Файл: Теоретические основы анализа системы налогообложения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нестабильная политическая ситуация в мире заставляет нести колоссальные расходы на оборону, которые составляют порядка 20% бюджета РФ. В 2016 году на содержание армии было выделено 83 млрд. рублей, на национальную безопасность и правоохранительная деятельность еще 2 трлн.

рублей. Для обеспечения необходимых доходов бюджета страны, власти должны незамедлительно проводить налоговую реформу в государстве, без которой создать бездефицитный бюджет не представляется возможным.

В последнее время происходит обесценивание национальной валюты - рубля, по отношению к основным мировым валютам. За последние два года рубль подешевел на 50%, что конечно очень негативно влияет на импорт товаров в нашу страну. Данная тенденция в среднесрочной и долгосрочной перспективе должна крайне положительно отразиться на росте собственного производства и соответственно ВВП. Также «дешевая» национальная валюта позволяет проводить высокодоходные экспортные сделки, что одновременно с ростом производства должно стать решающим фактором для дальнейшего роста экономики нашей страны.

В развитых странах, основной доход бюджета формируется за счет налогов получаемых от компаний-производителей, получающих доход и соответственно уплачивающих налоги, а также физических лиц - работников данных предприятий, что конечно является более стабильной структурой обеспечения доходов бюджета, чем экспорт полезных ископаемых.

Основнымицелями реформирования налоговой системы в РФ являются: обеспечение необходимо стране дохода, а именно создание профицитного бюджета, позволяющего обеспечить все растущие суверенные и социальные расходы; повышение справедливости и эффективности налогообложения; развитие фискального федерализма, при котором развивается трансфертов в региональные и муниципальные бюджеты. Основными задачами реформирования - является увеличение собираемости налогов и сборов с юридических и физических лиц, за счет внедрения инновационных технологий, позволяющих вести прозрачный фискальный контроль за оборотом и налогооблагаемыми доходами предприятий и граждан, а также децентрализация налоговых поступлений, т.е. переход части налоговых доходов в региональные и местные бюджеты. Еще одной важной задачей реформирования налоговой системы является перераспределение налогового бремени из сферы производства в сферу потребления. Т.е. снижение налоговой нагрузки на производителей, с целью увеличения возможности их развития и перенос налогообложения на розничных продавцов. В конечной цене товаров, работ и услуг, реализуемых населению, сосредоточены все налоги, сборы и платежи, уплаченные в сфере производства и реализации продукции. МНС России предлагает перераспределить их по цепочке из сферы производства в сферы потребления, не увеличивая общей суммы налогов в цене.


На сегодняшний день появление и развитие компьютерных технологий позволяют упростить процесс контроля деятельности предприятий и граждан, за счет автоматизации обработки данных. Так, еще недавно, вся отчетность составлялась на бумажных носителях, что в значительной степени усложняло проверку данных и требовало большого числа служащих для данной обработки. В связи с появлением электронно-цифровой подписи (ЭЦП), данные передаются в государственные органы в электронном виде, что позволяет систематизировать информацию и обрабатывать её при помощи компьютеров, а также исключить «человеческий фактор», влияющий на корректность данных.

Важнейшим изменением в системе сбора доходов бюджета, является реорганизация органов государственной власти. В 2015 году в ведение Министерства финансов РФ были переведены Федеральная таможенная служба (ФТС) и Федеральная служба регулирования алкогольного рынка (ФСРАР). Данные ведомства, наравне с Федеральной налоговой службой (ФНС) являлись органами, отвечающими за поступления бюджет РФ. ФТС - за счет сборов таможенных пошлин при экспорте и импорте товаров, а также НДС на ввозимые товары. ФСРАР - за счет контроля сбора акцизов на алкогольную продукцию. Таким образом, Министерство финансов стало осуществлять полный контроль за поступлениями налогов и сборов в бюджет РФ. Одновременно с данными мерами были внедрены системы электронного контроля: в ФТС - «Единая система администрирования налоговых и неналоговых платежей», в которой фиксируются все операции при совершении таможенных процедур, и соответственно оплаты всех налогов и сборов от каждого контрагента участника ВЭД; в ФСРАР - «Единая государственная автоматизированная информационная система», позволяющая отслеживать реализацию всей алкогольной продукции от производителя, до конечного потребителя, и, как следствие, контроль начисления акцизов и ликвидацию контрафактной продукции.

