Файл: Стратегии взаимодействия фирм в теории и на практике ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Учитывая ведущую роль крупных предприятий в экономическом развитии и формировании региональной и национальной социально-экономической системы, перспективной является логистическая поддержка процессов формирования и развития кластеров.

Теоретические и методологические аспекты логистики и управления потоками материальных, информационных, финансовых и других ресурсов представлены в работах зарубежных и отечественных авторов: Б.А. Аникина, Д. Бауэрсокс, В.И. Воронова, М. Гаджинского, А. Гаррисона, В.Д. Герами, М.П. Гордона, В. Дыбской, Д. Клосса, Д. Коула, М. Кристофера, П.В. Куренкова, Д. Ламберта, А.Б. Левиной, В.Ф. Лукиных, В.П. Мешалкина, М.Ю. Неруша, Т.А. Прокофьевой, Д. Сток, Д. Уотерса, Л.С. Федорова, И.В. Шаровой и др.

Целью данной работы является изучение стратегии взаимодействия фирм в теории и на практике, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты стратегии взаимодействия фирм;

- провести анализ практики взаимодействия фирм на примере розничной продажи бензина.

Объект исследования - фирмы рынке бензина.

Предмет исследования - стратегии взаимодействия фирм в теории и на практике.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области теории отраслевых рынков, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИРМ

1.1 Концепции взаимодействия фирм

Среди ученых, занимающихся проблемой логистических кластеров, следует выделить Т.Е. Евтодиеву, Ж.А. Мингалева, Л.А. Мясникову, И.В. Пустохину [7-10].

Вместе с тем анализ степени разработки научной проблемы формирования кластерных структур в современной России позволяет сделать вывод о том, что не раскрыты многие существенные аспекты данной проблемы, в том числе оценка особенности экономических отношений между фирмами при пространственной организации межстрановых логистических кластеров.


Создание межстранового логистического кластера является эффективным решением в области планирования, организации и управления потоками на макро-, мезо- и микроуровнях, поскольку кластеры по своей сути организованы как система цепей потоков материальных, информационных, финансовых и людских ресурсов.

В основе механизма создания межстранового логистического кластера лежит подход логистической интеграции. Интеграция (от лат. integer - целый) - объединение ранее разорванных частей в целое.

На наш взгляд, наиболее приемлемым является подход, определяющий международную экономическую интеграцию как совокупность вариантов сотрудничества государств. Сотрудничество осуществляется в различных областях воспроизводства. Глубокое проникновение экономик стран-участников характеризуется долгосрочной экономической и технико-технологической взаимозависимостью.

Интеграция происходит на двух уровнях: на уровне экономических агентов и на уровне национальных экономик. При этом интеграция на уровне хозяйствующих субъектов обычно предшествует межнациональной интеграции.

Интеграция может быть рассмотрена и как форма сотрудничества, и как экономический процесс.

Логистическое интегрирование потоковых процессов необходимо для повышения эффективности их деятельности. Логистическая интеграция способствует оптимизации материальных, информационных, финансовых и других потоков в рамках экономической системы. В результате логистической интеграции выстраиваются более совершенные логистические системы и появляются новые экономические объекты. Согласно В.В. Плотникову логистическая интеграция - это процесс объединения деятельности различных предприятий с целью повышения эффективности их совместного функционирования за счет оптимизации на основе использования свойств логистики в рамках их совместной работы по реализации функциональных потоковых процессов.

Всемирным банком проводится анализ стран по шести критериям: эффективность работы таможенных органов, качество инфраструктуры, простота организации международных поставок товаров, компетентность и качество логистических услуг, возможность отслеживания грузов, соблюдение сроков поставок. Совокупность этих критериев - индекс эффективности логистики. Приведем индекс эффективности логистики трех стран: России, Республики Казахстан и Республики Беларусь (рис. 1).

Рис. 1. Совмещенная карта индексов эффективности логистики России, Республики Казахстан и Республики Беларусь


Совмещенная карта индексов эффективности логистики России, Республики Казахстан, Республики Беларусь свидетельствует о том, что при логистической интеграции национальных инновационных систем этих стран произойдет сглаживание диспропорций по этим шести критериям.

Логистическая интеграция позволяет оптимизировать пространственное взаимодействие фирм в условиях глобализации мировой экономики. В результате этого повышается экономическая эффективность функционирования как интегрированной системы в целом, так и отдельных ее участников (рис. 2). При этом усиливаются процессы межфункциональной и межорганизационной логистической координации управления материальными, информационными и финансовыми потоками ресурсов в системе межстранового логистического кластера.

Эффективность развития стран

Рис. 2. Экономическая эффективность функционирования интегрированной системы

Выделено содержательное единство всех подходов к пониманию кластера как системы взаимосвязанных хозяйственной общностью экономических агентов, обеспечивающих оптимальное функционирование всех структурных элементов экономики. Установлено, что по своей сути кластер является сетевой структурой, формируемой на основе кооперации компаний в процессе создания определенного продукта. Однако подходы не учитывают особенности и виды кооперационных и интеграционных процессов экономических агентов при межстрановом взаимодействии в условиях глобализации.

