Файл: Пироговский съезд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 337

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Подготовленный Минздравсоцразвития РФ законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» является, по сути, законом прямого действия, что автоматически закрывает возможность дальнейшего развития законодательства в сфере охраны здоровья и не способствует современному институциональному строительству. Правильнее было бы подготовить Кодекс об охране здоровья в РФ.

5. Концепция и структура законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не выдерживают никакой критики, они таковы, что по отдельным статьям и разделам «размазывается» его суть. В результате не выделены права граждан на охрану здоровья и ответственные за их реализацию, права на медицинскую помощь и ответственные за их реализацию, соответствующие условия и различного рода обеспечение этих прав. В законопроекте идет речь только о полномочиях органов управления здравоохранением без определения их компетенций и ответственности.

6. В законопроекте отсутствует понятие «врач» и «больной», но есть новеллы «пациент» (лицо, обратившееся в медицинскую организацию за медицинской помощью) и «медицинский работник» (лицо, работающее в медицинской организации). «Медицинская помощь», согласно данным в законе определениям, оказывается медицинским работником в медицинской организации. В этой ситуации врач, находящийся вне медицинского учреждения оказывается вне закона, т.к. действие данного закона на него не распространяется, как и Клятва врача (опять – нет понятия «врач» и четкого определения понятия «медицинская помощь»).

7. Из законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не следует, какая будет кадровая политика в сфере здравоохранения в стране (образование, мотивация, распределение и соотношение по территориям, по специальностям, по уровням оказания медицинской помощи), когда врач станет самостоятельным в своей профессиональной медицинской деятельности и, по примеру других стран, самодостаточным в правовом и экономическом положении. И, вообще, отсутствуют перспективы всего ресурсного обеспечения законопроекта: финансового, материально-технического, кадрового, интеллектуального и информационного.

8. Обязательных стандартов не может быть в медицине в принципе, как не может быть единых стандартов для всех. Однако, законом предусматривается обязательность стандартов, утвержденных Минздравсоцразвития РФ. Эти стандарты носят преимущественно экономический характер и не могут служить доказательной базой для клинической работы врача. Могут быть стандарты федерального уровня - общие требования к объемам (!) помощи, но обязательно должны быть стандарты уровня субъекта Российской Федерации и уровня медицинской организации. Система стандартизации строится от общего к частному, субъектовые и «больничные» стандарты не могут обеспечивать объемы медицинской помощи ниже федеральных требований. Именно на этих уровнях появляется маршрутизация пациентов, указания, кто, где и когда выполняет тот или иной объем помощи, порядок перенаправления пациента. Это новелла не заменяется порядками, которые создает Минздравсоцразвития РФ. Ничего в законопроекте «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не говорится о стандартах на результаты оказания медицинской помощи, клинических рекомендациях, локальных клинических протоколах. Не нашлось места в законопроекте качеству медицинской помощи (оценке, независимой экспертизе, надзору, аудиту, обеспечению и управлению), представлению о роли медсестринского персонала, о школьной и производственной медицине, о взаимодействии с научными медицинскими учреждениями.


9. Существующие стандарты, как и те, которые еще предстоит создать, могут использоваться для прогноза затрат, но не могут являться основанием для оплаты медицинской помощи. Тарифы - это совсем иное дело. Впрочем, в законопроекте все это намеренно подменяется, так что понять связь между стандартом и оплатой медицинской помощи не представляется возможным. Нельзя различить какую помощь будут оказывать бесплатно, а какую - за деньги, так как используются все время разные, не корреспондирующиеся между собой термины, а платная и бесплатная помощь отныне по закону будут оказываться в одном и том же помещении. Игра в слова - это только первое впечатление, а на самом деле за этим стоит открытая комерциализация государственного и муниципального здравоохранения. Даже по данным Минздравсоцразвития РФ между средствами, необходимыми для покрытия затрат по стандарту, и реально планируемыми к отпуску на это средствами разница составляет от 2 до 5 раз. В связи с этим в законопроекте должно быть внятно и понятно для всех обозначено: медицинская помощь будет бесплатной для пациентов (т.к. она уже оплачена за счет налогоплательщиков), что соответствовало бы Конституции РФ, или платной (в каких случаях), при том, что не менее 70% наших граждан не являются платежеспособными. Принцип социальной справедливости (Конституция РФ, статья 7) требует не деления видов медицинской помощи на платные (как бы гарантированные) и бесплатные, а классификации граждан (по примеру других стран) на тех, которые могут или не могут за это платить. Нельзя забывать о том, что в условиях колоссального неравенства в доходах и возможностях людей здравоохранение является практически единственной системой социального выравнивания в обществе при одних и тех же медицинских стандартах.