Важной составляющей реформы налогообложения должно являться снижение налогового бремени с налогоплательщиков, поскольку высокие налоги негативно влияют на развитие бизнеса, и, как следствие на увеличение производства и рост ВВП. Государство оказывает значительную поддержку в развитии предпринимательству за счет реализации проектов по вмененному и упрощенному налогообложению. Так, например, небольшие фирмы и индивидуальные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения. При такой системе предприниматель оплачивает только один налог, при этом, ставка налога весьма не высока. Это может быть 6% от оборота, или 15% от суммы прибыли, по системе доходы минус расходы. Хотя при этом в НК РФ предусмотрены и налоговые льготы для предприятий малого и среднего бизнеса.


Таким образом, реформирование налоговой системы в РФ носит уверенный характер. В целом по миру, налоги в нашей стране не высокие, в развитых странах количество уплачиваемых налогов, как привило, значительно выше. Но основная проблема реформирования состоит в том, что в стране недостаточное количество малых и средних предприятий, которые должны являться основой для формирования стабильной системы налогообложения, и, как следствие снижения зависимости от макроэкономических показателей экономики и состояния крупнейших налогоплательщиков.

Заключение

Подводя итог о проделанной работе, можно сделать следующие выводы:

Налоговая система начала формироваться на ранних стадиях развития общества. В ее становлении выделяют три основных этапа: 1этап - 1Ув. До н. э. - ХУ1в., 2 этап - XVII - нач. XX вв., 3 этап - сер. XX в. - наст. время. Потерпев множество различных преобразований налоговая система и по сей день осталась неизменна своей сути.

Современная экономическая теория определяет налоговую систему, как совокупность экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

Цель налоговой системы: создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем; создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д.

Система налогообложения как единое целое и каждый налог в отдельности выполняет основные функции: фискальная, регулирующая, социальная, контрольная. Все эти функции имеют прочную взаимосвязь между собой и играют большую роль в развитии налогообложения страны.

Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах: принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков; принцип недискриминации; принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав;

принцип единства экономического пространства; принцип определённости правил налогообложения; принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика.


Согласно Налоговому кодексу РФ (ст.13-15) налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Из проведенного анализа развития современной системы налогов видно, можно сделать вывод о том, что динамика общих поступлений в государственный бюджет за 2015 - 2017гг. имеет тенденцию к росту.

Такая тенденция может быть обусловлена тем, что налоговые органы усилили налоговый контроль над налогоплательщиками (выездные, камеральные и встречные проверки) и внесены изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации.

Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, выделяют такие проблемы, как: проблема налогового администрирования, нестабильность налоговой системы, процветание теневой экономики, уклонение от налогов, преобладание косвенных налогов, слабая осведомленность государства о деятельности предприятий.

В целях повышения эффективности налоговой системы планируется внесение изменений в действующее законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям - совершенствования: налога на прибыль организаций, НДС, акцизного налогообложения, налога на доходы физических лиц, введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц и др. В среднесрочной перспективе будет проведено дальнейшее реформирование налоговой системы России, направленное на модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям: поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала, меры поддержки, связанные с предоставлением льгот по налогу на доходы физических лиц, совершенствование применения имущественных налоговых вычетов по НДФЛ.

И сходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что современная Россия находится на переломном, переходном этапе развития экономики, в ходе которого особенно необходима регулирующая роль государства и реформирование системы налогообложения. Это, прежде всего, диктуется спецификой переходной экономики, масштабом и сложностью задач по трансформации налоговой системы, а также ее адаптацией к сложившейся мировой экономической и политической ситуациям.

