Файл: Принципы подготовки и предоставления финансовой отчетности (Состав, элементы и формы финансовой отчетности).pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Значение и концепции финансовой отчетности
1.1. Состав, элементы и формы финансовой отчетности
Рисунок 1. Элементы концептуальной основы финансового учета и отчетности
Состав и формы финансовой отчетности организаций устанавливаются Министерством финансов РФ.
Схематично состав и содержание финансовой отчетности представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Формы финансовой отчетности
1.2. Сходства и различия в составлении финансовой отчетности по РСБУ и по МСФО 10
2. Предоставление финансовой отчетности
2.1.Принципы подготовки и составления финансовой отчетности
ВВЕДЕНИЕ
Целью финансовой (бухгалтерской) отчетности является предоставление необходимой полезной информации всем потенциальным пользователям, заинтересованным в получении информации о финансовом положении предприятия (либо консолидированной группы предприятий) и его изменениях, о результатах хозяйственной деятельности, эффективности управления и степени ответственности руководителей за порученное дело.
Целью финансовой отчетности общего назначения провозглашается представление информации о финансовом положении, финансовых результатах коммерческой и финансовой деятельности и движении денежных средств, которая может быть полезной широкому кругу пользователей для принятия решений о платежеспособности и устойчивости данной компании, о прогнозах ее будущего развития, о возможных поступлениях и оттоках денежных средств в будущем, о качестве руководства компании и доверии к его компетентности и честности.
Для того чтобы пользователи финансовой отчетности получали полноценную и достоверную информацию, профессиональный бухгалтер должен постоянно поддерживать свою квалификацию, иметь независимое мнение и руководствоваться своим профессиональным суждением.
Цель курсовой работы – исследовать принципы подготовки и представления финансовой отчетности на предприятии.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи курсовой работы:
- рассмотреть значение и концепции финансовой отчетности, объем, элементы и формы, а также сходства и различия в составлении финансовой отчетности по РСБУ и по МСФО 10;
- проанализировать процедуру предоставления финансовой отчетности, ее принципы подготовки и предоставление;
- изучить бухгалтерскую отчетность для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
Методологической основой для написания курсовой работы послужили труды зарубежных и отечественных экономистов и финансистов, разрабатывающих проблемы улучшения бухгалтерского учета.
1.Значение и концепции финансовой отчетности
1.1. Состав, элементы и формы финансовой отчетности
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета, и является завершающим этапом учетной работы .
Концепция финансового учета и отчетности - это основные принципы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Схематично концепция представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Элементы концептуальной основы финансового учета и отчетности
Основная задача отчетности - изыскание резервов дальнейшего роста и совершенствования деятельности организации, стабильности на рынке. По данным отчетности руководитель организации отчитывается перед трудовым коллективом, учредителями, государством.
Цель финансовой отчетности состоит в представлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу пользователей при принятии экономических решений.
Финансовое положение организации определяется существующими в ее распоряжении ресурсами, структурой источников этих ресурсов, ликвидностью и платежеспособностью организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса.
Информация о финансовых результатах деятельности организации требует оценки потенциальных изменений в ресурсах, которые, вероятно, станет контролировать организация в будущем при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффективности, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы. Данная информация обеспечивается главным образом отчетом о прибылях и убытках.
Состав финансовой отчетности. Финансовая отчетность организации представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
Состав и формы финансовой отчетности организаций устанавливаются Министерством финансов РФ.
В настоящее время в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:
1.Бухгалтерский баланс - форма № 1.
2.Отчет о прибылях и убытках - форма № 2.
• Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
2.1.Отчет об изменениях капитала - форма № 3.
2.2. Отчет о движении денежных средств - форма № 4.
2.3. Приложение к бухгалтерскому балансу - форма № 5.
•2.4.Пояснительная записка.
3. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Схематично состав и содержание финансовой отчетности представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Формы финансовой отчетности
Все элементы финансовой отчетности связаны между собой и отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Бухгалтерский баланс содержит информацию о финансовом положении организации на определенную дату. Отчет о прибылях и убытках отражает сведения о формировании и использовании прибыли организации. Отчет об изменениях капитала - данные о движении собственного капитала организации, фондов и резервов и дает возможность оценить изменения, происходящие в собственном капитале организации. Отчет о движении денежных средств содержит информацию о движении денежных средств организации в наличной и безналичной формах. Направления движения денежных средств рассматриваются в разрезе основных видов деятельности организации: текущей, инвестиционной и финансовой.
Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, полезную для пользователей отчетности. Такая информация может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм и включать сведения о динамике, важнейших экономических и финансовых показателях деятельности организации за ряд лет, планы развития организации; данные о предполагаемых капитальных и долгосрочных финансовых вложениях; характеризовать политику организации в отношении заемных средств, управления рисками, деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, природоохранные мероприятия и прочее.
