ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2020
Просмотров: 4550
Скачиваний: 12
Из всей совокупности регионов 25 характеризуются благоприятными и относительно благоприятными экономико-географическими условиями развития международного туризма. Из них только шесть располагаются в азиатской части России, а почти 2/3 субъектов находятся в европейской части страны и вытянуты в своеобразную цепочку с северо-запада (Калининградская и Ленинградская области) на юго-восток (Республика Башкортостан и Челябинская область).
К группе с недостаточно благоприятными условиями относятся 45 субъектов, то есть чуть более 50%. Они занимают большую часть Сибири и Дальнего Востока, а также располагаются на севере и западе европейской территории страны. В группу с неблагоприятными условиями попадают 18 субъектов, которые «разбросаны» по всей территории России с районами концентрации на северо-востоке страны и юге Сибири.
Комплексный анализ влияния экономико-географических условий и рекреационного потенциала на развитие международного туризма позволяет оценить совокупный туристский потенциал регионов России. Проведенное исследование послужило основанием для введения понятия совокупного туристского потенциала и позволяет сделать заключение, что если для некоторого региона характерны высокий уровень рекреационного потенциала и благоприятные экономико-географические условия, то он обладает наилучшими перспективами развития международного туризма. В регионах с низким уровнем рекреационного потенциала и неблагоприятными экономико-географическими условиями развитие индустрии международного туризма весьма проблематично.
К первой группе, характеризующейся благоприятными условиями для развития международного туризма, а соответственно высоким совокупным туристским потенциалом, относится 21 субъект РФ, из которых лишь Новосибирская и Иркутская области находятся за Уралом. Остальные же регионы располагаются относительно компактными ареалами на северо-западе, центре, юге и юго-востоке европейской территории России.
Во второй группе, характеризующейся относительно благоприятными условиями для развития международного туризма, с соответствующим совокупным туристским потенциалом – 30 регионов. Эта одна из наиболее крупных групп по количеству субъектов. При этом 19 регионов располагаются плотным кольцом вокруг центральных регионов с высоким туристским потенциалом, относящихся к первой группе. Шесть регионов сконцентрированы на юге России и примыкают к Ростовской области и Краснодарскому краю. Остальные регионы рассредоточены вдоль южной границы страны и не всегда соседствуют с регионами первой группы.
К группе, характеризующейся недостаточно благоприятным совокупным влиянием на развитие международного туризма, а соответственно средним совокупным туристским потенциалом, относится всего пять регионов, расположенных на юге европейской территории (Воронежская и Волгоградская области), на юге Западной Сибири (Тюменская область) и на юге и в центре Сибири (Кемеровская область и Красноярский край).
К группе, характеризующейся неблагоприятным совокупным влиянием на развитие международного туризма, а, следовательно, низким совокупным туристским потенциалом, относятся 32 региона. Это самая крупная группа по занимаемой площади (более 60% территории России). Ее регионы единым массивом занимают север, северо-восток, восток и юго-восток страны. Обособленное положение занимают Брянская, Тамбовская, Астраханская области, Чеченская Республика и Республика Калмыкия, Курганская область, Республики Тыва и Хакасия.
Исследование позволило сделать вывод, что высоким и относительно высоким совокупным туристским потенциалом обладает 51 регион России, занимающий почти 40% территории страны. Это в основном староосвоенные рекреационные районы со сложившейся социально-экономической инфраструктурой, обладающие достаточно изученными и освоенными рекреационными ресурсами и разнообразным природным и культурным наследием. С точки зрения общего инвестиционного потенциала они относятся к регионам-«ядрам» или «сателлитам» и оцениваются как крупные и средние «полюса роста» по перспективам экономического развития.
Анализ территориальной дифференциации иностранных туристских потоков в соответствии с совокупным туристским потенциалом позволяет сделать выводы о его реализации и определить перспективы дальнейшего развития международного туризма в субъектах России. Статистика по прибытию иностранных граждан по регионам России на федеральном уровне не ведется. В сложившихся обстоятельствах Госкомстат России в статистическом сборнике «Туризм в России», основываясь на опросе руководителей туристских предприятий, опубликовал данные за 1999 г. о численности принятых туристов, анализ которых определил долю посещения иностранными туристами регионов России в общем числе туристов. На этом основании субъекты России разделены на три группы.