Список использованных источников


  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. 28.12.2018) // ГД ФС РФ 16.07.1998.
  2. Алиев, Б. Х. Налоги и налоговая система РФ: учебное пособие / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева - М.: изд-во Юнити-Дана, 2014. - 439с.
  3. Абрамов, М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России / М. Д. Абрамов // Налоговые споры: Теория и практика. - 2012.- № 9. - С. 51
  4. Бондарчук Я.С., Полинская М.В. Перспективы развития налоговой системы в РФ//В сборнике: актуальные вопросы права, экономики и управления сборник статей XII Международной научно-практической конференции в 2 частях. 2018. С. 61-63.
  5. Быкова, Н. Н. Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации / Н. Н. Быкова // Молодой ученый. - 2016. - №28. - С. 358­-362.
  6. Вайсберг, В. А. Об основных направлениях налоговой реформы // Комерсант. - 2014. - № 9. - С.39-45
  7. Воронкова О.В. Некоторые вопросы совершенствования налоговой системы РФ//Наука и бизнес: пути развития. 2018. № 3 (81). С. 142-145.
  8. Гергаева, А.К. Сущность и принципы налогообложения: общегосударст венный и территориальный аспекты /А. К. Гергаева // Общество и право. - 2013.- № 7. - С. 4.
  9. Гиниятуллин, Ф.К. Налоговая система: исторический аспект (отечественный опыт) / Ф. К. Гиниятуллин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2013. - № 25. С. 79 - 84.
  10. Глущенко Я.С., Егорова М.С. Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ// Молодой учёный. 2016. № 11. С. 56-59
  11. Глущенко, Я. С. Сущность, функции и виды налогов / Я. С. Глущенко, М. С. Егорова // Молодой ученый. 2015. №11. - С. 67-69.
  12. Жидкова, Е.Ю. Налоги и налогообложение / Е.Ю. Жидкова. - М.: Эксмо, 2015. - 480 с.
  13. Исаев М.Р., Гайворонская Е.И. Налоговая система РФ: проблемы и пути совершенствования//В сборнике: Кредитно-финансовые инструменты инновационной экономики в условиях цифровизации: состояние, проблемы, форсайт сборник статей международной научно-практической конференции по материалам научного семинара преподавателей и студентов. 2018. С. 38-41.
  14. Куликов, Н.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.И. Куликов, М.А. Куликова - М.: изд-во ТГТУ, 2013. - 388с.
  15. Леонова О.В. Новые аспекты реформирования налоговой системы РФ//В сборнике: Финансирование и кредитование российского бизнеса: региональный опыт, проблемы, перспективы Ред. С.Н. Вольхина, И.В. Тарасовой. 2018. С. 24-25.
  16. Лукин, В.К. Инновационно-инвестиционный путь развития России - новый формат ее экономического развития /В. К. Лукин, Х. Ш. Хуако // Вестник Академии знаний. - 2013. № 1. - С.39-45.
  17. Международной научно-практической конференции. 2017. С. 170-172Музафарова Т.Р., Путимцева К.Р. Налоговая система РФ: проблемы и пути совершенствования//Вестник современных исследований. 2018. № 5.2 (20). С. 266-269.
  18. Муслимова З.А., Алимирзоева М.Г. Налоговая система рф и ее влияние на реальный сектор экономики//Экономика и предпринимательство. 2018. № 4 (93). С. 135-137.
  19. Налоги и налоговая система Российской Федерации / под ред. Л.И. Гончаренко. - М.: Юрайт, 2014. - 542 с.
  20. Налоговая система России: учебное пособие / ред. Д.Г. Черник, А.З. Дадашев, и др. - М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2015. - 296 с.
  21. Подколзина Т., Дышекова З.З. Современная налоговая система РФ//В сборнике: Кредитно-финансовые инструменты инновационной экономики в условиях цифровизации: состояние, проблемы, форсайт сборник статей международной научно-практической конференции по материалам научного семинара преподавателей и студентов. 2018. С. 90-95.
  22. Саакян, Р.А. Правовые аспекты и возможные проблемы реформы налогового администрирования / Р. А. Саакян, А. В. Киреева // Налоговый вестник. - 2013. - № 4 - С. 3 - 4.
  23. Семешина Н.И. Совершенствование правового регулирования налоговой системы РФ//В сборнике: Студенчество России: век XXI Материалы V Молодёжной научно-практической конференции. 2018. С. 492-496.
  24. Толкушкин, А.В. История налогов в России / А.В. Толкушкин. - М.: ЮРИСТЪ, 2015. - 432 с.
  25. Трунина В.Ф., Горбунова А.А. Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса РФ и пути их решения// Экономические науки. № 1. 2015. С. 37-43
  26. Чайковская, Л.А., Литвинцева Т.В. Развитие налоговой системы Российской Федерации в концептуальных рамках синергетики / Л. А. Чайковская. Т. В. Литвинцева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. -№ 28. - С. 32 - 36.
  27. Щеулова Е.И. Налоговая система РФ. Её современное состояние и проблемы//Аллея науки. 2018. Т. 4. № 5 (21). С. 180-183.