Файл: конфессиональное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.06.2020

Просмотров: 488

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аркашастры – еще один источник права. Считается, что впервые она была создана при одном из царей династии Маурьев (центральная северная Индия) – философско – политический трактат о гос власти. Раз это трактат о власти, то он неизбежно задевает вопросы права, использует орудия права и т.д. Аркашастра – это единственный источник индусского права, в котором право основывается не на воле божеств, на 2 постулатах: общественная польза и частная выгода, то есть то, что полезно всем и выгодно отдельным лицам. И такое понимание права оказалось очень близко английским колонизаторам. Колонизаторы думали, что открыли ключ к пониманию индусского права, но оказалось все не так, потому что:

1. аркашастра оказалась неизвестна большинству индусов;

Аркашастра – текст, адресованный только царям – махараджам, султанам и прочим правителям, то есть простому человеку, не рожденному в царской семье, аркашастру знать не надо. Вот почему здесь польза и выгода в основе всего: дело в том, что с точки зрения индуизма – цари – это не случайные люди, а заранее богом определенные, то есть орудие в руках божества – это не его личное субъективное мнение, а отражение воли божеств (марионетка в руках богов, ничего не совершает сам, а управляется богами). Только царь обладает относительной свободой воли, поскольку он марионетка в руках божества.

Обычай – последний источник права. В индусском праве в древности и сегодня обычай играет очень большую роль. Ученые индологи считают, что в современном праве индусом только 40% записано, а 60% - в форме обычая. Почему? Если индусское право существует так давно, то почем за все это время оно не преобразовало все это в позитивное право, что помешало?

  1. кастовое многообразие и каждая из этих каст имеет свои собственные правила, свести их к общему знаменателю не представляется возможным, тем более они возникаю и исчезают;

  2. малограмотность индусского населения, даже в наше время по данным ЮНЕСКО каждый 3 индус неграмотный; в таком обществе только обычай может играть роль регулятора;

Поэтому обычай играет огромную роль, обычай очень многообразен, в каждой деревне, семье, касте, могут быть свои обычаи для индивидуальной группы. Когда впервые англичане столкнулись с обычаем, они попытались ввести этот обычай в систему права. Чтобы отличать обычай авторитетный от не авторитетного, они применили английский способ, то есть у них используется только древний обычай, если все ныне живущие помнят, что этот обычай был при них всегда, но истоков его не помнят, то он признается древним обычаем и используется в суде. Такую же схему англичане пытались внедрить в Индию и очень ошиблись, поскольку авторитет в Индии зависит от того, кто этого обычая придерживается, какие касты, а не по времени возникновения. Тем авторитетней обычай, чем более высокие касты его исполняют, индусы так и говорят обычай – это поведение добродетельных людей. Если, например, есть противоречия между обычаями браминов и низших каст, то применяются обычаи браминов.


Современные источники индусского права:

В начале 19 века в эпоху расцвета английского владычества в Индии, англичане пытались осовременить индусское право, довести до понятных европейцам стандартов. Но англичане понимали, что вытеснить или подменить индусское право иным – не удастся, значит нужно адаптировать действующее индусское право. С 1 стороны – право должно быть понятно английским судьям, по форме – хотели, чтоб отказалось от самых архаичных обрядов и традиций. Основная цель – модернизация индусского права. Происходило это так:

1) англичане принимали специальные законы, отменявшие или ограничивающие отдельные наиболее неприемлемые правовые институты, так, например, под страхом уголовного наказания запретили склонение малолетних к заключению брака; под страхом уголовного наказания был запрещен обряд сати (самосожжение вдов) – не самих вдов, а родственников, которые склоняли ее к этому; английское законодательство пыталось установить предельных возраст заключения брака, это невозможно, поскольку никакой орган не регистрирует заключение брака в Индии;

Все эти попытки, конечно, меняли индусское право, но не изменяли его полностью. Англичане понимали при этом, что им для адекватного понимания права в судах, необходимо еще его изучать, поэтому с 30 годов 19 века все английские судьи и сотрудники администрации вице-короля Индии обязаны были изучать индусское право. Это изучение оказалось сложным делом, англичане сразу запутались в источниках индусского права – их было очень много и английские судьи не могли понять их; в этой обстановке встал вопрос как применять это право в судах, если они не могут охватить его целиком, тогда английская администрация решила привлечь бандитов (представители высших каст, имеющие хорошее религиозное образование, которые считались знатоками индусского права – были полуофициальными советниками судьи, поскольку их консультации не имели для судьи обязательного значения, но так как судья часто плохо разбирался в хитростях индусского права, то с своем решении он часто полагался на мнение бандитов), а учитывая, что английское право – это право прецедентное, то очень быстро мнения бандитов были закреплены в качестве прецедентов, которые использовались другими колониальными судами. Источником индусского права стал прецедент. Желательно, чтобы у бандита было образование не только в Индии, но и полученное в Англии. Среди бандитов было множество людей, которые считали английскую колонизацию неприемлемой для Индии, поэтому они использовали свой статус, чтобы подорвать репутацию англичан, а суды тиражировали такие решения, тем самым усугубляя недовольством жителей Индии. К британским прецедентам в индусском праве следует относиться осторожно, поскольку многие из них закрепили неверное толкование индусского права. В конце концов индусы, увидев, что колониальные суды действуют не с духом индусского права, стали отворачиваться от данных судов, англичане увидели, как возродился кастовый суд (панчаят). Англичане считали, что данный суд исчез много лет назад, а в 19 веке индусы, увидев, как несправедлив британский суд, они взяли и сами возродили данный суд, не спрашивая на то разрешения. Это был суд общины (обычно сельской), в котором вышестоящие касты судили представителей нижестоящих каст. (Если в 1 общине обитает 3 разных касты, то та из них, которая выше всех – будет судебной инстанцией). Они в основном рассматривали имущественные дела, брачно-семейные и касательно мелких правонарушений. Англичане вынуждены были признать, что решения панчаятов есть тоже источник индусского права. В принципе панчаят оставался сугубо местным органом суда и следовательно учитывал только свои местные решения.


Источники индусского права периода независимости Индии.

В 1947 году Индия приобрела независимость. Среди прочих задач Индийское государство будет решать задачу кодификации индусского права. За время британского владычества индусское право «ушло в народ», то есть оторвалось от официальных источников правосудия, а это очень беспокоило государство, что ¾ населения Индии живут фактически вне писаного закона, по каким-то своим правилам, в общем привести все это в какую-то систему невозможно, это вызывало беспокойство, поэтому сразу же было заявлено о необходимости сведения индусского права в новые своды и кодексы. С первых же дней независимости парламент начал свою работу, которая оказалась очень сложной. Нужно было все это вывести на уровень права 20 века, эта работа привела к принятию 4 законов, которые вместе и составляют индусский кодекс.

1 закон был принят парламент в 1955 году – закон о браке индусов. 3 последующих закона в 1956 году: закон о наследственных правах, акт о несовершеннолетних детях и опеки индусов, об усыновлении и содержании индусов (усыновление возможно в любом возрасте). На этом работа над индусским кодексом остановилась, хотели принять еще законы – о формах собственности, о сделках – гражданско-правового характера, но оказалось, что ее сложнее всего кодифицировать. Новых законов до сих пор не появилось. В той части, где право кодифицировано, действует оно, где оно не кодифицировано – действуют древние источники права, поэтому на сегодняшний день индусское право представляет собой пеструю картину.

Как соотносится индусское право и право республики Индия?

Индусы исходят из мысли, что примерно 85% Индии – это верующие индусы. Индусами признаются все граждане Индии, за исключением мусульман, христиан и парсов. Таким образом, такая формулировка дает сразу несколько моментом толкования: в Индии нет атеистов, индусский кодекс распространяется даже на индуистов, живущих вне территории Индии (об этом заявлено в самом кодексе) – в судах Шри – Ланки, Мьянмы, Малайзии и некоторых др. стран, даже в странах западной Африки, где благодаря англичанам появились еще в 19 веке огромные колонии индусов.


Содержание индусского права.

Индусское право регулирует только частно – правовые отношения, публичные отношения индусским правом не регулируются, следовательно, уголовное право и т.д. не могут присутствовать в нормах индусского права. Сами индусы говорят, что это право личного статуса индусов. Из чего же складывается этот личный статус индуса? Современное индусское право складывает его из 3 элементов: варна, каста и внутрикастовый статус. 4 основных варны (брахманы, кшатрии, вайши, шудры) , которые сформировались еще в древности – наверное, они были связаны с родом занятий, сегодня они связаны с местом человека на иерархической лестнице. Сегодня такой жесткой сегрегации нет, поскольку данное разделение очень древнее и стерлось, поэтому варновое деление – некоторая фикция, только в храме можно увидеть это деление, это можно увидеть в некоторых бытовых церемониях.


