ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 4550

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из всей совокупности регионов 25 характеризуются благоприятными и относительно благоприятными экономико-географическими условиями развития международного туризма. Из них только шесть располагаются в азиатской части России, а почти 2/3 субъектов находятся в европейской части страны и вытянуты в своеобразную цепочку с северо-запада (Калининградская и Ленинградская области) на юго-восток (Республика Башкортостан и Челябинская область).

К группе с недостаточно благоприятными условиями относятся 45 субъектов, то есть чуть более 50%. Они занимают большую часть Сибири и Дальнего Востока, а также располагаются на севере и западе европейской территории страны. В группу с неблагоприятными условиями попадают 18 субъектов, которые «разбросаны» по всей территории России с районами концентрации на северо-востоке страны и юге Сибири.

Комплексный анализ влияния экономико-географических условий и рекреационного потенциала на развитие международного туризма позволяет оценить совокупный туристский потенциал регионов России. Проведенное исследование послужило основанием для введения понятия совокупного туристского потенциала и позволяет сделать заключение, что если для некоторого региона характерны высокий уровень рекреационного потенциала и благоприятные экономико-географические условия, то он обладает наилучшими перспективами развития международного туризма. В регионах с низким уровнем рекреационного потенциала и неблагоприятными экономико-географическими условиями развитие индустрии международного туризма весьма проблематично.

К первой группе, характеризующейся благоприятными условиями для развития международного туризма, а соответственно высоким совокупным туристским потенциалом, относится 21 субъект РФ, из которых лишь Новосибирская и Иркутская области находятся за Уралом. Остальные же регионы располагаются относительно компактными ареалами на северо-западе, центре, юге и юго-востоке европейской территории России.

Во второй группе, характеризующейся относительно благоприятными условиями для развития международного туризма, с соответствующим совокупным туристским потенциалом – 30 регионов. Эта одна из наиболее крупных групп по количеству субъектов. При этом 19 регионов располагаются плотным кольцом вокруг центральных регионов с высоким туристским потенциалом, относящихся к первой группе. Шесть регионов сконцентрированы на юге России и примыкают к Ростовской области и Краснодарскому краю. Остальные регионы рассредоточены вдоль южной границы страны и не всегда соседствуют с регионами первой группы.

К группе, характеризующейся недостаточно благоприятным совокупным влиянием на развитие международного туризма, а соответственно средним совокупным туристским потенциалом, относится всего пять регионов, расположенных на юге европейской территории (Воронежская и Волгоградская области), на юге Западной Сибири (Тюменская область) и на юге и в центре Сибири (Кемеровская область и Красноярский край).


К группе, характеризующейся неблагоприятным совокупным влиянием на развитие международного туризма, а, следовательно, низким совокупным туристским потенциалом, относятся 32 региона. Это самая крупная группа по занимаемой площади (более 60% территории России). Ее регионы единым массивом занимают север, северо-восток, восток и юго-восток страны. Обособленное положение занимают Брянская, Тамбовская, Астраханская области, Чеченская Республика и Республика Калмыкия, Курганская область, Республики Тыва и Хакасия.

Исследование позволило сделать вывод, что высоким и относительно высоким совокупным туристским потенциалом обладает 51 регион России, занимающий почти 40% территории страны. Это в основном староосвоенные рекреационные районы со сложившейся социально-экономической инфраструктурой, обладающие достаточно изученными и освоенными рекреационными ресурсами и разнообразным природным и культурным наследием. С точки зрения общего инвестиционного потенциала они относятся к регионам-«ядрам» или «сателлитам» и оцениваются как крупные и средние «полюса роста» по перспективам экономического развития.

Анализ территориальной дифференциации иностранных туристских потоков в соответствии с совокупным туристским потенциалом позволяет сделать выводы о его реализации и определить перспективы дальнейшего развития международного туризма в субъектах России. Статистика по прибытию иностранных граждан по регионам России на федеральном уровне не ведется. В сложившихся обстоятельствах Госкомстат России в статистическом сборнике «Туризм в России», основываясь на опросе руководителей туристских предприятий, опубликовал данные за 1999 г. о численности принятых туристов, анализ которых определил долю посещения иностранными туристами регионов России в общем числе туристов. На этом основании субъекты России разделены на три группы.

