Файл: Налоговый учет индивидуальных предпринимателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Определить объекты учёта, по которым правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, и объекты учёта, по которым правила учёта различны, выделив объекты налогового учёта.

2. Разработать порядок использования данных бухгалтерского учёта для целей налогообложения.

3. Разработать формы аналитических регистров налогового учёта для выделенных объектов налогового учёта.

4) Определить объекты раздельно налогового учёта (для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы).

Кроме этого, необходимо создать формы регистров для выделения объектов, учитываемых для целей обложения.

1.2. Особенности налогового учета, отличие его от бухгалтерского

В научной литературе с той или иной степенью аргументации утверждается, что налоговый учет имеет бухгалтерские основы.

Подтверждением данного суждения являются общие принципы, лежащие в основе изучаемых учетных систем: имущественной обособленности, документирования, последовательности применения учетной политики (непрерывности ведения учета), своевременности и рациональности, на что в своем диссертационном исследовании указала Е. В. Оломская[4].

Указывая на тесную связь бухгалтерского и налогового учета, Л. В. Попова выделила их общие характеристики: они базируются на первичных документах; сформированная в них итоговая информация предназначена, прежде всего, для внешних пользователей; данные бухгалтерского учета всегда являются информационной базой для налогового учета; бухгалтерский и налоговый учет на предприятии являются предметом деятельности одних и тех же специалистов. Сходных черт больше чем различий.

Главной причиной разделения налогового и бухгалтерского учетов стало принципиальное различие между их целями. Так, Н. Б. Корепанова отмечает: «Перед налоговым учетом стоит одна задача - исчисление налога на прибыль. Поэтому здесь нет, и не надо искать прибыль в привычном значении, как часть дохода, отражающего финансовый результат деятельности организации, которым могут распорядиться собственники... Прибыль в целях налогообложения - это величина, не имеющая какого-либо экономического смысла, кроме одного - служить базой для расчета налога на прибыль»[5].


Из нормативно-правовых актов следует, что правила ведения налогового учета значительно отличаются от принципов бухгалтерского учета. В налоговом учете не предусматривается система двойной записи; могут учитывать не все операции, а только приводящие к изменению доходов и расходов организации; отсутствует кодировка счетов, облегчающая ведение учета; нет системы взаимоувязки показателей и системного контроля за правильностью формирования показателей. Это наиболее существенное принципиальное отличие изучаемых информационных систем является отказ от обязательного использования системы счетов и двойной записи в налоговом учете. Как справедливо замечает О. М. Островский, при разработке налогового учета не были учтены положения теории и методологии бухгалтерского учета, которым имманентно присущи контрольные функции (метод двойная запись, балансового обобщения) и не позволяют делать грубых ошибок. Поэтому проблемы локализации ошибок и доказательная база в системе налогового учета - неразрешимая задача.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что разделение двух учетных систем является очевидным процессом. Принятие 25 главы НК РФ, свидетельствует о стремлении отечественного законодателя обособить нормативно-правовую базу налогового учета от бухгалтерского учета. В одном из интервью руководителем Департамента Минфина России Л. Шнейдманом[6] было высказано мнение по поводу разделения двух информационных систем: «Для меня очевидно, что нужна отдельная система налоговой отчетности, бухгалтерская и налоговая отчетность - это разные вещи. Точно так же очевидно, что нужна система, дающая возможность правильно и эффективно исчислять налоговую базу и величину налога»[7].

Тем не менее, на сегодняшний день в практике хозяйственной деятельности большинства российских организаций задачи налогообложения остаются преобладающими по сравнению с задачами финансовой отчетности, на что в своих работах указывают ряд авторов. В угоду рационализации учетного процесса налогоплательщик при ведении бухгалтерского учета все более ориентируется на установленные главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации правила, пренебрегая принципами достоверности данных финансовой отчетности. Составленная в таких условиях финансовая отчетность не обеспечивает качественных характеристик отчетной информации.

Анализ мнений ученых-экономистов по рассматриваемому вопросу позволил условно обозначить два направления развития российской концепции взаимосвязи систем бухгалтерского и налогового учета. Приверженцы первого считают, что налоговый учет должен основываться на правилах бухгалтерского учета. В подтверждение этой позиции выступают предложенные ими принципы системы налогового учета, на основании которых должна строиться национальная концепция налогового учета:


  • принцип единства систем бухгалтерского учета и налогообложения, при этом государство должно исходить из приоритета бухгалтерских правил, поступаясь в разумных пределах интересами налогообложения;
  • принцип правового взаимодействия системы бухгалтерского учета и налогообложения. Предусматривает, что нормы налогового законодательства должны находить отражение в правилах бухгалтерского учета и наоборот;
  • построение модели взаимоотношений бухгалтерского учета и налогообложения требует, чтобы в ее основе была заложена схема отражения данных на счетах бухгалтерского учета;
  • методика расчета налоговых сумм и документальное оформление налоговых отношений в целом должны исходить из основ классического бухгалтерского учета, а не наоборот;
  • принцип гармонизации системы бухгалтерского учета и налогообложения предполагает, что оптимизация функционирования и дальнейшего развития бухгалтерского учета и налогообложения, совершенствование их взаимоотношений во многом определяется сопоставимостью и однородностью понятийного аппарата вышеуказанных систем.

