Файл: Особенности составления и представления управленческой отчетности.pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности составления и представления управленческой отчетности
1.1 Информационная функция управленческой отчетности
1.2 Правила заполнения финансовой отчетности
1.3 Значение управленческой отчетности в деятельности предприятия
2. Анализ управленческой отчетности ООО «Парус»
2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «Парус»
2.2 Порядок составления управленческой отчетности ООО «Парус»
Анализ валовой рентабельности и рентабельности продаж ООО «Парус» указывает на снижение рентабельности от основной деятельности:
- валовая рентабельность уменьшилась на 2,8%, что вызвано увеличением себестоимости;
- рентабельность продаж снизилась на 4,2%. Главной причиной такой ситуации является рост коммерческих и управленческих расходов.
В таблице 2.6 приведен расчет рентабельности прочей деятельности ООО «Парус» за 2014-2015 гг.
Таблица 2.6
Динамика рентабельности прочей деятельности ООО «Парус» за 2014-2015 гг., %
Показатель |
Величина показателя по годам |
Отклонение (+, -) |
|
2014 г. |
2015 г. |
||
Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности |
3,2 |
0,1 |
-3,1 |
Чистая рентабельность |
2,3 |
-0,3 |
-2,6 |
В 2015 г. рентабельность ООО «Парус» от прочей деятельности существенно ухудшилась. Причинами, вызвавшими отсутствие чистой рентабельности, являются снижение прибыли от продаж и убыток от прочей деятельности.
В Приложении 9 исследованы состав и структура финансовых результатов ООО «Парус» за 2014-2015 гг.
Анализ данных, представленных в Приложении 4, показал, что:
- на прибыль от продаж оказывает влияние величина выручки от продаж, себестоимость реализованной продукции, управленческие и коммерческие расходы;
- в рассматриваемом периоде выручка от продаж увеличилась на 163036 тыс. руб. или на 11,5%, что повлияло на рост прибыли от продаж;
- рост себестоимости составил 171209 тыс. руб. Уровень себестоимости к выручке увеличился на 2,816%;
- рост управленческих расходов составил 18920 тыс. руб. Уровень управленческих расходов к выручке увеличился на 0,688%;
- рост коммерческих расходов оставил 26731 тыс. руб. Уровень коммерческих расходов к выручке увеличился на 0,711%;
- доходы от участия в других организациях уменьшились на 26822 тыс. руб. Уровень доходов от участия в других организациях к выручке уменьшился на 2,030%;
- рост процентов к получению на 3102 тыс. руб. вызвал увеличение прибыли до налогообложения. Уровень прочих доходов к выручке вырос на 0,150%;
- снижение процентов к уплате на 19420 тыс. руб. является фактором обратного действия и вызвало увеличение прибыли до налогообложения. Уровень процентов к уплате к выручке снизился на 1,834%;
- прочие доходы уменьшились на 1634 тыс. руб. Под влиянием этого фактора прибыль до налогообложения снизилась. Уровень прочих доходов к выручке сократился на 0,462%;
- сокращение прочих расходов на 15845 тыс. руб. является фактором обратного действия и вызвало увеличение прибыли до налогообложения. Уровень прочих расходов к выручке уменьшился на 1,603%;
- за счет снижения отложенных налоговых активов на 8758 тыс. руб. чистая прибыль уменьшилась. Уровень отложенных налоговых активов к выручке уменьшился на 0,809%;
- снижение отложенных налоговых обязательств на 15389 тыс. руб. оказывает обратное действие на величину прибыли. Уровень отложенных налоговых обязательств к выручке уменьшился на 4,852%.
Для разработки предложений по увеличению прибыли и рентабельности ООО «Парус» используем факторный анализ с целью оценки влияния доходов и расходов на прибыль и рентабельность (Приложение 10, 11).
Рассмотрим формирование прибыли от продаж при условии, что ООО «Парус» использует основную систему налогообложения.
Согласно статическим данным, инфляция в 2015 г. составляла 8,8%.
Увеличение объема проданных услуг обеспечило рост выручки ООО «Парус» на 35937,800 тыс. руб.
Таким образом, прирост цен на 8,8% в 2015 г. вызвал увеличение прибыли от продаж ООО «Парус» на 9801,813 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом.
Рассчитаем влияние изменения количества реализованных услуг ООО «Парус» на изменение прибыли в отчетном году:
Проведем расчет влияния изменения себестоимости реализованных услуг ООО «Парус» на изменение прибыли от продаж.
