Файл: Государственная служба в России: опыт, состояние и направления совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Быстро меняющиеся социально-экономические условия современного мира ставят перед государственной службой новые цели и задачи, несопоставимые по своим масштабам, сложности и комплексности с задачами государства в XX или, тем более, в XIX веке. Для того чтобы дать достойный ответ на эти вызовы, органы государственной власти и государственные служащие вынуждены не только пересматривать привычные, традиционные методы управления, но и постоянно повышать эффективность своей деятельности. Это актуализирует проблему поиска действенных методов и критериев оценки эффективности государственного службы.

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических основ деятельности государственной службы. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

исследовать основные понятия и функции государственной службы как объект оценки;

рассмотреть опыт государственного управления на практике;

предоставить рекомендации по повышению эффективности государственной службы.

Объект исследования – Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (ДЖКХиБ г. Москвы). Предмет исследования – современное состояние государственной службы.

В работе использованы методы анализа и синтеза, сравнительного анализа, а также количественные и качественные методы исследования.

Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов, а также специалистов по проблемам государственного управления, управления персоналом, методов его оценки; нормативно-правовые акты; факты, выводы и положения, опубликованные в научных изданиях России.

1. Теоретические основы деятельности государственной службы

1.1. Государственная служба: суть и основы организации

Государственная служба – это многогранное явление нынешней российской реальности[1]. Потому в установлении сути данной правовой категории целесообразно определить несколько подходов.


1. Государственная служба - одна из важнейших областей государственного управления, от ее постановки обуславливается эффективность деятельности иных областей экономической, социально-культурной и административно-политической[2]. Обусловлено это следующим: работа государственных органов проводится специфической группой граждан РФ посредством государственных служащих, которые составляют в своей сумме государственный аппарат; то есть, посредством государственных служащих проводится взаимодействие государства и граждан; государственная служба - это часть «коррупционного поля», которое сужая, обеспечивается производительность государственного управления и, таким образом , обеспечиваются свобода и права человека и гражданина.

Исследуя данный подход, следует взять во внимание также, что государственная служба – это форма причастности граждан в руководстве государством (ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации[3]) и в тоже время выступает как один из видов общественно-полезного труда. В сути государственной службы присутствуют несколько аспектов: юридический (государственная служба - это практическое осуществление (несение) должностных обязанностей и полномочий в государственном органе (учреждении); социальный (государственная служба - это вид реализации гражданами права на труд и участие в государственном управлении); политический (государственная служба – это объединяющий элемент между государством и гражданином).

2. Государственная служба – это комплексный правовой феномен. В качестве правового института, государственная служба имеет в себе правовые нормы всевозможных отраслей права: конституционного, административного, финансового, трудового, права социального обеспечения, гражданского, уголовного[4]. Нормами данных отраслей права в различном объеме регулируются общественные отношения, что связаны с государственной службой. Формы общественных отношений, что связаны с государственной службой: государственно-служебные отношения (сводятся они к отношениям между государством и гражданином: государственным служащим: вступление на государственную службу, прохождение и окончание государственной службы, взаимодействие государственных служащих между собой); взаимоотношения между государственными служащими (наделенными государственно-властными полномочиями) и гражданами, их объединениями; общественные отношения, что складываются в государственных органах различных ветвей власти, и в иных государственных органах[5].


Нормативное установление заключения «государственная служба» раскрывается в ст. 1. Федерального закона от 27 мая 2003 года. №58ФЗ «О системе государственной службы РФ»[6].

Система государственной службы – это организация государственной службы. Устройство государственной службы состоит из таких видов государственной службы:

− государственная гражданская служба;

− военная служба;

− правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Организация федеральной государственной гражданской службы и правовое регулирование пребывают в ведении РФ. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ пребывает в общем ведении РФ и субъектов РФ, её организация существует в ведении субъекта Российской Федерации[7].

Правоохранительная служба и военная служба – формы федеральной государственной службы[8].

