Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления финансами

1.1. Концептуальные основы финансов в современной экономике

1.2. Содержание, структура и органы управления государственными финансами в РФ

Глава 2. Исследование управления финансами в России

2.1. Финансовая политика и управление финансами в РФ

2.2. Анализ финансовой политики России

Государственные финансы являются ключевым звеном финансовой системы государства, посредством которого реализуется перераспределительная функция последней. От их финансового со- стояния напрямую зависит финансовое благополучие всей национальной финансовой системы РФ. В связи с этим насущной проблемой является укрепление финансового состояния государственных финансов.

Глава 3. Пути совершенствования управления финансами в России

Заключение

Государственные финансы являются ключевым звеном финансовой системы государства, посредством которого реализуется перераспределительная функция последней. От их финансового со- стояния напрямую зависит финансовое благополучие всей национальной финансовой системы РФ. В связи с этим насущной проблемой является укрепление финансового состояния государственных финансов.

Список литературы

Исходя из приведенных определений, внутреннее содержание термина «финансы» можно свести к следующим параметрам:

– часть экономических денежных отношений,

– связь с формированием денежных фондов,

– связь с выполнением государством своих функций.

Несомненно, метод построения терминологического определения на базе характеризующих его признаков дает исчерпывающее представление о финансах, однако проведенный фрагментарный анализ современной научной и учебной литературы России позволяет констатировать отсутствие среди теоретиков единства мнений в отношении сущности финансов[16].

Существенно отличаются трактовки термина «финансы» в работах ученых дальнего зарубежья (табл. 2). Предлагаемые ими трактовки финансов разнообразны, но в своей основе сводятся к наделению категории финансов управленческим статусом, проявляющимся в форме творческого и/или научного управления деньгами.

Поскольку основу теории финансов составляет совокупность концептуальных положений, связанных с обоснованием движения денежных средств во взаимодействии с временным фактором, нашей задачей будет создание базовой концепции сущности финансов, соответствующей современной действительности и коррелирующей с признаками экономической категории, рассмотренными выше.

Ключевым элементом концепции финансов является предмет исследования, который, как это принято, формируется в работах представителей школы экономической теории. В данной связи следует отметить различие отечественной и зарубежных школ экономической теории.

В отечественной школе экономической теории предметом является совокупность производственных отношений (в соответствии с трудовой теорией стоимости), что предусматривает использование прикладными экономическими науками инструментария определенного вида производственных отношений. Как следствие, финансы являются наукой о денежных отношениях.

В зарубежных концепциях таким предметом служит распределение ограниченных денежных средств (в соответствии с теорией предельной полезности).

Главный постулат теории предельной полезности – ограниченность ресурсов – находит адекватное отражение в определениях финансов, а решение вопроса адресного предназначения результатов развития экономики («для кого») – в элементах финансовой системы.

Современная концепция теории финансов, используя потенциал экономической теории, должна обеспечить смещение акцентов и определить новый предмет финансов. Мы считаем, что новым предметом финансов должны выступать потоки денежных средств.


В основу концепции сущности финансов нами положены следующие соображения:

– материальной основой финансов выступают деньги;

– финансы включают все формы движения стоимости;

– финансы связаны с формированием и использованием фондов денежных средств;

Таблица 2

Определение финансов в работах зарубежных ученых

Авторы

Определение

1

2

Е. Никбахт, А. Гропелли

Финансы - это применение разнообразных приемов для достижения максимального благосостояния фирмы или общей стоимости капитала, вложенного в дело

Л. Гитман

Финансы - это искусство и наука управления деньгами. Финансы охватывают процессы, институты, рынки и инструменты, имеющие отношение к циркуляции денежных средств между индивидуумами, фирмами и правительствами

3. Боден, Р. Мертон

Финансы - это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени

М. Энг, Ф. Лис, Л.Дж. Мауер

...финансы - это «клей», который соединяет много разнообразных внутренних и международных видов деятельности и процессов

М. Хан

Финансы могут быть определены как искусство... и наука управления деньгами

Дж.К. Ван Хорн

Финансы - это деятельность посредством эффективного наращивания и распределения капитала

Оксфордский бизнес-словарь

Во-первых, это управление деньгами (прежде всего публичными). Во-вторых, это капитал, привлеченный для реализации проекта (особенно для развития нового бизнеса). В-третьих, финансы - это целевой денежный заем. И финансы - это денежные ресурсы государства, компании или человека

Продолжение таблицы 2

1

2

Словарь бухгалтерского учета Паркера

Финансы - обобщенный термин, используемый для характеристики монетарных ресурсов и способов их генерирования и использования

– концепция финансов должна учитывать аспекты рыночной экономики, а также изменение стоимости во времени;

– определение понятия должно охватить все предметные отрасли финансовой науки: государственные финансы, корпоративные финансы, финансы домохозяйств (населения);


– дефиниция «финансы» должна обеспечивать обоснование концепции финансовой системы.

