Файл: Курьерская доставка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 380

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время помимо стандартных курьерских услуг, курьерские службы предлагают своим клиентам комплексное обслуживание, включающее в себя оформление сопроводительных документов, складирование, временное хранение и упаковку. В связи с этим, они пользуются огромным спросом среди населения, так как людям больше не нужно решать проблемы, связанные с организацией доставки груза в пункт назначения – все заботы на себя берет курьерская служба.

Поскольку конкуренция на рынке курьерской доставки достаточно велика, для того, чтобы сделать свою деятельность максимально эффективной и занять большую долю рынка, многие фирмы прибегают к оптимизации своих бизнес-процессов.

Объектом исследования является курьерская доставка. Предметом исследования выступают формы и методы курьерской доставки.

Целью работы является характеристика курьерской доставки в сфере интернет-торговли.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  • охарактеризовать структуру курьерской доставки;
  • проанализировать аутсорсинг в доставке курьером товаров;
  • определить рыночные условия интернет-магазинов доставки;
  • представить формирование устойчивости компании при дистанционной торговле.

Практическая значимость исследования определяется необходимостью развития структуры компании дистанционной торговли.

Структура работы представлена введением, двумя главами в четырех параграфах, заключением, списком использованной литературы.

Глава 1. Возможности применения курьерской доставки

1.1. Структура курьерской доставки

В России на рынке услуг экспрессдоставки в последние годы наблюдается интенсификация конкуренции, связанная как с успешной деятельностью крупных международных операторов, так и появлением небольших российских фирм. В связи с развитием экономических отношений в бизнесе, расширением филиальных сетей компаний появилась необходимость в быстрой и качественной передаче документации и доставке грузов. В этой связи увеличился спрос на услуги экспресс-почты, так как традиционные почтовые услуги в последние годы не соответствуют требованиям потребителя, а их главный поставщик – «Почта России» – дискредитировал себя в глазах потребителей за некачественный сервис.


Основным параметром в современной логистической практике является срок доставки материальных ресурсов, готовой продукции, деловой документации, рекламной корреспонденции. Это и определило острую необходимость в новой, более качественной услуге экспрессдоставки (по сравнению с традиционной почтовой услугой). Для удовлетворения возросшего спроса появляется все больше курьерских служб, оказывающих подобные услуги, и конкуренция усиливается. В связи с этим тема повышения конкурентоспособности услуги экспрессдоставки является актуальной и требует новых управленческих решений.

Многие компании для упрочнения своих конкурентных позиций и удержания своей доли на рынке стараются не только сохранить достигнутые конкурентные преимущества, но и развивать их в интересах потребителя. Для этого приходится постоянно проводить мониторинг рынка данных услуг, выполнять анализ и оценку конкурентоспособности компаний и предоставляемых ими услуг.

Мы согласны с точкой зрения, что проблема конкурентоспособности должна рассматриваться всесторонне, т.е. в системе: «конкурентоспособность страны – отрасли – предприятия – продукции». Данные понятия взаимосвязаны [1].

Что касается конкуренции, то на различных отраслевых рынках действуют одни и те же принципы [2]. Рынок услуг экспресс-доставки является разновидностью отраслевого рынка, на котором осуществляется взаимодействие экономических субъектов (курьерской службы и потребителя услуги) по поводу купли-продажи услуги экспресс-доставки. Как и любой другой рынок, он подвержен циклическим колебаниям под воздействием множества факторов внутренней и внешней сред, таких как привлечение избыточного капитала в данную отрасль, снижение цен на курьерские услуги в периоды подъема, государственная экономическая политика и др. В данном контексте конкуренция трактуется нами как соперничество курьерских компаний за ограниченный спрос и долю рынка курьерских услуг экспрессдоставки посредством неценовых методов.

Рынок услуг экспресс-доставки является рынком монополистической конкуренции, т.к. на нем достаточно большое количество экономических агентов; заметна дифференциация курьерских услуг как по потребительских характеристикам, так и по уровню качества (первоначально срочная корреспонденция была единственным видом груза); возможность субъекта влиять на цену услуги, но это влияние незначительное; барьеры входа на рынок невысоки, однако конкуренция в этом сегменте рынка довольно интенсивна.


Рассчитанные авторами показатели монопольной власти, такие как индекс концентрации для трех основных субъектов рынка экспрессдоставки в РФ – менее 50% и индекс Герфиндаля-Гиршмана (1586), характеризуют рынок как умеренно концентрированный [3; 4]. Однако потребность клиентов в передаче крупногабаритных, нестандартных грузов, организованной по разным направлениям, требует закупки дополнительного оборудования для осуществления своих функций, большего капитала, открытия филиалов и представительств, поэтому есть вероятность формирования олигополистического рынка за счет слияний и поглощений. Антимонопольной службе необходимо постоянно отслеживать структуру рынка и вновь образующиеся тенденции. Это важно для понимания возможных перспектив в политике ценообразования.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика крупнейших производителей услуг экспресс-доставки по основным параметрам

Компании

Ассортимент

Географический охват

Доля на рынке

Конкурентные преимущества

DHL

Широкий выбор услуг

Более 220 стран мира, Россия

Участник «большой четверки»

Узнаваемый бренд, хороший структурирован-ный сайт

TNT

Доставка к 9:00 в крупные города мира, дополнительные услуги

Более 200 стран мира, Россия

Участник «большой четверки»

Обширная география направлений доставки (более 5500 населенных

пунктов России)

