Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления финансами

1.1. Концептуальные основы финансов в современной экономике

1.2. Содержание, структура и органы управления государственными финансами в РФ

Глава 2. Исследование управления финансами в России

2.1. Финансовая политика и управление финансами в РФ

2.2. Анализ финансовой политики России

Государственные финансы являются ключевым звеном финансовой системы государства, посредством которого реализуется перераспределительная функция последней. От их финансового со- стояния напрямую зависит финансовое благополучие всей национальной финансовой системы РФ. В связи с этим насущной проблемой является укрепление финансового состояния государственных финансов.

Глава 3. Пути совершенствования управления финансами в России

Заключение

Государственные финансы являются ключевым звеном финансовой системы государства, посредством которого реализуется перераспределительная функция последней. От их финансового со- стояния напрямую зависит финансовое благополучие всей национальной финансовой системы РФ. В связи с этим насущной проблемой является укрепление финансового состояния государственных финансов.

Список литературы

2.1. Финансовая политика и управление финансами в РФ

Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Финансовая политика государства базируется на следующих основных принципах:

1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов.

2. Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства.

3. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства.

4. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики.

Основу финансовой политики составляет финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, ориентирующийся на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

Одновременно с этим государство осуществляет финансовую тактику, нацеленную на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы[21].

Одним из инструментов управления финансами выступает планирование, позволяющее всесторонне оценивать состояние финансов, выявить возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их лучшего использования. Планирование – это деятельность по принятию решений, ориентированная на будущее. Финансовое планирование - обязательный элемент управления финансово- хозяйственной деятельностью каждого хозяйствующего субъекта, это процесс научного обоснования и прогнозирования движения финансовых ресурсов финансовых отношений.


С 2015 г. государственная экономическая политика (и бюджетная политика как ее неотъемлемая составляющая) ориентировалась на преодоление последствий мощнейшего за последние полвека внешнего шока. Основными ее целями в период подстройки к такому существенному структурному изменению внешних условий были обеспечение скорейшего перехода в равновесное состояние с новой структурой экономики и минимизация потерь при таком переходе[22].

В настоящее время основной проблемой формирования государственных финансовых планов (бюджетов) является их точное прогнозирование, особенно в долгосрочной перспективе как на федеральном, так и на местном уровнях. На это влияет множество факторов, главными из которых являются нестабильность глобальной экономики, мировой финансовой системы, геополитическая обстановка и международные экономические санкции.

В современных условия российский бюджет формируется в среднесрочной перспективе, основные характеристики которого представлены в таблице 3.

Таблица 3

Основные характеристики федерального бюджета в 2017-2020 гг., млрд. рублей

Показатель

2017

2018

2019

2020

доходы

14 720

15 258

15 555

16 285

% ВВП

16,0

15,7

15,1

14,8

Нефтегазовые доходы

5 795

5 480

5 248

5 440

% ВВП

6,3

5,6

5,1

4,9

в % от общего объема

39,4

35,9

33,7

33,4

в т.н. базовые нефтегазовые доходы

5 050

4 952

5 247

5 440

Ненефтегазовые доходы

8 925

9 778

10 307

10 845

% ВВП

9,7

10,0

10,0

9,8

в % от общего объема

60,6

64,1

66,3

66,6

расходы

16 728

16 529

16 374

17 155

% ВВП

18,1

17,0

15,9

15,6

БАЛАНС

-2 008

-1 271

-819

-870

% ВВП

2,2

1,3

0,8

0,8

Первичный баланс (до уплаты расходов на обслуживание гос. долга)

-1 278

-447

0

0

Ненефтегазовый дефицит в %% ВВП

8,5

6,9

5,9

5,7


Для решения этой проблемы необходимо более детально анализировать макроэкономические показатели применяемые при формировании доходов и расходов бюджета, а также минимизировать отклонения в стратегическом бюджетном планировании, используя статистические методы государственных и муниципальных финансов[23].

2.2. Анализ финансовой политики России

Основная цель денежно-кредитной политики Банка России законодательно закреплена в статье 34.1 ФЗ №86. Согласно нормативному документу: «основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста». Эта цель для Банка России является стратегической.

Достижение декларируемой Банком России в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики ценовой стабильности подразумевает устойчиво низкую инфляцию.

Из года в год эта цель фигурирует в основных направлениях денежно-кредитной политики, разрабатываемых Банком России на предстоящий и два последующих года. Согласно основным направлениям ДКП Банка России в период 2018-2020 гг., основной целью Банка России является закрепление инфляции вблизи 4% и снижение инфляционных ожиданий, в том числе отсутствие их существенных колебаний, за счет формирования доверия к проводимой денежно-кредитной политике. Эта цель для Банка России является промежуточной.

