Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления финансами
1.1. Концептуальные основы финансов в современной экономике
1.2. Содержание, структура и органы управления государственными финансами в РФ
Глава 2. Исследование управления финансами в России
2.1. Финансовая политика и управление финансами в РФ
2.2. Анализ финансовой политики России
Глава 3. Пути совершенствования управления финансами в России
3. Новички инициативного бюджетирования.
В первую группу входят субъекты РФ, с многопрограммным инициативным бюджетированием, что обусловлено применением одновременно нескольких методик, финансируемых из бюджетных источников на разных уровнях бюджетной системы. К ним можно отнести следующие регионы России: Республика Башкортостан, Вологодская область, Кировская область, Ульяновская область, Хабаровский край.
Вторую группу инициативного бюджетирования формируют субъекты с применением практик монопрограммного инициативного бюджетирования, в которых реализуется, в течение нескольких лет, одной методики инициативного бюджетирования при отсутствии других вариантов. Это способствует развитию индивидуальных программ развития для каждого региона, учитывающие его специфику. В целом позволяет, определить приоритетные направления развития. К таким регионам следует отнести: Иркутскую область — с многолетней практикой применения, реализованной на основе интернет-решений; Тверскую область — с применением программ поддержки местных инициатив; Тульскую область — с развитием онлайн-технологий; Нижегородскую область — с масштабом административного управления; Ставропольский край — с направлениями софинансирования проектов; Республику Карелия с практикой стимулирования развития муниципальных образований; Республику Марий Эл — с масштабом административного управления.
Состав третьей группы обусловлен субъектами РФ, которые только начали применять индивидуальные практики инициативного бюджетирования: Санкт-Петербург в котором реализована методика инициативного бюджетирования; Ярославская область с новыми финансовыми возможностями решения вопросов местного значения; Республика Коми с новым финансовым механизмом[26].
Бюджетное финансирование программ инициативного бюджетирования на региональном уровне осуществляется по программно-целевому методу в рамках федеральных целевых программ, которые утверждаются на соответствующих уровнях бюджетной системы. В настоящее время, приоритетными направлениями государственных программ в рамках инициативного бюджетирования, прежде всего следует выделить:
1. Систему управления финансами.
2. Органы местного самоуправления.
3. Развитие институтов гражданского общества.
4. Предприятия агропромышленного комплекса.
Практика инициативного бюджетирования в отдельных регионах может реализовываться вне рамок государственных программ на основании федеральных, региональных или местных законов с вариантами многопрограммного бюджетного финансирования (Приложение 1).
Оставшиеся за пределами топ‑15 20 регионов, подтвердивших реализацию инициативного бюджетирования в 2016 г., развивают практики инициативного бюджетирования на субъектовом и муниципальном уровнях. Среди них есть как участники Соглашения, так и самостоятельно внедряющие механизмы инициативного бюджетирования, кроме того, к этой группе отнесены развивающие смежные практики субъекты РФ. Необходимо отметить самостоятельный опыт регионов: запуск субъектовых программ инициативного бюджетирования в Курской области в 2017 г., не участвующие в Соглашении по развитию инициативного бюджетирования в 2016–2018 гг.
Учитывая региональную специфику и используя отечественный и зарубежный опыт партисипаторного бюджетирования население Курской области может получить решение актуальных социально-значимых вопросов применяя данную практику в муниципальных образованиях.
Показателем является доля субъектов Российской Федерации, утвердивших программу (мероприятия) по развитию инициативного бюджетирования в составе государственных программ субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации, процентов, а ожидаемый результат — разработка и утверждение субъектами Российской Федерации программ (мероприятий) по развитию инициативного бюджетирования[27].
Выводы
При решении задач социально-экономического и территориального развития необходимо эффективно осваивать бюджетные средства в процессе исполнения регионального бюджета, а также осуществлять контрольные мероприятий и постоянно проводить анализ имеющихся бюджетных ресурсов региона.
Оценка успешности реализации практик и программ инициативного бюджетирования основана на сочетании оценок результатов программы и её эффектов. Первые позволяют намечать нормы и отслеживать динамику реализации программы, её собственный рост и развитие. Вторые служат целями оценки долгосрочного и масштабного вклада программы в социально-экономическую систему региона.
Заключение
Финансы – это потоки денежных средств в пространственно-временном континууме, направленные на формирование и использование денежных фондов. А совокупность экономических отношений, при которых формируются потоки денежных средств, образует финансовые отношения.