Исходя из вышесказанного, финансы – это потоки денежных средств в пространственно-временном континууме, направленные на формирование и использование денежных фондов. А совокупность экономических отношений, при которых формируются потоки денежных средств, образует финансовые отношения.

1.2. Содержание, структура и органы управления государственными финансами в РФ

На сегодняшний день существует множество определений термина «государственных финансов». Разные деятели в области финансовой политики имеют дифференцированные мнения в отношения определения термина финансы. Бабич А. М., например, считает, что «государственные финансы – денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВВП и НД, связанные с формированием денежных ресурсов в распоряжении государства и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению социально-культурных потребностей общества, обороне страны и управлению»[17].

Но, по мнению большинства специалистов таких как Якобсон Л. И., Поляк Г. Б., финансы представляют собой «экономический инструмент распределения и перераспределения доходов, орудием контроля за образованием и использованием фондов денежных средств»[18].

Структура и содержание государственных финансов напрямую связаны с системой устройства государства. Государственные финансы состоят из денежных фондов, которые формируются на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. При этом муниципальные финансы выделены в самостоятельный структурный уровень. Однако все три уровня государственных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему[19].

Структура государственных финансов представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура государственных финансов

В составе государственных финансов Российской Федерации выделяют государственные финансы на федеральном и региональном уровне. К государственным финансам на федеральном уровне относятся федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды и государственный кредит. К государственным финансам на региональном уровне относятся региональные бюджеты, государственные территориальные внебюджетные фонды и государственный кредит.


Начало XXI века ознаменовалось подготовкой ряда фундаментальных реформ, в центре которой - система управления общественными финансами, в том числе и на муниципальном уровне. Одним из результатов реформ является поэтапное формирование системы бюджетирования, ориентированного на результат.

Бюджетирование, ориентированное на результат – это метод планирования, исполнения и контроля за исполнением. Формирование системы бюджетирования, ориентированного на результат, означает такое управление государственными финансами, в рамках которого обеспечивается финансовая самостоятельность и самодостаточность бюджетов соответствующих уровней[20].

На общегосударственном уровне управление финансами осуществляют:

1) Президент Российской Федерации. Президент, при помощи Бюджетного Послания, сообщает текущую ситуацию о внутренней и внешней политике, формулирует основные принципы финансовой политики на определенный период. Также Президент участвует в кадровых назначениях. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства Российской Федерации, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя Центрального Банка РФ.

2) Парламент (Государственная Дума, Совет Федерации). Парламент занимается принятием федеральных законов и утверждением федерального бюджета, контроля над его исполнением. Государственная Дума и Совет Федерации осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета. В рамках этой цели создана Счетная Палата РФ.

3) Правительство РФ. Задача Правительства РФ состоит в разработке федерального бюджета, а также бюджетов государственных и внебюджетных фондов. Правительство РФ – важное звено в структуре управления государственными финансами. Правительство организует, регулирует и координирует деятельность по управлению государственными финансами совместно с Министерством финансов.

4) Министерство финансов Российской Федерации. Задача – осуществление финансовой политики, в том числе проведение тематических проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, контроль за рациональным и целевым использованием внебюджетных фондов и других средств федерального бюджета. Также органы министерства проводят документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, организуют ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.


5) Федеральная налоговая служба. Контролирует правильность исчисления и внесения в бюджет налогов. Главная задача Федеральной налоговой службы состоит в контроле за соблюдением законодательства в области налогов, а также контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов в бюджет страны.

6) Федеральная таможенная служба. Контролирует исчисление и внесение таможенных платежей.

7) Центральный Банк РФ.

8) Счетная палата РФ. Контролирует расходование федеральных средств согласно финансовому законодательству.

Под управлением государственными и муниципальными финансами понимается осознанное воздействие органов государственной власти и органов местного самоуправления на государственные и муниципальные финансовые ресурсы и на все финансовые процессы, происходящие в государстве и связанные с их получением и использованием.

Выводы

Финансы – это потоки денежных средств в пространственно-временном континууме, направленные на формирование и использование денежных фондов. А совокупность экономических отношений, при которых формируются потоки денежных средств, образует финансовые отношения.

Государственные финансы представляют собой совокупность экономических отношений, систему образования и распределения денежных фондов, которые необходимы государству для содержания органов государственной власти и выполнения присущих им функций.

Государственные финансы включают государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные кредиты, финансовые ресурсы государственных предприятий и бюджеты региональных и местных органов власти. Органы законодательной и исполнительной власти осуществляют стратегическое управление финансами.

В управлении государственными финансами принимают участие высшие органы власти страны Президент Российской Федерации, Парламент (Государственная Дума, Совет Федерации), Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Центральный Банк РФ и Счетная палата РФ.

Глава 2. Исследование управления финансами в России