ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2020
Просмотров: 272
Скачиваний: 7
Причины возникновения русской литературы : факторы, ускорившие процесс ее становления
-нужды и запросы формирующегося раннефеодального гос-ва у вост. Славян
-появление переводных греческих текстов
-появление письменности
-желание принять единобожную религию
1030-1040-е гг – годы освоения зарубежной литры
1. Своеобразие древнерусской литературы как литературы средневековой
-рукописный характер (вначале было слово, слово было у бога, слово было бог)
-вариативность текста (редакция – если сознательно изменен, вариант – если есть описки, извод – если текст перенесен далеко от места написания, список - копия) текст текуч, непостоянен
-анонимный характер (не знали личностного начала, преобл. Коллективные формы восприятия)
-средневековый историзм – документальность, достоверность литры.(до 16 века литра не знала вымысла)
-прикладной характер (создание произведения – общественный заказ; текст выполнял не литературную функцию)
-религиозный характер (литра того времени связана с христианством)
Художественное своеобразие древнерусской литературы
-нет рифмы
-др. жанры (не знали романа и драмы; зато были летописание, житие и красноречие)
-двуязычие (перемешка старославянского и древнерусского языков даже в одном произведении)
-рукописный хар-р
-про чернила и бересту и пергамен (телячья кожа)
-не книги, а рукописи (почти не употр. Слово «книга»)
-бывают палимпсесты (это когда первоначальный текст рукописи стерт, и написан другой)
- анонимность произведений
3. Особенности жанра летописи
Летописями принято называть «памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Повествование в них велось по годам в хронологической последовательности (рассказ о событиях каждого года начинался словами «в лето:» - отсюда и название «летопись» (Слово «летопись» многозначно: так называется и вид исторического сочинения, имеющий особые внешние признаки («писание по летам») - запись исторических событий ведется по годам - т.е. в хронологической последовательности; и отдельная книга, состоящая из записей такого вида, и часть книги, содержащая годовую сетку. В узком смысле этого слова летописями называются записи современников событий. Соединенные в хронологической последовательности, такие записи и другие исторические сочинения образуют летописный свод . Составитель свода может уже не быть современником событий, о которых идет речь в его сочинении. Специалисты различают также летописные сборники, представляющие иногда механическое соединение в одной рукописи нескольких летописей или сводов , и летописные списки, т.е. рукописные копии с летописи, свода или сборника. Составление летописных сводов было моментом историко-юридическим; летописный свод, рассказывая о прошлом, закреплял какой-то важный этап настоящего. Над составлением летописей трудились по преимуществу официальные лица: служащие княжеские и владычнии, уставщики, псковские посадники, позднее - дьяки. Известно, что от ведения летописи можно было отстранить, и это воспринималось как наказание; летописи никогда не показывались иноземцам. Летописный стиль, который соответствовал литературному этикету 11 - 13 вв., получил название стиль монументального историзма. Основой этого стиля авторы считают стремление древнерусского книжника судить обо всем с точки зрения общего смысла и целей человеческого существования, отсюда - стремление показывать только самое крупное и значительное, с больших пространственных и временных дистанций.
Содержание летописи как жанра составляет преимущественно политическая история страны. Цель летописи - рассказать потомкам о прошлом, об исторических событиях своего времени, на примерах показать, как надо и как не надо поступать.
Формы летописного повествования: погодная запись, летописное сказание, летописный рассказ.
Летопись – светский жанр, жанр-господин. Композиция – ансамблевый хар-р. Первая летопись – ПВЛ.
4. Устные источники ПВЛ
-топографические (предание. Сказания, легенды //завершение сюжета о мести княгини Ольги)
а) связанные с могильниками //сюжет о смерти Аскольда и Дира; предание, пришедшее из устной традиции (про смерть Олега)
б) об основании городов, сёл, урочищ //Переславль – в честь юноши кожемяки; предание об основание Киева
-родовые предания
-дружинная поэзия, пафос любви к родной земле
Информация передавалась из поколения в поколение, из уст в уста, многое сохранилось только благодаря фольклору.