10. Огромная «дыра» открылась в связи с внесением в стандарт «лекарственных препаратов», а не «лекарственных средств». В результате вместо непатентованных обобщенных названий в стандарты будут заложены торговые наименования. Одновременно тема обеспечения граждан страны основными лекарственными средствами за счет бюджета или ОМС не просматривается вообще.

11. В процессе разработки поправок появилась тема конфликта интересов. Это вообще-то этическая норма, не имеющая отношения к органам управления и законодательному регулированию. Законопроект не создает социальную среду для легальных экономических отношений, закрепляя их в теневом обороте.

12. Тема редких болезней полностью извращена. Никому не нужен список болезней, утвержденных Правительством страны, а нужен список медицинских технологий. Стоимость редких технологий высока и необходим консолидированный бюджет федеральный, чтобы их финансировать. Законопроект предлагает отнести финансирование на бюджет субъекта – а у субъектов таких денег нет и быть не может, т.е. на медицинскую помощь такие больные могут не рассчитывать.


Анализируя законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», видно, что он целиком направлен на абсолютное доминирование чиновников от здравоохранения, так как в нем нет ни врача, ни пациента. Врачи, больные люди оказались "лишними" в конструкции закона.

Следует отметить, что даже созданный при Минздравсоцразвития РФ Совет общественных организаций по защите прав пациентов возглавила, как это ни парадоксально, сама министр Голикова Т.А.

Поступившие при обсуждении законопроекта предложения о создании единой профессиональной медицинской организации, основанной на обязательном членстве, с передачей этой организации большого числа административных процедур – аккредитация больниц, сертификация и лицензирование специалистов и других – представляются Исполкому Пироговского движения перспективными, но преждевременными в рамках рассматриваемого законопроекта, т.к. могут повлечь бюрократизацию профессионального медицинского сообщества. Видимо, для этого потребуется отдельный законопроект "О профессиональной медицинской деятельности в Российской Федерации", о чем подробно говорилось на VII (XXIII) Всероссийском Пироговском съезде врачей в ноябре 2010 г.

Исполком Пироговского движения врачей России считает недопустимым принятие закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в данном варианте, даже с учетом внесенных поправок, замечаний и предложений (значительно превышающих объем самого законопроекта, что свидетельствует о его неполноценности, а также некомпетентности его авторов) поскольку никакой пользы гражданам (пациентам), врачам и другим медицинским работникам, системе здравоохранения в целом он не приносит.

Члены Исполкома Пироговского движения врачей России на протяжении последнего времени неоднократно высказывали в публичных заявлениях, статьях и на круглых столах свое отношение к законопроекту «Основы охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Наши действия носили целенаправленный и последовательный характер. Наше профессиональное мнение было поддержано многими политическими партиями. Напротив, давление и прессинг отдельных членов партии «Единая Россия» ощущался вплоть до последних дней весенней сессии Государственной Думы ФС РФ, в том числе - на заседании Общероссийского народного фронта, где члены Исполкома движения озвучили свою гражданскую позицию. И только в начале июля, под влиянием широкой медицинской общественности, партия власти вынужденно согласилась отложить на время принятие скандального и неполноценного законопроекта, по своей концепции, структуре и содержанию не дающего представления о будущем системы охраны здоровья граждан.

Однако, успокаиваться на этом нельзя, так как уже в начале сентября, когда снизится градус напряжения в обществе, Государственная Дума ФС РФ может принять законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», внеся лишь некие косметические изменения и учтя некоторые постатейные поправки. В то же время значение этого законопроекта резко снижается в связи с отсутствием утвержденной Концепции охраны здоровья в Российской Федерации, определяющей перспективы существенного улучшения здоровья в РФ, поскольку именно этот законопроект должен служить законодательной поддержкой упомянутой Концепции.


Таким образом, начинать всю эту работу необходимо с создания Концепции существенного улучшения здоровья в Российской Федерации и вынесения предварительной ее редакции на очередной VIII (XXIV) Всероссийский Пироговский съезд врачей, который состоится в Москве 27-28 октября 2011 г., с дальнейшим всенародным и публичным ее обсуждением.

Исполком Пироговского движения врачей России представит на широкое обсуждение свое видение решения данной проблемы.

Уважаемые коллеги! Вызывает крайнее удивление, что проект закона «О любительской и спортивной рыбалке» перед внесением в Государственную Думу РФ будет подвергнут широкому обсуждению, а законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», жизненно важный для всей страны, прошедший в Государственной Думе первое чтение, постоянно прессинговался со стороны Минздравсоцразвития РФ, при этом в качестве поправок рассматривались лишь предложения, не меняющие структуру и существо законопроекта.