Третий уровень целей денежно-кредитной политики – операционные (тактические) цели. Операционная цель денежно-кредитной политики необходима для ежедневного управления промежуточной целью. Управление операционной целью – это первый шаг в трансмиссионной цепочке, описывающей, как Центральный банк влияет на экономику[24]. Тактическая цель представляет собой определенное значение экономической переменной, на которую в рамках реализации ДКП направлено взаимодействие субъектов денежно кредитной политики.

Операционные цели имеют две характеристики: период достижения цели (горизонт таргетирования) и количественное значение цели. В последнем случае цель может принимать три формы: диапазон, наклонный коридор и целевой уровень (таблица 4).

Таблица 4

Формы целевого ориентира по инфляции


Форма

Пример

Целевой диапазон

Инфляция в течение года будет находиться в диапазоне от 3 до 5%

Наклонный коридор

Инфляция на начало года будет находиться в интервале от 3 до 5%? а концу года - от 2 до 4%

Целевой уровень

Инфляция в течение года будет находиться на уровне 4%

Операционная цель Банка России - процентная ставка денежного рынка RUONIA. Индикативная взвешенная рублевая депозитная ставка «овернайт» российского межбанковского рынка RUONIA (Ruble Over NightIndex Average) отражает оценку стоимости необеспеченного рублевого заимствования банков с минимальным кредитным риском, рассчитывается с 8 сентября 2010 г.

Операционное таргетирование ЦБ РФ заключается в сближении ставок в сегменте «овернайт» денежного рынка (RUONIA) с ключевой ставкой. Для того, чтобы передать сигнал через ключевую ставку в экономику Банку России недостаточно всего лишь объявить ее, необходимо обеспечить формирование фактических ставок по кредитам с невысокими рисками на уровне, близком к ключевой ставке. В значительном объеме такие практически безрисковые кредиты банки ежедневно предоставляют друг другу в сегменте «овернайт» межбанковского денежного рынка. Банк России, в свою очередь, совершая операции с кредитными организациями, имеет возможность оказать влияние на ставку этого рыночного сегмента.

Представим в виде таблицы развернутые цели денежно-кредитной политики Банка России (таблица 5).

Центральный банк РФ обеспечивает ценовую стабильность путем применения стратегии таргетирования инфляции. В таблице 6 приведены инфляционные ориентиры Банка России и фактическая инфляция за период с 2008 по 2017 гг. Для большей наглядности, помимо уровня инфляции в сравнительную таблицу также включены ставка рефинансирования Банка России и ключевая ставка, действующие на конец соответствующего года.

Таблица 5

Цели денежно-кредитной политики Банка России на 2018 год и период 2019-2020 гг.

Цель

ДКП Банка России

Конечная

Защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста

Промежуточная

Цель по инфляции - вблизи 4%

Операционная

Процентная ставка денежного рынка RUONIA


Таблица 6

Инфляционные ориентиры Банка России

Год

Инфляционный ориентир

Фактическая

инфляция

Ставка рефинансирования ключевая ставка на конец года

Нижний предел

Верхний предел

2008

6

7

13.3

13

2009

7.0

8.5

8.8

8.75

2010

9

10

8.8

7.75

2011

5

7

6.1

8.00

2012

5

6

6.6

8.25

2013

5

6

6.5

5.50

2014

5

11.4

17.00

2015

Цель установлена на среднесрочную перспективу: снижение инфляции до 4% в 2017 году и дальнейшее ее поддержание вблизи указанного уровня.

12.9

11.00

2016

Цель установлена на среднесрочную перспективу: снижение инфляции до 4% в 2017
году и дальнейшее ее поддержание вблизи указанного уровня.

5.4

10.00

2017

4

2.5

7.75

2018

4

-

-

Из данных таблицы 6 видно, что в период с 2008 по 2013 гг. формой целевого ориентира Банка России был целевой диапазон.

В 2008 г. рост цен ускорился практически на все основные виды товаров и услуг, что свидетельствует о действии фундаментальных причин повышения инфляции. Ввиду неопределенности перспектив завершения мирового финансового кризиса, изменением поведения инвесторов и ценовой политики производителей. Центральному банку было крайне сложно сдерживать рост цен. Фактическая инфляция по итогу 2008 г. почти вдвое превысила целевые значения диапазона, обозначенным ЦБ ранее, и составила - 13,3% (при заявленном уровне 6-1%).Объясняя причины «провала ДКП» по итогу 2008 г., ЦБ заявил, что «в краткосрочный период сдерживание роста пен исключительно мерами Банка России, учитывая лаги воздействия на экономику инструментов денежно-кредитной политики, ограничено.