письменная история ПВЛ
Лихачев: «в структуре летописи есть ядро. Сюжеты с одной тематикой, стилем, сюжеты о первоначальном распространении христианства на Руси, сказание о крещении и кончине Ольги, сказание о мучениках-варягах-христианах, макросюжет о крещении руси, об испытании вер кН. Владимиром, о крещении Владимира,сказание о Борисе и Глебе, похвала Ярославу Мудрому» - это древнейшие летописи – прототексты.
ПВЛ была составлена Нестором (монах Киево-Печерского монастыря) в 1112 г, еще при жизни Святополка. Изложение Нестор довел до 1111 г. В 1113 Святополк умер, стал править Вл. Мономах, й политич. Враг Святополка. В 1116 г Сильвестр (Игумен семейного Выдубицкого монастыря) переписал, старыкак было удобно Мономаху. В 1118 г монахи Выдубцкого монастыря , Ипатьевская перепись, 3-я редакция, довели до 1117 г
5. Главные темы и идеи ПВЛ
-история земли Русской, цель – оставить потомкам воспоминания о прошлом, об историч. Событиях того времени
-морально-политическая задача: показать на ряде примеров как надо и как не надо поступать
-восхваление князей (т.к. переписывалась много раз, то разных)
-вопросы философского хар-ра : добро и зло, их происхождение
- как любая летопись, пвл рассказывает о жизни страны, главной целью было просвящение народа. тема - русские князья, их правление , и т.д.
6. Слово о законе и благодати (эпидиктическое красноречие) Иллариона как образец торжественного красноречия
Безупречно с точки зрения требований жанра: стройная композиия, парадная пышность стилистического оформления, ритмический строй речи
Жанры ораторского искусства пришли из Византии в потоке переводной литературы.
Гл тема: равенство ВСЕХ народов в христианстве; ярко выражена патриотическая напр-ть.
Композиция: 1. Наиболее сложная: теософское и историософское рассуждение о двух единобожных религиях законе (иудаизм) и благодати (христианство)
Христианство (по Иллариону) новая, молодая религия, значит, более перспективная, совершенная, Х. основано на любви, не знает избранничества.
2. справка о том, как хрстианство разливалось по всей земле, и до Руси дошло.
3. похвала кагану земли русской – Владимиру
7. «сказание о Борисе и Глебе» как первый опыт оригинального княжеского жития
Ближе всего к мартирию (житие-мученичество): 1. Вступление (беседа автора с читателем), 2. Повествование о подвиге святого и прения о вере.
Анонимный памятник, первое княджеское житие, герои не совсем мученики, тк их не заставляют отрекаться от веры.
В этом житии:
-практически отсутствует вступление
-не соответствуют византийскому канону образы святых бориса и глеба
-их 2, а должен быть 1 гл герой
-много молятся – обяз. Элемент
8. житие Феодосия Печерского как образец русского иноческого жития
Житие –идеализированная биография жизни святого, выполнено по жанровому канону
У Нестора с Феодосием личного контакта не было.- писал с чужих слов.
Открывается вступлением, достаточно пространным, содержащим все стилевые формулы, осн. Часть – рассказ о жизни святого.
Ряд новелл, небольших рассказов, объединенных одним героем – Феодосием.
Есть бытовые элементы (о жизни в монастыре)
Заключение – завершает композицию.
9. Поучение Владимира Мономаха.: жанрово-стилевая структура
Мономах – последний князь, чье княжение совпало с феодальной раздробленностью. Он пустил весь свой авторитет на то, чтоб прекратить междуусобицы.
Поучение написал для своих детей; это духовное завещание всей молодой поросли русских князей
Поучение объединяет три разных по жанру произведения: 1. Собственно поучение 2. Автобиография 3. Письмо к Олегу Святославичу (вероятно, написано в 1096 г). Владимир пишет своему врагу после того, как погиб его сын Изяслав и предлагает примирение.
10. Открытие «Слова О Полку Игореве».