К первой группе субъектов, часто посещаемых иностранцами, с долей иностранных туристов от общего числа туристов более 50%, относятся 20 регионов. Все эти регионы являются периферийными (за исключением г. Москвы) и располагаются вдоль государственной границы страны от Калининградской области до Приморского края (в пределах основной зоны расселения), что способствует в ряде случаев интенсивному приграничному деловому туризму и шопинг-туризму. К данной группе также относятся Москва и Санкт-Петербург, которые традиционно являются лидерами по посещаемости иностранными гражданами.

Во вторую группу субъектов со средней посещаемостью и с долей иностранных туристов от общего их числа 10-50% попадают 18 регионов, которые располагаются как вдоль государственной границы, так и примыкают к регионам первой группы. Часть регионов этой группы, такие как Московская, Ярославская, Владимирская и ряд других областей, являются развитым туристскими районами. К третьей группе субъектов, редко посещаемых, с долей иностранных туристов от общего их числа менее 10%, относятся 44 региона. Они занимают внутреннее географическое положение, и четко выраженных закономерностей в их размещении не прослеживается.


Таким образом, ряд субъектов РФ характеризуется высоким совокупным туристским потенциалом и частой посещаемостью иностранными туристами. Это характерно в первую очередь для гг. Москва и Санкт-Петербург, Ленинградской, Калининградской, Самарской, Новосибирской и Иркутской областей и некоторых других регионов. В этих регионах международный туризм развивается высокими темпами.

Имеются регионы с высоким уровнем совокупного туристского потенциала и невысокой долей посещения иностранными туристами (менее 50%). К ним относятся: Московская, Ярославская, Владимирская, Нижегородская, Белгородская, Ростовская области, Краснодарский край, Республика Татарстан, а также Пермская, Свердловская и Челябинская области. Это не говорит о том, что количество иностранных граждан, принятых и обслуженных в этих регионах, невелико. Как правило, эти регионы характеризуются высокими абсолютными показателями по приему как иностранных, так и отечественных туристов. Перспективы дальнейшего развития международного туризма здесь высоки, особенно принимая во внимание тот факт, что развитие внутреннего туризма способствует развитию международного.

В ряде регионов, обладающих низким уровнем совокупного туристского потенциала, все же наблюдается активное посещение иностранными гражданами, что характерно для Мурманской, Читинской, Сахалинской и Камчатской областей, Республики Карелия, Агинского Бурятского АО, Амурской области, Еврейской АО, Приморского и Хабаровского краев. Анализ специфики этих регионов дает основание утверждать, что поток въезжающих в них иностранных граждан будет и дальше возрастать. Это объясняется, прежде всего, развитием делового туризма, связанного с активизацией торговых отношений и приграничным экономическим сотрудничеством с сопредельными государствами (создание совместных предприятий, шопинг-туризм, упрощение въезда и выезда и т. д.). Развитие делового туризма дает толчок к развитию «чистого» туризма, расширению предлагаемых услуг, развитию туристской инфраструктуры.

Для северных и северо-восточных регионов России свойственно вполне закономерное сочетание низкого уровня совокупного туристского потенциала и низкой посещаемости иностранными гражданами. Это не означает, что развитие здесь международного туризма невозможно, так как в этих регионах имеются уникальные природные и культурно-исторические объекты, которые представляют большой интерес для реализации некоторых видов немассового, но высокодоходного научного и экологического туризма.


Контрольные вопросы


  • Что понимается под туристским потенциалом и туристскими ценностями?

  • Изобразите схематически структуру туристского потенциала территории.

  • Чем объясняется многообразие точек зрения на сущность понятия «туристский потенциал»?

  • Каковы особенности проведения интегральной оценки совокупного туристского потенциала территории?

  • По каким критериям проводится оценка туристского потенциала территории?

  • Рассмотрите одну из методик оценки туристского потенциала территории.

  • Что такое «туристское качество территории»?

  • Каковы особенности оценивания туристского качества территории?

  • В чем преимущества и недостатки методики оценки туристского потенциала, предложенной А. В. Логиновым?

