Файл: Классификация маркетинговых исследований (понятие маркетингового исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Существующие тенденции развития и проблемы промышленности РФ обусловливают необходимость оптимизировать сбытовую деятельность как для увеличения продаж продукции, услуг, так и для понимания существующих преобразований в современной рыночной экономике.

Для формирования соответствующей этим тенденциям структуры продаж предприятиям необходимо осуществлять маркетинговые исследования. В условиях постоянно меняющейся внешней и внутренней среды маркетинговые исследования приобретают характер как объективного, целенаправленного, непрерывного процесса диагностики функций и задач в системе управления продажами, так и функционирования предприятия в целом.

В настоящее время маркетинговые исследования являются эффективным средством, обеспечивающим менеджера рынка данными, необходимыми ему для принятия решений. 

Сложность, высокая степень неопределенности результатов маркетинговых исследований системы управления продажами обусловливают необходимость дальнейшего теоретического обоснования и практического решения проблемы эффективного управления данным процессом.

Цель курсовой работы – провести маркетинговое исследование на примере упаковочных материалов ООО «Завод упаковочных материалов» в городе Суворов Тульской области.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть понятие маркетингового исследования;
  • исследовать классификацию маркетингового исследования;
  • дать общую характеристику рынка упаковочных материалов Тульской области;
  • провести сегментацию рынка полипропиленовых мешков Тульской области;
  • исследовать отношение потребителей к продукции ООО «Завод упаковочных материалов» в городе Суворов;
  • оценить конкурентоспособность продукции предприятия и разработать рекомендации по развитию ассортимента;
  • с учетом кризисных явлений в экономике разработать рекомендации по проведению малобюджетных маркетинговых исследований.

Предмет исследования – методы маркетингового исследования.

Объект исследования – рынок упаковочных материалов Тульской области и положение ООО «Завод упаковочных материалов» на этом рынке.

Научно-методическая основа курсовой работы – литературные источники и публикации по вопросам маркетинга.


Глава 1.Теоретические аспекты маркетингового исследования

1.1. Назначение маркетингового исследования

Маркетинговые исследования предоставляют предприятию ценную информацию, которая служит основой маркетинговой деятельности предприятия. Маркетинговые исследования включают в себя выделение, сбор, анализ и распространение информации, необходимой для выявления и решения проблем в маркетинге[1].

В современных условиях рыночной экономики маркетинговые исследования рынка, исследование внутренней и внешней области и периодическое выполнение ее исследования на всех организациях, считается очень значимой деталью стратегии успешного развития. Особенно осуществление маркетинговых исследований оказывает большое влияние при несформированном сегменте рынка учреждения. 

Какое бы решение не было принято, например, поставлять на рынок совершенно новую продукцию или предлагать имевшийся ранее товар, у компании возникнут осложнения связанные с нехваткой информации о рыночной конъюнктуре и других составляющих, требующихся для прибыльного выхода на рынок. В таком случае явно нужно проводить маркетинговые исследования.[2] 

В настоящее время проблема маркетинговых исследований рынка является чрезвычайно актуальной для любой фирмы, даже не очень крупной, предлагающей на рынке, как товары, так и услуги. При помощи исследований могут быть решены такие задачи, как анализ потребительских предпочтений, прогноз продаж, оценка эффективности рекламы. Интернет, как среда, содержащая большой объем информации может быть эффективно использован для проведения маркетинговых исследований. Проведение маркетингового исследования позволяет оценить текущее состояние рынка, перспективы его развития, возможности выхода на рынок и разработать наиболее эффективную маркетинговую стратегию[3].

Традиционно выделяются несколько направлений в применении методов маркетинговых исследований (таблица 1).

Таблица 1

Направления в применении методов маркетинговых исследований[4]

Направление

Цель исследований

Методы проведения

1

2

3

Размер рынка

Показать пределы расширения деятельности организации на рынке. Определить предельные возможные значения роста рыночного потенциала

Кабинетные исследования на основе данных правительства и публикаций в прессе. Изучение привычек совершения покупок потребителями. Определение размеров конкуренции.

