Файл: Налоговые проверки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем значением, которое в современной России имеет налоговый контроль как часть государственной административной системы. Действующее законодательство обеспечивает такую работу налоговой системы, которая включает в себя такие элементы как налоговая политика, управление фискальными процессами (пополнение бюджета государства налоговыми отчислениями), организация работы налоговых органов на всех уровнях управления.

Наличие непродуманных процедур и недостатки организационного характера в работе налоговой системы дорого обходятся бюджету, способствуя формированию и накоплению задолженностей в федеральную, региональную и муниципальную казну. Это стимулирует поиск, разработку и внедрение решений, направленных на уменьшение бюджетного дефицита.

Согласно разработанной до 2020 года для нашей страны Концепции долгосрочного развития, Россия намерена добиться лидерства во всех сферах социально-экономической жизни. Данная цель требует достаточности бюджетных ресурсов, подкрепляющих реализацию данных планов. Поэтому развитие налоговой системы представляется крайне актуальной потребностью, продиктованной временем и сложившейся геополитической обстановкой. А развитие налоговой системы не представляется возможным без того, чтобы наладить на должном уровне системы контроля и организовать соответствующий механизм налоговых проверок.

Именно этими соображениями был обусловлен выбор для исследования данной темы, а также понимание ее актуальности и необходимости дальнейшего всестороннего изучения.

Объектом исследования является налоговая система РФ.

Предмет исследования – налоговый контроль и налоговые проверки.

Цель исследования – на основании изучения теоретических подходов и сложившейся российской практики определить пути совершенствования налоговой системы через улучшение качества налогового контроля и налоговых проверок.

Для достижения поставленной цели нужно последовательно выполнить ряд взаимосвязанных задач:

- Рассмотреть сущность и функции налогового контроля, классифицировать его по видам; охарактеризовать налоговые проверки как базовую форму налогового контроля;

- Изучить практику организации камеральных и выездных проверок;

- Выявить пути совершенствования организации налоговых проверок.


Теоретической и методологической базой послужили: разработки российских и иностранных авторов, официальные документы, нормативные акты, статистические данные по различным уровням государственной власти Российской Федерации; научные статьи из периодических изданий и сборников, посвященных данной теме, а также материалы научно-практических конференций, опубликованные в период с 2012 по 2016 годы.

Использовались обусловленные целями данной работы методы исследования, сопоставления, анализа и обобщения информации: экономические, статистические, сравнительные и др.

Научная новизна работы заключается в попытке комплексного и согласованного рассмотрения возможных путей совершенствования процесса налоговых проверок как основной формы налогового контроля в Российской Федерации.

Практическая значимость может заключаться в возможности применения рассмотренных в данной работе методов совершенствования налоговой системы в современных условиях хозяйствования.

Структура работы продиктована логикой исследования и состоит из введения, основной части (три главы), заключения и списка литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НАЛОГОВОМУ КОНТРОЛЮ

1.1. Сущность и функции налогового контроля

Специалистами принято рассматривать контроль как ключевую автономную функцию управления, которая имеет собственные цели, содержание и методы реализации. Налоговый контроль, таким образом, является важнейшей составляющей государственного управления и администрирования и направлен в первую очередь на то, чтобы защищать интересы и обеспечивать права государства на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципалитетов.

Решающая роль в организации работы налоговых органов контроля принадлежит налоговым проверкам, поскольку это важнейший инструмент контроля работы налоговой системы. Именно проверки позволяют своевременно и в полном объеме проконтролировать, насколько четко, своевременно и правильно налогоплательщики выполняют свои обязательства перед государством, уплачивая положенные по закону налоги и сборы. По существу, остальные формы осуществления налогового контроля можно отнести к вспомогательным, служащим для дополнительной проверки, обоснования и сбора нужной информации по уже сформированному акту проверки.


Налоговый кодекс РФ (ст. 82) определяет налоговый контроль как целенаправленные действия государственных органов, имеющих специальные полномочия на осуществление контроля за правильностью уплаты налогов и сборов в бюджеты всех уровней в рамках действующего законодательства. Исследователи данной проблематики сходятся во мнении, что налоговый контроль – это проверка того, насколько деятельность субъекта налогообложения соответствует требованиям законов в налоговой сфере, а также осуществление правомочного государственного принуждения в случае нарушения данных требований.

