Файл: билеты по древнерусской литературе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 272

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Причины возникновения русской литературы : факторы, ускорившие процесс ее становления

-нужды и запросы формирующегося раннефеодального гос-ва у вост. Славян

-появление переводных греческих текстов

-появление письменности

-желание принять единобожную религию

1030-1040-е гг – годы освоения зарубежной литры

1. Своеобразие древнерусской литературы как литературы средневековой

-рукописный характер (вначале было слово, слово было у бога, слово было бог)

-вариативность текста (редакция – если сознательно изменен, вариант – если есть описки, извод – если текст перенесен далеко от места написания, список - копия) текст текуч, непостоянен

-анонимный характер (не знали личностного начала, преобл. Коллективные формы восприятия)

-средневековый историзм – документальность, достоверность литры.(до 16 века литра не знала вымысла)

-прикладной характер (создание произведения – общественный заказ; текст выполнял не литературную функцию)

-религиозный характер (литра того времени связана с христианством)

Художественное своеобразие древнерусской литературы

-нет рифмы

-др. жанры (не знали романа и драмы; зато были летописание, житие и красноречие)

-двуязычие (перемешка старославянского и древнерусского языков даже в одном произведении)

-рукописный хар-р

-про чернила и бересту и пергамен (телячья кожа)

-не книги, а рукописи (почти не употр. Слово «книга»)

-бывают палимпсесты (это когда первоначальный текст рукописи стерт, и написан другой)

- анонимность произведений

3. Особенности жанра летописи

Летописями принято называть «памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Повествование в них велось по годам в хронологической последовательности (рассказ о событиях каждого года начинался словами «в лето:» - отсюда и название «летопись» (Слово «летопись» многозначно: так называется и вид исторического сочинения, имеющий особые внешние признаки («писание по летам») - запись исторических событий ведется по годам - т.е. в хронологической последовательности; и отдельная книга, состоящая из записей такого вида, и часть книги, содержащая годовую сетку. В узком смысле этого слова летописями называются записи современников событий. Соединенные в хронологической последовательности, такие записи и другие исторические сочинения образуют летописный свод . Составитель свода может уже не быть современником событий, о которых идет речь в его сочинении. Специалисты различают также летописные сборники, представляющие иногда механическое соединение в одной рукописи нескольких летописей или сводов , и летописные списки, т.е. рукописные копии с летописи, свода или сборника. Составление летописных сводов было моментом историко-юридическим; летописный свод, рассказывая о прошлом, закреплял какой-то важный этап настоящего. Над составлением летописей трудились по преимуществу официальные лица: служащие княжеские и владычнии, уставщики, псковские посадники, позднее - дьяки. Известно, что от ведения летописи можно было отстранить, и это воспринималось как наказание; летописи никогда не показывались иноземцам. Летописный стиль, который соответствовал литературному этикету 11 - 13 вв., получил название стиль монументального историзма. Основой этого стиля авторы считают стремление древнерусского книжника судить обо всем с точки зрения общего смысла и целей человеческого существования, отсюда - стремление показывать только самое крупное и значительное, с больших пространственных и временных дистанций.


Содержание летописи как жанра составляет преимущественно политическая история страны. Цель летописи - рассказать потомкам о прошлом, об исторических событиях своего времени, на примерах показать, как надо и как не надо поступать.

Формы летописного повествования: погодная запись, летописное сказание, летописный рассказ.

Летопись – светский жанр, жанр-господин. Композиция – ансамблевый хар-р. Первая летопись – ПВЛ.

4. Устные источники ПВЛ

-топографические (предание. Сказания, легенды //завершение сюжета о мести княгини Ольги)

а) связанные с могильниками //сюжет о смерти Аскольда и Дира; предание, пришедшее из устной традиции (про смерть Олега)

б) об основании городов, сёл, урочищ //Переславль – в честь юноши кожемяки; предание об основание Киева

-родовые предания

-дружинная поэзия, пафос любви к родной земле

Информация передавалась из поколения в поколение, из уст в уста, многое сохранилось только благодаря фольклору.

