ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2020
Просмотров: 314
Скачиваний: 3
Трудовое право
По каждой теме должна быть изучена монография.
Рассказать вопрос об истории развития любого из принципов трудового права. (устно или письменно)
…
Федеральные Конститционные Законы.
ФКЗ «о Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ
ФКЗ «о судебной системе в РФ» от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ
ФКЗ «о Конституционном суде» от 24 июля 1994 года №1-ФКЗ
ФКЗ «о чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ
ФКЗ «о военном положении» от 30 января 2002 года №1-ФКЗ
ФКЗ «об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 года №1-ФКЗ
ФКЗ и Конституция — те источники, на основе которых разрабатывается трудовое законодательство.
Трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда — НПА, принимаемые высшими органаи представительной власти в соответствии со специальной процедурой.
Ст.15 КРФ
Виды законов:
-
по юридической силе:
- ФКЗ
- ФЗ
- Законы субъектов
-
по степени обобщенности правовых норм:
- кодифицированные
- некодифицированные (=акты текущего законодательства)
-
по содержанию:
- акты собственно трудового законодательства
- комплексные акты (сключают помимо трудовых норм права содержат нормы права иных отраслей)
-
по направленности воздействия (=по кругу действия):
- общие (закон о социальной защите инвалидов)
- специальные
Трудовой Кодекс РФ (ТКРФ) — важнейший законодательный источник трудового права.
Место ТКРФ в классификации законодательства о труде установлено ст.5 ТК.
14 разделов, 62 главы, 424 статьи.
Федеральные законы о труде
Законодательство субъектов РФ
В соответствии со ст.72 КРФ трудовое законодательство находится в общем ведении РФ и субъектов.
Федеральное трудовое законодательство — совокупность действующих законодательных актов, принятых по предметам исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов уполномоченными федеральными органами, утвержденных российским референдумом, либо принятых правотворческими органами, действовавшими в РФ до принятия Конституции 1993 года, а равно НПА СССР, не противоречащие КРФ.
Региональное законодательство — система действующих законодательных актов, принятых органами государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, а также не противоречащие КРФ законодательные акты, принятые в субъектах РФ до ее введения в действие.
ТК впервые закрепил в ст.6 перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции РФ в сфере трудовых отношений
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Там же к ведению субъектов отведены иные вопросы, не отвеченные к исключительной компетенции РФ, а также вопросы, не урегулированные федеральными законами.
Вопросы, отнесенные к компетенции субъекта РФ предусмотрены ст.35, 119, 144, 145, 216, 226, 240, 252, 274, 313, 327, 353, 412 ТК РФ. В основном компетенция субъектов РФ сводится к регулированию труда работников бюджетной сферы данного субъекта РФ.
Закон АО от 23 июня 2005 года №71-4-ОЗ «о государственной гражданской службе в Архангельской области»
Закон АО от 16 апреля 1998 года №69-12-ОЗ «о муниципальной службе в Архангельской области»
Закон АО от 27 мая 1998 года №74-16-ОЗ «о гарантиях занятости инвалидов»
Закон АО № 238-31-ОЗ «о трудоустройстве молодежи»
Закон АО от 27 мая 1998 года №73-16-ОЗ «о социальном партнерстве в АО»
Собоянин С. «О согласованности федерального и регионального законодательства в РФ» Хозяйство и право. 2007. №1.
Шведов А.Л. «О некоторых проблемах законодательного уровня формализации модели разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти в сфере отношений, регулируюмых трудовым правом» Трудовое Право. 2006. №11.
Иные НПА, содержащие нормы трудового права.
-
указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 18 июля 2005 года №813 «о порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих», от 12 августа 2002 года №885 «об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»)
-
постановление Правительства РФ (от 13 октября 2008 года №749 «об особенностях направления работников в служебные командировки»)
-
нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (Министерство здравоохранения и социального развития РФ: приказ минздравсоразвития № 248-Н об утверждении процессиональных квалификационных граппобщеотраслевых профессий рабочих)
-
НПА органов исполнительной власти субъектов РФ (Указ губернатора АО от 16 июня 2009 года №1-У «о кодексе служебного поведения государственных гажданских служащих архангельской области»; постановление главы администрации АО от 15 декабря 2005 года №2 «об утверждении перечней минимума необходмиых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, расположенных на территории АО»)
-
НПА органов местного самоуправления (Постановление мера города Архангельска от 27 января 2007 года №29 «об утверждении положения о порядке уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений, организаций и ИП, расположенных на территории города Архангельска»; постановление мера Арзангельска от 17 ноября 2006 года №478 «о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно»)
Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
ст.8 ТКРФ.
Букреева Е. «Правовая природа и функции локальных источников трудового права в условиях рыночной экономики». Законодательство и экономика. 2006. №3.