  • Раскройте сущность методики оценки рекреационного потенциала России, предложенной К. В. Кружалиным.

  • В чем преимущества и недостатки методики К. В. Кружалина?

  • Постарайтесь сравнить результаты методики А. В. Логинова с результатами методики К. В. Кружалина. Сделайте соответствующие выводы.

  • Какие еще методики оценки туристского потенциала территорий вы знаете?



Задания для практических занятий


  1. Проведите оценку региона своего проживания по методике оценки туристского качества территории или по методике оценки туристско-рекреационного потенциала, предложенной Е. Ю. Колбовским.

  2. Оцените современную доступность своего региона как туристского объекта для потенциальных потребителей туристских услуг – семьи среднего достатка из четырех человек (двое взрослых и двое детей), постоянно проживающей в: а) Липецке; б) Чите; в) Кельне (Германия).

Оценка производится на основании балльной шкалы, от «1» (очень низкая доступность) до «5» (очень высокая доступность), где выделяются следующие виды доступности рекреационного объекта:

  1. Информационная доступность:

  • наличие полной и разнообразной информации об объекте – широкая циркуляция путеводителей и справочной литературы на разных языках;

  • возможность получения исчерпывающей информации о регионе от туристских операторов и агентств;

  • существование специализированных информационных служб при консульских отделах посольств России в разных странах;

  • существование действующей и регулярно обновляемой информационной страницы региона в Интернете (на разных языках).

  1. Формальная доступность:

  • существование однозначной, отлаженной, доступной для потребителя системы получения въездных и транзитных виз;

  • возможность апелляции к вышестоящим инстанциям в случае превышения властями полномочий/нарушения правил паспортного контроля.

  1. Транспортная доступность:

  • наличие прямых авиасообщений и железнодорожных маршрутов;

  • возможность и простота использования личного автотранспорта;

  • качество транспортных услуг, удобство оборудования коммуникаций.

  1. Финансовая доступность:

  • уровень цен на туристские услуги;

  • соответствие цен на сервис качеству предоставляемых услуг;

  • наличие спектра альтернативных услуг (гостиниц разных категорий, семейных пансионов, ресторанов, обслуживающих специальные потребности);

  • соответствие цен на туристские услуги в регионе уровню цен в конкурирующих регионах.

  1. Практическая доступность:

  • существование информационных служб, помогающих туристам организовать пребывание в регионе в соответствии с их вкусами, специфическими требованиями и финансовыми возможностями;

  • наличие сети гостиниц и мест общественного питания, отвечающих разным вкусам и уровням достатка;

  • удобство и оборудование пляжей, прогулочных троп, садово-парковых комплексов;

  • возможность аренды автотранспорта;

  • наличие услуг, ориентированных на удовлетворение требований детей.

  1. Альтернативная доступность:

  • проблематичность приобретения путевок/туристских пакетов и организации неорганизованных путешествий;

  • насколько выигрышно может оцениваться регион с точки зрения отдыха по сравнению с конкурирующими регионами.


Для оценки доступности региона как туристского объекта самостоятельно заполните следующую таблицу:


Доступность региона как рекреационного объекта:

С точки зрения туристов из:

Липецка

Читы

Кельна

1) информационная

.....

.....

.....

2) формальная

.....

.....

.....

3) транспортная

.....

.....

.....

4) финансовая

.....

.....

.....

5) практическая

.....

.....

.....

6) альтернативная

.....

.....

.....

Суммарная оценка:

.....

.....

.....


Оценки доступности туристского объекта: 1 балл – очень низкая; 2 балла – низкая; 3 балла – средняя; 4 балла – высокая; 5 баллов – очень высокая доступность. (Суммарная оценка доступности региона с точки зрения той или иной семьи не должна превышать 30 баллов и быть менее 6 баллов).

Выводы. На основании произведенной оценки сделайте вывод относительно перспектив семейного отдыха в регионе в предстоящем сезоне. Жители каких регионов, скорее всего, выберут ваш регион как место для отдыха своей семьи? Какие практические рекомендации вы могли бы дать для того, чтобы сделать семейный отдых в своем регионе более доступным и, соответственно, привлекательным для разных групп потенциальных потребителей?