Файл: Теоретические основы анализа системы налогообложения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует так же отметить, что за период с 2013 по 2016 год включительно удельный вес налоговых вычетов в начислениях НДС увеличился с 88,3 % до 94 %, за 2015 год он составил 93,65 %. Расчетный уровень собираемости НДС принят на 2017 год в размере 96 %, рассчитанном по оценке 2016 года (96 %).

Размер поступлений акцизов по подакцизным товарам, реализуемым на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет составляет за 2017 год 523 923,6 млн. рублей, что на 32 662,1 млн. рублей, или на 6,6 %, больше поступления акцизов за 2016.

Поступление государственной пошлины в федеральный бюджет на 2017 год фиксируется в объеме 100 228,6 млн. рублей, что на 891,3 млн. рублей, или на 0,9 %, меньше поступления в 2016 году.

Расчет государственной пошлины выполнен на основе сумм государственной пошлины по кодам доходов бюджетной классификации Российской Федерации и количества юридически значимых действий, представляемых главными администраторами доходов федерального бюджета.

При подсчете размера поступлений государственной пошлины учтены изменения в главу 25 второй части Налогового кодекса Российской Федерации в части увеличения размеров ставок государственной пошлины в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2015 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступивших в силу с 1 января 2016 года.

Счетной палатой произведен расчет поступлений государственной пошлины, поступающей в федеральный бюджет, и выявлены резервы поступления доходов в общей сумме 2 392,5 млн. рублей.

Таким образом, в ходе проведённого анализа состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета за период 2015-2017 годы, можно сделать вывод, основным фактором снижения налоговых доходов является сокращение поступлений от экспортных пошлин с 6,6 % ВВП в 2015 году до 3,1 % в 2017 году.

При этом надо учитывать, что порядка 88-89 % поступлений экспортных пошлин обеспечиваются пошлинами на экспорт нефти и нефтепродуктов и около 10 % - пошлинами на экспорт газа. При этом рост поступлений НДПИ в результате повышения ставки по НДПИ на добычу нефти оказывается сравнительно небольшим: увеличение с 4 % ВВП в 2015 году до 4,4 % ВВП в 2017 году в условиях падения цен на нефть (с 97,6 долл./барр. нефти марки Urals до 53 долл./барр. по итогам 2016 г. и 50 долл./барр. на 2017 год).

Также можно отметить снижение поступлений по налогу на прибыль с 0,7 до 0,5 % ВВП в 2016-2017 годы, однако этот налог обеспечивает лишь 3-4 % общей суммы налоговых доходов федерального бюджета. В то же время поступления НДС (еще одного значимого для федерального бюджета налога наряду с НДПИ и экспортными пошлинами) в 2016-2017 годы остаются на стабильном уровне в 5,5­5,6 % ВВП (в 2015 году — 5,5 % ВВП).


В результате в целом можно сделать следующий вывод: динамика налоговых доходов федерального бюджета в 2016-2017 годы обусловлена, главным образом, снижением поступлений нефтегазовых доходов в условиях падения мировых цен на нефть. При этом поступления основных видов доходов относительно стабильны.

Таким образом, причиной сложившейся экономической ситуации и такого развития современного налогообложения РФ по большей части является поиск России своего места в период развития «украинского кризиса» и адаптация под значительные изменения в мировой экономике. Но несмотря на увеличение бюджета страны за счет изъятия доходной части физических и юридических лиц, налоговая система России на сегодняшний день несовершенна и имеет свои недостатки.

2.2 Проблемы развития современной налоговой системы

Современная система налогообложения РФ очень обширна, неэкономична и к тому же малоэффективна для развития экономики страны. Это и есть одна из главных проблем в такой сфере, как налоговое администрирование. Налоговая система включает в себя множество налогов и сложные методы их расчета, которые затрудняют процесс налогового учета. Подобная ситуация сложилась и в части требований бухгалтерской отчетности.

Важным недостатком современной системы налогообложения является то, что она не владеет информацией о реальных условиях развития экономики и деятельности предприятий. Основной ее целью является прежде всего решение проблемы дефицитности бюджета путем изъятия доходов действующих субъектов. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. Поэтому, в целях избежать высокого налогообложения, предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли.

В связи с этим вытекает еще одна проблема: увеличиваются возможности уклонения от налогообложения, которые в свою очередь создают благоприятные условия для развития теневой экономики и коррупции. Государство никак не стимулирует рост производительности труда, тем самым заставляя предприятия искать всевозможные способы утаивания фонда заработной платы работников. Следствием этого является падение производительности труда.


Теневая экономика - одна из самых сложных проблем современной России. Вот несколько примеров теневой деятельности: нелегальное производство товаров и услуг, сокрытие доходов от государства, оборот неучтенной наличности, отмывание «грязных» денег, взятки и злоупотребления служебным положением. В нашей стране очень большой процент теневых доходов - свыше 2,5 % ВВП, эти деньги могли пойти на снижение социальной напряженности, повышение эффективности государственных финансов за счет увеличение реальной базы налогообложения предпринимательского сектора, развития малого бизнеса и т.д. [25, с. 15].

Осознание масштабов российской теневой экономики с ее финансовыми потоками приводит к пониманию того, что речь идет не просто о неучтенной части валового продукта, а о более серьезном явлении, которое в значительной степени определяет лицо современного российского экономического хозяйства.

