Файл: Классификация маркетинговых исследований (понятие маркетингового исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 4

1

2

Компетентность и квалифицированность персонала

5

Соответствие тарифов ООО «Завод упаковочных материалов» г.Суворов возможностям Вашей организации

4

3. ООО «Завод упаковочных материалов» как деловой партнер

5

Ваше доверие к имиджу ООО «Завод упаковочных материалов»

5

Считаете ли Вы, что ООО «Завод упаковочных материалов» г.Суворов дорожит Вами как клиентом

5

Возможность дачи рекомендаций другим потребителям воспользоваться нашими продуктами и услугами

5

4. Удовлетворенность технической и рекламной поддержкой

3,7

Возможность получить техническую поддержку или рекомендации:

3,7

Посредством телефонного обращения

5

Посредством обращения на сайт

3

При пользовании рекламно-информационными
материалами

3

Результаты таблицы 4 показывают, что, в целом, потребители удовлетворены качеством предоставляемой продукции и оказываемых услуг. Однако руководству ООО «Завод упаковочных материалов» г. Суворов следует уделить отдельное внимание обратной связи с потребителями продукции, так как их не устраивает ответная реакция посредством обращения на сайт и по электронной почте, что, в свою очередь затрудняет работу с претензиями. Кроме того, отдельные потребители не удовлетворены гибкостью цен на продукцию организации и возможностью получения скидок, в том числе сезонных[24].

Отдельные предприятия-потребители продукции ООО «Завод упаковочных материалов «» (около 80%) хотели бы видеть более гибкие условия оплаты получаемой продукции. Ряд потребителей отметили необходимость совершенствования качества работы персонала, в том числе сотрудников отдела сбыта, работающих с заявками и претензиями.

В целом же, потребители довольны качеством продукции и услуг ООО «Завод упаковочных материалов» и в дальнейшем хотели бы сотрудничать с ним.

Что касается значимости факторов, влияющих на выбор ООО «Завод упаковочных материалов» г. Суворов в качестве поставщика продукции, то их распределение выглядит следующим образом (рис. 7).


Рисунок 7 - Значимость факторов, влияющих на выбор ООО «Завод упаковочных материалов» г.Суворов в качестве поставщика продукции

На основании рисунка 7 следует отметить, что краеугольным камнем в конкурентной борьбе ООО «Завод упаковочных материалов» большинство потребителей считает качество выпускаемой продукции (29%).

Также преимуществами являются[25]:

– мобильность (скорость принятия решений) (15%);

– логистические удобства (наличие своего автопарка) (13%);

– широкая номенклатура выпускаемой продукции (13%);

– многолетний опыт работы на рынке полипропиленового мешка (10%).

2.3. Оценка конкурентоспособности продукции предприятия и разработка рекомендаций по развитию ассортимента

Матрица Бостонской консультационной группы позволяет организациям классифицировать каждую ассортиментную группу по ее доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам годового роста отрасли. Используя матрицу, ООО «Завод упаковочных материалов» может определить, какая из ее СБЕ играет ведущую роль по сравнению с конкурентами и какова динамика их рынков: развиваются, стабилизируются или сокращаются[26].

Для построения матрицы БКГ нами были рассмотрены основные ассортиментные позиции группы товаров «мешки» ООО «Завод упаковочных материалов» г. Суворов (табл. 5).

Таблица 5

Исходные данные ООО «Завод упаковочных материалов» г.Суворов для построения матрицы БКГ

Ассортиментная группа

Даля в сбыте, %

Позиция относительно ведущего конкурента

Рост
рынка, %

Мешок сахарный 50 кг

47.45

1.6

10

Мешок мучной 25 кг

4.84

0.7

1

Мешок мучной 50 кг

5.38

0.6

2

Мешок мучной 5 кг

3.79

1.2

12

Мешок меловой

29.41

1.2

9

Мешок мучной 10 кг

4.81

1.3

8

Мешок сахарный 30 кг

5.93

1.5

12

Мешок сахарный 25 кг

4.0

0.3

7


В качестве основного рынка сбыта нами рассматривался рынок России. Как видно из таблицы, большинство исследуемых ассортиментных групп является лидерами на рынке, так как доля ООО «Завод упаковочных материалов» г.Суворов на рынке РФ составляет около 30%, что на 12% больше, чем доля ближайшего конкурента. Рынками, на которых ООО «Завод упаковочных материалов» не занимает лидирующие позиции, определены:

