Файл: Принципы подготовки и предоставления финансовой отчетности (Состав, элементы и формы финансовой отчетности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Значение и концепции финансовой отчетности

1.1. Состав, элементы и формы финансовой отчетности

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета, и является завершающим этапом учетной работы .

Рисунок 1. Элементы концептуальной основы финансового учета и отчетности

Основная задача отчетности - изыскание резервов дальнейшего роста и совершенствования деятельности организации, стабильности на рынке. По данным отчетности руководитель организации отчитывается перед трудовым коллективом, учредителями, государством.

Цель финансовой отчетности состоит в представлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу пользователей при принятии экономических решений. Финансовое положение организации определяется существующими в ее распоряжении ресурсами, структурой источников этих ресурсов, ликвидностью и платежеспособностью организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса.

Информация о финансовых результатах деятельности организации требует оценки потенциальных изменений в ресурсах, которые, вероятно, станет контролировать организация в будущем при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффективности, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы. Данная информация обеспечивается главным образом отчетом о прибылях и убытках.

Состав финансовой отчетности. Финансовая отчетность организации представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

Состав и формы финансовой отчетности организаций устанавливаются Министерством финансов РФ.

В настоящее время в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются: 1.Бухгалтерский баланс - форма № 1. 2.Отчет о прибылях и убытках - форма № 2. • Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: 2.1.Отчет об изменениях капитала - форма № 3. 2.2. Отчет о движении денежных средств - форма № 4. 2.3. Приложение к бухгалтерскому балансу - форма № 5. •2.4.Пояснительная записка.

3. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Схематично состав и содержание финансовой отчетности представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Формы финансовой отчетности

Все элементы финансовой отчетности связаны между собой и отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Бухгалтерский баланс содержит информацию о финансовом положении организации на определенную дату. Отчет о прибылях и убытках отражает сведения о формировании и использовании прибыли организации. Отчет об изменениях капитала - данные о движении собственного капитала организации, фондов и резервов и дает возможность оценить изменения, происходящие в собственном капитале организации. Отчет о движении денежных средств содержит информацию о движении денежных средств организации в наличной и безналичной формах. Направления движения денежных средств рассматриваются в разрезе основных видов деятельности организации: текущей, инвестиционной и финансовой.

1.2. Сходства и различия в составлении финансовой отчетности по РСБУ и по МСФО 10

2. Предоставление финансовой отчетности

2.1.Принципы подготовки и составления финансовой отчетности

2.2. Представление финансовой отчетности

3. Значение финансовой (бухгалтерской) отчетности для контроля и анализа финансово - хозяйственной деятельности организаций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Доходы - увеличение экономических выгод в течении отчетного периода, происходящие в форме поступления или увеличения активов или уменьшение обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала.

Расходы - уменьшение экономических выгод в течении отчетного периода, происходящие в форме выбытия или уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала.

Оценка элементов ФО. Оценка - процесс определения денежных величин, в которых элементы ФО должны признаваться и отражаться в балансе и в отчете о П и У. В ФО в разной степени и в разной комбинации используются следующие методы:

1) Фактическая стоимость приобретения (историческая или первоначальная);

2) Текущая (восстановительная) стоимость;

3) Возможная стоимость продажи;

4) Дисконтированная стоимость - активы отражаются по дисконтированной стоимости будущего чистого поступления ДС, которые как предполагается, будут создаваться данным активом при нормальном ходе дел. Обязательства отражаются по дисконтированной стоимости будущего чистого выбытия ДС, которые как предполагается, потребуются для исполнения обязательств при нормальном ходе дел.

Чаще других компании используют фактическую стоимость. Обычно она используется в комбинации с другими методами оценки. В настоящее время основной тенденцией в МСФО является переход к оценке статей по справедливой стоимости. Понятие справедливой стоимости в принципах не рассматривается. Сущность данной оценки раскрывается непосредственно в отдельных стандартах МСФО16, 38, 40 …

Справедливая стоимость(fait value) - представляет сумму ДС, за которую хорошо осведомленные желающие совершить сделку независимые друг от друга стороны согласны обменять актив.

2.2. Представление финансовой отчетности

Представление финансовой отчетности состоит в формулировке правил по представлению предприятием финансовой отчетности, сопоставимой как во времени (за ряд отчетных периодов), так и с финансовой отчетностью других предприятий.

