Файл: Роль комплексного анализа в управлении производством.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Характеристика анализа в хозяйственной деятельности предприятия и управлении производством

1.1. Предмет экономического анализа и его научный аппарат

1.2. Элементы и виды экономического анализа

1.3. Основные этапы комплексного экономического анализа

2. Методология проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия

2.1. Фундаментальная база проведения анализа хозяйственной деятельности

2.2. Система показателей комплексного анализа хозяйственной деятельности

3. Определение оптимальной системы показателей и методологии проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия

3.1. Разработка системы показателей для повышения эффективности хозяйственной деятельности

Содержание

3.2. Методика выявления хозяйственных резервов с целью повышения эффективности производства

3.3. Методика проведения CVP-анализа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложение 1

Приложение 2

ВВЕДЕНИЕ

Осуществление коммерческой деятельности любым предприятием, происходит только с целью извлечения прибыли. Поиск возможностей увеличения прибыли является важным моментом, так как это способствует установлению имеющихся резервов ее роста и способов реализации имеющихся возможностей.

Как правило, для стабильной и налаженной работы предприятию требуется постоянное повышение эффективности производства, увеличение конкурентоспособности продукции, работ, услуг, путем внедрения в деятельность предприятия достижений научно-технического прогресса, эффективных формы хозяйствования и управления производством и т.п. Важнейшая роль в реализации данной задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. При помощи анализа разрабатываются тактика и стратегия развития предприятия, обосновываются управленческие решения и планы, реализовывается контроль за их выполнением, раскрываются резервы роста эффективности производства, проводится оценка результатов деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Важная роль в этом принадлежит анализу хозяйственной деятельности, так как использование разных методов и методик способствует качественному выявлению нереализованных резервов оптимизации бизнес – процессов, что в свою очередь способствует грамотном ведению коммерческой деятельности в настоящей ситуации и в перспективе.

Комплексный экономический анализ помогает разобраться в причинах проблем организации и рекомендовать пути их решения. Методики анализа важнейших показателей деятельности организации представлены с учётом новых достижений науки, практики и мировых стандартов.

В связи с чем, можно сказать, что анализ хозяйственной деятельности является важнейшим элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Недооценка роли анализа хозяйственной деятельности, ошибки в управленческих действиях и планах в современных условиях может принести значительные потери, и наоборот, те предприятия, которые серьезно относятся к анализу хозяйственной деятельности, имеют высокие результаты, рациональную экономическую эффективность.

Основной целью данной работы является изучение роли комплексного анализа в управлении производством и повышении эффективности хозяйственной деятельности.


Для достижения поставленной цели, следует решить ряд задач:

- рассмотреть характеристику анализа в хозяйственной деятельности предприятия и управления производством;

- выявить методологию проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия;

- определить оптимальную систему показателей и методологию проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Предмет исследования курсовой работы – финансово-хозяйственная деятельность предприятий.

Объект исследования курсовой работы – комплексный экономический анализ.

Основными информационными источниками работы являются труды Баканова М.И., Балабанова И.Т., Мельника М.В., Поздняковой В.Я., Савицкой Г.В., Шеремета А.Д., Шевчука Д.А. и пр. Данные авторы являются ведущими учеными в области экономики, менеджмента, по исследованию финансового состояния предприятий, что, несомненно, обеспечивает надежность и достоверность информационных источников, используемых в данной курсовой работе.

1. Характеристика анализа в хозяйственной деятельности предприятия и управлении производством

1.1. Предмет экономического анализа и его научный аппарат

Предметом экономического анализа является хозяйственная деятельность предприятия. Она рассматривается не как совокупность технологии и производственных процессов, а как некая система результатов, выраженных в экономических показателях: абсолютных или относительных. Эти показатели планируются и прогнозируются, достигаются на практике, а затем подвергаются тщательному изучению [11, с. 36].

Если выразиться точнее, то предметом анализа являются причины возникновения тех или иных явлений и результатов. Проводя оценку всего происходящего, финансист должен определить, насколько высоки достигнутые показатели, построить планы на будущее, выявить резервы роста эффективности и принять обоснованные управленческие решения.

Метод – это некая совокупность шагов, которые нужно предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь поставленной целей [12, с. 153]. Каждая наука имеет свою совокупность методик, которые признаны ее последователями наиболее эффективными. Экономический анализ не является в этом смысле исключением, однако существуют некоторые особенности его подхода к явлениям и процессам [5, с. 102]:


- все показатели собираются в единую систему. как правило, это происходит в процессе экономического планирования, что не исключает возможность расчета в дальнейшем новых коэффициентов;

- основная задача аналитика – выявить причины изменения тех или иных финансовых показателей. Практика показывает, что изучить абсолютно все факторы, влияющие на них, невозможно, поэтому специалист должен уметь выделять наиболее значимые из них.

Все методы экономического анализа можно разделить на две категории: общенаучные, т.е. используемые в рамках различных научных дисциплин (анализ, синтез, эксперимент и многие другие), и конкретные, т.е. характерные для одной определенной отрасли знаний [20, с. 258].