– мешков мучных 50 кг и 25 кг. Здесь лидирующие позиции у ООО «Мособлполимер» г. Москва;

– мешок сахарный 25 кг. Данный вид товара реализуется множеством предприятий, и лидирующие позиции занимают сравнительно мелкие организации.

При рассмотрении показателя роста рынка обращают на себя внимание следующие особенности:

– совокупный рынок мешкотары является растущим, рост за 2015 г. составил 8%, что является достаточно высоким показателем и говорит об увеличении покупательской способности предприятий РФ;

– наибольший рост наблюдается на сегментах сахарных мешков на 50 кг, мучных мешков на 5 кг; сахарных мешков на 30 кг; относительно средний рост наблюдается на сегментах мешков меловых, мешков сахарных 25 кг и мешков мучных 10 кг; наименьший показатель роста на сегментах мешков мучных 50 кг и 25 кг. Таким образом, наибольшие показатели роста имели рынки мешков для сахара и мешков для муки маленькой фасовки.

На основе данных таблицы 5 матрица БКГ выглядит следующим образом (рис. 8).

Рисунок 8 - Матрица БКГ для продуктового портфеля ассортимента изделий ООО «Завод упаковочных материалов» г.Суворов

В целом, из полученной матрицы видно, что портфель ассортимента мешкотары ООО «Завод упаковочных материалов» г.Суворов достаточно сбалансирован: 5 из исследуемых групп продукции попадают в квадрат «Звезды», то есть занимают лидирующее положение на рынке и имеют значительный рыночный потенциал. Вместе с тем, обращает на себя внимание, что, имея наилучшие показатели роста, рынки групп «мешок мучной 5 кг» и «мешок сахарный 30 кг» занимают относительно небольшую долю в структуре сбыта, что может свидетельствовать, во-первых, о небольшом размере данных рыночных сегментов; во-вторых, о том, что, несмотря на лидерство, ООО «Завод упаковочных материалов» не уделяет должного внимания данным направлениям и может потерять лидирующие позиции в ближайшее время[27].

Что касается групп «мешок сахарный 50 кг» и «мешок меловой», то, несмотря на то, что они попали в квадрант «Звезд», их можно признать типичными «Дойными коровами», поскольку они, имея наибольший удельный вес в структуре ассортимента, занимают лидирующее положение в своих сегментах, и, соответственно, приносят ООО «Завод упаковочных материалов» г.Суовров наибольшую прибыль, которая идет на поддержание других направлений. Следовательно, жизненный цикл данных групп товара плавно перетекает из стадии роста в стадию зрелости.


В самую сложную категорию «Собак» попали группы «мешок сахарный 25 кг» и «мешок мучной 25 кг и 50 кг». Данные группы товара находятся на стадии спада. Рост рыночных сегментов по данным направлениям сравнительно невелик, и позиции ООО «Завод упаковочных материалов» далеки от лидерства. В данной ситуации относительно вышеназванных групп товаров у ООО «Завод упаковочных материалов» существуют следующие варианты поведения. Группа «мешок сахарный 25 кг» занимает небольшую долю в структуре сбыта и, поскольку производство данной продукции не требует привлечения дополнительных инвестиций, уже имеет сложившийся круг клиентов, нелогично было бы избрать стратегию деинвестирования и не исключать данную группу из ассортимента. Для групп «мешки 25 кг и 50 кг» ситуация несколько иная. Они занимают сравнительно высокие доли в сбыте, и ООО «Завод упаковочных материалов» имеет смысл посредством повышения их конкурентоспособности попытаться вернуть лидирующие позиции и перенести данные группы в разряд «Дойных коров»[28].