МСФО (IAS) 1 устанавливает требования по представлению финансовой отчетности, содержит указания по ее составу, а также определяет минимальные требования к содержанию отчетности.Положения МСФО (IAS) 1 относятся ко всей финансовой отчетности общего назначения, представленной в соответствии с МСФО.


Требования МСФО (IAS) 1 не распространяются на промежуточную финансовую отчетность. МСФО (IAS) 1 применяется всеми организациями, независимо от того, составляют ли они консолидированную или отдельную финансовую отчетность.

Финансовая отчетность - это структурированное представление информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности предприятий. Задача финансовой отчетности состоит в представлении информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств, которая может оказаться полезной для широкого круга лиц при принятии решений. Финансовая отчетность также показывает результаты деятельности руководства по управлению ресурсами предприятий. Для решения указанной задачи финансовая отчетность представляет следующую информацию об предприятии :

-активы;

-обязательства;

- капитал;

- доходы и расходы, включая прибыли и убытки;

-поступления от распределения между владельцами, действующими в качестве владельцев капитала;

-денежные потоки.

Наряду с информацией, приведенной в примечаниях, указанные сведения помогают пользователям финансовой отчетности прогнозировать движение денежных средств организации, определять сроки возникновения и степень определенности денежных потоков.

За подготовку и предоставление финансовой отчетности отвечает Совет директоров и (или) другой управляющий орган хозяйствующего субъекта.

В соответствии с МСФО 1 полный комплект финансовой отчетности в обязательном порядке должен содержать:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о прибылях и убытках;

- отчет об изменениях в капитале (то есть отчет, показывающий все изменения в капитале, либо изменения не относящиеся к уставному капиталу);

- отчет о движении денежных средств;

- учетную политику и примечания. Требования МСФО 1 действуют только в отношении финансовой отчетности, но не прочей информации, которая может содержатся в приложениях. Помимо приложений, существует также целый ряд компонентов, не входящих в состав финансовой отчетности, которые, однако желательно предоставлять. К их числу относятся:

-финансовый обзор, который включает текущие результаты, финансовые позиции, а также возникшие неопределенности;

-отчет по вопросам окружающей среды;

-отчеты о добавленной стоимости. Финансовая отчетность и ее отдельные компоненты должны быть точно определены и отделены от прочей информации, представленной в отчетности, причем каждый компонент отчетности должен быть строго определен.


Идентификационными данными финансовой отчетности являются:

-наименование хозяйствующего субъекта;

- вид отчетности: консолидированная (неконсолидированная);

- отчетная дата, отчетный период;

- валюта отчетности;

- единицы измерения (например, тыс., млн).

Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н установлено, что хозяйствующий субъект должен составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной. Промежуточная и годовая финансовая отчетность составляется на основе единых принципов.

В соответствии с МСФО 1 финансовая отчетность должна предоставляться не реже одного раза в год. Хозяйствующий субъект должен быть в состоянии выпустить отчетность в течение шести месяцев после отчетной даты.

Предприятие должно представить все финансовые отчеты в полном комплекте финансовой отчетности. Предприятие может представить компоненты дохода и расхода либо как часть общего отчета о совокупном доходе, либо в отдельном отчете о прибылях и убытках. При представлении отчета о прибылях и убытках, этот отчет является частью полного комплекта финансовой отчетности и должен быть представлен непосредственно перед отчетом о совокупном доходе.

Аудиторское заключение, не являясь обязательным, обеспечивает пользователей независимым подтверждением уровня достоверности отчетных показателей.

Помимо финансовой отчетности многие предприятия представляют финансовый обзор, подготовленный руководством, в котором дается характеристика основных финансовых результатов деятельности организации, ее финансового положения, а также факторов неопределенности, которые приходится принимать во внимание при формировании отчетности.

Такой отчет может включать обзор:

-основных факторов, определяющих финансовые результаты, в том числе изменений условий хозяйствования, и их последствия; а также инвестиционной и дивидендной политики, направленной на поддержание достигнутого уровня и дальнейшее повышение эффективности работы;

-источников финансирования и соотношения собственных и привлеченных средств;

-ресурсов, которые не были отражены в отчете о финансовом положении в соответствии с МСФО.

Многие организации также представляют и другие виды отчетов, например о природоохранных мероприятиях, о добавленной стоимости, в частности, в отраслях, где экологические факторы имеют особое значение, а также в тех случаях, когда работники рассматриваются как значимая группа пользователей. Отчеты, представляемые за рамками финансовой отчетности, не относятся к сфере МСФО.


