часто выше, чем рентабельность бизнеса.

Поэтому спрос со стороны юридических и физических лиц на кредиты снижается или растет риск невозврата данных кредитов.

5) существенные различия в формировании активов коммерческих банков Российской Федерации;

Коммерческие банки с разным размером уставного капитала и разным рейтингом по-разному формируют свои балансы. Так, коммерческие банки с наивысшими рейтингами и наибольшим размером уставного капитала при формировании своих активов большее внимание уделяют ликвидным ресурсам. В активах данных коммерческих банков наибольшую долю занимают ликвидные ресурсы, такие как государственные ценные бумаги и ценные бумаги наиболее крупных, надежных и устойчивых корпораций. В случае недостатка ликвидности у коммерческих банков, они могут реализовывать на финансовом рынке страны ценные бумаги без значительных финансовых потерь и с наименьшими затратами времени;

6) коммерческие банки с меньшими рейтингами и меньшим размером уставного капитала имеют намного меньше возможностей для получения рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

ЦБ РФ практически не предоставляет кредиты рефинансирования мелким коммерческим банкам и банкам с малым размером уставного капитала. Залогом по кредитам рефинансирования являются государственные ценные бумаги. В ресурсной базе данных коммерческих банках ликвидные ресурсы занимают небольшую долю. Ликвидные ресурсы преимущественно состоят из облигаций и векселей мелких предприятий. В структуре активов данных коммерческих банков наибольшую долю занимают кредитные ресурсы юридических и физических лиц Российской Федерации;

7) малое и недостаточное развитие рефинансирования Центрального банка Российской Федерации для региональных коммерческих банков;

Малое и недостаточное развитие рефинансирования способствует концентрации кредитов рефинансирования Центрального банка Российской Федерации исключительно у крупных коммерческих банков и отсутствию доступа региональных коммерческих банков к кредитам рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

8) система рефинансирования Центрального банка Российской Федерации не достаточно быстро реагирует на изменения экономической ситуации;

Система рефинансирования Центрального банка Российской Федерации не является достаточно гибкой, чтобы изменяться под воздействием изменения ситуации на денежно-кредитном, финансовом и валютном рынках Российской Федерации.