Файл: Стратегии взаимодействия фирм в теории и на практике ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во втором и третьем вариантах ценообразования, обсуждавшихся в Минэнерго, цена полностью зависит от решения ВИНК. В первом случае существует вероятность того, что на уровень розничных цен в большей степени будут оказывать влияние рыночные факторы спроса и предложения.

В результате проведенных согласований в конце марта 2015 г. «НК “Роснефть”» и ФАС был согласован Стандарт, регламентирующий принципы ценообразования и порядок реализации компанией моторного топлива на внутреннем рынке РФ. Согласно подписанному документу, «НК “Роснефть”» «обязуется реализовывать моторное топливо всем контрагентам на внутреннем рынке, включая дочерние и зависимые общества, по единым крупнооптовым ценам, рассчитанным на основе цен собственных биржевых продаж с учетом рыночных ценовых индикаторов, в том числе экспортной альтернативы, а также не допускать дискриминации всех участников рынка» [«Роснефть» и ФАС согласовали принципы ценообразования..., 2015].

Подобный метод контроля розничных цен, устанавливаемых лидером рынка, с одной стороны, является серьезным шагом в направлении формирования прозрачных правил определения закупочных цен — лидирующее положение «НК “Роснефть”» позволяет предположить, что и другие ВИНК присоединятся к новым правилам торговли. С другой стороны, все то же лидерство «НК “Роснефть”» может поставить под угрозу добросовестность поведения участников биржевых торгов, которые стали обязательными в РФ сравнительно недавно.

Решение об обязательной продаже ВИНК нефти и нефтепродуктов на товарных биржах было принято ФАС и Министерством энергетики РФ в 2013 г. Предполагалось, что регулярное проведение биржевых торгов должно содействовать формированию информационной базы для расчета индексов цен на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке, которые базировались бы в большей степени на балансе спроса и предложения, чем на стоимости нефти на мировых биржах. Так, согласно проекту федерального закона «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ», цены на нефть и нефтепродукты на внутреннем оптовом рынке следует определять, исходя из трех индексов цен: индексов цен сопоставимых рынков, индексов цен внебиржевых сделок и индексов биржевых сделок. Основной целью использования индексов цен стало установление цен, по которым нефть и нефтепродукты будут закупаться на внутрироссийском рынке, в первую очередь государственными организациями и органами государственной власти. Цены для государственных закупок, в свою очередь, будут оказывать влияние на розничные цены для конечных потребителей.


Несмотря на кажущуюся простоту и очевидность механизма ценообразования, проведение биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами в РФ имеет целый ряд ограничений.

Во-первых, высокая степень вертикальной интеграции в нефтяной промышленности становится причиной того, что порядка 85 % сделок заключаются на условиях внебиржевых контрактов. Это и внутрикорпоративные продажи нефти, и долгосрочные контракты, предусматривающие продажи излишков добываемого сырья независимым нефтеперерабатывающим заводам. Ввиду того что объем обязательных продаж нефтепродуктов, устанавливаемый Приказом Федеральной антимонопольной службы и Министерства энергетики РФ № 313/13/225 от 30 апреля 2013 г., не превышает 10 % совокупного месячного объема производства, в случае повышения цен на этом сегменте рынка ВИНК смогут неконтролируемо и без значительного ущерба понижать цены внебиржевых сделок. Это, в свою очередь, повысит конкурентоспособность их аффилированных лиц и, следовательно, может способствовать росту рыночной концентрации на смежных рынках за счет как увеличения относительных объемов продаж дочерними компаниями ВИНК, так и поглощения ими независимых мелких конкурирующих фирм. В случае же сокращения цены на биржевых торгах по сравнению с официальной мировой ценой снова могут пострадать конкурирующие независимые компании, но уже те, которые работают на более ранних стадиях производственного процесса — на стадии добычи или переработки — и выступают на биржевых торгах в роли продавцов.

Таким образом, для ВИНК небольшой по сравнению с объемом производства объем продаж оказывается существенным. При этом ВИНК получают возможность компенсировать убытки, возникающие на одной стадии производственного процесса, за счет изменения конкурентного поведения на другой. Аналогичные проблемы (однако усиленные технологическими особенностями транспортировки газа) возникли при проведении в РФ свободных торгов газом на электронной торговой площадке в период с 2006 по 2008 г. [Соколова, 2014]. На свободных торгах газом доминировал один продавец — ПАО «Газпром», чей объем продаж, согласно правилам регулирования, был равен совокупному объему продаж независимых (от ПАО «Газпром») продавцов газа.

Кроме того, относительно небольшой объем биржевых продаж нефти может привести к тому, что «рост цен будет связан не с характеристиками спроса, а с “придерживанием” ресурсов в периоды пикового спроса с целью продажи их с большим превышением выручки над затратами впоследствии». После сокращения поставок бензина из Белоруссии в 2015 г. нефтяные компании начали демонстрировать тренд к увеличению объемов запасов бензина при сохранении дефицита поставок топлива на внутренний рынок.