Основные пользователи финансовой отчетности.

1.Инвесторы, вкладывающие капитал (что имеет определенный риск), а также их консультанты, которых интересует риск и доходность инвестиций. Им необходимо знать, стоит ли приобретать, удерживать или продавать инвестиции (а также способность компании выплачивать дивиденды), работники и их представители заинтересованы в стабильности и рентабельности своих работодателей. Для них также важна оценка способности компании обеспечивать занятость и выплату заработка и пенсионных вознаграждений.

2.Заимодавцы. Заимодавцам необходимо знать, будут ли предоставленные ими займы и проценты по ним выплачены в установленные сроки.

3.Правительство, представленное различными министерствами.

Интерес к финансовой отчетности со стороны клиентов, поставщиков и других торговых кредиторов неизменно растет. Что касается банков, то их финансовую отчетность анализируют банки-корреспонденты, вкладчики и инстанции, регулирующие банки, чтобы оценить риски и управление банком. На основе такого анализа они могут определить стоимость и цену фондов, которые они планируют кредитовать банку.

Среди указанных выше потребностей можно выделить общие для всех пользователей. Так, если финансовая отчетность будет отвечать информационным потребностям инвесторов, то она также будет отвечать и большей части потребностей прочих пользователей.

Основную ответственность за представление финансовой отчетности несет руководство предприятий.

3. Значение финансовой (бухгалтерской) отчетности для контроля и анализа финансово - хозяйственной деятельности организаций

В современных условиях коммерческие организации (предприятия) имеют достаточно высокую степень свободы в принятии управленческих решений, выборе партнёров, поиске источников финансирования своей деятельности. При этом различные заинтересованные пользователи (собственники, инвесторы, банки, поставщики, покупатели и др.) нуждаются в достоверной информации о финансовом состоянии и результатах деятельности хозяйствующих субъектов, с которыми они строят деловые отношения. Основным и наиболее доступным источником такой информации выступает бухгалтерская отчётность.


Бухгалтерская отчётность - единая система данных об активах, капитале, обязательствах и финансовых результатах хозяйственной деятельности организации, формируемых на основе данных бухгалтерского учёта по утвержденным формам.

В бухгалтерскую отчётность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменениях в её финансовом положении. Организация может вводить в рекомендуемые Минфином России образцы форм бухгалтерской отчётности дополнительные показатели и, наоборот, не приводить те или иные статьи ввиду отсутствия соответствующих активов, обязательств, доходов и расходов. При этом должны быть соблюдены общие принципы построения форм отчётности.

Бухгалтерская отчётность служит инструментом планирования и контроля достижения экономических целей хозяйствующего субъекта, главными среди которых являются получение прибыли, а также сохранение и наращивание капитала.

Оба контроля (прибыль и капитал), их величина и изменение находят отражение в бухгалтерской отчётности. На основе её данных заинтересованные пользователи получают возможность:

- оценить финансовое положение потенциальных партнёров;

- принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с тем или иным партнёром;

- избежать выдачи кредита ненадёжным клиентам;

- оценить целесообразность приобретения активов (например, ценных бумаг) той или иной организации;

- диагностировать банкротство и т.п.

По данным бухгалтерского баланса можно осуществить следующие аналитические процедуры:

- проанализировать состав, структуру и динамику активов (имущества) и источников их формирования (собственных и заёмных);

- путём сопоставления отдельных статей актива и пассива баланса оценить платёжеспособность организации;

- на основе изучения соотношения величины собственного и заёмного капитала оценить финансовую устойчивость предприятия;

- по данным отчёта о прибылях и убытках можно оценить рентабельность капитала, эффективность использования собственных и заёмных средств, оборачиваемость активов и изменение этих показателей.

Отчёт о прибылях и убытках позволяет проанализировать состав, структуру и динамику доходов и расходов, выявить факторы изменения показателей прибыли (от продаж до налогообложения, чистой), оценить рентабельность обычных видов деятельности.

По данным отчёта об изменениях капитала проводится анализ динамики всех основных составляющих собственного капитала (уставного, добавочного, резервного капитала, нераспределённой прибыли), оценка изменения резервов, создаваемых организацией, чистых активов и средств, полученных из бюджета и внебюджетных фондов на финансирование расходов по обычным видам деятельности и вложений во внеоборотные активы.