К первой группе субъектов, часто посещаемых иностранцами, с долей иностранных туристов от общего числа туристов более 50%, относятся 20 регионов. Все эти регионы являются периферийными (за исключением г. Москвы) и располагаются вдоль государственной границы страны от Калининградской области до Приморского края (в пределах основной зоны расселения), что способствует в ряде случаев интенсивному приграничному деловому туризму и шопинг-туризму. К данной группе также относятся Москва и Санкт-Петербург, которые традиционно являются лидерами по посещаемости иностранными гражданами.
Во вторую группу субъектов со средней посещаемостью и с долей иностранных туристов от общего их числа 10-50% попадают 18 регионов, которые располагаются как вдоль государственной границы, так и примыкают к регионам первой группы. Часть регионов этой группы, такие как Московская, Ярославская, Владимирская и ряд других областей, являются развитым туристскими районами. К третьей группе субъектов, редко посещаемых, с долей иностранных туристов от общего их числа менее 10%, относятся 44 региона. Они занимают внутреннее географическое положение, и четко выраженных закономерностей в их размещении не прослеживается.
Таким образом, ряд субъектов РФ характеризуется высоким совокупным туристским потенциалом и частой посещаемостью иностранными туристами. Это характерно в первую очередь для гг. Москва и Санкт-Петербург, Ленинградской, Калининградской, Самарской, Новосибирской и Иркутской областей и некоторых других регионов. В этих регионах международный туризм развивается высокими темпами.
Имеются регионы с высоким уровнем совокупного туристского потенциала и невысокой долей посещения иностранными туристами (менее 50%). К ним относятся: Московская, Ярославская, Владимирская, Нижегородская, Белгородская, Ростовская области, Краснодарский край, Республика Татарстан, а также Пермская, Свердловская и Челябинская области. Это не говорит о том, что количество иностранных граждан, принятых и обслуженных в этих регионах, невелико. Как правило, эти регионы характеризуются высокими абсолютными показателями по приему как иностранных, так и отечественных туристов. Перспективы дальнейшего развития международного туризма здесь высоки, особенно принимая во внимание тот факт, что развитие внутреннего туризма способствует развитию международного.
В ряде регионов, обладающих низким уровнем совокупного туристского потенциала, все же наблюдается активное посещение иностранными гражданами, что характерно для Мурманской, Читинской, Сахалинской и Камчатской областей, Республики Карелия, Агинского Бурятского АО, Амурской области, Еврейской АО, Приморского и Хабаровского краев. Анализ специфики этих регионов дает основание утверждать, что поток въезжающих в них иностранных граждан будет и дальше возрастать. Это объясняется, прежде всего, развитием делового туризма, связанного с активизацией торговых отношений и приграничным экономическим сотрудничеством с сопредельными государствами (создание совместных предприятий, шопинг-туризм, упрощение въезда и выезда и т. д.). Развитие делового туризма дает толчок к развитию «чистого» туризма, расширению предлагаемых услуг, развитию туристской инфраструктуры.
Для северных и северо-восточных регионов России свойственно вполне закономерное сочетание низкого уровня совокупного туристского потенциала и низкой посещаемости иностранными гражданами. Это не означает, что развитие здесь международного туризма невозможно, так как в этих регионах имеются уникальные природные и культурно-исторические объекты, которые представляют большой интерес для реализации некоторых видов немассового, но высокодоходного научного и экологического туризма.
Контрольные вопросы
-
Что понимается под туристским потенциалом и туристскими ценностями?
-
Изобразите схематически структуру туристского потенциала территории.
-
Чем объясняется многообразие точек зрения на сущность понятия «туристский потенциал»?
-
Каковы особенности проведения интегральной оценки совокупного туристского потенциала территории?
-
По каким критериям проводится оценка туристского потенциала территории?
-
Рассмотрите одну из методик оценки туристского потенциала территории.
-
Что такое «туристское качество территории»?
-
Каковы особенности оценивания туристского качества территории?
-
В чем преимущества и недостатки методики оценки туристского потенциала, предложенной А. В. Логиновым?