Таким образом, такая концепция предполагает создание при помощи переноса, с возможной модификацией, элементов системы бухгалтерского учета в систему налогового учета, который, в свою очередь, становится одним из видов бухгалтерского учета.

В противовес представленным мнениям о методологическом единстве двух информационных систем выступают другие ученые, которые, напротив, полагают, что системы бухгалтерского и налогового учета следует окончательно разделить.

В аналитическом докладе[8], посвященном возможности сближения налогового и бухгалтерского учета, специалисты Фонда «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» указывают на ряд несовместимых принципов и требований к информации в сферах налогообложения и формирования финансовой отчетности, дающие основание считать, что налоговый учет должен выступать в качестве самостоятельного вида учета.

Так, если бы налоговому учету был присущ принцип осмотрительности, то буквально это означало, что налогоплательщик должен стремиться к занижению налоговых баз.

В налоговом учете вопросы о приоритете содержания над формой пока не поднимаются. Основанием данного взгляда слал то факт, что порядок расчета налогов определяет размер безвозмездно отчуждаемого имущества. Достаточно формализованная нормативная база налогового учета с конкретными требованиями к определению сумм налогов способна обеспечить нормальную работу механизмов налогообложения.


В практической плоскости, очевидно, что в налоговом учете не может быть реализован принцип нейтральности информации, поскольку любая представленная налогоплательщик информация априори предвзята, ведь его стремление к сокращению величины налогов естественно. Собственно, как и естественно противоположное стремление налоговых органов.

Сближение налогового и бухгалтерского учета возможно в случае сближения моментов признания доходов и расходов посредством применения в налоговом учете тех же правил, которые используются при составлении финансовой отчетности без ущерба для целей налогообложения.

Интеграция налогового и бухгалтерского учета основывается на следующих методологических принципах: объекты и задачи налогового учета являются частью объектов и задач бухгалтерского учета; единый сбор и обработка данных (первичный учет) и единый временной отчетный интервал; единство требований к формированию учетных регистров; единство экономического содержания объектов учета.

Интегрированная система налогового учета предполагает рациональную организацию учетного процесса на основе сближения налогового и бухгалтерского учета.

Интеграция систем учета дает следующие преимущества[9]:

  • исключение двойного ввода данных по хозяйственным операциям для нужд различных систем учета;
  • высокий уровень достоверности управленческой информации, достигаемый благодаря однократному вводу данных и за счет минимизации вероятности ошибки при многократной обработке одной и той же информации в различных системах учета;
  • сопоставимость и соответствие данных различных систем учета, базирующихся на использовании единого информационного пространства;
  • отсутствие необходимости в содержании дополнительных служб для параллельного ведения различных видов учета;
  • оптимизация документооборота в организации.

Интегрированная система налогового учета предполагает рациональную организацию учетного процесса на основе сближения налогового и бухгалтерского учета.

Как итог из вышесказанного можно определить, что бухгалтерский учет, в свою очередь, ведется с целью составить бухгалтерскую отчетность, на основании которой можно судить о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации. А налоговый учет позволяет государственным органам контролировать полноту и своевременность уплаты налогов. На основании данных налогового учета составляется налоговая отчетность, основными пользователями которой являются налоговые органы, через них государство осуществляет контроль над полнотой и своевременностью уплаты налогов.


Таким образом, если конечная цель бухучета — представление информации об экономическом состоянии субъекта заинтересованным лицам, то для налогового учета этой целью будет фискальная, надзорная функция государства, заинтересованного в максимальном пополнении бюджета.

II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

2.1. Характеристика исследуемого предприятия

Индивидуальный предприниматель Подкин Сергей Николаевич (сокращенное наименование: ИП Подкин С.Н.).

Организационно-правовая форма: Индивидуальный предприниматель. Регион: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Юридический адрес: 628301, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нефтеюганск, улица Набережная, строение 16/2[10].

Основной вид деятельности по ОКВЭД:
95.22.1 – Ремонт бытовой техники.

Дополнительный вид деятельности по ОКВЭД:
29.23.9 - Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию промышленного холодильного и вентиляционного оборудования; 31.62.9 - Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего электрооборудования, не включенного в другие группировки; 32.30.9 - Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию профессиональной радио-, телевизионной, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры и видеоаппаратуры; 33.10.9 - Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию медицинского оборудования и аппаратуры; 40.10.5 - Деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей; 45.31 - Производство электромонтажных работ; 52.72.1 - Ремонт радио- и телеаппаратуры и прочей аудио- и видеоаппаратуры.

Работников индивидуальный предприниматель не имеет. Деятельность по ремонту и обслуживанию им осуществляется путем заключения договоров оказания услуг и организациями и физическими лицами. Расчет за оказанные услуги осуществляется только по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет.