Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НАЛОГОВОМУ КОНТРОЛЮ
1.1. Сущность и функции налогового контроля
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
2.1 Особенности камеральных проверок
2.2. Характеристика выездных проверок
3. ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.2 Анализ доходов и стоимости имущества должностных лиц организации (ИП) до начисления платежей
Если же в ходе камеральной налоговой проверки выявлены факты сокрытия или занижения налогооблагаемой базы, а также сумм, причитаю-щихся к уплате налогов, то налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
2.2. Характеристика выездных проверок
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и проводится по месту нахождения (юридическому адресу) налогоплательщика на основе данных бухгалтерского и налогового учетов, осуществляемых налогоплательщиком.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должно быть указано следующее согласно п. 2 ст. 89 НК РФ:
- полное и сокращенное наименования проверяемого налогоплательщика;
- предмет проверки (правильность исчисления и уплаты налогов);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должность, ФИО сотрудников налоговой инспекции, которые вправе провести проверку.
В ходе налоговой проверки, налоговый орган имеет право проверить период, не более 3 предшествующих календарных лет. Период проведения выездных налоговых проверок не может превышать 2 раз в течение 1 года по отношению к одному налогоплательщику. Существует правда исключение из правила – это решение руководителя налогового органа.
Срок проведения выездной налоговой проверки должен быть не более 2 месяцев, если последний день срока проведения проверки оказывается нерабочим днем, то днем окончания срока проверки будет считается ближайший за ним рабочий день.
В последний день налоговой проверки налогоплательщику выдают справку о налоговой проверке, где отмечаются предмет и срок проведения проверки.
В установленных случаях налоговая проверка может проходить до 4 или 6 месяцев (Приказ ФНС РФ N САЭ-3-06/892 ). Основания продления сроков проведения выездной налоговой проверки:
- проведение налоговой проверки крупного налогоплательщика;
- получение при проведении налоговой проверки от правоохранительных органов информации о нарушении налогового законодательства, которую необходимо дополнительно проверить;
- наличие форс-мажорных обстоятельств, где осуществляется проверка;
- если у проверяемой организации есть обособленные подразделения (ОП), а именно:
- 4 и более ОП - до 4 месяцев;
- менее 4 ОП - до 4 месяцев, если доля налогов уплачиваемых данными подразделениями составляет не менее 50% от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе ОП составляет не менее 50% от общей стоимости имущества налогоплательщика;
- 10 и более ОП - до 6 месяцев;
- при непредставлении проверяемым в установленный срок документов, необходимых для проведения налоговой проверки;
- иные обстоятельства…
Заметим, что последний пункт оснований продления налоговой проверки, делает открытым данный перечень случаев увеличения сроков проведения проверки. А значит, что при желании руководитель налоговой вправе применить данный пункт как ему угодно, чтоб затянуть срок проведения проверки на 6 месяцев.
Для продления срока налоговой проверки налоговая инспекция, осуществляет запрос о продлении срока проверки в вышестоящий налоговый орган.
Также, в определенных случаях налоговики могут приостановить проведение проверки, но, при этом, общий срок приостановления не может быть более 6 месяцев.
3. ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
За органами налогового контроля закреплено право истребования первичных документов от налогоплательщиков, и в этом нет ничего особенного, такова сложившаяся мировая практика. Однако фактически исследованию и анализу подвергается только часть затребованных документов. Такое положение вещей следует исправить, поскольку оно мешает становлению эффективности работы российской налоговой системы и ставит под сомнение уровень методологической организации проведения подобных мероприятий налогового контроля. Гораздо более правильным представляется прежде чем запросить у налогоплательщиков первичные документы согласно утвержденному перечню, убедиться в их необходимости для проведения данной проверки.
По результатам камеральных проверок часто появляются вопросы, которые оспариваются, это связано с несовершенством налогового законодательства, а также с собственными трактовками отдельных положений и законов финансистами и бухгалтерами проверяемых предприятий и специалистами по исчислению налогов.
Минфин РФ предлагает в рамках совершенствования норм, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок, в частности, конкретизировав вопросы, которые должны проверяться при проведении таких проверок.
Также предлагается установить порядок, в соответствии с которым при выявлении существенных изменений показателей в отчетности по сравнению с показателями отчетности предыдущих периодов налоговый орган вправе направить налогоплательщику уведомление с указанием выявленных фактов и требованием представить пояснения.
Дополнительная проблема, с которой могут столкнуться налоговые органы, используя информацию из внешних источников, заключается в том, что крупнейшие налогоплательщики, как правило, имеют собственные ресурсные и энергоснабжающие подразделения, очистные сооружения и котельные. Это означает, что подобную информацию необходимо учитывать при анализе структуры затрат выпускаемой продукции. Кроме того, не всегда можно проследить четкую зависимость между объемами потребленных ресурсов и выпуском (реализацией) продукции. Это в свою очередь не позволяет достоверно зафиксировать финансовый результат, определяемый в целях налогообложения.
При проведении комплекса контрольных мероприятий важно помнить, что первоочередная задача отнюдь не истребование первичных документов в рамках камеральной проверки, а выявление отклонений в динамике тех или иных показателей, непропорционального роста отдельных видов доходов или расходов. Такой отбор, конечно, должен проводиться автоматизированно.