Ершова Е.А. «Нормативные правовые акты работодателя, соредержащие нормы трудового права» Трудовое право. 2009. №1.
Хныкин Г.В. «Локальные нормативные акты трудового права»
Локальный акт — нормативный акт, имеющий общеобязательное применение на территории, не совпадающей с территорией РФ или ее субъекта.
В узком смысле — нормативный акт, принимаемый определенной организацией по правилам принятия нормативных актов, действующих в данной организации субъектами, которые имеют право принимать подобные акты и направленные на урегулирование конкретных правоотношений в рамках принявшей его организации.
Ст.8 ТКРФ закрепляет следующее понятие локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права — это акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в пределах своей компетенции в соотвествии с законами и иными НПА, коллективными договорами, соглашениями.
Локальный акт:
-
внедоговорной источник (акт работодателя)
-
действует на уровне конкретной организации
Назначение локальных источников трудового права.
-
Конкретизация принципиальных положений актов более высокого уровня
-
средство восполнения пробелов трудового права
Особенности:
-
подзаконный характер
-
субъект правотворчества — работодатель
-
акты предназначены только для внутреннего использования в рамках конкретной организации
-
гибкость применения трудового законодатлеьства в условиям производства.
-
Разнообразие локальных источников
-
быстрота реагирования локальных источников на изменения в общественной организации труда
Виды:
-
по способу принятия:
- принимаемые единолично работодателем
- принимаемые работодателем с учетом мнения представительного органа
- локальные акты, принимаемые совместно с актами работника (может быть предусмотрен коллективным договором и соглашением)
- принятие локального источника по согласованию с представительным органом рабоников (может быть предусмотрен коллективным договором и соглашением)
-
по содержанию:
- нормативные
- административне
- дисциплинарные
-
по сфере действия
-
по сроку действия:
- срочные
- бессрочные
-
по форме:
- приказы
- распоряжения
- положения
- инструкции
ст.103, 105, 190, 196, 212, 371
Основания неприменения локальных актов:
-
если ухуджает положение работника
-
если приняты без соблюдения установленного порядка
Нормативно-правовой договор как источник трудового права (ст.9, 10 ТК).
Источники:
-
ФЗ «о международных договорах РФ» от 15 июля 1995 года №101-ФЗ
-
Постановление Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 года №5
-
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателями и Правительством РФ на 2008-2010 от 14 декабря 2007 года.
Нешатаева Т.Н. «Суд и общепризнанные принципы и нормы международного права». Вестник ВАС. 2004. №3.
Архипов В.М. «Процесс имплементации норм международных трудовых стандартов в росийское трудовое законодательство». Законодательство и экономика. 2009. №2.
Договор — соглашение 2+ лиц, направленное на введение в действие, изменение ии прекрашение юридических отношений.
Основанное на равенстве сторон и общности интересов соглашение, содержащее в себе нормы права, направленное на достижение желаемого сторонами результата.
Нормативно-правовой договор, содержащий нормы трудового права - норматино-правовой акт, призваннный на основе соглашения его сторон регулировать конкретные виды трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
Виды:
-
по сфере действия:
- международные
- национальные (ст.9 ТК: соглашения, коллективный договор (ст.40 ТК), индивидуальный трудовой договор (?))
Международный нормативно-правовй договор, содержанщий нормы трудового права.
Виды:
-
Общепризнанные принципы международного права. (Основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо)
-
Общепризнанная норма междунродного права (правило поведения, принимаемое и признаваемое сообществом государств в целом в качестве юридических обязательств)
-
Межднародный договор (понятие в ФЗ о международных договорах: МДРФ — международное соглашение,заключенное РФ с иностранным государством или государствами, с международной организцией, либо с иным образованием, обладающим правом заключать право международные договоры в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования).
Примеры: нормы, закрепленные в уставе ООН: принцип равенства, сотрудничества, добросовестного исполнения обязательств, мирного урегулирования спора, уважения прав человека.
Упразднение всех форм принудительного и обязательного труда, действенное запрещение детского труда, недопущение дискриминации в области труда и занятий.
Основания признания МПД источниками трудового права:
-
являются составной частью правовой системы РФ
-
ст.5 ФЗ о МД
-
ст.10 ТК РФ
Классификация МПД:
-
в зависимости от числа участников:
- многосторонние
- двусторонние
-
в зивисимости от состава участников:
- от имени правительства
- межгосударственные
- межведомственные
-
в зависимости от способа, порядка включения договора в правовую систему РФ
- ратификация
- утверждение
- принятие
- присоединение
- подписание
-
в зависимости от содержания:
- комплексные (всеобщая декларация прав человека, междунароный пакт о социальных и культурных правах, европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, хартия основных прав работников)