ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2020
Просмотров: 4555
Скачиваний: 12
Туристские информационные ресурсы представляют информацию о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученную туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени. В сфере туризма информация становится главным ресурсом. И это понятно, поскольку главная цель туризма – получение туристами интересной и разнообразной информации о территории, ее истории, культуре, природе, людях. Вся эта информация воспринимается туристами во время путешествий в другие страны, регионы, города и села. Основная ценность информации как туристского ресурса заключается в ее новизне, уникальности, потенциальном богатстве эстетических, эмоциональных, ассоциативных впечатлений, которые могут получить от нее туристы23.
Основные принципы выделения туристских ресурсов по группам будут рассмотрены нами в соответствующих главах учебника. Однако следует сказать, что существует весьма сложный вопрос: «Какие же объекты можно считать туристскими и как относить их к туристским ресурсам?». Поиск ответа на этот вопрос вызывает необходимость разработки целой системы критериев оценки природных и историко-культурных ресурсов, а также их пригодности для туристских целей.
В самом идеальном варианте считаем необходимым указать на следующие особенности выделения туристских ресурсов.
Во-первых, объект должен быть доступен, как с транспортной, так и с финансовой точки зрения. Кроме того, в материалах периодической печати, путеводителях, справочниках, Интернет должна циркулировать необходимая и достаточная информация о данном объекте. Отсутствие доступа к объекту резко ограничивает его использование в качестве туристского ресурса даже несмотря на его уникальность и мировое значение.
Во-вторых, важное значение придается комплексности объектов – у одиночных объектов (за некоторым исключением) гораздо меньше шансов стать туристским ресурсом по сравнению с группой интересных объектов. Комплексно размещенные объекты способны притягивать туристов и стимулировать дальнейшее развитие окружающей территории в направлении создания здесь крупной системы туризма.
В-третьих, объект должен обладать привлекательностью для туристов – аттрактивностью; при этом объект может привлекать как своей красотой и экзотичностью, так и уникальностью (большими размерами, необычностью, редкой встречаемостью). Без соблюдения этого фундаментального принципа отнесение объектов к категории туристских ресурсов представляется невозможным.
В-четвертых, объект должен быть безопасен для туристов; первостепенное значение придается возможностям охраны объекта от последствий туристской деятельности. Большое значение имеет и степень сохранности объекта. Не секрет, что развалины старинного и легендарного в прошлом замка привлекут гораздо меньшее количество туристов, нежели ренессансный дворец, находящийся в отличном состоянии. Ценность объектов различна, а предпочтение отдается именно объекту, наиболее сохранившему свой первозданный облик.
В-пятых, большое значение может сыграть и географическое положение объекта; так, положение объекта на стыке природных ландшафтов и зон в сочетании с разнообразной культурной средой и богатым историческим прошлым территории способно сделать его своеобразной Меккой для туристов.
В-шестых, определяющее значение имеет и происхождение объектов. Зачастую объекты естественного (природного) происхождения привлекают больше внимания, нежели объекты антропогенного происхождения. Между тем, некоторые объекты искусственного происхождения, созданные в последние десятилетия, способны привлекать колоссальные туристские потоки. К таким объектам, к примеру, можно отнести тематические парки.
В-седьмых, имеется особая группа объектов, являющихся одновременно туристским ресурсом и инфраструктурным объектом. Например, путешествие туристов на ретро-поездах предполагает использование поезда и как туристского ресурса – то есть объекта туристского интереса и как средства передвижения – инфраструктурного объекта.
3.3. Свойства и параметры туристских ресурсов
Туристские ресурсы обладают рядом свойств. К основным свойствам туристских ресурсов относятся: аттрактивность (привлекательность); доступность; степень изученности; значимость для показа (зрелищность); пейзажные и видеоэкологические характеристики компонентов ландшафта; социально-демографические характеристики; потенциальный запас, емкость; способы использования.
А. Д. Чудновский и М. А. Жукова считают, что туристские ресурсы характеризуются следующими свойствами: аттрактивность (привлекательность); климатические условия; доступность; экскурсионная значимость; пейзажная составляющая; социально-демографическая составляющая; степень воспроизводства; способ использования; уникальность и др.24
Специфическими свойствами туристских ресурсов являются целостность, динамичность, емкость, надежность, привлекательность, устойчивость и др.