Вывод

ООО «Завод упаковочных материалов» занимает устойчивые позиции, как на рынке Тульской области, так и на рынке России, имея постоянных потребителей, ценящих качество производимой продукции и мобильность данного предприятия.

Предприятию может быть рекомендовано:

1. большее внимание уделять группе «мешок мучной 5 кг» и «мешок сахарный 30 кг»;

2. по группе «мешок сахарный 25 кг» не вкладывать значительных инвестиций в развитие;

3. для групп «мешки 25 кг и 50 кг» посредством повышения их конкурентоспособности попытаться вернуть лидирующие позиции и перенести данные группы в разряд «Дойных коров».

Глава 3. Рекомендации по проведению малобюджетных маркетинговых исследований

Современная ситуация на рынке настоятельно требует от предприятий различных секторов экономики новых подходов в работе с рынком. Открытие новых возможностей с одной стороны, а с другой отсутствие доступных кредитов и вообще денежных средств диктует новые правила успешного функционирования на рынке.

В целом предприятия не готовы тратить деньги на маркетинговые исследования. До сих пор более привлекательным предприятиям кажется действовать, полагаясь на опыт. Нужно отметить, что последнее не всегда подводит, но это касается во многом лишь тех случаев, когда по своим характеристикам покупатели товара и услуги близки к сегменту самого лица принимающего решения.


Бюджетные маркетинговые исследования – это маркетинговые исследования, требующие минимальных затрат часто по очень узким вопросам. Бюджетные маркетинговые исследования очень востребованы в условиях сегодняшнего дня, так как они позволяют предприятиям не терять связи с рынком, в тоже время не отдавать на них последние средства. В качестве бюджетных исследований могут выступать элементарные опросные листы, пример которого приведен на рисунке 9.

Рисунок 9 - Пример вопросов опросного листа малобюджетного исследования

В случае передачи функций маркетинговых исследований специализированной организации важным является вопрос поиска агентства с функцией маркетинговых исследований. Его можно осуществлять по различным критериям, некоторые из которых представлены на рисунке 10.

Рисунок 10 - Вопросы - критерии выбора агентства с функцией маркетинговых исследований

Бюджетные маркетинговые исследования, как правило, оперируют небольшими массивами информации. Тем не менее, они могут быть растянуты во времени, что в том или ином виде требует использования информационных технологий. Социальную сеть давно начали рассматривать, как инструмент малобюджетных маркетинговых исследований для решения бизнес-задач, возникающих сегодня перед предприятиями малого, среднего и крупного бизнеса.

Учитывая такую специфическую особенность процесса распространения информации в социальной сети, кроме задач маркетинговых коммуникаций SMM также эффективно решает задачи маркетинговых исследований, в частности сбора данных. Стоит отметить, что сама специфика социальной сети позволяет правильно выявить целевую аудиторию, поскольку пользователи сами предоставляют о себе достоверную информацию при регистрации. При изучении персональных данных, находящихся в свободном доступе мы можем получить портрет потребителя, и в зависимости от бизнес-задач работать с ним.

Например, предварительный отбор респондентов для проведения маркетингового исследования мы можем провести, предоставив в параметрах поиска людей необходимы критерии – географию ее проживания, возраст, род занятий, образование. Выборочно осмотрев сам профиль респондента – скажем фотографии, где человек отдыхал летом, мы узнаем также о ее социальный статус.

В зависимости от необходимости проведения количественного или качественного исследования, мы можем в процессе опроса респондентов применять сегодня уже очень распространены среди пользователей социальных сетей и привычные для них обсуждения и программные коды. Благодаря таким инструментам социальная сеть способствует облегчению установки коммуникационного моста интервьюера с респондентом и существенно уменьшает количество отказов потенциальных респондентов от участия в опросе.