Файл: Система управления всеми ресурсами и видами деятельности предприятия (на примере ОАО Мясокомбинат «Пятигорский»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Различают : стратегическое (долгосрочное) планирование; тактическое (среднесроочное) планирование; оперативное (краткосрочное) планирование.

Понятия «стратегии» вошло в число управленческих терминов 1950-е гг., когда проблема корректировки деятельности в связи с изменениями во внешней среде приобрела большое значение. [3]9

В рамках стратегического планирования принято выделять базовую и функциональные стратегии. Финансовая стратегия относится к функциональным стратегиям. Под финансовой стратегией понимается генеральный план действий по обеспечению организации денежными средствами. Финансовая стратегия охватывает широкий круг вопросов теории и практики формирования, планирования и обеспечения организации финансовыми ресурсами, решает задачи обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Рис 1.6. Процесс планирования в организации

Стратегия включает определение миссии организации, формулирование целей и задач ее функционирования, оценку и анализ внешней и внутренней среды, разработку и анализ стратегических альтернатив, выбор оптимального варианта стратегического плана. Миссия — это основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования.

Стратегические цели ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации, например достижение первенства в своей сфере деятельности, выход на международные рынки, коренное обновление материально- производственной базы и пр.

Любая предпринимательская деятельность связана с рисками. Никто не в состоянии точно предвидеть будущее, поэтому на каждом этапе финансового планирования необходимо постоянно учитывать вновь поступающую информацию. Меняющиеся внешние условия требуют, чтобы пересмотр финансовых планов был непрерывным.

Рис 1.7. Виды финансового планирования на коммерческих предприятиях

Система финансового планирования становится бессмысленной, если в организации не налажена система обратной связи. Обратная связь предусматривает анализ по результатам исполнения, текущую корректировку с тем, чтобы достичь намеченных целей и не допустить повторения ошибок. От правильно поставленной системы конроллинга на предприятии во многом зависит выполнение финансовых планов и, в конечном итоге, эффективность работы организации в целом. Контроль предполагает не только непосредственное наблюдение за ходом исполнения бюджета, но также и выявление возникающих отклонений и их нейтрализация[4]10


1.3.Финансовая политика корпораций и ее значение

Финансовая политика корпорации – это идеология, отражающая экономические интересы ее собственников, основанная на комплексе управленческих решений, возникающих на всех стадиях жизненного цикла предприятий, практическая реализация которых способна обеспечить режим стабильного функционирования и устойчивого развития корпорации. Финансовая политика находит свое отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия, характеризующей его финансовое положение.

Основная цель реализации финансовой политики заключается в росте стоимости компании.

В соответствии с целью основными ее задачами являются:

  1. стабильный рост прибыли предприятия;
  2. обеспечение производства источниками финансирования;
  3. оптимизация структуры капитала с целью увеличения объема продаж;
  4. снижение себестоимости продукции (работ, услуг);
  5. достижение информационной прозрачности финансового состояния для собственников и тд.

Разработка финансовой политики должна осуществляться в соответствии с «Положением о финансовой политике корпорации», принятым общим собранием акционеров или другим органом, представляющим интересы собственников, которое является рабочим документом для менеджеров в процессе принятия решений в текущей финансово-хозяйственной деятельности предприятий, разработке финансовой стратегии, бюджета, бизнес-планов и инвестиционных проектов.

Выбор того или иного варианта финансовой политики компании зависит от множества внутренних и внешних факторов. На выбор и обоснование корпоративной финансовой политики влияют следующие основные внутренние факторы: организационно-правовая форма компании, отраслевая принадлежность и вид деятельности, наличие автоматизированных информационных систем, организационная структура управления, степень развития финансового менеджмента в компании.

Разработка финансовой политики является функцией управления, поскольку призвана учитывать многофакторность, многовариантность управления финансами. При отсутствии такой политики действия руководства могут оказаться ошибочными. Компания может потерять динамичность и стабильность развития и, как следствие, оказаться в кризисной ситуации. Напротив, эффективная финансовая политика является условием ее успешной деятельности, стабильности и конкурентоспособности.


Основной целью финансовой политики является укрепление конкурентоспособности хозяйствующего субъекта при обеспечении заданного уровня рентабельности, ликвидности и платежеспособности, а для публичного бизнеса – повышение инвестиционной привлекательности и соответственно стоимости компании.

Установлено, что практически все отечественные ученые связывают финансовую политику с финансовым менеджментом предприятия, разделяя ее на стратегическую и тактическую, а также на долгосрочную и краткосрочную. Политика и стратегия имеют различные цели, формируются на разных уровнях управления хозяйствующего субъекта.

Таким образом, основным механизмом в достижении цели финансового управления корпорации являются процедуры формирования и реализации финансовой политики. В условиях постоянного изменения внешней среды и внутренних условий увеличивается вероятность возникновения кризисных ситуаций, которые могут приобретать различные формы. Следовательно, разработка финансовой политики корпорации является универсальным механизмом регулирования финансовой деятельности в системе финансового управления, способствует целенаправленному использованию финансовых ресурсов для достижения стратегических задач, способна обеспечить устойчивое функционирование и развитие корпорации.