Касты – это более дробное социальное деление, в последний раз касты переписывались в Индии в начале 20 века, в тот момент государство зарегистрировалось около 11 тыс. каст. В современное Индии действует закон, запрещающий государству интересоваться кастовой принадлежностью граждан, во избежание кастовой дискриминации, но это не значит, что сами граждане не знают своей кастовой принадлежности, и им никто не запрещает узнавать о кастовой принадлежности друг друга. Как же может возникнуть каста? (несколько вариантов на сегодняшний день):

  1. это культурно – языковое обособление, то есть кастой себя может объявить некая малая народность, имеющая особенности языка и отличительные особенности в культуре и быту, а учитывая, что Индия очень многонациональная страна, то каждая такая народность уже может позиционировать себя как каста;

  2. профессиональный способ – кастой может объявить себя группа лиц, занимающихся одной профессией в одной местности, по сути это означает монополизацию профессии; очень часто такие касты столетиями держит одно и то же дело;

  3. признание другими кастами – этот способ весьма непрост в Индии может происходить такая ситуация, когда некоторая группа людей живет в окружении других каст, но сама себя как каста не идентифицирует (жители какой-нибудь деревни, например) – в конце концов, эти соседи могут этих не определившихся признать как касту; при этом воля самих лиц, которых признают кастой, не обязательна;

  4. судебное признание кастового статуса – такие случае редко, но случаются; например, исторически уличные актеры всегда в Индии еще с древних времен относились к внекастовой категории неприкасаемых, но эти люди добровольно в течение нескольких столетий перенимали повадки касты (шудры), но воспринимали их все равно как внекастовых, поэтому они начали обращаться в суды, которые признавали, что данные лица воспроизводят некий кастовый стереотип поведения, поэтому они вполне достойны выйти из числа неприкасаемых и быть одной из касты варны шудров;

Внутрикастовый статус

Внутри каждой касты так же существует своя лестница, по которой можно либо подняться вверх, либо опуститься вниз, в зависимости от того, насколько четко ты исполняешь предписания касты. В повседневной жизни этот статус можно наблюдать во время каких-либо церемоний, когда каждый занимает место, согласно своему статусу. Подниматься по этой лестнице можно следующим образом:

  1. совершая поступки, предписанные кастовыми правилами (например, человек, вступивший в брак всегда будет выше холостого; человек, имеющий детей – выше человека бездетного; человек, совершивший паломничество к местам индуизма выше того, кто такого паломничества не совершал, человек, строго соблюдающий ограничения в пище выше того, который не ограничивается вегетарианством) и соответственно отказываясь от каких – либо обязательств – он спускается вниз; совершение поступков, осуждаемых моралью и религией – всегда ведет к падению по этой лестнице;


Как же касты соотносятся друг с другом?

Касты делятся по степени открытости: эндогамные и экзогамные. Эндогамные – касты, в которых люди общаются только с представителями своей касты, в широком смысле – вступают в брак, заключают сделки, проводят религиозные церемонии и т.д. Экзогамные касты открыты для общения, но далеко не со всеми, существует перечень каст, открытых для общения – в хозяйственном смысле, в брачном смысле – каждый знает, какие именно касты не запрещены для содействия. Никому никогда в голову не приходило установить отношении я всех каст со всеми кастами, это было бы и географически невозможно, поскольку в основном живут в сельской местности, то есть всех им не увидеть, этот круг заранее не известен. Считается, чем ниже каста в лестнице, тем более она экзогамна.


Институты индийского права:

  1. ИНСТИТУТ БРАКА.

Брак считается одной из главных обязанностей для индусов, а для шудр – это единственная религиозная обязанность, для остальных варн – это не единственная обязанность, поэтому вопрос о браке возникает сразу же после рождения ребенка. Согласно индусскому праву поиски брачного партнера возлагаются на отца невесты. В большинстве общин есть такие своеобразные общественные деятели (ученые называют их брачные опекуны), обычно это пожилой высокопоставленный представитель касты (той же, из которой невеста), который помогает отцу невесты определиться, где именно ему искать женихов, поскольку отец может и не разбираться в кастовых хитростях, таким образом, возможный супруг для дочери ищется в определенном круге. После того, как жених найден, совершается устный брачных договор, суть которого: 1) семьи договариваются о размере приданого, который выплачивает семья невесты жениху; размер приданого может розниться, дело в том, что это компенсация за то, что берет невесту более низкого статуса, чем больше разница – тем больше приданое; иной ситуации не может быть, то есть невеста всегда должна быть ниже по статусу, в крайнем случае их статус может быть равен;

После устного договора устанавливается дата совершения брачного обряда, обычно она надолго не откладывается. Дело в том, что индусское право исходит из мысли, что, если жених и невеста найдены, если его не закрепить, то в следующий раз жених для невесты может быть не найден вообще, поэтому семья невесты, несмотря на приданое, всегда заинтересована в закреплении жениха. Есть мягкая форма, что, например, выплата приданого в рассрочку, а церемония откладывается на несколько лет. Брахма – это брак по взаимному согласию семей, который отвечает всем кастовым ограничениям и запретам и связан с уплатой приданого, в таком браке состоит 90% индусов; он заключается на неопределенный срок и в этом его особенность, он практически не расторжим, сама брачная церемония проста – до 20 минут церемонию, совершаемую в храме, вся церемония состоит в том, чтобы в присутствии брахмана жених и невеста должны 6 раз обойти жертвенник. Существует еще несколько видов браков.