письменная история ПВЛ

Лихачев: «в структуре летописи есть ядро. Сюжеты с одной тематикой, стилем, сюжеты о первоначальном распространении христианства на Руси, сказание о крещении и кончине Ольги, сказание о мучениках-варягах-христианах, макросюжет о крещении руси, об испытании вер кН. Владимиром, о крещении Владимира,сказание о Борисе и Глебе, похвала Ярославу Мудрому» - это древнейшие летописи – прототексты.

ПВЛ была составлена Нестором (монах Киево-Печерского монастыря) в 1112 г, еще при жизни Святополка. Изложение Нестор довел до 1111 г. В 1113 Святополк умер, стал править Вл. Мономах, й политич. Враг Святополка. В 1116 г Сильвестр (Игумен семейного Выдубицкого монастыря) переписал, старыкак было удобно Мономаху. В 1118 г монахи Выдубцкого монастыря , Ипатьевская перепись, 3-я редакция, довели до 1117 г

5. Главные темы и идеи ПВЛ

-история земли Русской, цель – оставить потомкам воспоминания о прошлом, об историч. Событиях того времени

-морально-политическая задача: показать на ряде примеров как надо и как не надо поступать

-восхваление князей (т.к. переписывалась много раз, то разных)

-вопросы философского хар-ра : добро и зло, их происхождение

- как любая летопись, пвл рассказывает о жизни страны, главной целью было просвящение народа. тема - русские князья, их правление , и т.д.

6. Слово о законе и благодати (эпидиктическое красноречие) Иллариона как образец торжественного красноречия

Безупречно с точки зрения требований жанра: стройная композиия, парадная пышность стилистического оформления, ритмический строй речи

Жанры ораторского искусства пришли из Византии в потоке переводной литературы.

Гл тема: равенство ВСЕХ народов в христианстве; ярко выражена патриотическая напр-ть.

Композиция: 1. Наиболее сложная: теософское и историософское рассуждение о двух единобожных религиях законе (иудаизм) и благодати (христианство)


Христианство (по Иллариону) новая, молодая религия, значит, более перспективная, совершенная, Х. основано на любви, не знает избранничества.

2. справка о том, как хрстианство разливалось по всей земле, и до Руси дошло.

3. похвала кагану земли русской – Владимиру

7. «сказание о Борисе и Глебе» как первый опыт оригинального княжеского жития

Ближе всего к мартирию (житие-мученичество): 1. Вступление (беседа автора с читателем), 2. Повествование о подвиге святого и прения о вере.

Анонимный памятник, первое княджеское житие, герои не совсем мученики, тк их не заставляют отрекаться от веры.

В этом житии:

-практически отсутствует вступление

-не соответствуют византийскому канону образы святых бориса и глеба

-их 2, а должен быть 1 гл герой

-много молятся – обяз. Элемент

8. житие Феодосия Печерского как образец русского иноческого жития

Житие –идеализированная биография жизни святого, выполнено по жанровому канону

У Нестора с Феодосием личного контакта не было.- писал с чужих слов.

Открывается вступлением, достаточно пространным, содержащим все стилевые формулы, осн. Часть – рассказ о жизни святого.

Ряд новелл, небольших рассказов, объединенных одним героем – Феодосием.

Есть бытовые элементы (о жизни в монастыре)

Заключение – завершает композицию.

9. Поучение Владимира Мономаха.: жанрово-стилевая структура

Мономах – последний князь, чье княжение совпало с феодальной раздробленностью. Он пустил весь свой авторитет на то, чтоб прекратить междуусобицы.

Поучение написал для своих детей; это духовное завещание всей молодой поросли русских князей

Поучение объединяет три разных по жанру произведения: 1. Собственно поучение 2. Автобиография 3. Письмо к Олегу Святославичу (вероятно, написано в 1096 г). Владимир пишет своему врагу после того, как погиб его сын Изяслав и предлагает примирение.


10. Открытие «Слова О Полку Игореве».

