ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.06.2020
Просмотров: 269
Скачиваний: 6
6. МОДЕЛЬ МОНОПОЛИЗИРОВАННОГО РЫНКА.
Монополизация Рынка - ситуация в экономике, когда один или несколько крупных производителей или продавцов обладают на рынке подавляющим преимуществом в производстве и сбыте определенного ассортимента товаров, что приводит к монополизации цен и установлению диктата на рынке.
Если в собственности некой фирмы оказываются, например, уникальные источники сырья, земли с особыми свойствами и т.п., это автоматически создает предпосылки для монополии. Важно лишь, чтобы производимый с использованием названных природных ресурсов продукт и сам был уникальным и незаменимым. последствия монополии: Во-первых, монополия уничтожает конкуренцию, устанавливая жесткие барьеры для проникновения соперников в монополизированную отрасль. Во-вторых, монополии ограничивают выпуск продукции, устанавливают монопольно высокие цены на готовую продук-цию. В-третьих, при монополиях усиливается неравенство в доходах и снижается жизненный уровень всего населения, в среднем. В-четвертых, монополии не всегда заинтересованы в применении достижений научно-технического прогресса. В-пятых, монополии навязывают партнерам дискриминационные условия договоров, могут изымать товары из обращения, ограничивать или прекращать производство товаров для создания искусственного дефицита. Монополии практикуют предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или замораживании цен. Монополии могут навязывать покупателям принудительный ассортимент в качестве условия реализации товара.
9.
Эффект масштаба, который существует, если долгосрочные средние издержки падают по мере роста объема производства, и определяет минимальный эффективный объем выпуска д{ (рис. 4.1), также может быть серьезным препятствием входа на рынок. При минимально эффективном объеме выпуска средние издержки соответствуют своему минимальному уровню. Отрезок [Яи Я^ соответствует постоянной отдаче от масштаба, когда увеличение объема производства не изменяет издержки на единицу продукции. Графически этот случай представлен горизонтальной кривой долгосрочных средних издержек. Для уровня производства, превышающего q2, средние издержки увеличиваются по мере рос-
та объема производства, что соответствует отрицательной отдаче от масштаба.
Предположим, что условия на рынках капитала таковы, что новые фирмы могут занять достаточный объем финансовых средств, чтобы финансировать вход на рынок, пока он является прибыльным. Также допустим, что все фирмы имеют доступ к соответствующей (необходимой) технологии. При таких предпосылках эффект масштаба действует как барьер входа, если в отрасли остался неудовлетворенный спрос в количестве, равном объему производства только небольшого числа фирм, каждая из которых выпускает достаточный для минимизации средних издержек объем продукции.
Если каждая фирма имеет кривую долгосрочных средних издержек, аналогичную изображенной на рис. 4.1, то она должна выпускать и продавать, по крайней мере, продукцию в объеме qv т.е. на уровне МЭВ, чтобы уровень ее производства соответствовал минимуму возможных издержек. Количество фирм, производящих на уровне МЭВ, которое может существовать в отрасли, зависит от рыночной кривой спроса.
Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме:
• снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость;
• затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;
• в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;
• с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений, и т. п.
11. Модель Курно.
КУРНО МОДЕЛЬ ДУОПОЛИИ [Сournot duopoly model] — простая модель олигополии (на примере ее частного случая — дуополии), где фирмы конкурируют друг с другом, производя однородный товар и зная общую кривую рыночного спроса.
Обе фирмы должны решить, сколько продукции выпускать, и обе принимают свои решения в одно и то же время. Конечная цена зависит от совокупного объема производства обеих фирм. Главная особенность модели: каждая фирма принимает решения, считая объем выпуска своих конкурентов (конкурента в случае дуополии) постоянным в течение заданного периода (рис. Д. 6 к ст. “Дуополия”).
Равновесие Курно [Cournot equilibrium] — некооперативное равновесие: каждая фирма принимает решения, которые дают ей наибольшие прибыли при данных действиях своих конкурентов. График, отражающий объемы производства фирмы в зависимости от предполагаемых объемов производства ее конкурентов, называется кривой реакции. Равновесный уровень объема производства находится на пересечении кривых реакции обеих фирм. В теории игр такая ситуация называется равновесием Нэша (см. Нэша равновесие). В конечном счете прибыли, получаемые каждой фирмой, выше, чем если бы они были при идеальной конкуренции, но они ниже, чем если бы фирмы договорились друг с другом (см. рис. Д. 6). Но подобные договоренности обычно осуждаются и, кроме того, фирмы могут не верить друг другу: если контрагент в нарушение договоренности снизит цену по сравнению с условленной, то он увеличит сбыт и одержит победу в конкуренции.
В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма У выходит на рынок и отнимает у фирмы У часть потребительского спроса, последняя «сдается», вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма Х может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму У на рынок. Такие действия фирмы не охватываются моделью Курно.
«Ценовая война» снижает прибыли обеих сторон. Поскольку решения одной из них влияют на решения другой, существуют основания договориться о фиксации цен, разделе рынка с целью ограничения конкуренции и обеспечения высоких прибылей. Поскольку всякого рода сговоры подпадают под антимонопольное законодательство и преследуются государством, фирмы в условиях олигополии предпочитают от них отказываться.
Так как ценовая конкуренция не выгодна никому, каждая фирма была бы готова держать более высокую цену при условии, что ее конкурент поступит аналогичным образом. Даже если изменится спрос, или сократятся издержки, или произойдут еще какие-то события, позволяющие снизить цену без ущерба для прибыли, фирма не сделает этого из опасения, что конкуренты воспримут подобный шаг как начало ценовой войны. Повышение цен также не привлекательно, так как конкуренты могут и не последовать примеру фирмы.
Остановимся кратко на модели Бертрана с дифференцированным продуктом. Предположим, в отрасли действуют две фирмы, выпускающие два товара — близкие заменители. Как показывает вариант модели дуополии Бертрана, ценовая конкуренция производителей дифференцированной продукции в условиях наличия барьеров входа ведет к получению положительной экономической прибыли в течение длительного времени. В этом заключается эффективность такой модели рынка для производителей.