90-е гг 18 века – Мусиным_Пушкиным был приобретен рукописный сборник СоПИ , датированный 16 веком. Текст был написан без пробелов и испортился местами от времени. С этого списка было сделано 2 копии для Екатерины 2 и Мусина_Пушкина. Сообщения о находке были везде: в росс. Журналах (Херасков написал) и в зарубежных (Карамзин). 1800 г – Карамзин и др. осуществили первую публикацию СоПИ неудачно, тк сведений было мало. 1812 г – сгорел рукописный сборник слова, стал формироваться скептический взгляд на существование древнего текста.1818 г – Калайдович обнаружил пергаментный список сборника «апостол», в кот. На посл. Стр. была запись «1307 год был… (цитата из СоПИ)» - значит, был текст СоПИ. Скептич отнош-я развеиваются. 1825г – найдена «Задонщина»(написана не позднее 15 века), ней было много заимствований из СоПИ. 1938 г – фр. ученый-славянист Андре Мазон возродил скепсис. Он заявил, что в конце 18 века была найдена «Задонщина», но ее утаили, чтоб не затмевать славу Екатерина 2. Из «Задонщины» (типа) надергали отрывков и сказали, что это СоПИ
Проблема датировки и авторства СоПИ
Летопись сообщает, что поход состоялся в 1185г. Памятник был написан вскоре после похода (1185-1188), тк в тексте много мелких деталей (//о днях, о сражениях, о ночевке в степи, сражения на фоне грозы, автор помнит, где расположен двор тестя Игоря). окт. 1187 – умер Ярослав Галицкий, тесть Игоря – значит, прозв-е написано при жизни князя. – из половецкого плена бежал сын Игоря, Владимир- написано после побега. Вывод: до октября 1187 года дата вычислена точно
В 30-е гг 20 века Академик Рыбаков – автор – киевлянин Петр Бояславич
В 70-е гг 20 векаАлжай Сулейменов – автор – половчанин (много тюркизмов)
Конец 80-х гг 20 века: автор - Игорь Новгород-Северский
Есть версия, что автор –женщина, русская княгиня.
И.П. Еремин : «Жаль времени и сил, щас мы уже не узнаем, кто автор»
12. Образы русской земли и русских князей в СоПИ
Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве" Древние русские авторы уделяют природе немного внимания и только тогда, когда она тесным образом связана с судьбой действующих лиц повествования, когда она оказывает на них влияние. В древней Руси нет описания бездействующей природы, которая играет прямую, а не косвенную роль. В "Слове..." нет пейзажей, природа введена в события, она участвует в них то ускоряя, то замедляя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами. В гениальной древней поэме "Слово о полку Игореве" русская земля осознается как нечто единое, как достояние народа, идущего от одного корня, несмотря на усобицы и существование различных княжеств. Душа автора "Слова", до сих пор, к сожалению, безымянного, нерасторжима с родными просторами и туманами южнорусских холмов и степных раздолий. Природа живет и дышит в "Слове" заодно с человеком, заодно выступает с воинами-русичами, перегородившими "великие поля червлеными щитами". Она радуется вместе с ними победе, печалится при поражении. "О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! - говорится в другом древнерусском памятнике письменности. - Многими красотами дивишь ты - озерами многими, дивишь ты реками и источниками местопочтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьками различными, птицами бесчисленными, городами великими. Образ русской земли - центральный в "Слове о полку Игореве". Героем "Слова" является не какой-либо из князей, а русский народ. К русской земле обращены все лучшие чувства автора. Автор "Слова о полку Игореве" рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое огромное целое. В действие втянуты огромные географические пространства: половецкая степь, "синее море", Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, а из городов - Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород и многие другие. Вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Образ родины, полной городов, противопоставлен образу пустынной половецкой степи - "стране незнаемой", её холмам, болотам, "грязевым" местам. Русская земля для автора "Слова о полку Игореве" - это, конечно, не только "земля" в собственном смысле слова, не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ, её населяющий. Автор "Слова" говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей; он помнит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; он рассказывает о горе всего русского народа после поражения. Автор "Слова о полку Игореве" рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая "Слово", он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских князей, и русскую историю. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замыслы "Слова": он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к её врагам, он зовет русских людей на её защиту. Любовь к родине водила пером автора этого бессмертного произведения. "Слово о полку Игореве" в наше время звучит как духовное завещание давно ушедшего поколения. Это "золотое слово" учит нас любить свою родину Россию и хранить её единство.