Рыночная доля

Выявить позицию в конкурентной борьбе

Обобщение данных обследований покупателей. Изучение данных о товарообороте каждой компании, работающей в конкретной области.

Динамика рынка

Определить сбытовую политику на рынке

Обзор статистических данных, в той или иной степени характеризующих данный рынок. Анализ изменений товарооборота конкурирующих компаний.

Каналы товародвижения

Выявить наиболее эффективные средства доведения продукта до
рынка

Интервьюирование пользователей/покупателей с целью определения, где они покупают продукты и почему они выбрали данный канал
товарораспределения. Интервьюирование дистрибьюторов с целью выявления размеров их закупок и кому они продают товары.

Покупательские решения

Выявить, как было принято решение о приобретении данного продукта

Интервьюирование покупателей и посредников с целью определения степени их осведомленности о данной марке и отношения к ней, а также определения приоритетности их отношения к цене, качеству, степени
доступности продукта и уровню сервиса.

Цены

Определить конкурентные цены. Информация необходима для определения уровня прибыльности рынка

Получение прейскурантных цен. Получение информации о ценах у прилавков в магазинах, в рекламных агентствах, на основе проведения специальных экспериментов

Продвижение
продукта

Установить, как продвигают продукты на данном рынке различные поставщики и насколько известны рынку сами продукты

Просмотр журналов, ТВ-программ, рекламных плакатов, посещение выставок. Выяснение у покупателей и посредников, где они получили информацию о продукте.


Компания может организовывать маркетинговые исследования различными способами[5]. Большинство крупных компаний имеют собственные исследовательские отделы, которые зачастую являются ключевыми звеньями внутри организации. Так, в компании P&G функция исследования рынка носит название «Знание о потребителе и рынке» [6]. Ее задача заключается в том, чтобы внести понимание потребителей в процесс принятия решений на всех уровнях. Специальные исследовательские группы взаимодействуют с представительствами P&G по всему миру. Они включают глобальные бизнес-единицы, которые занимаются в основном вопросами долгосрочного марочного капитала и различных инициатив, и организации развития рынков, занимающиеся изучением локальных рынков и установлением партнерских отношений с розничными торговцами.

Маркетинговые исследования доступны не только крупным компаниям, располагающим большими бюджетами и соответствующими структурными подразделениями. В небольших компаниях задача проведения маркетинговых исследований, как правило, возлагается на всех сотрудников[7]. Компании могут также обращаться к услугам исследовательских фирм или же добывать необходимую информацию методами творческой импровизации, такими как:

1. Привлечение к разработке и проведению исследований студентов и преподавателей университетов. Такие компании, как American Express, Booz Allen Hamilton, GE, Hilton Hotels, Mars, Price Choppers и Whirhpool, организуют так называемые крауд-кастинги и спонсируют проведение конкурсов, в которых за победу борются соискатели степени МВА, разбитые на группы[8]. Выгода для студентов заключается в получении опыта и возможности заявить о себе; выгода для компаний состоит в получении свежего взгляда на решение проблем за малую часть той суммы, которую им пришлось бы заплатить консалтинговым фирмам[9].

2. Использование Интернета. Компании могут недорого получить весьма важную для себя информацию, регулярно посещая веб-сайты конкурентов, отслеживая чаты и используя онлайн-доступные данные[10].

3. Изучение достижений конкурентов. Многие небольшие компании, занятые в ресторанном, гостиничном или торговом бизнесе, регулярно направляют своих сотрудников к конкурентам для изучения новых практик их работы[11].