К числу вторых можно отнести [10, с. 52]:

  1. Сравнение – этот метод является самым ранним в финансовой аналитике. Он базируется на том, что два явления сопоставляются, и между ними отыскивается общее и отличия. Предметом для сравнения может быть все что угодно: плановые значения, коэффициенты прошлого периода, средние показатели по отрасли, цифры конкурента и т.д. Самое главное – сопоставимость разных значений. Так, если мы анализируем результаты разных лет в денежном выражении, то мы должны скорректировать их на уровень инфляции;
  2. Средние величины – позволяют двигаться в ходе аналитики от частного к общему, отбросить роль случайных факторов и колебаний. С их помощью можно определить общие закономерности в развитии предприятия;
  3. Группировки – позволяют собрать материал в систему, а также исключить случайные отклонения. В рамках одной группы объединяются качественно однородные явления и процессы;
  4. Балансовый метод – позволяет определить степень влияния на аддитивный показатель связанных с ним величин;
  5. Способ линейного программирования – позволяет выбрать лучшую из существующих альтернатив экономического развития;
  6. Корреляционный анализ – дает возможность определить тесноту связи между варьирующимися показателями.

Предметом финансовой аналитики является исследование отдельных процессов в разных областях деятельности организации, необходимое для понимания их сущности, тенденций и закономерностей [6, с. 98].

Такая информация нужна в первую очередь руководству компании, ведь именно данные о финансовой устойчивости, платежеспособности и рентабельности позволяют оценивать эффективность проводимой политики, строть планы на будущее и принимать грамотные управленческие решения [7, с. 252].


Для разных менеджеров аналитика может проводиться под разным углом [8, с. 169]:

  1. В разрезе себестоимости и механизмов ее снижения;
  2. В разрезе эффективности использования основного и оборотного капитала;
  3. С позиций оценки эффективности труда наемных рабочих и возможных путей ее повышения и т.д.

Несмотря на то, что руководство компании активно применяет данные экономического анализа, оно не является единственным пользователем его результата. Оценочная деятельность выполняет и другие важные задачи [3, с. 74]:

- позволяет разработать план финансового оздоровления – первым этапом оздоровления юридических лиц в случае их банкротства является изучение текущего положения дел в компании;

- дает возможность оценить эффективность финансового проекта, а также понять, какое влияние та или иная бизнес-инициатива оказала на развитие предприятия;

- позволяет контролирующим органам оценить финансовое состояние кредитной организации для выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций.

1.2. Элементы и виды экономического анализа

Существует ряд элементов аналитики, которые утверждает приказ Минэкономики России № 118 [1]:

  1. Оценка бухгалтерской отчетности – позволяет сделать выводы о структуре собственного капитала, отношениях с поставщиками и покупателями, величине заемных средств, финансовых вложениях и многом другом. Также определяется, в какой мере фактические показатели отклоняются от плановых;
  2. Горизонтальный анализ – оценка изменений статей бухгалтерской отчетности по сравнению с другими периодами;
  3. Вертикальный анализ – определение удельного веса каждой статьи баланса в валюте баланса, сравнение полученных данных со значениями прошлых периодов;
  4. Трендовая аналитика – расчет относительных изменений значений экономических величин за несколько лет по отношению к базисному году;
  5. Расчет коэффициентов – уровень рентабельности, коэффициенты финансовой устойчивости, платежеспособности и т.д. позволяют сделать вывод о том, насколько хороши дела на предприятии, и принять правильные управленческие решения.

Это основная методология проведения экономического анализа, которая закреплена на нормативно-правовом уровне. Существуют и иные, авторские подходы, описание которых находятся в учебниках и экономических изданиях.


Грамотно построенная аналитика является основой основ оптимального управления предприятием. Навыки истолковывать финансовые показатели и раскрывать причины отклонений открывает возможности выявлять значительные проблемы, находить пути их разрешения и источники увеличения результатов работы компании[12, с. 106].

На практике исследования хозяйственной деятельности предприятия различают следующие виды анализа, представленные на рисунке 1. [14, с. 85]

Рисунок 1. Виды анализа хозяйственной деятельности предприятия

Предварительный экономический анализ проводится с целью объективной оценки ожидаемого выполнения плана за текущий период, в том случае, когда не имеются данных по отчетности, на основании отчетных данных о работе предприятия за прошедшие месяцы и планируемых данных до конца года [17, с. 368].

Текущий (оперативный) анализ хозяйственной деятельности предприятия основывается на систематическом наблюдении и исследовании хода выполнения плановых показателей за определенный период (день, неделю, квартал, год и т.д), с целью оперативного управления хозяйственной деятельности. Он осуществляется ежедневно и достаточно оперативно выявляет недочеты в работе, что помогает быстро принимать меры по их устранению. Для наиболее действенного анализа, он должен проводиться постоянно по всем основным показателям деятельности предприятия, а в первую очередь по наиболее главным, которые наиболее подвержены изменениям. К таким показателям относят объем продаж продукции в целом и по отдельным категориям, товарные запасы и пр [17, 340].

Последующий или ретроспективный анализ осуществляется после анализа всех данных за определенный отчетный период (квартал, год) с целью получения объективной экономической оценки хозяйственной деятельности за отчетный период по всем основным показателям. Данный вид анализа является наиболее сложным, его можно осуществить только при наличии всей отчетности [17, с. 343].

Комплексный (полный) анализ захватывает всю деятельность предприятий и проводится после окончания отчетного периода. При его проведении оценивают итоги хозяйственной деятельности, включая выполнение плановых показателей, исследуются экономические условия, в которых протекает хозяйственная деятельность, измеряется влияние отдельных факторов на оптимальные показатели, намечаются конкретные меры, подразумевающие повышение данных показателей [17, с. 346].

Тематический анализ предполагает под собой детальное исследование одной или нескольких сторон хозяйственной деятельности, которые отображают наиболее актуальные ее проблемы, к примеру, эффективность использования основных или оборотных средств либо и тех, и других, уровня обслуживания населения и пр [17, с. 346].