Файл: Стратегии взаимодействия фирм в теории и на практике ..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИРМ
1.1 Концепции взаимодействия фирм
1.2 Формирование эффективных стратегий конкурентного взаимодействия фирм в условиях олигополии
ГЛАВА 2 Анализ практики взаимодействия фирм на примере розничной продажи бензина
2.1 Вертикальная интеграция в нефтяной промышленности России
2.2 Состояние конкуренции в нефтяной промышленности РФ
2.4 Влияние вертикальной интеграции на условия конкуренции в нефтяной промышленности России
2.5 Приближение цен на бензин к конкурентному уровню в условиях вертикальной интеграции
2.3 Роль вертикальной интеграции в формировании конкурентных результатов работы нефтяной промышленности
Для оценки влияния ВИНК на уровень цен на розничном рынке, а также возможности приближения цен к конкурентному уровню следует изучить особенности российского рынка бензина с учетом основных положений экономической теории.
Развитие конкуренции на отраслевых рынках определяется не только степенью их концентрации и состоянием входных барьеров, но и уровнем конкуренции на смежных стадиях производственного процесса. Так, даже при наличии факторов развития конкуренции высокий уровень концентрации в отраслях, обслуживающих процессы, которые происходят на более ранних или поздних стадиях производственного цикла, может полностью нивелировать потенциальные преимущества развития рассматриваемого рынка. Наиболее вероятными последствиями такой ситуации могут стать вертикальная интеграция предприятий большей части производственного цикла или заключение вертикальных ограничивающих контрактов.
В теории принято разделять последствия вертикальной интеграции и вертикальных ограничивающих контрактов. Преимуществами вертикальной интеграции являются сокращение трансакционных затрат на взаимодействие между производителями на разных стадиях производственного процесса, технологически обусловленное сокращение затрат и отсутствие двойной монопольной надбавки к цене. Основным негативным последствием вертикальной интеграции становится устранение конкуренции на всех стадиях производственного процесса, в том числе на тех рынках, где после интеграции остались независимые от вертикально-интегрированной фирмы игроки. В отдельных случаях возникновение вертикально-интегрированного монополиста может привести к появлению картельных сговоров между ним и независимыми от него игроками. Но это допустимо лишь в ситуации, когда уровень концентрации независимых игроков тоже высок. Вместе с тем очевидно, что неинтегрированные игроки зависят в своих решениях от вертикально-интегрированной компании. Прежде всего речь идет о заключении вертикальных ограничивающих контрактов между вертикально-интегрированным монополистом и его конкурентами на одном из обслуживаемых рынков.
Вертикальные ограничивающие контракты по своей сути близки к вертикальной интеграции в краткосрочном периоде. Однако здесь выше вероятность оппортунистического поведения вследствие незаинтересованности неинтегрированных игроков в соблюдении условий заключаемых контрактов. С точки зрения конкуренции угроза оппортунизма становится одним из преимуществ подобной квазиинтеграции, так как она сдерживает злоупотребление доминирующим положением со стороны доминирующих компаний в отношении независимых контрагентов.
На практике вертикальные ограничивающие контракты касаются различных ограничений со стороны доминирующей фирмы. Вертикальные ограничения так же, как и вертикальная интеграция, сокращают трансакционные издержки рыночного обмена для обеих сторон соглашения, что может положительно сказываться на уровне цены конечного товара. Однако в ситуации, когда одна из сторон контракта имеет значительно большую рыночную силу, чем другая, на рынке возникают различного типа злоупотребления со стороны доминирующей фирмы.
В обобщенном виде вертикальные ограничения можно разделить на две группы: установление цены перепродажи и формирование условий эксклюзивности. Установление цены перепродажи вводится в отношении различных форм как завышения, так и занижения цен для конечных покупателей. Формирование условий эксклюзивности касается принудительного определения географических рынков, поставщиков и т. д. Указанные ограничения принимают различные формы и часто используются в комбинации друг с другом.
В обоих случаях — вертикальной интеграции и вертикальных ограничивающих контрактов — фактический уровень концентрации на рынке оказывается близким к ситуации монополии. В условиях монополизации рынка даже при отсутствии двойной монопольной надбавки могут устанавливаться цены, значительно превышающие конкурентные. Это будет наиболее вероятным исходом при полном отсутствии конкуренции на любой из стадий производственного процесса.
Международный опыт показывает, что существуют различные способы государственного вмешательства в работу отраслей с высокой степенью вертикальной интеграции — от регулирования географического размещения розничных продавцов автомобильного топлива на рынке до установления розничных цен на бензин. «Прямой государственный контроль розничных цен и входа на рынок и принудительное разделение вертикально-интегрированных предприятий в нефтяной промышленности в настоящее время используются редко» [OECD Competition Policy..., 2010, p. 94]. Несмотря на негативные последствия вертикальной интеграции, вмешательство государства в данный тип рыночных отношений не всегда приводит к улучшению ситуации на рынке. «Наиболее кардинальные меры, предполагающие принудительное разделение вертикально-интегрированных компаний, как правило, становятся причиной роста цен на розничном рынке». Это может произойти в результате как введения двойной монопольной надбавки, так и реализации рыночной власти розничных продавцов на локальном географическом рынке.
Негативные последствия вертикальной интеграции в нефтяной промышленности многих стран все же смягчаются за счет конкуренции на розничном рынке автомобильного топлива. При этом эффективное противостояние вертикальноинтегрированным монополистам обеспечивается не столько независимыми розничными продавцами бензина, сколько крупнейшими торговыми розничными сетями, выходящими на рынок бензина и предлагающими своим покупателям услуги АЗС. Равносильные конкуренты способны выдержать хищническое снижение цен на бензин со стороны ВИНК. Вместе с тем появление подобных новичков на рынке бензина приводит к тому, что ВИНК и независимые розничные продавцы бензина начинают предлагать больший спектр товаров и услуг в магазинах собственных АЗС, что усиливает их позиции на непрофильных рынках. Подобные изменения в особенностях конкуренции на розничном рынке способствуют смещению акцента конкурентной борьбы с розничного рынка бензина на оптовый. Таким образом, регулирование внутреннего розничного рынка бензина должно базироваться в первую очередь на изучении особенностей взаимодействия вертикально-интегрированных продавцов оптового рынка и независимых продавцов розничного рынка.
2.4 Влияние вертикальной интеграции на условия конкуренции в нефтяной промышленности России
Заинтересованность российских ВИНК в интеграции независимых АЗС зависит от степени их контроля за установлением цен и получаемых вследствие этого выгод.
В настоящее время в России розничные цены на нефтепродукты не регулируются напрямую государством, однако проводится их постоянный мониторинг Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Результатом проведения контрольных мероприятий стало, в частности, возбуждение после 2007 г. целого ряда антимонопольных дел, в рамках которых доминирующие ВИНК обвинялись как в прямом монопольном завышении цен, так и в изъятии нефтепродуктов с рынка, что также способствовало росту цен на бензин.
Обвинения со стороны ФАС не могут рассматриваться однозначно, что объясняется особенностями структуры рынка в нефтяной промышленности. Например, обвинение ВИНК в установлении монопольно низких цен может оказаться несостоятельным вследствие того, что крупные производители, как правило, более эффективны, чем их небольшие конкуренты. В такой ситуации низкий уровень цены будет отражать уровень средних затрат ВИНК, а не их желание вытеснить конкурентов с рынка. В свою очередь, монопольно высокие цены могут устанавливаться в двух случаях: во-первых, при доминировании независимых розничных операторов на локальном рынке, которое приводит к появлению двойной монопольной надбавки, и тогда роль ВИНК в завышении цен становится неочевидной; во-вторых, в условиях вертикальных ограничивающих соглашений с независимыми АЗС, фиксирующих минимальную стоимость бензина на внутреннем рынке, — здесь позиция обвинения уже более понятна.
При анализе возможных последствий вертикальной интеграции в нефтяной промышленности возникает необходимость поиска ответа на три вопроса:
1) являются ли цены на бензин на самом деле завышенными;
2) возможно ли сокращение цен в случае отказа от вертикальной интеграции;
3) допустимо ли снижение цен на бензин на внутреннем рынке посредством вмешательства государственных регулирующих органов?
Стоимость одного литра бензина на внутреннем рынке в РФ более чем наполовину (51,24 % — до 1 января 2015 г., 55,79 % — после 1 января 2015 г.) складывается из экспортной цены бензина за вычетом пошлины, поэтому значительную роль в формировании цены играет политика оптовых продавцов экспортируемых нефтепродуктов. В этом случае цена сырой нефти и нефтепродуктов для внутреннего рынка устанавливается добывающей компанией независимо от фактора спроса на данное сырье — на первое место выходят проблема загрузки собственных мощностей и цена продажи готового нефтепродукта.
Существует мнение, что в условиях снижения мировых цен на нефть у ВИНК могли появиться стимулы к реализации политики перекрестного субсидирования за счет повышения стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке. Однако данный тезис может быть поставлен под сомнение в силу двух причин. Во-первых, с января 2015 г. вступили в силу новые правила налогообложения в нефтяной промышленности, значительно сократившие рентабельность продаж нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке по сравнению с экспортными операциями. Во- вторых, изучение структуры цены на бензин (табл. 3) показывает, что при столь высокой доле налогов (65 %) даже незначительное повышение цены бензина на розничном рынке должно быть связано (при неизменности прочих факторов) со значительными манипуляциями со стороны оптовых и розничных продавцов.
Таблица 3. Структура цены бензина в США и РФ, 2014 г., %
Составляющая цены |
Доля составляющей в США |
Доля составляющей в РФ |
Сырая нефть |
64 |
7 |
Переработка |
14 |
10 |
Налоги |
12 |
65 |
Транспортировка и продажа бензина |
10 |
18 |
Еще до введения налогового маневра в разных субъектах РФ в 2014 г. наблюдались разные темпы прироста цен на бензин марки АИ-92. Можно предположить, что они были связаны с ценовой политикой продавцов оптового или розничного рынка. Так, самые высокие темпы прироста, по данным на конец ноября относительно цен конца января 2014 г. (22,31 %), были в Тыве, а самые низкие за тот же период времени — в Чукотском АО (4,06 %) и Камчатском АО (1,51 %). Рост цен на бензин марки АИ-92 более чем на 20 % был зафиксирован в восьми субъектах Федерации (включая Тыву). Прирост цен ниже официально зарегистрированного в РФ уровня инфляции (11,36 %, по данным Госкомстата) — в 35 регионах.
Столь значительная разница в темпах прироста цен на бензин еще больше затрудняет возможность соотнесения существующих цен на бензин с конкурентным уровнем. Внутрикорпоративные продажи углеводородов, осуществляемые ВИНК, не дают регулятору возможности получить достоверные данные о стоимости бензина, обусловленной потребностями рынка. Поэтому дальнейшие выводы, сделанные в данной работе, будут основываться на предположении о необходимости сокращения информационной асимметрии в отношениях между нефтеперерабатывающими заводами, оптовыми продавцами бензина и розничными сетями.
2.5 Приближение цен на бензин к конкурентному уровню в условиях вертикальной интеграции
Проблема установления цен, приближенных к конкурентному уровню, исходит из взаимоотношений между независимыми розничными продавцами бензина и ВИНК. До недавнего времени фактически отсутствовали единые правила формирования цены при заключении договоров купли-продажи между подконтрольными ВИНК нефтеперерабатывающими заводами и независимыми АЗС. Это формировало дополнительные стимулы к созданию вертикальных ограничений в отношении последних.
В декабре 2014 г. в Минэнерго обсуждались возможные изменения в условиях поставки топлива от ВИНК на АЗС. В том числе рассматривались следующие способы определения цены:
- на основании средневзвешенной биржевой цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже за пять рабочих дней с учетом затрат на транспортировку и хранение на нефтяной базе и фиксированной маржи для мелкого опта;
- на основании отпускной цены нефтеперерабатывающего завода на дату поставки с учетом тех же затрат, что и в первом случае, за исключением того, что маржу предлагается пересматривать дважды в неделю;
- на основании средних цен на топливо на АЗС компании-продавца в регионе за вычетом дифференциала (фиксированного в рублях за тонну).
Независимым АЗС предлагается заключать долгосрочные контракты на условиях как 100 %-й предоплаты, так и товарного кредитования — отсроченным платежом. Однако в последнем случае независимые покупатели автомобильного топлива должны брать на себя обязательства по покупке фиксированного объема — контракты типа «бери или плати». Такие контракты на поставку нефтепродуктов в полной мере отражают доминирование ВИНК в отношениях с независимыми АЗС[1].