4. Использование опыта маркетинговых партнеров. Исследовательские маркетинговые фирмы, рекламные агентства, дистрибьюторы и другие маркетинговые партнеры могут поделиться накопленными ими маркетинговыми знаниями. Такие партнеры, нацеливающиеся на малые или средние фирмы, могут оказаться особенно полезными. Например, для стимулирования отправки мелких грузов в Китай UPS провела углубленное исследование китайского рынка для выявления потенциальных проблем и благоприятных возможностей для малых и средних фирм США[12].

Большинство компаний для изучения своих отраслей, конкурентов, целевых аудиторий покупателей и стратегий распределения применяют ресурсы маркетинговых исследований комбинированно[13].

Обычно бюджет маркетинговых исследований составляет 1–2% объема продаж компании, значительная его доля идет на оплату услуг специализированных фирм[14]. Фирмы, специализирующиеся на проведении маркетинговых исследований, можно разделить на три категории:

1. Синдицированные исследовательские фирмы, которые собирают сведения о потребителях и товарах, а затем продают обработанную информацию. Их примерами являются Nielsen Company, Kantar Group, Westat и IRI[15].

2. Фирмы, выполняющие исследования по заказам клиентов. К услугам этих компаний прибегают для решения конкретных исследовательских задач. Они участвуют в разработке плана исследования, а результаты, полученные после его выполнения, становятся собственностью клиента.

3. Узкоспециализированные фирмы. Такие компании берут на себя какие-то отдельные части исследований, выполняемых другими фирмами. Самый наглядный пример — агентства, специализирующиеся на проведении опросов по заданиям клиентов.

1.2. Классификация маркетинговых исследований

Данное нами определение маркетинговых исследований утверждает, что организации приступают к проведению маркетинговых исследований по двум причинам - определить и решить маркетинговые проблемы. Такое разграничение служит основой для классификации маркетинговых исследований на те, которые проводятся для определения проблемы, и те, которые проводятся для решения проблемы (рис.1)[16].


Рисунок 1. Классификация маркетинговых исследований[17]

Маркетинговые исследования для определения проблемы (problem identification research) предпринимаются для установления проблем, которые или являются скрытыми или существует вероятность их появления в будущем. В их число входят маркетинговые исследования рыночного потенциала, доли рынка, торговой марки или имиджа компании, рыночных характеристик, а также анализ продаж, краткосрочное прогнозирование, долгосрочное прогнозирование и исследование тенденций в бизнесе.[18]

Изучение компаний, проводящих маркетинговые исследования, показало, что 97% их них исследовали рыночный потенциал, долю рынка и рыночные характеристики. [19] Приблизительно 90% к тому же сообщили, что для определения проблемы использовали и другие типы исследования. Исследования такого типа предоставляют информацию относительно маркетинговой среды и помогают диагностировать проблему. Например, снижающийся рыночный потенциал указывает на то, что фирма, вероятнее всего, столкнется с проблемой, связанной с достижением поставленных целей роста. Аналогичная проблема существует, если потенциал рынка увеличивается, а фирма теряет свою долю на нем. Обнаружение тех или иных экономических, социальных или культурных тенденций, таких как изменения в потребительском поведении, также может указывать на существование проблем или возможностей.

Как только проблема или возможность установлены, для определения направлений ее решения предпринимается маркетинговое исследование для решения проблемы (problem solving research). Его результаты используются для решения конкретных маркетинговых проблем. Многие компании проводят исследования для решения проблемы[20].

Классификация маркетинговых исследований на два основных типа полезна как с концептуальной, так и с практической точки зрения. Однако исследования для определения проблемы и исследования для решения проблемы идут "рука об руку", и они вполне могут быть объединены в рамках одного маркетингового исследования. Так, компания Scott Paper, проводя маркетинговые исследования потери своей доли на рынке, установила причину в виде роста конкуренции (определение проблемы) и решила выводить на рынок новые товары для борьбы с конкурентами (решение проблемы). Наши рассуждения о типах маркетинговых исследований можно также проиллюстрировать решением, принятым компанией Kelfogпо повышению. уровня продажи их сухих крупяных завтраков (cereal).