Файл: Курсовая ИС бронирование номеров в гостинице.docx

Добавлен: 15.11.2018

Просмотров: 6532

Скачиваний: 170

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





    1. Права (привилегии) пользователей на доступ к данным и функциям системы

Пользователь АИС «Гостиница» имеет возможность создавать записи о новых клиентах, просматривать информацию по клиентам, номерному фонду, формировать документы на проживание.

У администратора к возможностям пользователя добавляется возможность добавления, редактирования, удаления данных о гостиничных номерах, и удаления записей о клиентах, отказавшихся от услуг гостиницы.

    1. Рекомендации по распространению разрабатываемого продукта

АИС «Гостиница» разрабатывается для конкретной гостиницы и какое-либо её распространение не предполагается.

    1. Порядок контроля и приемки

Контроль и приемка разработки осуществляются на основе испытаний контрольно-отладочных примеров. При этом проверяется выполнение всех функций программы.

Срок сдачи: "05"июня 2017 г.





















  1. Системный проект

    1. Функциональная модель системы



    1. Схема функциональной декомпозиции системы

    1. Описание (основного) меню

После запуска приложения появляется «Главное меню» – указаны текущие дата и время, есть возможность выбора сотрудника, от имени которого будут осуществляться дальнейшие действия: бронирование номера, оформление вселения, просмотр состояния номеров.

Пользователь также может получить список всех номеров гостиницы с указанием порядкового номера и подробной информации о категории («Список номеров» – «Список категорий»).

В окне «Бронирование» содержится информация о фамилии клиента, категории бронируемого номера, дате заезда, дате выезда, а также представлен список свободных номеров с указанием их стоимости, сформированный на основе заданных критериев.

При нажатии кнопки «Забронировать» выбранный номер и сопутствующая информация переносится в список забронированных номеров.

Для удаления номера из списка забронированных необходимо выделить его и нажать кнопку «Удалить бронь».

В окне «Вселение: выбор номера» в верхней части расположен фильтр номеров по категории и периоду пребывания.

Существует возможность выбора номера как из списка забронированных номеров, так и из списка свободных, для этого необходимо переключаться между вкладками «Свободные номера» и «Забронированные номера». Для оформления вселения необходимо выбрать нужный номер и нажать кнопку «Оформить».

После этого появится окно «Форма Вселение: форма», где отображаются сведения о номере, дате заезда, дате выезда и сумме к оплате за проживание. В форму заносятся паспортные данные клиента и сведения о детях.

Просмотр текущего состояния номров осуществляется в окне «Состояние номеров», в котором содержится фильтр по дате и все необходимые сведения.

    1. ЭФ по каждой автоматизируемой функции

Главное меню

Список номеров

Категории номеров







Бронирование номера

Вселение


Форма для вселения

Состояние номеров

    1. Модель данных

      1. Диаграмма отношений (ER-диаграмма)

      1. Структуры записей файлов (таблиц)

Таблица Резервирование:

Тип

Имя

Счетчик

Код резерва

Счетчик

Код постояльца

Счетчик

Код номера

Текстовый

Фамилия

Текстовый

Имя

Текстовый

Отчество

Числовой

Гостиничный номер

Числовой

Количество мест

Текстовый

Состояние



Таблица Гостиничный номер:

Тип

Имя

Счетчик

Код номера

Числовой

Номер

Текстовый

Категория номера

Числовой

Количество мест

Числовой

Стоимость за сутки

Счетчик

Код постояльца



Таблица Постоялец:

Тип

Имя

Счетчик

Код постояльца

Текстовый

Фамилия

Текстовый

Имя

Текстовый

Отчество

Числовой

Гостиничный номер

Текстовый

Вид документа

Числовой

Номер документа

Текстовый

Адрес

Дата

Дата заселения

Дата

Дата выезда

Числовой

Плата за проживание



Таблица Оказанные услуги:

Тип

Имя

Счетчик

Код услуги

Счетчик

Код оказанной услуги

Текстовый

Название услуги

Числовой

Стоимость услуги

Счетчик

Код услуги

Счетчик

Код постояльца



Таблица Тариф услуг:

Тип

Имя

Счетчик

Код услуги

Текстовый

Название услуги

Числовой

Стоимость услуги











      1. Словарь данных

    1. Архитектура системы /программной системы/ (логический

уровень)

В основе разрабатываемой АС лежит клиент-серверная
архитектура. Клиент-сервер представляет собой вычислительную или сетевую архитектуру, в которой задания или сетевая нагрузка распределены между поставщиками услуг, называемых серверами, и заказчиками услуг, называемых клиентами. Нередко клиенты и серверы взаимодействуют через компьютерную сеть и могут быть как различными физическими устройствами,
так и программным обеспечением.
Данная архитектура обладает рядом достоинств:

  • Делает возможным, в большинстве случаев, распределить функции вычислительной системы между несколькими независимыми компьютерами в сети. Это позволяет упростить обслуживание вычислительной системы. В частности, замена, ремонт, модернизация или перемещение сервера, не затрагивают клиентов.

  • Все данные хранятся на сервере, который, как правило, защищён гораздо лучше большинства клиентов. На сервере проще обеспечить контроль полномочий, чтобы разрешать доступ к данным только клиентам с соответствующими правами доступа.

  • Позволяет объединить различные клиенты. Использовать ресурсы одного сервера часто могут клиенты с разными аппаратными платформами, операционными системами и т.п.



Наряду с достоинствами, существуют и недостатки архитектуры:

  • Неработоспособность сервера может сделать неработоспособной всю вычислительную сеть.

  • Поддержка работы данной системы требует отдельного специалиста – системного администратора.

  • Высокая стоимость оборудования.





ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Стадии и этапы разработки

1. Эскизный проект

На этой стадии осуществляется выбор СУБД и другого программного обеспечения, определяется конфигурация технических средств.

Проводится анализ предметной области, по результатам которого детально разрабатываются структура АИС и базы данных с указанием круга решаемых задач, ограничений целостности и групп пользователей АИС. Разрабатывается общее описание алгоритма, сам алгоритм.

Определяются мероприятия по охране труда, план мероприятий по созданию АИС и базы данных. Разрабатывается пояснительная записка.

Срок окончания: "15" апреля 2017 г.

2. Технический проект

Создается база данных под управлением выбранной СУБД.

Разрабатываются методы контроля исходной информации, средства обработки ошибок и выдачи диагностических сообщений, запросы к базе данных. Разрабатывается программное обеспечение, определяются методика и порядок его испытаний.

Вносятся дополнения в пояснительную записку.

Срок окончания: "05" мая 2017 г.

3.Рабочий проект

На этой стадии осуществляется отладка программного обеспечения. База данных заполняется тестовыми (или реальными) данными, подготавливаются контрольно-отладочные примеры, проводится тестирование АИС. Оцениваются временные характеристики работы системы, проводятся мероприятия, направленные на повышение эффективности выполнения критических операций (запросов).

Разрабатываются программные документы. Окончательно оформляются пояснительная записка и графический материал.

Срок окончания: "31" мая 2017 г.

  1. Требования к документации

Состав программной документации должен включать в себя:

  • техническое задание;

  • программу и методики испытаний;

  • руководство пользователя.

  1. Технико-экономическое обоснование

Расчет экономической эффективности проекта необходим для определения результатов, которые могут быть получены при внедрении проекта.

Результаты могут быть двух видов:

1) поддающиеся стоимостному измерению;

2) неподдающиеся стоимостному измерению.

В основе расчета экономической эффективности лежит сравнение существующего процесса оформления документов по проживанию с разработанным процессом.

В таблице приведены временные показатели существующего и разработанного процессов.