Во-вторых, при продаже товара в условиях высокой концентрации продавцов на рынке повышается вероятность ценового сговора между участниками биржевых торгов. Возможность предотвращения сговора при продаже нефти и нефтепродуктов на бирже ограничена, но все же существует. Так, механизм биржевой торговли позволяет сделать это в том случае, когда сделка автоматически заключается по лучшей цене с учетом затрат на транспортировку топлива к месту назначения [Западаев, 2010, с. 7]. При этом участники рынка не должны располагать информацией, которая позволила бы идентифицировать продавца и покупателя. В частности, если доступна информация о базисах нефтеперерабатывающих заводов или станциях отправления этих заводов, то участника рынка определить несложно.

На практике обязательность биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами привела к неоднозначным с точки зрения конкуренции результатам. С одной стороны, была формально достигнута цель получения информации о ценах на нефть и нефтепродукты на свободных торгах. С другой стороны, по данным Российского топливного союза, участились манипуляции оптовыми ценами на биржевых торгах со стороны ВИНК с целью их завышения. На фоне снижения производства бензина и сокращения отгрузки бензина на внутренний рынок нефтяные компании активно скупали бензин друг у друга на биржевых торгах и снижали объемы реализации бензина на бирже. Целью подобной практики может быть повышение биржевых цен до уровня экспортного паритета. Это стало возможным, так как внутренний рынок не является приоритетным для производителей нефтепродуктов.

Таким образом, существование независимых АЗС в условиях неполной интеграции ВИНК создает стимулы и условия для злоупотребления доминирующим положением. Целью возможных злоупотреблений становится вытеснение небольших АЗС с рынка (через монопольно низкие цены на сетевых станциях) или завышение оптовых цен на бензин для предотвращения конкуренции со стороны небольших АЗС и дальнейшего установления высоких цен на бензин на сетевых АЗС, принадлежащих ВИНК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях высокой степени вертикальной интеграции, сочетающейся со значительной горизонтальной концентрацией рыночных долей, характерных для российской нефтяной промышленности, конкурентное взаимодействие игроков, а именно существование цены, приближенной к конкурентной, возможно только при условии повышения рыночной силы независимых розничных продавцов бензина. Остальные инструменты создания квазиконкурентного взаимодействия игроков оказываются несостоятельными именно в силу наличия у ВИНК значительной рыночной силы.


Для повышения рыночной силы независимых продавцов бензина необходимо выполнение хотя бы одного из двух условий:

  1. обеспечение высокой степени концентрации независимых АЗС на отдельных географических рынках по сравнению с сетевыми АЗС;
  2. выход на рынок розничной продажи топлива непрофильных вертикальноинтегрированных компаний — компаний, традиционно не занятых в нефтегазовой отрасли.

Появление относительно крупных независимых от ВИНК игроков розничного рынка позволит сократить объем манипуляций с оптовой ценой нефтепродуктов не только за счет усиления роли покупателя, но и посредством обмена информацией об оптовой цене бензина между независимыми АЗС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бауэрсокс Д., Клосс, Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок. - М.: Олимп-Бизнес, 2016. - 640 с.
  2. Гаррисон А., Ван Г.Р. Логистика. Стратегия управления и конкурирования через цепочки поставок. - М.: Дело и сервис, 2015. - 368 с.
  3. Герами В.Д. Территориально-функциональное ранжирование логистических центров // Логистика и транспорт: сб. науч. тр. МАДИ (ГТУ). - М., 2016. - С. 15-22.
  4. Гордон М.П. Логистика товародвижения / Центр экономики и маркетинга. - М., 2016. - 200 с.
  5. Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учебник для MBA / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев,
  6. И. Сергеев, А.Н. Стерлигова. - М.: Эксмо, 2016. - 944 с.
  7. Неруш Ю., Панов С., Неруш А. Проектирование логистических систем: учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2015. - 422 с.
  8. Евдотиева Т.Е. Логистические кластеры: сущность и виды // Экономические науки. - 2015. - № 4(77). - С. 78-81.
  9. Мингалева Ж.А., Мирских И.Ю. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности в условиях глобализации // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-2(52-2). - С. 140-142.
  10. Мингалева Ж.А. К вопросу о системе показателей оценки влияния инновационных кластеров на развитие региона // Актуальные вопросы экономических наук. - 2012. - № 26. - С. 83-88.
  11. Мингалева Ж. А. Оценка влияния инновационного кластера на социально-экономическое развитие территории: теоретико-методологические аспекты // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2012. - № 15. - С. 83-88.
  12. Анисимова Е.Л. Совершенствование механизма взаимодействия фирм в процессе создания межстранового логистического кластера // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 10-2(63-2). - с. 1116-1120.
  1. Обсуждение особенностей контрактных обязательств розничного рынка не является предметом анализа данной статьи, поэтому более детальное рассмотрение последствий предлагаемых контрактных нововведений здесь не приводится.