Главные принципы построения и деятельности системы государственной службы[9]:

– федерализм, который обеспечивает целостность системы государственной службы и соблюдение конституционного разделения объектов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – государственные органы);

− законность;

− приоритет свобод и прав граждан, их непосредственное действие, непременное их признание, соблюдение и защита;

− одинаковые возможности граждан к вступлению на государственную службу;

− соответствие правовых и организационных основ государственной службы, которое допускает законодательное закрепление единственного подхода к организации государственной службы;

− связь муниципальной и государственной службы;

− публичность государственной службы и её доступность контролю общественности, правдивое осведомление граждан о работе государственных служащих;

− профессионализм и компетентность государственных служащих;

− охрана государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность государственных органов и должностных лиц, физических и юридических лиц[10].

Осуществление принципов построения и деятельности системы государственной службы гарантируется федеральными законами о видах государственной службы. Данными федеральными законами могут быть предугаданы и другие концепции построения и деятельности видов государственной службы, которые учитывают их особенности[11].


Главные виды работ государственной службы:

- информационное обеспечение деятельности государствен­ных органов: получение, сбор, обработка, анализ ин­формации, что необходима для реализации госу­дарственной (управленческой) деятельности;

- моделирование и прогнозирование развития системы госу­дарственной службы, государственных органов, стандартов государственного управления;

- планирование представляет собой разработку задач, целей, направлений развития и преобразование всей государственной деятельности и государственной службы[12];

- организация, т.е. непосредственная организация системы государственной службы, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственной службе, определение их компетенции и взаимосвязи;

- распорядительство являет собой эффективное регулирование государст­венно-служебных отношений, которые возникают в ходе осуществления полномочий государственных органов и должно­стных обязанностей, гарантирование режима должной госу­дарственной деятельности[13];

- руководство, т.е. определение правил, нормативов, направ­лений и некоторых действий государственных органов и управляемых объектов;

- координация являет собой координацию деятельности всевозможных го­сударственных органов, чтобы достичь общих целей и за­дач государственной службы;

- контроль - определение соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и се структуры требуемым стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государ­ственной службы, также конкретных действий государст­венных служащих; определение соотношения намеченно­го и сделанного в системе государственного управления и государственной службы;

- регулирование - применение методов и способов управ­ления в ходе формирования системы государственной службы и се деятельности[14];

- фиксация и учет информации - фиксирование в количе­ственном выражении всех факторов, которые влияют на органи­зацию и деятельность государственной службы[15].

Одной из самых важных функций государственной службы является политическая. Государственная служба гарантирует стабильное государственное управление и уравновешивает действия различных политических сил[16].


1.2. Критерии оценки деятельности государственной службы

Государственное управление, равно как и управление, частными предприятиями, должно стремиться к максимальной производительности и эффективности[17]. Эффективность государственных органов правомерно рассматривать как часть общей эффективности общественного производства.

Термин «оценка эффективности работы государственного учреждения» - достаточно новый для отечественной государственной службы. Для отечественных условий долговременная традиция - это значимость иных показателей – например, мера преданности вышестоящему руководителю, а самое важное для руководителя – это умение добиться увеличения бюджетного финансирования[18]. В современных подходах к государственному управлению, в частности, в замысле нового государственного менеджмента, формированию системы оценки эффективности государственных учреждений уделяется очень важное внимание. Одновременно оценка эффективности в пределах концепции нового государственного менеджмента осуществляется на основе особенностей услуг и рентабельности. Данная концепция держится во многом на перенесении критериев эффективности фирм в рыночной экономике в область государственного управления.

Для нынешних отечественных условий практика оценки эффективности проектов сосредоточена в общественном секторе, между организациями гражданского общества, существует здесь также и практика независимой оценки эффективности, что - то схожее на систему аудита, но не в отношении финансов, а сущности выполненного проекта[19]. В работе «Критерии эффективности государственной службы в системе взаимодействия органов государственной власти», выполненного в Российского академии государственной службы, сосредоточивается внимание на видоизменение критериев эффективности государственной службы при переходе от обычной – «технократической» парадигмы управления к новой – партисипативной[20].

В общем, выходя из теоретических позиций, оценка эффективности деятельности государственных служащих является процессом, который нацелен на установление вклада этих служащих в соразмерности с их компетенцией в достижении целей и задач органа государственной власти[21]. Обычно, разработка оценки эффективности состоит из следующих элементов: