Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика банкротства
1.1. Понятие и признаки несостоятельности физического лица
1.2. Процедура признания физического лица банкротом
Глава 2. Предупреждение и последствия банкротства физического лица
2.1. Реструктуризация долга и мировое соглашение в предупреждении банкротства физического лица
Закон о банкротстве 1992 г. использовал принцип неоплатности в качестве основного и единственного критерия банкротства, в связи, с чем под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника[11].
По мнению С. А. Карелиной, данное обстоятельство в значительной степени ущемляло интересы кредиторов, затягивало рассмотрение дел в арбитражных судах, а главное - лишало возможности и арбитражные суды, и кредиторов применять различные меры и процедуры банкротства к неплатежеспособным должникам, у которых сумма кредиторской задолженности формально не превышала стоимости принадлежащего им имущества[12].
Иной подход был закреплен в Законе о банкротстве 1998 г. Так, в соответствии с его положениями должник - юридическое лицо мог быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности; критерий неоплатности применялся лишь в отношении граждан[13].
В настоящее время в большинстве правовых систем используется в основном критерий неплатежеспособности, поскольку применение критерия неоплатности на практике приводит к тому, что кредиторам для возбуждения производства по делу о несостоятельности самим приходится заниматься предоставлением доказательств превышения обязательств должника над его активами. Получение такой информации по различным причинам может быть весьма затруднительным[14].
Однако стоит заметить, что все-таки как самостоятельный критерий несостоятельности (банкротства) принцип неоплатности применяется при банкротстве физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Следовательно, для признания физического лица- должника банкротом должна быть доказан именно критерий неоплатности, который указывает на недостаточность всего имущества должника для удовлетворения заявленных требований кредиторов.
Итак, определившись с основными понятиями и признаками банкротства, можно перейти к процедуре признания гражданина банкротом.
1.2. Процедура признания физического лица банкротом
Основания и порядок признания гражданина банкротом, а также последствия такого признания регулируются Федеральным Законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Положения указанного федерального закона, касающиеся банкротства граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступили в действие с
1 октября 2015 г. благодаря принятию Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 154-ФЗ. Более того, Постановлением пленума Верховного Суда от 13 октября 2015 года № 45 было дано разъяснение о применении данных норм на практике[15].
Целесообразно выявить основные этапы процедуры банкротства гражданина. Условно можно определить три таких этапа.
Итак, первый этап – это составление и подача заявления о банкротстве гражданина в Арбитражный Суд. Действующее законодательство прямо закрепляет список необходимых документов, которые должен предоставить уполномоченный субъект.
Наряду с документами, предусмотренными процессуальным законодательством, к заявлению о признании гражданина банкротом, которое должно быть подписано лично или представителем по доверенности, прилагаются:
1) документы, подтверждающие наличие задолженности, основание ее возникновения и неспособность гражданина удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.
2) документы, подтверждающие наличие или отсутствие у гражданина статуса индивидуального предпринимателя на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей либо иного подтверждающего указанные сведения документа.
3) Если заявитель не сам гражданин -вступившее в законную силу решение суда, устанавливающее задолженность гражданина или же первичные документы, обосновывающие бесспорные требования (только для ФНС и кредитных организаций). В противном случае без такого постановления заявление кредитора может быть оставлено без движения
4) списки кредиторов и должников гражданина с указанием их наименования или ФИО, суммы кредиторской и дебиторской задолженности, места нахождения или места жительства кредиторов и должников гражданина, а также с указанием отдельно денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности.
5) опись имущества гражданина с указанием места нахождения или хранения имущества;
6) копии документов, подтверждающих право собственности гражданина на имущество. А также документы, удостоверяющие исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности гражданина (при наличии);
7) копии документов о совершавшихся гражданином в течение трех лет до даты подачи заявления сделках с недвижимым имуществом, ценными бумагами, долями в уставном капитале, транспортными средствами и сделках на сумму свыше трехсот тысяч рублей (при наличии);
8) выписка из реестра акционеров (участников) юридического лица, акционером (участником) которого является гражданин (при наличии);
9) сведения о полученных физическим лицом доходах и об удержанных суммах налога за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом;
10) выданная банком справка о наличии счетов, вкладов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, во вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в банке за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом (при наличии);
11) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;
12) СНИЛС;
13) копия решения о признании гражданина безработным, выданная государственной службой занятости населения, в случае принятия указанного решения;
14) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (при наличии);
15) копия свидетельства о заключении брака (при наличии заключенного и не расторгнутого на дату подачи заявления брака);
16) копия свидетельства о расторжении брака, если оно выдано в течение трех лет до даты подачи заявления (при наличии);
17) копия брачного договора (при наличии);
18) копия соглашения или судебного акта о разделе общего имущества супругов, соответственно заключенного и принятого в течение трех лет до даты подачи заявления (при наличии);
19) копия свидетельства о рождении ребенка, если гражданин является его родителем, усыновителем или опекуном;
20) Копию квитанции об уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
21) Копию квитанции о внесении на депозитный счет Арбитражного суда вознаграждения Финансовому управляющему в размере 25000 рублей
22) Копии об отправке заявления кредиторам.
Более того, в заявлении так же необходимо указать наименование и адрес саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из состава участников которой должен быть назначен финансовый управляющий в соответствии с пунктом 4 статьи 213.4 и пунктом 3 статьи 213.5 ФЗ «О банкротстве»[16]. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 13 октября 2015 г. № 451 подчеркнул, что кредитор не имеет права выбрать управляющего[17]. Если все-таки финансовый управляющий выбран, но при этом нет данных о СРО, в состав которой входит финансовый управляющий, заявление останется без движения. Когда указаны и те, и другие сведения, арбитражный суд примет заявление и сам запросит у саморегулируемой организации финансовых управляющих кандидатуру финансового управляющего[18].
Так же стоит отметить, что отсутствие некоторых из вышеперечисленных документов может послужить основанием к оставлению дела без движения, например, если заявитель не внесет на депозитный счет Арбитражного суда сумму вознаграждения. Однако, если заявитель ходатайствует об отсрочке внесении суммы, суд может удовлетворить данное ходатайство и принять дело к производству, как, например, в деле А33-7769/2016 от 18 октября 2016 года.
Что касается субъектов, которые вправе подать заявление в суд о признании банкротства, то обанкротиться гражданин может лично, либо по заявлению конкурсных кредиторов или же уполномоченного органа, например ФНС. К конкурсным кредиторам также относятся кредиторы по большинству денежных обязательств, причем не только организации, но и граждане, включая индивидуальных предпринимателей[19].
Заявление о банкротстве гражданина по общему правилу подается в Арбитражный Суд по месту нахождения должника – физического лица. Место жительства гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, может удостоверяться такими документами, как паспорт или же выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Если место жительства неизвестно или известно, но находится за пределами Российской Федерации, то, по мнению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, дело о банкротстве такого должника должно рассматриваться арбитражным судом по последнему известному месту жительства гражданина в Российской Федерации согласно документам о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Еще одним немаловажным субъектом в процедуре банкротства физических лиц является – финансовый управляющий. Его участие в делах о банкротстве обязательно. Указанное утверждение подтверждает Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 457, который вводит обязательное участие такой категории арбитражных управляющих – как финансовый управляющий[20].
В связи с этим, на практике, встал серьезный вопрос о том, какое процессуальное действие надлежит совершить суду в случае, если на дату рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом СРО не представила сведения о кандидатуре финансового управляющего.
В соответствии с первым подходом, суду следует вынести определение о признании заявления о признании гражданина банкротом обоснованным, ввести соответствующую процедуру банкротства и отложить рассмотрение вопроса об утверждении финансового управляющего руководствуясь статьей 45 ФЗ «О несостоятельности ( банкротстве)», с учетом положений статей 213.4 и 213.9 вышеупомянутого Федерального Закона, однако применение такого подхода приводит к затягиванию процедуры банкротства, а так же возникают вопросы процедурного характера, например, на кого должна быть возложена ответственность на публикацию в ЕФРСБ[21].
В связи с этим, возможен другой подход, согласно которому прекращается производство по делу в связи с пунктом 9 статьи 45 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Однако стоит заметить, что данный подход нивелирует цели и задачи, указанные законодателем и принятые правоприменителем за основу. Так, в Пояснительной записке к проекту Федерального Закона № 105976-6 сказано, что на данном этапе развития рыночных отношений представляется целесообразным законодательное закрепление реструктуризации задолженности и восстановления платежеспособности должника[22].
Поэтому, возможен другой третий подход в соответствии, с которым Арбитражный суд утверждает кандидатуру финансового управляющего, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым действующим законодательством, в том числе управляющего, указанного должником или кредитором. Хочется напомнить о том, что в законопроекте Федерального закона № 10597-6 будет допущена возможность рассмотрения дел без финансового управляющего вовсе, именно поэтому третий подход на фоне грядущих изменений является одним из самых перспективных на текущий момент.