Целостность понимается как взаимосвязь всех ресурсов: объектов питания, гостиничного хозяйства, транспорта и др.
Емкость туристских ресурсов заключается в возможности включать в себя ресурсы других сфер экономики, не имеющих тесного контакта с туризмом.
Устойчивость туристских ресурсов в масштабах национальной экономики означает ненарушение экономического баланса. Туристской индустрией используются те природные условия и ресурсы, которые остались невостребованными другими отраслями народного хозяйства, поэтому не происходит пересечения интересов.
Надежность в туристской сфере определяется в первую очередь социально-политическими условиями.
Привлекательность (аттрактивность) – основное свойство туристских ресурсов. Именно аттрактивность делает объект предметом туристского показа.
Уникальность туристского объекта может вызвать интерес человека, проживающего в любой точке земного шара, придает ему мировое значение, статус.
Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим субъектом, жизнью и творчеством известных людей, эстетические достоинства.
Рекреационная ценность – возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туриста.
Известность – популярность туристского объекта среди туристов.
Экзотичность – степень контрастности объектов по отношению к условиям места постоянного проживания туристов, необычность объектов.
Выразительность – взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой.
Сохранность – состояние объекта, его подготовленность к организованному приему туристов.
По мнению И. И. Пирожника важнейшими характеристиками туристских ресурсов являются25:
-
объем запасов (дебет минеральных вод; площадь туристских территорий; экскурсионный потенциал туристских центров), необходимый для определения потенциальной емкости туристских комплексов, уровня освоенности, оптимизации нагрузок;
-
площадь распространения ресурсов (размеры водоносных горизонтов, пляжей; лесистость, обводненность территории; границы устойчивого снежного покрова), позволяющая определить потенциальные туристские территории, установить округа санитарной охраны;
-
период возможной эксплуатации (продолжительность благоприятного климатического периода, купального сезона, залегание устойчивого снежного покрова), определяющий сезонность туризма, ритмичность туристских потоков;
-
территориальная неподвижность большинства видов ресурсов, обусловливающая тяготение туристской инфраструктуры и потоков к местам их концентрации;
-
сравнительно низкая капиталоемкость и невысокая стоимость эксплуатационных затрат, что позволяет достаточно быстро создавать инфраструктуру и получать социальный и экономический эффекты, а также самодеятельно использовать отдельные виды ресурсов;
-
возможность многократного использования при соблюдении норм рационального природопользования и проведении необходимых мероприятий по рекультивации и благоустройству.
Наиболее важным и фундаментальным свойством туристских ресурсов является аттрактивность. Понятие «аттрактивность (привлекательность)» в последние годы часто используется в работах по туризму. Но ясного представления о его содержании к настоящему времени не сложилось. Большинство исследователей понимают под аттрактивностью пейзажную (эстетическую) привлекательность. Вместе с тем аттрактивность следует трактовать более широко, включая в это понятие кроме эстетической привлекательности еще и утилитарную (функции ландшафта относительно рекреационных потребностей), а также топологическую (уникальные особенности местности) характеристики26. Именно комплексная привлекательность является важным фактором формирования потока туристов на данную территорию.
К туристским ресурсам их потребители предъявляют следующие требования:
-
использование природных ценностей (осмотр достопримечательностей природы, заповедных территорий, обзор пейзажа и др.);
-
усвоение культурных ценностей (осмотр памятников истории, культуры, архитектуры, посещение музеев, выставок, театров и т. п.);
-
возможность занятий спортом (пешеходные, водные, лыжные, велосипедные, авто- и мотопутешествия, прогулки, плавание, спортивные игры и др.);
-
любительские занятия (рыбалка, охота).
Необходимым и наиболее важным методом оценки туристских ресурсов является их кадастр. Кадастр туристских ресурсов представляет систематизированный свод сведений, включающий количественную и качественную характеристику природных и социокультурных объектов и явлений туристского назначения. Важнейшая цель создания кадастра туристских ресурсов заключается в выявлении путей наиболее эффективного использования всех предпосылок развития туризма в пределах той или иной территории. Для этого в кадастре должна содержаться комплексная характеристика туристских ресурсов, включая их детальный учет и классификацию, качественную и количественную оценку экономической эффективности освоения, анализ использования и его основные перспективы, а также важнейшие мероприятия по их охране.
