Файл: Проектирование диаграммы классов для сущности "Супермаркет".pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 4
Тема 2. Проектирование диаграммы классов.
Для представления процессов протекающих в супермаркете необходимо описать связи между классами описанными ранее. Сперва необходимо описать отношения класса «Сотрудники» с дочерними классами: «Кассир», «Продавец консультант», «Курьер», «Рабочий склада», «Директор», «Технический специалист». Все дочерние классы относятся к классу родителю как часть к целому, так как все они являются сотрудниками, следовательно на диаграмме необходимо отобразить связи между дочерними классами и родителем используя тип отношения «Агрегация». На диаграмме классов такая группа классов сотрудников будет выглядеть следующим образом: рисунок 19.
Рисунок 19: Связи между сотрудниками.
В свою очередь у класса «Рабочие склада» будут свои два класса-наследника «Кладовщик» и «Товаровед» которые будут соединены с классом родителем так-же отношением агрегации по скольку оба они являются рабочими склада имея различия в должности и функциях. Проиллюстрируем данную связь рисунком 20.
Рисунок 20: Связи рабочих склада с классом родителем.
Помимо этого рабочие склада должны быть связаны с классом «Склад» для того чтобы иметь возможность исполнять свои должностные обязанности (Рис. 21.).
Рисунок 21: Связь склада с персоналом.
В свою очередь класс «Склад» помимо связей с работниками склада должен иметь связи с «Поставщиками» которые будут поставлять товар на склад, с «Информационной системой» в базы банных которой будет заносится информация о наличии товаров на складе и с классом «Товар» который хранится на самом складе. Товар необходимо соединить со складом отношением «Агрегации» по скольку тот товар который учавствует в торговле является частью всего товара который есть в наличии в магазине и на складе, остальные связи выражены отношением ассоциации (Рис. 22).
Рисунок 22: Связи класса "Склад"
Класс «Информационная система» должен иметь связи с классом «Склад» для того чтобы получать информацию о наличии товаров, с «техническим специалистом» который обслуживает информационную систему, с «сайтом» для предоставления информации сайту о наличии товаров, с классом «Заказ» в соответствии с которым информационная система будет списывать заказанный товар из наличия, с «курьером» которому информационная система будет отдавать заказ для исполнения. «Сайт» также должен иметь связи с классом «Заказ» поскольку именно с сайта заказ производится, причем сайт будет связан с информационной системой отношением «Агрегация» по скольку представляет базы данных информационной системы для пользователей сети интернет. В свете выше сказанного для сайта было бы целесообразно использовать шаблон проектирования «Фасад» что в полной мере передает цель сайта — представить информационную систему в удобном для пользователей виде. Связи информационной системы на рисунке 23.
Рисунок 23: Связи класса "Информационная система"
Также супермаркет будет иметь связь с банком для осуществления предоставляемых банком услуг и функций выполняемых банком по налогообложению (Рис. 24)
Рисунок 24: Связь банка с супермаркетом
Покупатели будут иметь прямую связь с магазином где они смогут купить товар, а также с сайтом где они смогут приобрести товар «онлайн» (Рис. 25).
Рисунок 25: Связь покупателей с магазином.
Описав все связи между ключевыми элементами диаграммы мы можем построить диаграмму классов для всего супермаркета в целом (Рис. 26).
Рисунок 26: Диаграмма классов для супермаркета
Созданная диаграмма классов достаточно детально отображает наиболее важных участников процесса работы супермаркета, а также связи и отношения между ними в процессе работы. Понятно, что предложенная схема связей не может отобразить все возможные случаи при которых различным элементам диаграммы понадобится связаться с другим элементом связь с которым изначально не предусмотрена, однако для соблюдения принципа инкапсуляции [2] необходимо предоставлять элементам только ту информацию о которой им необходима информация для работы, поэтому схема изображена для наиболее общего случая.
Заключение
Поставленные цели курсовой работы в ходе выполнения были достигнуты. Составления диаграммы классов для какой либо сущности является наглядным и эффективным методом представления, для понимания всех процессов протекающих в ходе жизнедеятельности представленной сущности. Современные методы создания диаграммы классов позволяют легко создавать новые и расширять существующие системы. Наглядность и понятность таких диаграмм делает их привлекательным вариантом для отображения не только архитектур программных продуктов, но и представления других процессов в легком для освоения виде, что и было продемонстрировано в этой работе.
Библиография
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019) "О защите прав потребителей"
- Грэхем И. «Объектно-ориентированные методы. Принципы и практика.» Издательский дом «Вильямс», 2004г.
Приложение.