Это позволило сформулировать авторский подход к определению межстранового логистического кластерного объединения. Межстрановой логистический кластер - это точка экономического роста и повышения благосостояния сотрудничающих стран за счет сокращения издержек на производство и реализацию продуктов; совершенствования товарных, инновационных, инвестиционных, финансовых, информационных и логистических сетей; совершенствования системы управления потоками товарных, инновационных, инвестиционных, финансовых, информационных ресурсов; расширения товарного ассортимента и объема производства; более высокой эффективности расходования ограниченных ресурсов; распространения знаний и коммерциализации инноваций. Инициация межстрановых кластеров может быть как со стороны властных структур, так и со стороны бизнеса, но при этом межстрановые кластерные образования - это добровольные объединения предприятий различных сфер промышленного и услугового секторов экономики, направленные на повышение их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках [11, с. 1116-1117]. Управление межстрановым логистическим кластером представлено на рис. 3.


Рис. 3. Управление

Предприятия, возникшие в зоне кластера и «обслуживающие» его, отличаются полной вовлеченностью в кооперативные взаимодействия. У каждого - своя ниша, каждое работает именно здесь и для этих партнеров.

1.2 Формирование эффективных стратегий конкурентного взаимодействия фирм в условиях олигополии

Современные отношения в области конфигурации рыночной среды, ее структуры образуют, по сути, стержень реальной экономики. Непрерывная трансформация данных отношений, являющаяся следствием эволюционного развития, приводит к усилению их непосредственного влияния на макроэкономические параметры.

Преобразования, происходящие в современной рыночной экономике, вызваны переходом от командно-административных методов регулирования экономики к более эффективным рыночным методам.

Функционирование предприятий в условия командной системы вынуждало предприятия играть пассивную роль в экономике, четко следуя инструкциям и у них не было необходимости вести анализ отрасли и выявлять потребности общества. Таким образом, отсутствовал смысл конкурентных взаимодействий и самостоятельности.

Становление рыночных механизмов регулирования привело к тому, что компании стали независимы и стали понимать свою значимость и влияние на конечный результат. Появилась необходимость экономических исследований в области изучения стратегий взаимодействия фирм, анализа отношений с целью прогнозирования дальнейших шагов в создании рыночных моделей.

Особую роль в современном процессе начинает играть структура рынка, в которой функционируют предприятия и фирмы. Тем самым подчеркивается тот факт, что функционирование российских предприятий во многом оказывается зависимым от микросреды их существования, от специфических отношений, складывающихся на конкретном отраслевом рынке. Этот вид взаимодействия оказывает прямое воздействие на уровень рыночных цен в отрасли, величину выпуска, качественные характеристики товара, размер денежных и иных затрат по продвижению товаров на рынок, размер усилий по созданию барьеров входа в отрасль и много других.


Создание и выбор стратегического взаимодействия между фирмами возможен в том и только том случае, когда количество фирм в отрасли достаточно мало.

Основная проблема исследования - разработка механизмов и условий формирования оптимального стратегического взаимодействия фирм-конкурентов на олигопольном товарном рынке, обеспечивающего устойчивость рыночного равновесия и достижение оптимальных финансовых результатов в процессе конкурентной борьбы.

Основные параметры поведения фирмы такие, как цена, объем выпуска, качество, располагаемые ресурсы, наем персонала, отношения с поставщиками и заказчиками, выступают как факторы стратегического поведения фирмы, через которые фирма и реализует свои цели. Изменение этих параметров происходит не столько под воздействием экономической среды, сколько представляет результат деятельности самой фирмы, ее выбора с целью обеспечения доминирующего положения на рынке и закрепления достигнутых преимуществ.

Стратегический подход к природе фирмы доказывает приоритет стратегических взаимодействий фирм на рынке, где каждой фирме приходится оценивать действия конкурента в ответ на ее собственные действия, при этом каждый из конкурентов вынужден считаться с действиями соперника на рынке в силу его значительной рыночной доли, что вызвано небольшим числом функционирующих фирм. Следовательно, именно стратегия поведения фирмы на рынке во многом определяет результирующие показатели функционирования фирм на товарных рынках.

Среди основных стратегических переменных в процессе взаимодействия экономических субъектов на товарных рынках можно выделить цену (ценовую конкуренцию), неценовые факторы (объем выпуска, качество, методы стимулирования сбыта и пр.), согласован- ность/несогласованность стратегических действий, ответственность за принимаемые стратегические решения. Именно в отношении этих факторов ведется основная стратегическая борьба на современных товарных рынках, что и определяет успешность действий каждой из функционирующих на рынке фирм.

Исследование основных ошибок фирм-конкурентов в процессе стратегического взаимодействия позволило разработать последовательность основных стратегических шагов для фирмы-новичка, которая дает возможность уменьшить вероятность крупных ошибок в процессе вступления на рынок и выбрать оптимальную стратегию рыночного взаимодействия с подобными ей экономическими агентами.

Изучение рынков олигополии позволило выделить один из новых видов стратегического взаимодействия фирм в виде стратегических альянсов, когда фирмы принимают согласованное решение в отношении выпуска, используя, ресурсы друг друга, вместо того, чтобы организовывать независимое производство самостоятельно. В настоящее время создание альянсов между фирмами-конкурентами становится одной из самых распространенных форм экономического взаимодействия