Влияние факторов на прибыль от продаж ООО «Парус» в 2015 г. представлено в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Влияние факторов на прибыль от продаж ООО «Парус» в 2015 г.
Показатели-факторы |
Сумма, тыс. руб. |
Количество проданных услуг |
+2745,856 |
Изменение цен на проданную продукцию |
+9826,771 |
Себестоимость проданных услуг |
-44363,310 |
Управленческие расходы |
-10836,014 |
Коммерческие расходы |
-11197,303 |
Влияние факторов на изменение прибыли от продаж |
-53824,000 |
Анализ влияния факторов на прибыль от продаж ООО «Парус» в 2015 г. показал, что:
- изменение объема реализованных услуг вызвало рост прибыли от продаж на 2745,856 тыс. руб.;
- изменение цен на проданную продукцию увеличило прибыль от продаж на 9826,771 тыс. руб. Является наиболее значительным фактором, увеличившим прибыль от продаж;
- изменение себестоимости проданных услуг уменьшило прибыль от продаж на 44363,310 тыс. руб.;
- изменение управленческих расходов уменьшило прибыль от продаж на 10836,014 тыс. руб.;
- изменение коммерческих расходов уменьшило прибыль от продаж на 11197,303 тыс. руб.;
- совокупное изменение факторов вызвало снижение прибыли от продаж на 53824,000 тыс. руб.
Для оценки влияния факторов на чистую прибыль предприятия используем данные Приложения 9 (графа 4).
Влияние факторов на чистую прибыль ООО «Парус» в 2015 г. приведено в таблице 2.8.
Таблица 2.8
Влияние факторов на чистую прибыль ООО «Парус» в 2015 г.
Показатели-факторы |
Сумма, тыс. руб. |
Изменение прибыли от продаж |
-53824,000 |
Доходы от участия в других организациях |
-26822,000 |
Прочие доходы |
-1634,000 |
Прочие расходы |
+15845,000 |
Проценты к получению |
+3102,000 |
Проценты к уплате |
+19420,000 |
Отложенные налоговые активы |
-8758,000 |
Отложенные налоговые обязательства |
+15389,000 |
Чистая прибыль отчетного периода |
-37282,000 |
Анализ влияния факторов на чистую прибыль ООО «Парус» в 2015 г. показал, что:
- изменение прибыли от продаж уменьшило чистую прибыль на 53824 тыс. руб. Является самым значительным фактором, вызвавшим сокращение чистой прибыли;
- изменение доходов от участия в других организациях вызвало снижение чистой прибыли на 26822 тыс. руб. Является основным фактором, вызвавшим рост чистой прибыли;
- изменение прочих доходов вызвало снижение чистой прибыли на 1634 тыс. руб.;
- изменение прочих расходов обеспечило рост чистой прибыли на 15845 тыс. руб.:
- изменение процентов к получению вызвало увеличение чистой прибыли на 3102 тыс. руб.;
- изменение процентов к уплате вызвало увеличение чистой прибыли на 19420 тыс. руб. Является самым значительным фактором, вызвавшим рост чистой прибыли;
- изменение отложенных налоговых активов повлияло на снижение чистой прибыли на 8758 тыс. руб.;
- изменение отложенных налоговых обязательств обеспечило рост чистой прибыли на 15389 тыс. руб.;
- совокупное изменение факторов вызвало уменьшение чистой прибыли на 37282 тыс. руб.
Для оценки влияния факторов на чистую рентабельность предприятия используем данные Приложения 9 (графа 7).
Влияние факторов на рентабельность продаж и чистую рентабельность предприятия ООО «Парус» за 2015 г. приведено в таблице 2.9.
Таблица 2.9
Влияние факторов на рентабельность продаж и чистую рентабельность ООО «Парус» в 2015 г.
