Файл: Курсовая ИС бронирование номеров в гостинице.docx

Добавлен: 15.11.2018

Просмотров: 6500

Скачиваний: 169

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Государственный университет управления

Институт информационных систем

Кафедра программной инженерии

Курсовой проект

по дисциплине

«Проектирование информационных систем»

на тему

РАЗРАБОТКА СИСТЕМНОГО ПРОЕКТА

ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

«Система бронирования мест в гостиницах города»



Направление подготовки Прикладная информатика

Профиль подготовки Не предусмотрено

Основная образовательная программа Бакалавриат

Курс 3

Группа 1

Студент Шамина А.С.

Руководитель проекта доцент, к.э.н. М.О. Шевченко

Оценка

Дата

Подпись



Москва 2016

Оглавление

1. Описание предметной области (ПрО) 4

1.1 Используемая терминология 4

1.2 Функции ПрО 4

1.3 Пользователи ПрО 5

1.4 Описание бизнес процессов, подлежащих автоматизации 5

1.5 Схема документооборота 5

1.6 Описание документов, формы входных и выходных документов 6

2. Техническое задание на разработку системы 15

2.1 Наименование разработки 15

2.2 Цель разработки 15

2.3 Основание для разработки 15

2.4 Соглашения по терминологии 15

2.5 Список используемых сокращений 16

2.6 Требования пользователя 16

2.7 Описание концепции проектируемой ИС 16

2.8 Оценка альтернатив 17

Система автоматизации гостиниц Hotel-2000 17

Автоматизированная система управления гостиницей «Русский отель» 18

Автоматизированная информационная система для гостиниц «Отель - Симпл» 18

Система «Меридиан-1» 19

Система управления «Эдельвейс» 20

2.9 Требования к системе (системные требования) 21

2.9.1 Функциональные требования 21

2.9.2 Эксплуатационные требования 21

2.9.3 Требования к безопасности 22

2.9.4 Требования к надежности 23

2.9.5 Требования к информационной и программной совместимости 23

2.9.6 Требования к пользовательскому интерфейсу 24

2.9.7 Организация справочной информации 24

2.9.8 Дополнительные требования и ограничения 25

Требования к квалификации персонала 25

Требования по сохранности информации 25

2.10 Технические и программные средства 25

2.11 Состав пользователей 26

2.12 Права (привилегии) пользователей на доступ к данным и функциям системы 26

2.13 Рекомендации по распространению разрабатываемого продукта 27

2.14 Порядок контроля и приемки 27

3. Системный проект 28

3.1 Функциональная модель системы 28

3.2 Схема функциональной декомпозиции системы 29

3.3 Описание (основного) меню 31

3.4 ЭФ по каждой автоматизируемой функции 32

3.5 Модель данных 36

3.5.1 Диаграмма отношений (ER-диаграмма) 36

3.5.2 Структуры записей файлов (таблиц) 36

3.5.3 Словарь данных 39

3.6 Архитектура системы /программной системы/ (логический 39

уровень) 39

ПРИЛОЖЕНИЯ 41

1. Стадии и этапы разработки 41

2. Требования к документации 42

3. Технико-экономическое обоснование 42

Список литературы 46

1. Описание предметной области (ПрО)



    1. Используемая терминология

Прибыль - cумма всех выплат за услуги, оказанные клиентам.

Персонал - люди, работающие в гостинице, осуществляющие приём клиентов, администрирование номеров, уборку комнат и холлов, оказание услуг, связанных с телефонными переговорами из гостиницы.

Помещение - помещение гостиницы.

Плата за услуги - часть прибыли, формирующейся из оплаты оказываемых услуг, снова возвращается в систему.

Клиенты - люди, создающие спрос на услуги гостиницы.

Материальная база - в это определение включены: обстановка комнат и холлов, различные бытовые средства и приспособления для уборки помещений, а также постельное бельё и предметы гигиены, предоставляемые клиентам навсегда или на время.

Устав гостиницы - свод правил, которым должны подчиняться все служащие гостиницы.

Законы РФ - законы по защите прав потребителя, и те, которые тем или иным образом контролируют качество, оказываемых нами услуг.


    1. Функции ПрО


В качестве объекта исследования выступает гостиница «Москва». Данное предприятие занимается обслуживаем посетителей. Большое число клиентов гостиницы вызывает большую нагрузку на её работников. Для данного предприятия необходимо внедрение информационной системы резервирования номеров и регистрации новоприбывших постояльцев. Это обусловлено различными недостатками:

  • расход денежных средств на производство лишних продуктов и услуг

  • большое количество информации, хранимое в журналах, усложняет обработку и поиск информации и т. д.

