ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2020
Просмотров: 1074
Скачиваний: 13
СЗ_Медицинская биохимия_часть 2 – 2017
45
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ (часть 2)
для первичной аккредитации выпускников, завершающих в 2017 году подготовку
по образовательной программе высшего медицинского образования в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом по специальности
«Медицинская биохимия»
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 44 [K003802]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
У ребѐнка 10 лет отмечено повышение температуры до 39 °С, явления ангины,
сильная боль при глотании.
Объективно: миндалины увеличены с выраженным налѐтом, отмечается
увеличение подчелюстных лимфатических узлов. При пальпации печень и селезѐнка
выступают из-под края рѐберной дуги на 12 см.
Лабораторные данные.
Общий анализ крови:
- лейкоциты (WBC) – 20×10
9
/л (3,5–10×10
9
/л),
- эритроциты (RBC) – 4,4×10
12
/л (3,5–5,5×10
12
/л),
- гемоглобин (HGB) – 122 г/л (115–165 г/л),
- тромбоциты (PLT) – 219×10
9
/л (100–400×10
9
/л);
лейкоцитарная формула:
- палочкоядерные нейтрофилы – 5%,
- сегментоядерные нейтрофилы – 6%,
- лимфоциты – 76%,
- моноциты – 8%,
- атипичные мононуклеары – 5%.
Вопросы:
1. Оцените уровень эритроцитов, гемоглобина и тромбоцитов.
2. Оцените содержание лейкоцитов.
3. Дайте анализ лейкоцитарной формулы у данного ребѐнка.
4. На основании каких данных и какой диагноз у ребѐнка можно предположить?
5. Назначьте дополнительные лабораторные исследования, позволяющие поставить
окончательный диагноз.
СЗ_Медицинская биохимия_часть 2 – 2017
46
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 45 [K003912]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
В лабораторию поступил повторно анализ крови пациента, поступившего на
плановое оперативное лечение. Анализ был забран в пробирку с фиолетовой крышкой.
Техник-лаборант, проводя регистрацию анализа, невнимательно проверила кровь на
присутствие возможных сгустков.
При проведении общего анализа крови выявлено:
- эритроциты (RBC) – 3,9×10
12
/л (3,5–5,5×10
12
/л);
- гемоглобин (HGB) – 120 г/л (110–160 г/л),
- гематокрит (HCT) – 42,4% (37,0–54,0%),
- MCV – 87,5 фл (80–100 фл),
- MCH – 31,3 пг (27–34 пг),
- MCHC – 344 г/л (320-360 г/л),
- лейкоциты (WBC) – 4,3×10
9
/л (4–10×10
9
/л),
- тромбоциты (PLT) – 23×10
9
/л (100–300×10
9
/л).
Врач клинической лабораторной диагностики, просматривая результаты, обратила
внимание на очень низкий уровень тромбоцитов. Она сравнила с предыдущим
результатом анализа данного пациента, где показатель тромбоцитов был в пределах
референсных значений 258×10
9
/л. Взяли пробирку с кровью данного пациента и
проверили в автоматическом счѐтчике на наличие сгустка. Проверка выявила наличие
небольшого сгустка.
Вопросы:
1. По каким параметрам необходимо проводить оценку качества доставленной
пробы?
2. Назовите возможные причины образования сгустка в пробе.
3. Опишите правила перемешивания пробы.
4. Какие мероприятия должен провести техник-лаборант в данном случае?
5. Какие мероприятия необходимо провести для предупреждения ошибок на
преаналитическом этапе?
СЗ_Медицинская биохимия_часть 2 – 2017
47
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 46 [K003919]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Женщина в возрасте 29 лет обратилась к врачу-терапевту участковому с жалобами
на повышенную потливость, беспокоившую еѐ в течение последних 3 месяцев,
значительное похудание (она потеряла в весе более 7 кг).
При обследовании пациентки было выявлено диффузное увеличение щитовидной
железы, отмечено учащение пульса (150 уд/мин.), лѐгкий тремор пальцев рук. Признаков
экзофтальма выявлено не было.
При сборе семейного анамнеза было установлено, что ближайшие родственники
пациентки страдают заболеванием щитовидной железы.
При проведении лабораторного обследования было выявлено: содержание Т3 – 4,8
нмоль/л; содержание Т4 – 183 нмоль/л; содержание ТТГ – 0,4 мМЕ/л.
Уровень в сыворотке аутоантител к тиреопероксидазе – 3000 МЕ/мл.
Вопросы:
1. Каково изменение содержания ферментов в сыворотке крови, и как провести
внутрилабораторный контроль качества?
2. Какой уровень аутоантител к тиреопероксидазе выявлен, и о чѐм это
свидетельствует?
3. Какой диагноз можно предположить на основании полученных клинико-
лабораторных данных?
4. Какой дополнительный метод иммунологического исследования нужно внедрить,
и каково его значение?
5. Какие лабораторные тесты следует проводить для контроля качества лечения
данного заболевания?
СЗ_Медицинская биохимия_часть 2 – 2017
48
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 47 [K003921]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Пациент с жалобами на жгущую эпигастральную боль доставлен в больницу, где
ему была проведена гастроскопия с биопсией. Ткань была культивирована на шоколадном
агаре в микроаэрофильных условиях при температуре 37 °С, влажности 98% в течение 5
дней. На 5 день инкубации появились колонии диаметром 0,5–2 мм в виде «капель росы»,
при микроскопическом исследовании обнаружены изогнутые грамотрицательные палочки
в виде «крыла летящей чайки».
Вопросы:
1. Какая бактерия наиболее часто может провоцировать развитие данного
клинического состояния и имеет описанные микробиологические характеристики?
2. Каковы результаты тестов биохимической активности данной бактерии на
выявление оксидазы, каталазы, уреазы и ферментации глюкозы?
3. Развитие каких заболеваний желудочно-кишечного тракта может провоцировать
данный патоген?
4. Какие лабораторные методы можно внедрить и применить при исследовании
биопсийного материала?
5. Какие неинвазивные тесты могут применяться для скрининга?
СЗ_Медицинская биохимия_часть 2 – 2017
49
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 48 [K003934]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
В клинико-диагностической лаборатории внедрили контроль качества при
проведении иммуноферментного анализа при определении анти-ВГС , приобрели
контрольные сыворотки. При проведении ВКК возникла проблема – плохо
воспроизводятся результаты, одни и те же контрольные образцы показывают разные
результаты, большой разброс результатов с контрольными сыворотками и сыворотками
пациентов, не удаѐтся построить контрольную карту.
Вопросы:
1. Перечислите возможные причины, которые могут привести к подобным
результатам.
2. Каким образом будете выявлять возможные причины нарушения на этапах
постановки ИФА?
3. Как будете выявлять возможные причины нарушения условий инкубации на
этапах постановки теста?
4. Как оценить качество работы персонала и выявить нарушения при работе в данной
ситуации?
5. Как можно решить возникшие проблемы в данной ситуации?