Показатели-факторы |
Величина фактора, % |
Выручка от продаж |
+9,550 |
Себестоимость реализованной продукции |
-10,867 |
Коммерческие расходы |
-1,201 |
Управленческие расходы |
-1,697 |
Совокупное влияние факторов на рентабельность продаж |
-4,214 |
Проценты полученные |
+0,150 |
Проценты уплаченные |
+1,834 |
Доходы от участия в других предприятиях |
-2,030 |
Прочие доходы |
-0,462 |
Прочие расходы |
+1,603 |
Отложенные налоговые активы |
-0,627 |
Отложенные налоговые обязательства |
+1,138 |
Налог на прибыль |
+0,001 |
Совокупное влияние факторов на чистую рентабельность |
-2,607 |
Анализ влияния факторов на рентабельность продаж и чистую рентабельность ООО «Парус» в 2015 г. показал, что:
- изменение выручки увеличило рентабельность продаж на 9,550%. Является наиболее значительным фактором, влияющим на рентабельность продаж в 2015 г.;
- изменение себестоимости реализованной продукции снизило рентабельность продаж на 10,867%;
- изменение коммерческих расходов снизило рентабельность продаж на 1,201%;
- изменение управленческих расходов повлияло на снижение рентабельности продаж на 1,697%;
- совокупное влияние факторов снизило рентабельность продаж на 4,214%;
- изменение процентов полученных увеличило рентабельность продаж на 0,150%;
- изменение процентов уплаченных обеспечило рост рентабельности продаж на 1,834%;
- изменение доходов от участия в других предприятиях -2,030
- изменение прочих доходов увеличило чистую рентабельность на 0,462%;
- изменение прочих расходов повлияло на рост чистой рентабельности на 1,603%;
- изменение отложенных налоговых активов снизило чистую рентабельность на 0,627%;
- изменение отложенных налоговых обязательств увеличило чистую рентабельность 1,138%;
- изменение налога на прибыль увеличило чистую рентабельность на 0,001%;
- совокупное влияние факторов уменьшило чистую рентабельность на 2,607%.
Таким образом, следует изучить причины, вызвавшие отрицательные факторы, снижающие прибыль от продаж, а именно рост себестоимости реализованной продукции, увеличение управленческих и коммерческих расходов. Отрицательными факторами, уменьшающими чистую прибыль ООО «Парус», являются снижение доходов от участия в других предприятиях и прочих доходов, а также уменьшение прибыли от продаж.
Снижение рентабельности продаж вызвано ростом себестоимости реализованной продукции, увеличением управленческих и коммерческих расходов, а снижение чистой рентабельности - уменьшением доходов от участия в других предприятиях и прочих доходов.
В результате проведенного анализа финансовых результатов ООО «Парус» за 2015 г. выявлены резервы их роста:
- основными резервами увеличения прибыли и рентабельности продаж является снижение себестоимости реализованной продукции, управленческих и коммерческих расходов;
- главными резервами увеличения чистой прибыли и чистой рентабельности является увеличение доходов от участия в других предприятиях и прочих доходов;
- одним из значительных факторов, обеспечивающим увеличение прибыли от продаж и повышение рентабельности продаж, является рост выручки.
1. Заслуживает положительной оценки работа предприятия, направленная на увеличение выручки от продаж продукции. Предлагается сохранять темп роста выручки за счет рациональной ценовой политики и увеличения объема производства на основе изучения конъюнктуры рынка путем заключения долгосрочных договоров с потребителями продукции и расширения собственной торговой сети;
2. Факторный анализ показал, что сокращение прочих расходов увеличило чистую прибыль и чистую рентабельность. В качестве рекомендаций руководителю ООО «Парус» предлагается поддерживать наметившуюся тенденцию к снижению прочих расходов.
3. Так как дебиторская задолженность составляет более 20% от суммы активов, то такая структура активов не является оптимальной. С целью уменьшения величины дебиторской задолженности и одновременного увеличения прочих доходов предлагается применять штрафные санкции к покупателям за просроченную дебиторскую задолженность.
4. Для обеспечения роста рентабельности продаж рекомендуется снижение уровня себестоимости к выручке.
Рассмотрим возможность увеличения выручки от продаж в ООО «Парус».
Увеличение выручки означает рост доходов и влияет на повышение прибыли от продаж.
Рассмотрим возможность снижения таких издержек обращения, как: транспортные расходы; расходы на оплату труда, аренду помещений и рекламу.
В 2016 г. ООО «Парус» необходимо заключить договор с новым транспортным предприятием, услуги которого обходятся дешевле. ООО «Транспортно-экспедиционная компания № 1» готово заключить договор на один год перевозок при условии предоставления пакета услуг: доставку и сырья, и готовой продукции по торговым точкам. В результате реализации мероприятия ожидается снижение издержек обращения на 15575 тыс. руб. в год.