Файл: lection_2 исходный турпродукт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 3085

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Курортно-оздоровительный и лечебно-оздоровительный туризм

Не совсем удачное название (за неимением более подходящего) скрывает за собой разновидность туров, становщихся все более популярными. Их проще охарактеризовать лозунгом “Вырвись из будней”. Самыми распространенными развлекательными турами являются «туры на выходные» (week-end tour). Суть их в том, что резкая смена окружающей обстановки, пусть даже на непродолжительное время, дает мощный заряд энергии и хорошо восстанавливает силы. Основная их цель, естественно, развлечение во время туристской поездки. Экскурсии, как правило, предоставляются по минимуму. Больше внимания уделено вечерним мероприятиям развлекательного характера. К этим же турам можно отнести поездки в качестве болельщиков на соревнования, поедки на различные фестивали, праздники, посвященные каким-либо событиям, явлениям и т. п.Спортивный туризм

Спортсмены-походники далеко не всегда обращаются к услугам профессиональных организаторов путешествий, предпочитая все организовывать самостоятельно. Благодаря этому у нас в стране их часто называют «самодеятельными туристами». В то же время, есть определенный сегмент спортивно-походных туров, организуемых для широкого круга потребителей профессиональными туристскими организациями. Это пешеходные, водные, конные, велосипедные, горные, лыжные, спелео и различные тому подобные туры.

Познавательный экскурсионный туризм

Деловой туризм

Экологический туризм

Специализированный туризм

1.1.3. Туроператоры и турагенты

Формирование турпродукта

Потребление турпродукта

Ситуация усугубляется также тем, что туроператор создает не вообще турпродукт в выбранном виде туризма, а турпродукт определенного качества и, следовательно, определенного ценового диапазона. Это также заметно сужает круг потенциальных потребителей будущего турпродукта.

Кроме финансовых проблем при проведении указанных маркетинговых исследований потребительского рынка, делающих эти исследования неприемлемыми для большинства туроператоров, есть фактор, заметно снижающий достоверность таких исследований в сфере туризма. Если товарами широкого спроса человек пользуется постоянно, он постоянно погружен в тему опроса и, соответственно, полученная от него информация достаточно достоверна, то в более или менее продолжительные путешествия /более семи дней/ он отправляется раз в год, а то и реже. Поэтому к моменту опроса человек может забыть многие важные детали своего путешествия и соображения, которые возникли у него во время путешествия, и, следовательно, достоверность полученных данных будет низкой.

Все сказанное объясняет, почему, по крайней мере, в российском турбизнесе туроператоры не применяют указанные выше и рекомендуемые во многих учебниках методы выявления туристских потребностей для создания нового для себя турпродукта в выбранном виде туризма.

В то же время, описанная выше схема создания турпродукта игнорирует существование уже разработанных и представленных на рынке турпродуктов и, в том числе, тех, которые пользуются высоким спросом. А ведь именно один из таких турпродуктов – будем называть его исходным турпродуктом – может стать не только образцом для копирования, но и простым, дешевым и надежным инструментом для выявления тех самых потребностей и предпочтений потребителей, зная которые туроператор может создавать собственный турпродукт, который по различным параметрам может существенно отличаться от исходного и при этом с большой вероятностью будет пользоваться таким же высоким спросом, как и исходный продукт. А понимание того, как устранить недостатки исходного продукта, как придать создаваемому продукту новые свойства, элементы оригинальности и, как следствие, конкурентные преимущества по отношению к исходному продукту, поможет сделать новый турпродукт даже более востребованным, чем исходный.

На практике опорой на уже имеющийся чужой турпродукт при создании своего пользуется большинство операторов. Но это уже другая технологическая схема, которая решает более широкий круг задач, и которая в отечественной литературе пока не рассматривалась. Рассмотрению этой схемы, а также другим вопросам создания массового турпродукта и посвящены данные лекции.