Элементы финансовой отчетности. Информация, на основании которой готовится финансовая отчетность, в соответствии с ее экономическим содержанием, объединяется в определенные укрупненные категории, которые получили название элементов финансовой отчетности.
В МСФО выделяют 5 основных элементов финансовой отчетности, которые условно можно разделить на 2 группы.
1. Элементы, оценивающие финансовое положение и входящие в состав бухгалтерского баланса:
-активы;
-обязательства;
-капитал.
2.Элементы, характеризующие результаты хозяйственной деятельности и составляющие отчет о прибылях и убытках:
-доходы;
-расходы.
1. Активы (Assets) - в международной практике (МСФО) под активами понимаются ресурсы и имущество, контролируемые предприятием и представляющие собой результат операций и событий, состоявшихся в отчетном или иных прошлых периодах. Существенным признаком активов является их способность обеспечить в будущем определенную экономическую выгоду, которая должна заключаться в поступлении денежных средств или их эквивалентов.
2. Обязательства (Liabilities) - это текущие обязательства предприятия, возникающие из предшествующих событий, и представляющие собой различные виды кредиторской задолженности, погашение или урегулирование которых приведет к снижению экономической выгоды в виде уменьшения реальных активов. В данную подгруппу относятся займы, долговые обязательства, банковские кредиты, задолженность поставщикам, различным юридическим и физическим лицам, резервы предстоящих расходов и т.п.
3. Капитал (Сapital; Equity) представляет собой оставшуюся долю собственных активов предприятия после вычета обязательств.
Общий капитал компании можно разделить на две части:
- капитал, полученный от своих акционеров. В финансовой отчетности капитал, внесенный акционерами, делится на сумму номинальной стоимости акций и эмиссионный доход, полученный в результате реализации акций при первичном размещении сверх номинальной стоимости;
капитал, полученный в результате собственной деятельности путем капитализации нераспределенной прибыли и создания соответствующих резервов.
4. Расходы компании (Expenses) - это уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Расходы, в свою очередь, подразделяются на 2 подгруппы:
- обычные расходы, осуществляемые для извлечения (получения) доходов;
- прочие расходы, не создающие каких-либо экономических выгод (доходов или активов) в будущем.
Обычные расходы признаются в финансовой отчетности в том отчетном периоде, в котором они возникли в виде уменьшения активов и увеличения обязательств, в прямой связи с доходами, поступившими по данным операциям. При отражении расходов согласно МСФО действует правило (matching concept) соответствия доходов и обычных расходов, которое должно соблюдаться неукоснительно. Если поступление доходов предусматривается в обозримом будущем, понесенные расходы включаются в активы компании (например, капитальные вложения в основной капитал, производственные расходы в запасах, незавершенном производстве, готовых товарах, расходы на приобретение финансовых и нематериальных активов.)
Прочие расходы отражаются в финансовой отчетности в том отчетном периоде, в котором выясняется, что они не могут стать причиной будущих экономических выгод или такие выгоды не очевидны и не поддаются надежной оценке.
Принципиальным является тот факт, что убытки не признаются в качестве самостоятельного элемента финансовой отчетности, а рассматриваются как расходы, уменьшающие в конечном итоге собственный капитал компании.
При сравнении определения расходов МСФО и российским стандартом («Расходы организации» ПБУ 10/99) очевидно, что российский стандарт обладает более сложной структурой, где расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
-расходы по обычным видам деятельности;
-операционные расходы;
-внереализационные расходы;
-прочие (вкл. чрезвычайные).
5. Доходы компании (Income) - это увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период, которое выражается в увеличении активов или уменьшении обязательств, результатом которых является увеличение капитала (причем увеличение капитала не должно происходить за счет вкладов собственников).
Доходы выступают в двух формах:
-выручка;
-выигрыши.
Выручка - это регулярные доходы от обычной деятельности: от продажи товаров и услуг, от процентов и вознаграждений, дивидендов, лицензионных платежей и роялти, арендной платы, доходы от реализации недвижимости, специально купленной для перепродажи, и инвестиционной собственности.
Не являются выручкой: суммы, инкассированные от имени третьей стороны, такие как налоги с продаж, НДС, другие суммы, собираемые при агентских отношениях от имени принципала.
Выигрыши - это прочие доходы нерегулярного характера, которые не требуют сколько-нибудь существенных расходов на их получение: доходы от штрафов и компенсаций, безвозмездное финансирование и субсидии, курсовые валютные разницы, дооценка другого оборотного имущества, доходы от продажи основных средств и неликвидов, которые по своей природе не отличаются от выручки, но являются случайными; они не могут быть отнесены к операциям, характерным для обычной деятельности компании.
В соответствии с концепцией МСФО доход отражается в финансовой отчетности в момент, когда выполняются следующие условия:
-требования к исполнению сделки удовлетворены;
-большая часть прав и ответственности переданы другой стороне по данной сделке
-имеется достаточная уверенность в получении удовлетворения по предъявленным счетам.