Все изложенное свидетельствует о том, что Минзравсоцразвития РФ не в состоянии подготовить нормальный законопроект в силу слабого понимания проблем и перспектив охраны здоровья в стране. Если же эту миссию взять на себя общественным медицинским организациям, то тогда возникает резонный вопрос - зачем нужен такой Минздравсоцрвазвития РФ в его нынешнем составе? И другое - становится предельно ясным и актуальным решение прошедшего 26-27 ноября 2010 г. VII (XXIII) Всероссийского Пироговского съезда врачей о целесообразности создания при Президенте Российской Федерации «Национального Совета по охране здоровья граждан».

Социальные взрывы стране не нужны, а нужен общественный консенсус, которого нельзя достичь бюрократическим давлением и игнорированием мнения широкой медицинской общественности.


Принято на заседании Бюро Исполкома Пироговского движения врачей России

7 июля 2011 года.


* * *

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

В Исполком Пироговского движения врачей России поступило тревожное письмо из Екатеринбурга от коллектива Уральского института кардиологии о крайне удручающем положении, требующем незамедлительных действий. Разделяя обеспокоенность коллектива института, мы не может занять отстраненную позицию при сложившейся ситуации. В то время, когда прилагаются громадные усилия и финансы для модернизации системы здравоохранения, один из ведущих институтов страны попал в чрезвычайно сложную ситуацию, что, несомненно, скажется на здоровье многих жителей Свердловской области и, в целом, Уральского Федерального округа.

Учитывая колоссальную важность вопроса, Исполнительный комитет Пироговского движения врачей России обратился к руководству Свердловской Областной Думы, руководителям фракций Свердловской Областной Думы, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Свердловской области, в областные СМИ, к лидерам Всероссийских политических партий – «Единой России», «Коммунистической партии Российской Федерации», «Либерально-демократической партии России» и «Справедливой России», а также в Координационный Совет «Общероссийского Народного Фронта» с просьбой объективно рассмотреть сложившуюся ситуацию и помочь институту найти выход из критического положения.


Направление Обращений именно по этим адресам продиктовано тем, что органы исполнительной власти Свердловской области не проявляют должного интереса к данной проблеме и не пытаются помочь институту, а направляемые комиссии лишь усугубляют и без того критическое положение.

Объединенными усилиями врачебное сообщество намерено и готово содействовать в решении непростых проблем, которые существуют в здравоохранении, готово совместно работать над формированием таких решений, которые будут наиболее полно отвечать задачам консолидации общества и мобилизации в преддверии предстоящего выборного цикла мощного гражданского потенциала большой и социально активной части электората - медицинских работников, доверие к которым и влияние которых на сознание населения в России остается самым высоким.

Уральский институт кардиологии

Уважаемый Ашот Григорьевич!
Дела наши очень плохи. Душат и давят изо всех сил. Непонятно по каким причинам администрация Свердловской области защищает непрофессионального министра здравоохранения Свердловской области
Белявского А.Р. Сейчас рассматривается вопрос о проведении модернизации здравоохранения Свердловской области. Этот вопрос Аркадий Романович Белявский тоже провалил. Возможно, сказывается отсутствие опыта, а может просто жесткий непрофессионализм.

Посылаем Вам письмо нашего коллектива и очень рассчитываем на Вашу помощь и поддержку.

Председателю Исполкома Пироговского движения врачей России,президенту Российской медицинской ассоциации, профессору А.Г. Саркисяну.

Уважаемый Ашот Григорьевич!

Мы, сотрудники ГБУЗ СО «Уральский институт кардиологии», просим Вас о помощи. Здравоохранение Свердловской области вообще и Уральский институт кардиологии, в частности, находятся в критической ситуации. С приходом нового Министра Здравоохранения А.Р. Белявского все здравоохранение области лихорадит. Об отсутствии профессионализма в действиях Белявского А.Р. неоднократно информировали как областные, так и федеральные СМИ. С начала 2011 года здравоохранение нашей области переживает кризис с льготными лекарственными препаратами и детскими смесями (из-за несвоевременного проведения тендеров на закупку). Онкогематологические и эндокринологические больные были лишены медицинской помощи из-за непонятных перераспределений коечного фонда. Наконец сейчас под угрозу поставлено здоровье кардиологических пациентов. Нашему институту не выделено необходимых средств для закупа расходных материалов для проведения операций по аортокоронарному шунтированию. Мы написали в Минздрав пять писем с просьбой решить данный вопрос – ответа мы не получили. Мы вынуждены были обратиться с открытым письмом к губернатору Свердловской области Мишарину А.С. с просьбой разобраться в ситуации и решить вопрос о соответствии Министра здравоохранения занимаемой должности. С такими же просьбами к губернатору обратились депутаты Свердловской области, члены общественной палаты Свердловской области, депутаты Екатеринбургской Городской Думы.