90-е гг 18 века – Мусиным_Пушкиным был приобретен рукописный сборник СоПИ , датированный 16 веком. Текст был написан без пробелов и испортился местами от времени. С этого списка было сделано 2 копии для Екатерины 2 и Мусина_Пушкина. Сообщения о находке были везде: в росс. Журналах (Херасков написал) и в зарубежных (Карамзин). 1800 г – Карамзин и др. осуществили первую публикацию СоПИ неудачно, тк сведений было мало. 1812 г – сгорел рукописный сборник слова, стал формироваться скептический взгляд на существование древнего текста.1818 г – Калайдович обнаружил пергаментный список сборника «апостол», в кот. На посл. Стр. была запись «1307 год был… (цитата из СоПИ)» - значит, был текст СоПИ. Скептич отнош-я развеиваются. 1825г – найдена «Задонщина»(написана не позднее 15 века), ней было много заимствований из СоПИ. 1938 г – фр. ученый-славянист Андре Мазон возродил скепсис. Он заявил, что в конце 18 века была найдена «Задонщина», но ее утаили, чтоб не затмевать славу Екатерина 2. Из «Задонщины» (типа) надергали отрывков и сказали, что это СоПИ

Проблема датировки и авторства СоПИ

Летопись сообщает, что поход состоялся в 1185г. Памятник был написан вскоре после похода (1185-1188), тк в тексте много мелких деталей (//о днях, о сражениях, о ночевке в степи, сражения на фоне грозы, автор помнит, где расположен двор тестя Игоря). окт. 1187 – умер Ярослав Галицкий, тесть Игоря – значит, прозв-е написано при жизни князя. – из половецкого плена бежал сын Игоря, Владимир- написано после побега. Вывод: до октября 1187 года дата вычислена точно

В 30-е гг 20 века Академик Рыбаков – автор – киевлянин Петр Бояславич

В 70-е гг 20 векаАлжай Сулейменов – автор – половчанин (много тюркизмов)

Конец 80-х гг 20 века: автор - Игорь Новгород-Северский

Есть версия, что автор –женщина, русская княгиня.

И.П. Еремин : «Жаль времени и сил, щас мы уже не узнаем, кто автор»

12. Образы русской земли и русских князей в СоПИ

Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве" Древние русские авторы уделяют природе немного внимания и только тогда, когда она тесным образом связана с судьбой действующих лиц повествования, когда она оказывает на них влияние. В древней Руси нет описания бездействующей природы, которая играет прямую, а не косвенную роль. В "Слове..." нет пейзажей, природа введена в события, она участвует в них то ускоряя, то замедляя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами.  В гениальной древней поэме "Слово о полку Игореве" русская земля осознается как нечто единое, как достояние народа, идущего от одного корня, несмотря на усобицы и существование различных княжеств.  Душа автора "Слова", до сих пор, к сожалению, безымянного, нерасторжима с родными просторами и туманами южнорусских холмов и степных раздолий. Природа живет и дышит в "Слове" заодно с человеком, заодно выступает с воинами-русичами, перегородившими "великие поля червлеными щитами". Она радуется вместе с ними победе, печалится при поражении. "О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! - говорится в другом древнерусском памятнике письменности. - Многими красотами дивишь ты - озерами многими, дивишь ты реками и источниками местопочтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьками различными, птицами бесчисленными, городами великими. Образ русской земли - центральный в "Слове о полку Игореве". Героем "Слова" является не какой-либо из князей, а русский народ. К русской земле обращены все лучшие чувства автора.      Автор "Слова о полку Игореве" рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое огромное целое. В действие втянуты огромные географические пространства: половецкая степь, "синее море", Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, а из городов - Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород и многие другие. Вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Образ родины, полной городов, противопоставлен образу пустынной половецкой степи - "стране незнаемой", её холмам, болотам, "грязевым" местам. Русская земля для автора "Слова о полку Игореве" - это, конечно, не только "земля" в собственном смысле слова, не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ, её населяющий. Автор "Слова" говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей; он помнит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; он рассказывает о горе всего русского народа после поражения. Автор "Слова о полку Игореве" рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая "Слово", он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских князей, и русскую историю. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замыслы "Слова": он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к её врагам, он зовет русских людей на её защиту. Любовь к родине водила пером автора этого бессмертного произведения. "Слово о полку Игореве" в наше время звучит как духовное завещание давно ушедшего поколения. Это "золотое слово" учит нас любить свою родину Россию и хранить её единство.