Туристские потребности потенциальных потребителей и в этой схеме являются опорой для туроператора при создании турпродукта. Но в отличие от многих существующих учебников, здесь описывается совершенно другой механизм выявления указанных потребностей, основанный на изучении свойств так называемого исходного турпродукта. Детальное выявление свойств исходного турпродукта позволяет выявить те потребности и предпочтения потребителей, которые этот турпродукт удовлетворяет.


Такой подход значительно проще, дешевле и точнее, чем классические маркетинговые методы типа опроса или анкетирования.

Необходимо подчеркнуть, что опора на исходный турпродукт не исключает и варианта копирования этого продукта. Многие туроператоры действительно ограничиваются простым копированием, стараясь максимально сохранить в новом турпродукте все свойства исходного продукта. Это значительно снижает финансовый риск реализации такого турпродукта, поскольку он по всем основным характеристикам похож на исходный, высоко востребованный продукт, но, одновременно, ставит туроператора в положение вечно догоняющего.

Если же туроператор использует исходный турпродукт как инструмент для выявления искомых потребностей, это позволяет ему «забыть» исходный турпродукт и думать о создании нового турпродукта, максимально полно удовлетворяющего выявленные основные потребности потребителя и, кроме того, обеспечивающего туроператору приемлемую прибыльность. Это может быть иной по составу услуг, по дестинации, а иногда и по целям турпродукт. Такой путь – для сильного туроператора, думающего о будущем и работающего на опережение, использующего исходный турпродукт только для выявления его привлекательных составляющмх и преимуществ, для определения потребностей и предпочтений потребителей этого продукта, которых он надеется сделать потребителями и своего будущего продукта.

В лекциях сделана попытка обобщить накопленный опыт создания массового турпродукта, выявить принципы и правила, следование которым поможет туроператору создавать турпродукт, привлекательный для потребителя и выгодный для самого туроператора. Рассмотрены вопросы проектирования и формирования массового, то есть пакетного турпродукта на основе указанного подхода: новый для себя турпродукт туоператор создает, опираясь на некий уже созданный кем-то турпродукт.




Глава 1

ВЫБОР ВИДА ТУРПРОДУКТА ДЛЯ ПРОЕКТИРОВНИЯ


Прежде, чем перейти к рассмотрению вопросов, непосредственно связанных с разработкой и созданием турпродукта, следует хотя бы кратко охарактеризовать сегодняшнее состояние туристического бизнеса в России, проанализировать пути его развития в предшествующие годы и попытаться выявить тенденции происходящих изменений.

Не отвергая успехов и достижений туризма советского периода, когда эта отрасль жестко контролировалась государством/ до 1991 года/, осмелимся утверждать, что истинное развитий этой сферы услуг началось с “открытием железного занавеса”. К этому времени, т.е. к началу 1990-х годов, туризм развитых стран Запада имел не только многолетнюю историю, но и сложился как самостоятельная отрасль экономики, а в некоторых странах превратился в одну из наиболее доходных для страны отраслей народного хозяйства.


Российским же туроператорам – первым предпринимателям в туристской отрасли - выпала доля первопроходцев. Все было ново, неопробовано, рисковано. Требования налоговых органов временами менялись ежеквартально. Советские законы практически уже не действовали, а новых еще не было, либо они были настолько несовершенными, что позволяли различное толкование. Работать приходилось в условиях гиперинфляции начала 90-х и периодических банковских кризисов. Было необходимо преодолевать барьеры не только въезных виз (как и сегодня), но и выездных виз. Туроператоры делали первые шаги в общении и заключении контрактов с зарубежными партнерами.

Но за прошедшие годы российский турбизнес, опираясь в основном на здравый смысл, присущий предпринимательству, и на опыт зарубежных партнеров, прошел такой путь, на который его “западным” предшественникам понадобились десятилетия. В принципе, ту же картину мы видим в других сферах российской экономики и жизни в целом. Нам дана уникальная возможность двигаться оптимальным путем, опираясь на опыт наиболее развитых стран и не повторяя чужие ошбки и заблуждения. Используем ли мы эту возможность?