Государственные финансы представляют собой совокупность экономических отношений, систему образования и распределения денежных фондов, которые необходимы государству для содержания органов государственной власти и выполнения присущих им функций.
Государственные финансы включают государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные кредиты, финансовые ресурсы государственных предприятий и бюджеты региональных и местных органов власти. Органы законодательной и исполнительной власти осуществляют стратегическое управление финансами.
В управлении государственными финансами принимают участие высшие органы власти страны Президент Российской Федерации, Парламент (Государственная Дума, Совет Федерации), Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Центральный Банк РФ и Счетная палата РФ.
Государственные финансы являются ключевым звеном финансовой системы государства, посредством которого реализуется перераспределительная функция последней. От их финансового со- стояния напрямую зависит финансовое благополучие всей национальной финансовой системы РФ. В связи с этим насущной проблемой является укрепление финансового состояния государственных финансов.
Сейчас в Российской Федерации решается огромный ряд наиболее значимых задач в условиях финансовой политики. Цели и задачи этой политики разрабатываются и реализуются Президентом РФ, исполнительными органами государственной власти РФ и утверждается законодательными органами государственной власти РФ в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
При решении задач социально-экономического и территориального развития необходимо эффективно осваивать бюджетные средства в процессе исполнения регионального бюджета, а также осуществлять контрольные мероприятий и постоянно проводить анализ имеющихся бюджетных ресурсов региона.
Оценка успешности реализации практик и программ инициативного бюджетирования основана на сочетании оценок результатов программы и её эффектов. Первые позволяют намечать нормы и отслеживать динамику реализации программы, её собственный рост и развитие. Вторые служат целями оценки долгосрочного и масштабного вклада программы в социально-экономическую систему региона.
Список литературы
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2018 (2019-2020).pdf. Дата обращения: 19.04.2019.
Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы. - М.: ЮНИТИ, 2015.
- Балахничева Л. Н., Саврадым В. М., Балахничева М. М. Финансы: учеб. пособие. - Херсон: Айлант, 2010.
- Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. – М, 2015.
- Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV–ХVIII вв. / пер. с фр. Л. Е. Куббеля. М.: Прогресс, 1986. Т. 1. С. 422-430.
Вагин В. В., Тимохина Е. А. 25 Вопросов об инициативном бюджетировании: учебное пособие. Москва. 2017.
Вагин В. В., Шаповалова Н. А. Состояние инициативного бюджетирования в Российской Федерации: новые тренды и возможности развития //Финансовый журнал / Financial Journal. № 1. 2018. С. 110-120.
Государственные и муниципальные финансы / Г. Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
Грачева Е. Денежно-кредитная политика как составная часть финансовой политики государства (финансово-правовой аспект). – М.: Проспект, 2014.
- Захарченков С. П. Финансы, 2017.
- Захарченков С. П. Трактовка финансов в зарубежной литературе // Бизнес Информ. 2016. № 4. С. 122-130.
Кюрджиев С. П. Использование инструментария бюджетирования, ориентированного на результат, в практике управления государственными и муниципальными финансами // Финансовые исследования. 2011. № 2 (31). С. 92-100.
Лавров А. М. Практика инициативного бюджетирования в субъектах РФ Круглый стол «Инициативное бюджетирование как важный фактор социально-экономического развития субъектов РФ» 5 декабря 2017 г. Официальный сайт Совета Федерации Федерального собрания РФ: официальный сайт URL: http://www. council.gov.ru/media/files/1h99uVOK05 ia7rkZfgAAPf5A6vATScwA.pdf(дата обращения: 28.04.2019).
- Малаева Е. А., Ширяева Н. В. Финансовая политика Российской Федерации // Экономика и социум. – 2016. - № 5-2 (24). – С. 143-150.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 12. С. 480.
- Миляков Н. В. Финансы: учебник. М.: Инфра-М, 2014.
Моргунов Е. В., Соломощук А. Н. Рента как основа системы государственных финансов // Вестник Московской международной высшей школы бизнеса (МИРБИС). 2018. № 1 (13). С. 22-30.
Подъяблонская Л. М. Финансы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление». – М.: Юнити-Дана, 2014.
- Подъяблонская Л. М. Государственные и муниципальные финансы – М.: Юнити-Дана. - 2015.