Таблица. Временные показатели существующего и разработанного процессов

Процесс

Существующий процесс (мин)

Разработанный процесс (мин)

Отклонение

Забронировать номер для гостя

0,5

0,5

0

Заселить:

2,1

2,1

0

- занести данные о госте

2

2

0

- выдать ключи и зафиксировать заезд

0,1

0,1

0

Оформить документы при проживании

2

0,3

-1,7

Оформить документы при выезде:

10

3

-7

- рассчитать стоимость проживания

1

0

-1

- рассчитать стоимость дополнительных услуг

1

0

-1

- принять оплату

1

1

0

- выдать отчетные документы

7

2

-5

Итого:

14,6

5,9

-8,7



На рисунке представлена диаграмма, отображающая временные показатели существующего и разработанного процессов оформления документов по проживанию в минутах.

Рисунок. Временные показатели существующего и разработанного процессов


Прямой экономический эффект характеризуется:

  1. снижением трудовых показателей;

  2. снижением стоимостных показателей.

К трудовым показателям относятся следующие:

  1. абсолютное снижение трудовых затрат (Т) в часах за год:


Т = Т0 - Т1 (1)


где Т0 - трудовые затраты за год на обработку информации по базовому варианту, час;

Т1 - трудовые затраты за год на обработку информации по предлагаемому варианту, час.

14,6 минуты / 60 минут = 0,24 часа

0,24 часа * 24 часа = 5,76 часа в день

Т0 = 5,76 * 365 = 2102,4 часа в год

5,9 минуты / 60 минут = 0,098 часа

0,098 часа * 24 час = 2,352 часа в день

Т1 = 2,352 * 365 = 858,48 часа в год

Т = 2102,4 - 858,48 = 1243,92 часов

  1. индекс снижения трудовых затрат или повышение производительности труда (YT):


YT = T0 / T1 (2)


YT = 2102,4 / 858,48 = 2,45

К стоимостным показателям относятся:

  1. абсолютное снижение стоимостных эксплуатационных затрат (Cэ) в рублях за год:


Сэ =Сэ0 -Сэ1, (3)


где Сэ0 - стоимостные эксплуатационные затраты за год на обработку информации по базовому варианту, руб.

Сэ1 - стоимостные эксплуатационные затраты за год на обработку информации по предлагаемому варианту, руб.

50 рублей * 0,24 часа = 12 рублей

12 рублей * 24 час = 288 рублей в день

Сэ0 = 288 рублей *365 дней = 105120 рублей в год

50 рублей * 0,098 часа = 4,9 рублей

4,9 рублей * 24 = 117,6 рублей в день

Сэ1 = 17,6 рублей * 365 дней = 42924 рублей в год

Сэ = 105120 - 42924 = 62196 рублей

  1. индекс снижения стоимостных затрат (YC).


YС = Сэ0 / Сэ1. (4)


YС = 105120 / 42924 = 2,45

Помимо рассмотренных показателей целесообразно также рассчитать срок окупаемости затрат на внедрение проекта машинной обработки информации (Ток), рассчитываемые в годах, долях года или в месяцах года:


Ток = К /Cэ (5)


Затраты на создание проекта К включают:

1) затраты на проектирование ИС (Кп)

2) затраты на внедрение проекта (Кв)


К=КП+КВ (6)


К = 15000 рублей (зарплата разработчику) + 3300 рублей (стоимость программного продукта) = 18300 рублей

Ток = 18300 / 62196 = 0,29

Годовой экономический эффект от внедрения проекта может быть рассчитан по формуле:


Э =Cэ - Ен * К, (7)


Ен=0,33.

Э = 62196 - 0,33* 18300 = 56157 рублей

Срок окупаемости проекта составит 4 месяца.



























Список литературы

Маклаков Ю.В. BPWin, ERWin. CASE-инструментарий разработчика ПО. - М.: Диалог-Мифи, 1999. - 256 с.

Маклаков С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. - М.: ДИАЛОГ - МИФИ, 2002. - 224 с.

Гагарина Л.Г., Киселев Д.В., Федотова Е.Л. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем.-М.: ИД ФОРУМ ИНФРА-М, 2007 - 341 с.