Подведем итог по первой главе: в ней были рассмотрены теоретические вопросы, связанные с изучением финансов корпораций, исследованы вопросы финансового планирования в организации, а также рассмотрен вопрос финансовой политики корпораций и ее значение для экономического развития предприятия

Глава 2. Анализ системы управления ресурсами и видами деятельности на примере ОАО Мясокомбинат «Пятигорский»

2.1.Краткая характеристика деятельности ОАО Мясокомбинат «Пятигорский»

ОАО мясокомбинат «Пятигорский» является одним из старейших предприятий города Пятигорска.


Предприятие было создано на базе частной скотобойни, построенной в 1914 году. За время существования мясокомбинат прошел этапы становления и развития, постоянно ведутся реконструкция и совершенствование имеющихся производственных мощностей, а также строительство и ввод в эксплуатацию новых.[5]

Являясь государственным предприятием, мясокомбинат «Пятигорский» работал стабильно, постоянно выполняя и перевыполняя плановые задания. Неоднократно награждался Красными Знаменами в соц. Соревнованиях.

В 1992 году в процессе приватизации предприятие преобразовано в Акционерное общество открытого типа с частной долевой собственностью. Численность работающих – 300 человек.

Основные направления работы предприятия – расширение производства, укрепление материально – технической базы цехов, наращивание объемов, улучшение качества продукции и обновление ассортимента вырабатываемой продукции в соответствии с потребительским спросом.

Основные производственные цеха:

  1. колбасный цех
  2. полуфабрикатный цех
  3. консервный цех
  4. ливерное отделение
  5. отделение производства пищевых жиров
  6. отделение производства сухих кормов.

Рисунок 2.1. Организационная структура управления ОАО Мясокомбинат «Пятигорский»

Рентабельность производства продукции составляет 20%. Организована торговля собственной продукцией, открыто 6 фирменных магазинов, через которые реализуется до 60% от общей выработки продукции.

Более 20% всей вырабатываемой продукции реализуется за пределы края, в том числе в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Москву, Мурманск и другие города России.

Сырье для мясокомбината поставляется в основном из Ставропольского края, около 40% перерабатываемого сырья завозится из-за его пределов, республик Северного Кавказа. [6]

В 1998 году на комбинате была проведена реконструкция мясожирового цеха, что позволило решить вопрос обеспечения производства сырьем, увеличить объем выпускаемой продукции и расширить ее ассортимент, таким образом, решается вопрос более полного обеспечения потребностей населения города мясными продуктами и получения прибыли акционерным обществом. Также был сдан в эксплуатацию новый холодильник на 500 тонн одновременного хранения, что позволило делать запасы мясного сырья и тем самым устранять сезонность его поступления в производство.


2.2.Анализ системы управления ресурсами и видами деятельности на предприятии ОАО Мясокомбинат «Пятигорский»

Рассмотрим динамику финансовых показателей предприятия и отобразим их графически.

Начнем исследование деятельности ОАО Мясокомбинат «Пятигорский» с изучения динамики показателей выручки, товарооборота, прибыли и себестоимости продукции. Схематично, данные показатели отобразим в таблице 1.

Таблица 1.Основные показатели деятельности

ОАО «Мясокомбинат «Пятигорский» за 2009-2015 гг ( в млн.руб)

2009

2011

2013

2015

Выручка

186.6

190

195

210

Товарооборот

522

540

555

563

Прибыль

-2.8

- 1.7

+0.9

+2.4

себестоимость

189.4

191.7

194.1

197.6

Как можно заметить из данной таблицы, выручка предприятия с каждым годом увеличивается, аналогично увеличивается и товарооборот предприятия. За последние годы наблюдается положительное сальдо прибыли.

Рисунок 2.2.Динамика выручки и товарооборота ОАО «Мясокомбинат «Пятигорский» за 2009-2015 гг

Далее рассмотрим показатели затрат предприятия за аналогичный период и отобразим их в таблице. Данные таблицы представлены в тыс.руб

Таблица 2 Анализ структуры затрат предприятия ОАО «Мясокомбинат «Пятигорский» за 2009 – 2015 годы

2009

2011

2013

2015

Материальные затраты

168 469

173 100

175 200

177 800

Затраты на оплату труда

6750

7100

7200

7250

Отчисления на социальные нужды

2632

2700

2750

2800

Амортизация

738

750

555

635

Отобразим данные показатели графически в динамике на рисунке 2.3. Как можно заметить, все показатели увеличиваются с каждым годом за исключением показателей амортизации.

Рисунок 2.3. Динамика структуры затрат предприятия ОАО «Мясокомбинат «Пятигорский» за 2009 – 2015 годы

Вложение капитала в нематериальные активы является новым объектом наблюдения учета и управления в Российской Федерации. Удельный вес их в имущественной массе всех активов предприятие настолько низок, что не выдерживает сравнение с аналогичными показателями предприятий в разных странах с развитой рыночной экономикой.[7]