К причинам теневой экономики можно отнести:

  • высокий налог. Есть различные оценки доли, изымаемой прибыли у предприятия: от 60до 90%. Если это изъятие выше 50% прибыли, то предприятие лишается активной производственной деятельности, и, как правило, уходит в «тень»;
  • социальный фактор. Большой поток беженцев, растущая безработица, низкая заработная плата и т.п. создают благоприятную среду для теневой экономики. Люди, приехавшие в новую страну, город или потерявшие работу, соглашаются на условия нелегальной теневой занятости;
  • незащищенность прав собственности. Здесь тоже нужно говорить о пробелах в законодательстве. Если у предпринимателя нет четкой уверенности в стабильности своего положения, то имеющиеся возможности он будет использовать по максимуму. Не платить налоги - можно сохранить свое состояние.
  • экономическая нестабильность, кризисы. Существование теневой экономики - следствие экономического развития страны. При плачевном состоянии экономики, отсутствии "правильного" законодательства предприниматель уходит туда, где законы стабильны, общеизвестны и где его никто ограничивать не будет - в тень";
  • несовершенство организационно - правового регулирования. Выше я уже отмечала пробелы в законодательстве. Это, во-первых, дает возможность комфортно работать в тени. И, во-вторых, не позволяет органам власти проконтролировать ситуацию.

Таким образом, существования этих причин порождает теневую экономику, и дозволяет говорить о ней как об одной из подсистем рыночной экономики.

Очередным недостатком налоговой системы РФ является нестабильность налогового законодательства, обусловленная частыми изменениями в НК РФ. Скорость преобразований дает возможность недобросовестным налогоплательщикам по-своему манипулировать нормами, установленными НК РФ.


Налоговая система России не учитывает и тот факт, что она функционирует в условиях монопольного ценообразования, что объясняет ее инфляционный характер. Это вполне очевидно, так как производители товаров стремятся переложить все налоговое обязательство на непосредственных потребителей товаров. Согласно этому, все большая часть налогов приобретает косвенный характер, когда производители включают сумму налога в цену товара и фактически перекладывают его на потребителя.

Стремление государства увеличивать налоговые поступления «любой ценой» не способствует эффективному развитию налогообложения в стране и последствия этого очевидны: инфляция, экономическая стагнация, многократный рост цен и др.

Система налогообложения является наиболее активным регулятором развития экономики государства. С целью обеспечения равновесия в обществе и справедливого соотношения в получаемых доходах, налоговая система должна учитывать интересы всех социальных слоев общества. Современная налоговая система не в полной мере выполняет эту задачу, что является большим недостатком. Этим обусловлено расслоение современного общества по доходам.

Основным недостатком действующей налоговой системы считается то, что финансово-правовое регулирование и ее усовершенствование базируется на переориентации налоговой системы в главном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения. В этой сфере существовала и существует такая проблема, как-то, что представительные органы РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований не изучают научные выводы специалистов в области налогов и налогообложения государства. Так правовая налоговая концепция РФ выработала только общие принципы регулирования налоговой системы для того, чтобы обеспечить развитие конституционных норм РФ.

Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.


Таким образом, на сегодняшний день одна из главных задач заключается в том, чтобы сделать налоговую систему нашей страны понятной и предсказуемой для налогоплательщиков и в то же время снять все еще сохранившиеся барьеры, которые ухудшают инвестиционный климат в России. Поэтому основные мероприятия в рамках налоговой системы РФ должны быть во многом направлены на повышение эффективности налоговой политики страны, которое скажется на результатах работы налоговых органов, далее реформирование системы налогового администрирования и непосредственное совершенствование налогового контроля на отдельных участках работы налоговых инспекций.

2.3 Совершенствование налоговой системы Российской Федерации

В ближайшее десятилетие российская налоговая система должна столкнуться с масштабными проблемами, обусловленными существенной зависимостью российской экономики от внешнеторговой конъюнктуры, новыми экономическими санкциями которые должны быть введены в феврале 2018 года, частичным истощением месторождений полезных ископаемых и соответствующим удорожанием их добычи, старением населения и снижением рождаемости, относительным снижением социальных обязательств бюджета для некоторых категорий населения России в 2018 году, увеличением расходов на оборону и прочих бюджетных расходов.

Высокая степень зависимости российской экономики от внешнеторговой конъюнктуры в последнее время создает серьезные риски нестабильности бюджетных поступлений и возникновению дефицита, а также использования денежных средств ФНБ, особенно при развитии кризисных явлений в мировой эконо­мике. По сути, основная статья доходов бюджета формируется за счет экспортных пошлин от продажи за рубеж полезных ископаемых: газа, нефти, металлов. Так, например два года назад доля доходов от нефти и газа составляла около 60%, а в 2018 году она составит 37%.

Необходимо отметим, что в 2015-2016 года доля нефтегазовых доходов сократилась не из-за роста доходов из других источников, а по причине снижения мировых цен на нефть. То к уровню 2020 года доля нефтегазовых доходов бюджета снизится до 33%. Однако в связи с существующим кризисом, доходы от этой деятельности государства существенно сократились, что естественно снизило доходную часть бюджета страны. Следующий фактор, оказывающий важнейшее влияние на развитие российской налоговой системы, это демографические тенденции старения населения. По данным ООН, доля населения России старше 60 лет к 2020 году увеличится с 18% до 22%, а к 2050 году составить треть населения страны. Естественно это вызовет рост расходов на социальное и пенсионное население, а также здравоохранение, с учетом того что и сейчас данные социальные стандарты весьма не высоки. По оценке экспертов, увеличение числа пенсионеров приведет к тому, что данные расходы бюджета вырастут минимум на 3% ВВП к 2020 году, по отношению к 2010 году.