-
Раскройте сущность методики оценки рекреационного потенциала России, предложенной К. В. Кружалиным.
-
В чем преимущества и недостатки методики К. В. Кружалина?
-
Постарайтесь сравнить результаты методики А. В. Логинова с результатами методики К. В. Кружалина. Сделайте соответствующие выводы.
-
Какие еще методики оценки туристского потенциала территорий вы знаете?
Задания для практических занятий
-
Проведите оценку региона своего проживания по методике оценки туристского качества территории или по методике оценки туристско-рекреационного потенциала, предложенной Е. Ю. Колбовским.
-
Оцените современную доступность своего региона как туристского объекта для потенциальных потребителей туристских услуг – семьи среднего достатка из четырех человек (двое взрослых и двое детей), постоянно проживающей в: а) Липецке; б) Чите; в) Кельне (Германия).
Оценка производится на основании балльной шкалы, от «1» (очень низкая доступность) до «5» (очень высокая доступность), где выделяются следующие виды доступности рекреационного объекта:
-
Информационная доступность:
-
наличие полной и разнообразной информации об объекте – широкая циркуляция путеводителей и справочной литературы на разных языках;
-
возможность получения исчерпывающей информации о регионе от туристских операторов и агентств;
-
существование специализированных информационных служб при консульских отделах посольств России в разных странах;
-
существование действующей и регулярно обновляемой информационной страницы региона в Интернете (на разных языках).
-
Формальная доступность:
-
существование однозначной, отлаженной, доступной для потребителя системы получения въездных и транзитных виз;
-
возможность апелляции к вышестоящим инстанциям в случае превышения властями полномочий/нарушения правил паспортного контроля.
-
Транспортная доступность:
-
наличие прямых авиасообщений и железнодорожных маршрутов;
-
возможность и простота использования личного автотранспорта;
-
качество транспортных услуг, удобство оборудования коммуникаций.
-
Финансовая доступность:
-
уровень цен на туристские услуги;
-
соответствие цен на сервис качеству предоставляемых услуг;
-
наличие спектра альтернативных услуг (гостиниц разных категорий, семейных пансионов, ресторанов, обслуживающих специальные потребности);
-
соответствие цен на туристские услуги в регионе уровню цен в конкурирующих регионах.
-
Практическая доступность:
-
существование информационных служб, помогающих туристам организовать пребывание в регионе в соответствии с их вкусами, специфическими требованиями и финансовыми возможностями;
-
наличие сети гостиниц и мест общественного питания, отвечающих разным вкусам и уровням достатка;
-
удобство и оборудование пляжей, прогулочных троп, садово-парковых комплексов;
-
возможность аренды автотранспорта;
-
наличие услуг, ориентированных на удовлетворение требований детей.
-
Альтернативная доступность:
-
проблематичность приобретения путевок/туристских пакетов и организации неорганизованных путешествий;
-
насколько выигрышно может оцениваться регион с точки зрения отдыха по сравнению с конкурирующими регионами.
Для оценки доступности региона как туристского объекта самостоятельно заполните следующую таблицу:
Доступность региона как рекреационного объекта: |
С точки зрения туристов из: |
||
Липецка |
Читы |
Кельна |
|
1) информационная |
..... |
..... |
..... |
2) формальная |
..... |
..... |
..... |
3) транспортная |
..... |
..... |
..... |
4) финансовая |
..... |
..... |
..... |
5) практическая |
..... |
..... |
..... |
6) альтернативная |
..... |
..... |
..... |
Суммарная оценка: |
..... |
..... |
..... |
Оценки доступности туристского объекта: 1 балл – очень низкая; 2 балла – низкая; 3 балла – средняя; 4 балла – высокая; 5 баллов – очень высокая доступность. (Суммарная оценка доступности региона с точки зрения той или иной семьи не должна превышать 30 баллов и быть менее 6 баллов).
Выводы. На основании произведенной оценки сделайте вывод относительно перспектив семейного отдыха в регионе в предстоящем сезоне. Жители каких регионов, скорее всего, выберут ваш регион как место для отдыха своей семьи? Какие практические рекомендации вы могли бы дать для того, чтобы сделать семейный отдых в своем регионе более доступным и, соответственно, привлекательным для разных групп потенциальных потребителей?