  • несвоевременное обеспечение информацией о постояльцах


Можно выделить следующие функции предметной области:

  • Учет и хранение данных о номерном фонде (категория, количество мест, стоимость, порядковый номер, код постояльца и пр.)

  • Учет и хранение данных о постояльцах (ФИО, вид документа, номер документа, постоянное место жительства, дата заселения, дата выезда, плата за проживание, гостиничный номер и пр.)

  • Добавление данных о новых постояльцах, удаление и редактирование данных о текущих постояльцах

  • Учет и хранение данных о тарифах услуг (наименование услуги, стоимость услуги)

  • Учет и хранение данных об оказанных постояльцам услугах (наименование услуги, стоимость услуги, код услуги, код постояльца)

  • Учет и хранение данных о зарезервированных номерах (ФИО постояльца, гостиничный номер, количество мест, состояние, код резерва и пр.)

  • Добавление данных о новых резервах, удаление и редактирование данных о текущих резервах


    1. Пользователи ПрО


Пользователями предметной области являются работники гостиницы, которые производят необходимые операции по резервированию номеров, регистрации новоприбывших постояльцев, а также ведение учета платежей за проживание.


    1. Описание бизнес процессов, подлежащих автоматизации


В качестве объекта автоматизации рассматриваются процессы по учету различных видов информации:


  • регистрация постояльцев

  • учет занятых номеров отеля

  • учет зарезервированных номеров

  • учет освободившихся номеров

  • финансовый учет




    1. Схема документооборота


    1. Описание документов, формы входных и выходных документов

Документальное оформление реализации гостиничных услуг зависит от формы предоставления этих услуг и формы расчетов. Основными формами расчетов с постояльцами гостиницы являются: наличные, кредитные карты и безналичная форма.

При предоставлении услуг физическим лицам за наличные расчетная служба должна потребовать от них предъявления паспорта, военного билета, удостоверения лица или иного документа, оформленного в установленном порядке и который подтверждающего личность потребителя. Последний заполняет анкету проживающего, а если он является иностранным гражданином – регистрационную карту.

Представитель расчетной службы должен также выдать потребителю квитанцию или другой документ, подтверждающий заключение договора по оказанию услуг и содержит наименование гостиницы, фамилия, имя, отчество потребителя, информацию о предоставлении места в номере, другие необходимые данные.

Гость может оплатить свое пребывание в отеле полностью или частично не при выезде, а перед проживанием или в ходе его, и тогда ему выставляют предыдущий счет или счет на аванс. При выезде гостя представитель расчетной службы выписывает потребителю конечный счет, в который включают и конкретную стоимость услуг за период, который был уплачен ранее. После этого гость вносит сумму, недостает или оформляет возврат денег с получением квитанции. На основании конечных счетов кассир составляет кассовый отчет. Расчетной частью гостиницы является также Журнал учета граждан, проживающих в гостиницы, а для иностранцев – Журнал учета иностранцев, проживающих в гостинице, Ведомость учета движения номеров в гостинице.





















  1. Техническое задание на разработку системы

    1. Наименование разработки

Автоматизированная информационная система «Гостиница», в дальнейшем именуемая АИС «Гостиница».


    1. Цель разработки

  • сокращение времени на оформление постояльцев гостиницы

  • увеличение производительности труда

  • сокращение времени на поиск нужной информации

  • обеспечение достоверности информации

  • уменьшение затрат на производство продуктов и услуг

  • замена бумажных носителей данных на электронные


    1. Основание для разработки

  • автоматизация процесса оформления постояльцев гостиницы

  • автоматизация резервирования номеров

  • ведение учета платежей за проживание

  • облегчение учета занятых, зарезервированных и свободных на данный момент номеров гостиницы

  • централизованное хранение данных


    1. Соглашения по терминологии

Информация - сведения о тех или иных предметах, явлениях, процессах, событиях;


Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (их массивов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;

Информационно - измерительная система (ИИС) - совокупность измерительных, вычислительных и других технических средств для получения, обработки и конечного представления измерительной информации в форме, удобной для последовательного использования.

Автоматизированная система - система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций

Автоматизированная информационная система (АИС) - информационная система, в которой представление, хранение и обработка информации осуществляется с помощью вычислительной техники.