Можно выделить следующие направления оценки туристских ресурсов:
-
количественная оценка ресурсов, позволяющая описать имеющиеся туристские ресурсы количественно – то есть определить их объем и запасы;
-
качественная оценка ресурсов, которая позволяет оптимизировать направления по использованию туристских ресурсов дестинации;
-
анализ потенциальных возможностей использования ресурсов – определение рамок использования ресурсов, а также экономических, социальных и экологических последствий пользования туристскими ресурсами
Кадастровый учет следует вести в отношении трех основных групп туристских ресурсов: 1) ресурсы, формирующие туристский интерес (культурно-исторические ресурсы), которые являются одним из важнейших элементов (составляющей) туристского продукта; 2) инфраструктурные ресурсы (градообразующая и градообслуживающая сферы); 3) природные ресурсы.
При разработке кадастра туристских ресурсов должны использоваться различные источники информации об их наличии и состоянии, а также результаты экспертных оценок и оценок привлекательности ресурсов с точки зрения туристов, которые получают путем опросов и социально-экономического мониторинга.
При составлении кадастра должен быть соблюден ряд основных принципов: объективность (достоверность и обоснованность всех данных); непрерывность (систематическое обновление, уточнение и корректировка данных); наглядность (систематизация данных, их оформление). Таким образом, составление кадастра туристских ресурсов позволит выявить сильные и слабые стороны территории как с точки зрения специалистов, так и с точки зрения посетителей (туристов).
На основе анализа ресурсных возможностей туристской территории формируется структурная таблица кадастра туристских ресурсов (табл. 3.1.).
Таблица 3.1.
Структурно-оценочная таблица кадастра туристских ресурсов27
Категория ресурсных групп |
Вид ресурса |
Критерии оценки |
Лимитирующие факторы |
Культурно-исторические ресурсы |
Объекты туристского и экскурсионного показа |
Мировой уровень |
Норма пропускной способности объекта |
Национальный уровень |
|||
Местный уровень |
Продолжение таблицы 3.1.
Инфраструктурные ресурсы |
Средства размещения |
Классность (звездность) |
Количество мест номерного фонда |
Ориентированность предприятия по сегментам потребителя |
|||
Другие критерии |
|||
Предприятия питания |
Тип предприятия |
Количество накрытий |
|
Классность предприятия |
|||
Кухонная направленность |
|||
Другие критерии |
|||
Транспортная инфраструктура |
Виды транспортной доступности |
Пропускная способность транспортной системы |
|
Интенсивность движения |
|||
Другие критерии |
|||
Торговля |
Виды продукции |
Насыщенность рынка товарами |
|
Другие критерии |
|||
Банковская система |
Виды услуг |
Кредитные способности банка |
|
Другие критерии |
|||
Иная туристская инфраструктура |
Различная совокупность критериев |
Критерии возможности обслуживания |
|
Природно-рекреационные ресурсы |
Климатический фактор |
Режим осадков |
Режим воздействия |
Циркуляция атмосферы |
|||
Ветровой режим |
|||
Другие критерии |
|||
Водный ресурс |
Вид ресурса |
Допустимая антропогенно-рекреационная нагрузка: технологическая и психологическая |
|
Оценка берега |
|||
Характеристика дна |
|||
Санитарно-гигиенические характеристики |
|||
Применимость в развитии туризма |
|||
Другие критерии |
|||
Садово-парковый ресурс (парки, сады, скверы) |
Вид ресурса |
Экологическая пропускная способность |
|
Тематика ресурса |
|||
Другие критерии |
Данная таблица указывает на важнейшие направления развития туризма в рамках определенной территории, позволяет определить те ресурсы, которые будут включены в план и программу развития туризма. Такая таблица поможет грамотно распределять средства бюджета, ассигнованные на развитие туристской сферы. При составлении таблицы кадастра особое значение следует уделять территориальному фактору, а именно местоположению рассматриваемых ресурсов в территориальном разрезе. Кадастр туристских ресурсов является одним из инструментов для комплексного планирования развития туризма в том или ином регионе. Кадастр туристских ресурсов является основой для разработки целевой программы или концепции развития туризма в регионе.