Следует также выделить определение налогового контроля как комплекса мер и действий регулирующего характера, которыми государство обеспечивает качественное выполнение государственной финансовой политики, следуя целям защиты национальной экономической безопасности и целям защиты интересов своевременного наполнения государственной казны в определенном законодательством порядке.

Принято выделять следующие задачи налогового контроля:

- выявление и предотвращение нарушений и преступлений в сфере налогообложения;

- обнаружение несоблюдения установленных налоговым законодательством требований;

- наказание налогоплательщиков, которые недобросовестно относятся к исполнению собственных обязанностей по отношению к государства.

При осуществлении налогового контроля используются методы, базирующиеся на требованиях законов, касающихся налогов и сборов. Налоговый контроль можно отнести к автономным институтам налогового права, он также является самостоятельной формой финансового контроля и государственного управления.

Эффективность реализации налогового контроля зависит напрямую от того, насколько четко соблюдаются определенные принципы:

- принцип правомерности, который диктует полное подчинение налоговых органов при осуществлении налогового контроля требованиям законодательства и должностными обязанностями;

- принцип полного контроля, который требует распространения налогового контроля в одинаковой мере для всех налогоплательщиков и на любые налоги, не делая исключений;

- принцип защиты интересов налогоплательщиков, который подразумевает соблюдение баланса между экономическими соображениями и фискальными требованиями;

- принцип превентивности, который подразумевает стремление налоговых органов осуществлять профилактику правонарушений, а не сосредотачиваться именно на пресечении их;


- принцип координации и согласованности действий налоговых органов при осуществлении налогового контроля и вспомогательной деятельности.

Налоговый контроль использует следующие средства:

- налоговая проверка;

- взятие данных и анализ объяснений с налогоплательщиков;

- проверка информации учетного и отчетного характера;

- визуальный контроль помещений и территорий, которые используются в коммерческих целях.

Для осуществления налогового контроля необходимо иметь систему учета налогоплательщиков. Это осуществляют налоговые органы как по месту нахождения, так и по месту жительства. В ряде случаев налогоплательщики (юридические лица и ИП) ставятся на учет в налоговой инспекции независимо от того, есть ли оговоренные законом обстоятельства, когда возникает обязанность платить определенные налоги или сборы.

В Едином госреестре юрлиц (ЕГРЮЛ) и Едином госреестре ИП (ЕГРИП) содержатся сведения о постановке на учет в налоговой инспекции по месту осуществления деятельности. Физические лица также ставятся на налоговый учет, но уже по месту жительства. При этом у гражданина запрашивается ряд персональных данных, начиная от ФИО и заканчивая данными о гражданстве.

Персональные данные налогоплательщика законодательно защищены с точки зрения информационной безопасности и неправомерного использования личной информации (распространение, использование и др.)

В системе налогового контроля государственные органы различной направленности (ОВД, таможня, налоговые органы и др.) обязаны предоставлять друг другу информацию о выявленных случаях, когда нарушалось налоговое законодательство, о предпринятых мерах, направленных на пресечение данных нарушений, а также о проведенных налоговых проверках.

В компетенцию и полномочия Минфина РФ входит и право устанавливать специфические особенности налогового учета по отношению к крупным налогоплательщикам, а также в том случае, если речь идет о гражданах с иностранными паспортами и иностранных компаниях.

1.2. Виды налогового контроля

Налоговый контроль согласно законодательству РФ может быть осуществлен различными уполномоченными на то государственными органами, поэтому следует выделить несколько его специфических разновидностей:

- контроль налоговых органов;

- таможенный контроль;

- контроль гос. внебюджетных фондов.


 Последующий контроль осуществляется уже по факту проведения определенной операции после закрытия отчетногопериода. Его задание состоит в определении законности, правильностии целесообразности выбранного экономического курса, а также выявленииразличных злоупотреблений и хищений. Последний вид считается самым распространенным.

Рис.1 – Классификация налогового контроля

Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющим наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов (сборов) иисполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенныхна него законодательством о налогах и сборах. В зависимости отместа проведения контроль бывает камеральным и выездным. Первый осуществляется вофисе контролирующей организации, а второй – по месту расположения субъекта хозяйствования.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

2.1 Особенности камеральных проверок

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. 

Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. 

НК РФ четко ограничил период проведения налоговой проверки. Ею могут быть охвачены не более трех календарных лет деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. 

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. 
В случае обнаружения ошибок и неточностей в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в этих документах, налоговый орган должен сообщить об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный налоговым органом срок.