Оценивая сегодняшний уровень развития мировой туриндустрии, можно с полной уверенностью сказать, что в этой сфере почти не осталось “белых пятен”. Первопроходцы – англичане и немцы – давно и уверенно прокладывают пути развития мирового туризма (не случайно, ведущие туроператорские фирмы сегодня дислоцированы именно в этих странах – TUI, Neckermann, DERTOUR, GTA, Wagon Lits, Karlson Tourism). Эти и подобные им фирмы - это, по существу крупные концерны, обладающие огромными финансовыми ресурсами и объединяющие не только мощнейшие агентские сети, но и собственные авиакомпании, средства размещения, передвижения и т. п. Это позволяет им решать глобальные задачи развития туризма в целых регионах. /Обратили немцы внимание на Испанию, как на перспективную туристскую дестинацию, - и бурными темпами стала развиваться отельная приморская база этой страны. Через несколько лет потребовалась альтернатива и активность бизнеса направилась в Италию. Ради будущих туристов засыпали белоснежным песком десятки километров болотистых побережий вокруг Римини. Затем последовали Греция, Турция, Египет, Тайланд. А сегодня ускоренными темпами развивается туриндустрия Вьетнама и Китая. Новые дистинации, новые виды туризма. Все, что, кажется, только может пожелать человек для полноценного отдыха, путешествий и развлечений уже изобретено ведущими поставщиками услуг и туроператорами, но они продолжают придумывать новые, более изысканные и изощренные способы завоевания туристских симпатий. Использование нами чужого опыта не зазорно, - это может помочь внутри России быстрее преодолеть отсталость и неразвитость туристской отрасли.


Естественно, у российских туристов свой менталитет, свои потребности и предпочтения. Их нельзя недооценивать и не учитывать. И профессионализм сегодняшнего российского туроператора может проявиться в первую очередь в умении разумно использовать мировой опыт для развития в России необходимой инфраструктуры, в умении создавать оригинальные и уникальные виды турпродукта и в достижении необходимого уровня обслуживания туристов.


1.1. Турпродукт и его производители


1.1.1. Термины и понятия

Определения терминов и понятий, используемых в разных официальных документах, учебниках, книгах по туризму, нередко существенно отличаются друг от друга не только по форме, но, увы, даже по сути. В силу этого, цитируя некоторые важные для нас определения, приводимые в официальных документах, отметим, - там, где это имеет место, - некорректность этих определений с нашей точки зрения и приведем определения на наш взгляд более корректные, что необходимо для правильного понимания содержания данной книги.

В последней редакции Федерального закона №12-ФЗ от 05.02.2007 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», даются определения важных для нас терминов. Приведем определения, которые на наш взгляд верно отражают суть определяемого термина.

Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреацион-ных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

Туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

Туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
Туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
Туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
Туризм международный - туризм выездной или въездной;
Туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;
Туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно;
Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
Туристская индустрия - совокупность средств размещения, средств передвижения, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
Туроператорская деятельность - деятельность по созданию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);


Заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;
Проектирование туристского продукта – выявление всех компонентов, позволяющих создать турпродукт, и создание определенными методами виртуального турпродукта, позволяющего оценить целесообразность его формирования

Формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в предварительно спроектированный туристский продукт, а также придание турпродукту товарного вида (здесь третьи лица – это средства размещения, предприятия питания, перевозчики, объекты показа, экскурсоводы, развлекательные учреждения и т. п.);
Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);
Реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договоров о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором


Для того чтобы в ресторане можно было предложить посетителю какое-либо блюдо, небходимо иметь и знать технологию его приготовления. Чтобы гостиница могла предложить клиенту услугу размещения, необходимо знать технологию создания этой услуги. Точно также для создания турпродукта надо знать и понимать технологию его создания.

Технология создания турпродукта в выбранном виде туризма – совокупность методов выявления потребностей и предпочтений потребителей в выбранном виде туризма, методов подбора соответствующих услуг и товаров и объединения их в единый комплекс с последующим формированием, то есть реализацией этого комплекса путем заключения договоров с предварительно подобранными поставщиками услуг, а также приданием турпродукту товарного вида.

Экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика;
Экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;
Гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;