UPS

Доставка к 9:00 в крупные города мира

Более 200 стран мира, Россия

Участник «большой четверки»

Старейшая компания, известный бренд

FEDEX

Доставка к 9:00 в крупные города мира

Более 200 стран мира, Россия

Участник «большой четверки»

Доставка крупногабарит-ных грузов

EMS

Международная и внутренняя доставка 2–3 дня

220 стран мира, вся территория России

< 15 %

Собственная сеть по территории России, которая охватывает даже труднодоступные населенные пункты

PONY EXPRESS

Международная и внутренняя доставка 2–3 дня

Территория РФ, большинство стран

мира

<10%

Возможна перевозка биологических образцов или медикаментов

CITY EXRPESS

Международная и внутренняя доставка 2–3 дня

Территория РФ, большинство стран

мира

Менее 2%

Имеет представительства во всех областных центрах РФ


В современных условиях выигрыш в конкурентной борьбе должен обеспечиваться неценовыми методами за счет введения инноваций и нововведений. Ассортимент курьерских услуг очень схож, в большинстве случаев даже одинаков, поэтому необходимо формировать конкурентные преимущества. Так, например, предложение дополнительных сопутствующих услуг (предоставление отправителю услуг по таможенному оформлению, распространение рекламной продукции и корреспонденции, страхование грузов, вручение уведомления, смс-оповещение и др.), в том числе бесплатных; более широкая география направлений доставки; заказ услуги через интернет; отслеживание груза или корреспонденции в пути через различные каналы связи и др.

Потребителями услуг экспресс-доставки являются как компании, так и частные лица. В настоящее время широко распространяется интернет-торговля, поэтому постоянно увеличивается количество и интернет-магазинов, и их клиентов, пользующихся услугами экспресс-почты. Исследование в Пензенском регионе показало, что 59% респондентов когда-либо совершали покупку через интернет [5].

Конкурентоспособность услуги – это совокупность характеристик и свойств данной услуги, которая позволяет эффективнее удовлетворять потребности потребителей по сравнению с аналогичными услугами, представленными на рынке [6]. В данном определении основной характеристикой услуги мы считаем способность максимально и с наибольшей полезностью удовлетворять потребности по сравнению с услугами конкурентов.

Анализ и оценку конкурентоспособности услуги необходимо проводить только в сравнении с аналогом, что затруднительно в силу специфичности самой услуги:

  • основные характеристики услуги – неосязаемость, неотчуждаемость, непостоянство качества, несохраняемость;
  • продукт производства сферы услуг обслуживания и оказания услуг может иметь как материальную, так и нематериальную формы;
  • экономические выгоды выгодоприобретателя от потребления услуг могут иметь как одномоментный, так и долгосрочный характер;
  • ожидание потребителя по удовлетворению потребности носит случайный характер, так как результат обслуживания и предоставления услуги можно оценить после ее оказания;
  • уровень конкурентоспособности сферы обслуживания и оказания услуг определяется такими показателями, как культура обслуживания, эффективность процесса обслуживания, уровень организационно-технической оснащенности, деловая репутация [6].

Исследование по анализу конкурентоспособности услуги экспресс-доставки выполнено на примере ООО «ДАЙМЭКС», функционирующего на анализируемом рынке в Пензенском регионе. По данным опроса пензенских потребителей услуг экспресс-доставки основной критерий при выборе курьерской службы – соответствие цены и качества. На пензенском рынке представлено достаточно большое количество компаний, оказывающих курьерские услуги, ассортимент услуг которых очень схож. Самым крупным игроком на этом рынке в Пензенском регионе является компания «DHL», которая осуществляет не только доставку корреспонденции, но и перевозки крупногабаритных, нестандартных грузов. Она имеет свои представительства в большом количестве стран и имеет в своем арсенале не только автомобили, но даже и самолеты. По экспертным оценкам, доля компании «ДАЙМЭКС» на пензенском рынке услуг экспресс-доставки примерно 14%.

1.2. Аутсорсинг в доставке курьером товаров

В ходе исследования нами были выявлены следующие факторы конкурентоспособности услуги экспресс-доставки: цена услуги; срочность доставки; широкая география направлений доставки; качественные характеристики услуги и их соответствие желаниям и возможностям потребителей; возможность заказа услуги через интернет; способы оплаты и расчетов за услуги; рекламные мероприятия; квалификация персонала, который непосредственно общается с клиентами, оперативность и доброжелательность действий персонала.

К преимуществам услуги экспрессдоставки перед другими видами транспортировки корреспонденции и грузов, оказываемой пензенской курьерской службой ООО «ДАЙМЕКС» можно отнести: возможность доставки груза практически в любую точку земного шара; приемлемые цены, гибкая ценовая политика в отношении каждого клиента; при необходимости предоставление отправителю дополнительных услуг, например, по таможенному оформлению; особо «строгие» гарантии соблюдения сроков доставки груза; возможность отслеживать движение экспресс-доставки; гарантированная сохранность груза; полная ответственность компании перед клиентом, заказ доставки через интернет, доброжелательный и неконфликтный персонал. Понятие качества услуги включает и работу операторов на телефоне, и внешний вид курьера, и, конечно, соблюдение заявленных сроков доставки, а также еще целый ряд параметров, без которых сама услуга просто не будет востребована. При этом соблюдение заявленных сроков доставки является первостепенным критерием. Таким образом, влияя на факторы конкурентоспособности данного вида услуги, компания может получить определенные конкурентные преимущества, при развитии которых можно добиться их устойчивости и в долгосрочной перспективе.