- Свиридович В. А. Влияние государственных финансов на экономическое развитие России (ретроспективный анализ) // Проблемы современной экономики. 2016. № 4 (36). С. 368-370.
- Финансы и кредит: учеб. пособие / М. А. Портной, Т. П. Николаева, А. М. Рзаев, И. Ю. Соколова. М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2012.
- Юрий С. И. Финансы, 2016.
- Юхименко П. Г., Федосов В. М., Лазебник Л. Л. Теория финансов, 2016.
- Официальный сайт Министерства финансов РФ: официальный сайт. URL:http://www.minfin.ru (дата обращения: 27.04.2019).
Приложение 1
-
Свиридович В. А. Влияние государственных финансов на экономическое развитие России (ретроспективный анализ) // Проблемы современной экономики. 2016. № 4 (36). С. 368. ↑
-
Балахничева Л. Н., Саврадым В. М., Балахничева М. М. Финансы: учеб. пособие. - Херсон: Айлант, 2010. С. 20. ↑
-
Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV–ХVIII вв. / пер. с фр. Л. Е. Куббеля. М.: Прогресс, 1986. Т. 1. С. 422. ↑
-
Подъяблонская Л. М. Финансы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление». – М.: Юнити-Дана, 2014. – С. 40. ↑
-
Захарченков С. П. Трактовка финансов в зарубежной литературе // Бизнес Информ. 2016. № 4. С. 122. ↑
-
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 12. С. 480. ↑
-
Юхименко П. Г., Федосов В. М., Лазебник Л. Л. Теория финансов, 2016. ↑
-
Балахничева Л. Н., Саврадым В. М., Балахничева М. М. Финансы: учеб. пособие. Херсон: Айлант, 2016. ↑
-
Миляков Н. В. Финансы: учебник. М.: Инфра-М, 2014. ↑
-
Василик О. Д. Теория финансов, 2013. ↑
-
Юрий С. И. Финансы, 2016. ↑
-
Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. – М, 2015. ↑
-
Захарченков С. П. Финансы, 2017. ↑
-
Подъяблонская Л. М. Финансы. М.: ЮНИТИ-Дана, 2014. ↑
-
Финансы и кредит: учеб. пособие / М. А. Портной, Т. П. Николаева, А. М. Рзаев, И. Ю. Соколова. М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2012. ↑
-
Грачева Е. Денежно-кредитная политика как составная часть финансовой политики государства (финансово-правовой аспект). – М.: Проспект, 2014. – С. 73. ↑
-
Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы. - М.: ЮНИТИ, 2015. – С. 56. ↑
-
Государственные и муниципальные финансы / Г. Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2014. – С. 46. ↑
-
Моргунов Е. В., Соломощук А. Н. Рента как основа системы государственных финансов // Вестник Московской международной высшей школы бизнеса (МИРБИС). 2018. № 1 (13). С. 22. ↑
-
Кюрджиев С. П. Использование инструментария бюджетирования, ориентированного на результат, в практике управления государственными и муниципальными финансами // Финансовые исследования. 2011. № 2 (31). С. 92. ↑
-
Подъяблонская Л. М. Государственные и муниципальные финансы – М.: Юнити-Дана. - 2015. – С. 155. ↑
-
Официальный сайт Министерства финансов РФ: официальный сайт. URL:http://www.minfin.ru (дата обращения: 27.04.2019). ↑
-
Малаева Е. А., Ширяева Н. В. Финансовая политика Российской Федерации // Экономика и социум. – 2016. - № 5-2 (24). – С. 143. ↑
-
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2018 (2019-2020).pdf. Дата обращения: 19.04.2019. ↑
-
Вагин В. В., Тимохина Е. А. 25 Вопросов об инициативном бюджетировании: учебное пособие. Москва. 2017. С. 16. ↑
-
Вагин В. В., Шаповалова Н. А. Состояние инициативного бюджетирования в Российской Федерации: новые тренды и возможности развития //Финансовый журнал / Financial Journal. № 1. 2018. С. 110. ↑
-
Лавров А. М. Практика инициативного бюджетирования в субъектах РФ Круглый стол «Инициативное бюджетирование как важный фактор социально-экономического развития субъектов РФ» 5 декабря 2017 г. Официальный сайт Совета Федерации Федерального собрания РФ: официальный сайт URL: http://www. council.gov.ru/media/files/1h99uVOK05 ia7rkZfgAAPf5A6vATScwA.pdf(дата обращения: 28.04.2019). ↑