    1. Список используемых сокращений

ИС – информационная система

ПО – программное обеспечение

ОС – операционная система

СУБД – система управления базами данных

БД – база данных

ТЗ – техническое задание

ЭФ – экранная форма

DFD, ДПДData Flow Diagram, диаграмма потоков данных

ERD – Entity-Relationship Diagram, диаграмма сущность-связь


    1. Требования пользователя

С точки зрения пользователей система должна решать следующие задачи:

  • Ведение каталога номеров

  • Ведение каталога постояльцев

  • Обеспечение поиска свободных номеров в каталоге

  • Автоматический вывод различной информации по запросу пользователя

  • Формирование платежных документов

    1. Описание концепции проектируемой ИС

Целью данного проекта является автоматизация работы гостиницы, упрощение поиска необходимой информации для предоставления клиенту, повышение эффективности работы персонала, обеспечение взаимодействия информационной системы с персоналом гостиницы, сокращение бумажного документооборота, переход на качественно новый уровень обслуживания клиентов.

    1. Оценка альтернатив

В ходе изучения предметной области были проанализированы существующие программные продукты для автоматизации деятельности гостиничных комплексов на предмет удовлетворения поставленным требованиям. Однако при детальном обследовании была выявлена одна закономерность, а именно: ценовой диапазон данных программ рассчитан на крупные комплексы, поэтому приведем пример таких программ.

Среди зарубежных информационных гостиничных систем наиболее известной является система Fidelio, а также Lodging Touch. К настоящему времени появился и успешно функционирует ряд разработок отечественных фирм, обеспечивающих автоматизацию управления гостиничным комплексом. К ним относятся программные продукты «Эдельвейс», «Реконлайн», «Барсум» (фирма «Рек-Софт»), система Hotel-2000 (фирма «Интур-Софт»), программный комплекс «Русский отель» (Фирма «Сервис плюс» совместно с фирмой «Ист Консепт»), системы «Отель-Симпл», «Меридиан-1» (фирма Nortel), система Kei-Hotel (фирма Kei-Company).


Система автоматизации гостиниц Hotel-2000

Система предназначена для гостиниц с любым числом номеров. Система имеет модульную структуру и состоит из подсистем автоматизации гостиничных функций (Hotel-2000) и автоматизации ресторанов и баров (Restaurant-2000).

Система Hotel-2000 позволяет получить более 100 различных статистических и финансовых отчетов и проанализировать информацию о гостинице. Обеспечивает учет кассовых операций с применением зарегистрированных учетно-кассовых машин.

Эта система функционирует в гостиницах «Академическая», «Союз», «Шереметьево-2» (Москва), «Береста Палас Отель» (Нижний Новгород), бизнес-отелях «ЛУКойл-Москва» (Москва), «Яхонт» (Красноярск), «Сахалин-Саппоро» (Южно-Сахалинск), пансионате «Урал» (Анапа) и др.

Все системы обладают удобным интерфейсом; предусматривают ведение архивных копий; настройку на любое число пользователей; обеспечивают разграничение прав доступа различных пользователей, защиту от несанкционированного доступа за счет использования системы пародирования, настройку на любые типы принтеров.

Автоматизированная система управления гостиницей «Русский отель»

Система охватывает все аспекты деятельности гостиницы. Полный учет выручки производится с использованием компьютерных контрольно-кассовых машин. В системе предусмотрено ведение полного бухгалтерского учета. Система представляет собой единый комплекс взаимосвязанных бизнес-процессов, полностью охватывающих основную производственную деятельность, учет и контроль, построена по технологии автоматизированных рабочих мест, которая исключает возможность прохождения не учтенных в системе документов. Информационная модель, заложенная в систему, соответствует типовой организационной структуре гостиницы, а прикладное программное обеспечение оформлено в виде программных модулей, реализующих определенные функции. Набор модулей, покрывающих все функциональные потребности конкретного рабочего места, оформлен в виде автоматизированного рабочего места (АРМ).

Система имеет ряд преимуществ: мобильна в использовании аппаратных средств, проста в эксплуатации и легко наращивается за счет введения новых рабочих мест. В системе предусмотрена возможность защиты данных от несанкционированного внесистемного доступа. Внутри системы защита доступа к данным обеспечивается уникальной идентификацией пользователя кодом и паролем.

Автоматизированная информационная система для гостиниц «Отель - Симпл»

Система «Отель-Симпл» предназначена для автоматизации деятельности гостиниц, работает в среде локальной вычислительной сети с выделенным или невыделенным сервером. Система может работать и на одном персональном компьютере, но в этом случае возможности ограничены. В сетевом варианте система «Отель-Симпл» разделяется на несколько автоматизированных рабочих мест (АРМ), причем компьютеры на рабочих местах могут быть настроены на совмещение любого набора функций из разных АРМ.