После того как проведен экономический анализ представленной декларации и выявлены существенные расхождения между показателями, налоговый инспектор должен обратиться к налогоплательщику за разъяснениями. Зачастую причину обнаруженных нарушений налогоплательщик объясняет достаточно просто, и необходимость в представлении первичных документов отпадает. Первичные документы нужны, только если выявлены арифметические ошибки или неправильно заполнены какие-либо строки декларации.
Углубленная камеральная проверка налоговых деклараций (то есть проверка с запросом документов) в отношении всех организаций постепенно должна отойти на второй план. Главное это сделать камеральные проверки выборочными, и прежде всего в отношении тех налогоплательщиков, чьи объяснения покажутся налоговому инспектору неубедительными.
В частности, необходимо разграничить и определить формы и мероприятия налогового контроля в современном налоговом законодательстве, с учетом сложившейся практики.
Необходимость дополнения норм статьи 82 НК РФ была предопределена возникающими в практике применения вопросами налогоплательщиков, а также различным их толкованием судебными и налоговыми органами.
Спорные ситуации вынуждали государственные органы, уполномоченные в области финансов, а также уполномоченные в области налогообложения, к изданию целого ряда письменных разъяснений, определяющих “официальную” правовую позицию. Кроме того, применение форм и мероприятий налогового контроля, не предусмотренных налоговым законодательством, приводит к нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков.
Относительно самого порядка проведения налоговых проверок после принятия Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ также остался ряд неурегулированных либо требующих доработки положений. К наиболее существенным из них относятся:
- неурегулированность вопроса о возможности проведения самостоятельной проверки обособленного подразделения, которое не имеет статуса филиала или представительства;
- неясность норм, определяющих перечень документов, истребуемых при проведении камеральной проверки по НДС для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов;
- несовершенство законодательной базы в части регулирования камеральных проверок организаций, осуществляющих экспортные операции;
- отсутствие правовой регламентации ряда вопросов, касающихся
института дополнительных мероприятий налогового контроля;
- неурегулированность вопроса о законности проведения камеральной
проверки и вынесения по ее результатам решения с нарушением установленного Кодексом срока;
- отсутствие нормы, определяющей момент окончания камеральной
проверки.
В связи с тем, что в процессе контрольной работы большое значение имеет методика осуществления налоговых проверок с описанием конкретных приемов проведения налоговых проверок, уточним общий алгоритм проведения камеральной налоговой проверки, который включает в себя несколько этапов. На первом осуществляется предпроверочный анализ налогоплательщиков, второй этап представляет собой непосредственно механизм проведения проверки, на третьем этапе реализуются процедуры оформления результатов проверки дальнейшие взаимоотношения с налогоплательщиком.
Необходимо выработать устойчивые критерии, по которым выявляются нарушители налогового законодательства и становятся объектами камеральных налоговых проверок. В этой связи можно предложить универсализировать методику предпроверочного анализа налогоплательщика, как комплекса осуществляемых налоговым органом контрольных процедур, направленных на подготовку максимально эффективного проведения камеральной проверки, сбор и качественное изучение информации о налогоплательщике, планируемых для камеральной налоговой проверки. Целью его является подготовка к предстоящей камеральной налоговой проверке, выработка оптимальной стратегии предстоящей налоговой проверки, обеспечивающей рациональное использование всех необходимых методов налогового контроля. Предпроверочный анализ налогоплательщика должен базироваться на принципах: единства; целенаправленности; оперативности; комплексности; поэтапности.
Предпроверочный анализ предлагается проводить в три стадии в следующей последовательности:
1) формирование информационной базы о налогоплательщике;
2) анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика;
3) разработка плана проведения налоговой проверки.
На первой стадии "Формирование информационной базы о налогоплательщике" осуществляется сбор необходимой информации о налогоплательщике и его деятельности, на основе которой будет в дальнейшем осуществляться анализ финансово-экономической деятельности и выработка стратегии налоговой проверки. Итогом этой стадии выступает сформированное досье налогоплательщика.
Виды анализа и мероприятия за 3-х летний период деятельности налогоплательщика, проводимые на второй стадии "Анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика" на базе досье налогоплательщика можно систематизировать по:
- анализу динамики сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей (оцениваются рост (снижение) сумм исчисленных налогов, своевременность и полнота их уплаты, причины неуплаты; выявляются налогоплательщики с отрицательной динамикой);
- финансовому анализу организации (анализ показателей рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости, платежеспособности);
- сравнительному анализу показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с показателями аналогичных налогоплательщиков по отраслевому признаку;
- анализ соответствия налогоплательщика критериям оценки риска осуществляется на основе Концепции системы планирования налоговых проверок;
- анализу сопоставимости налоговых баз и объектов налогообложения по различным видам налогов и бухгалтерской отчетности;
- анализу выписок банков по счетам налогоплательщика;
- составлению графической схемы ведения налогоплательщиком бизнеса и выявление контрагентов - потенциальных участников схем уклонения от налогов;
- анализу доходов и стоимости имущества должностных лиц организации (индивидуальных предпринимателей).
Стадия 1.
Формирование информационной базы о налогоплательщике
- информация, содержащаяся в информационных ресурсах налоговых органов (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ПИК "НДС" и т.д.);
- результаты истребований документов в рамках камеральных проверок, а также при проверках контрагентов;
- результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, решения судебных органов по ним.