ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2020

Просмотров: 1336

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Теория государства и права как наука. Предмет и методы теории государства и права.

Предметом теории государства и права являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

Особенности предмета теории государства и права, как науки, следующие:

1. Изучает государство и право в целом.

2. Его содержанием предмета являются не любые, а основные общие закономерности государства и права.

3. Предмет теории составляют государство и право в их единстве. Исходя из данных особенностей, можно сделать вывод о том, что теория государства и права является

- общественной (гуманитарной) наукой, т.к. изучает такие общественные явления, как государство и право;

- юридической наукой, изучающей только государственную и правовую стороны общественной жизни;

-общетеоретической наукой, поскольку выделяет и объясняет общие закономерности развития государства и права.

Методология теории государства и права - это применение совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования основных общих закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений.

При выработке научных понятий о государстве и праве применяются разнообразные логические приемы: анализ(выявлять стр-ру гос-ва и права, фиксировать его состояние и характер взаимосвязи между ними) и синтез(обобщать те данные которые получены с помощью анализа), индукция и дедукция, сравнение; обобщение;абстрагирование; моделирование.

При изучении ТгиП используются след. методы: общенаучные (восхождение от простого к сложному, принцип совпадения исторического и логического, используются всеми науками; материалистический метод- признается реальное существование права и гос-ва; понятийный- в использовании наукой ТГП различных определений,понятий; системный; общелогический), частнонаучные –разрабатываются и используются только юридическими науками (формально-юридический; сравнительно-правовой; статистический; конкретно-социологический; кибернетический.)

С помощью формально –юридического метода изучаются основные понятия юриспруденции: даются определения понятиям; толкование их смысла; классификация понятий; вычле-1яются их признаки; осуществляется иное их исследование.

При сравнительно-правовом методе происходит сопоставление законов, иных нормативно-правовых актов правовых систем | целом, определение общих закономерностей и особенностей.

Статистический метод используется при исследовании государственно-правовых вопросов с точки зрения количественных показателей на основе статистической информации.

Конкретно-социологический метод - выяснение мнения общества по вопросам государства и права: тестирование, интервьюирование, телефонные опросы и др.


Кибернетический метод - изучение государства и права с ис­пользованием современных технических достижений: матема­тические модели, алгоритмы, компьютерные программы и т. д.

Данные методы не являются исчерпывающими при ис­следовании теории государства и права.



2.Теория государства и права в системе юридических наук.

Теория государства и права является общетеоретической по отношению к другим юридическим наукам, обобщает данные и выводы юридических наук в целях более глубоких общетеоретических обобщений, исследует основные закономерности развития государства и права в целом, вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие юридические науки.

Систему юридических дисциплин можно подразделить на следующие группы 1.Общетеоретическая юридическая наука (тгп).

2.Общеисторические науки о государстве и праве(иогп,игпзс,история политических и правовых учений).

3.Отраслевые юридические науки (конституционного, админис­тративного, гражданского, семейного, уголовного права и др.)

4.Специальные (прикладные) юридические науки (криминалис­тика, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психо­логия, правовая статистика и др.)

5.Международное право и науки, излагающие зарубежное право (римское право, международное публичное право, международное частное право, конституционное право зарубежных стран и др.)

ТГП является общетеоретической наукой по отношению к другим юр наукам, обобщает данные и выводы юр наук в целях более глубоких общетеоретических обобщений, исследует основные закономерности развития гос-ва и права в целом и выражает общие понятия, на которые опираются другие юр науки

Значительно меньше теория государства и права взаимосвязана с прикладными науками. Это обусловлено тем, что последние не в полной мере относятся к юридическим наукам, поскольку включают в свое содержание данные естественных, технических и других наук. Например, судебная медицина - использование медицинской науки в судебной деятельности, а криминалистика опирается на достижения технических наук.



3.Понятие,признаки и сущность гос-ва.

Г- единая политическая организация власти в масштабе всей страны, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, издающая обязательные для всех законы и обладающая суверенитетом.

Признаки Г

1. Публичная власть, не совпадающая с населением. ПВ- наличие официального аппарата управления и подавляющая власть отделена от семьи и общества в целом. ПВ осуществляется слоем профессиональных носителей власти. ПВ всегда опирается на принудительные меры формализованные в виде закона или иного нпа

2. Суверенитет. Гос С- независимость власти гос-ва от всякой иной власти. Народный суверенитет- право народа формировать институты власти. Бывает: внутренний(полное распространение юрисдикции гос-ва на всю его тер-рию и искл право гос-ва устанавливать правовые нормы на этой тер-рии); внешний (полная независимость гос-ва в его внешне политической деятельности) 3. Территориальная организация населения.


4. Право издавать законы. 5.Налоги и займы. 6.Символы, атрибуты, традиции.

Сущность Г

Это главное, что определяет содержание, назначение и функцио­нирование государства в обществе. Сущность государства отражает:

- в чьих руках сосредоточена государственная власть;

- чью волю государство выражает;

- чьим интересам служит государственный аппарат.

Основные подходы к определению сущности государства

Классовый:

- машина в руках экономически господствующего класса для по­давления сопротивления своих классовых противников;

- право используется в той мере, в какой это отражает интересы господствующего класса

Либеральный (общесоциалъный):защита прав и свобод граждан

- правовая форма организации и функционирования публичной политической власти;

- решение общих дел, достижение социального согласия, стабиль­ности и порядка в обществе;

- легальность и легитимность государственной власти;

- государственное принуждение носит правовой характер.



4. Происхождение гос-ва. Характеристика основных теорий происхождения государства.

Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных географических регионах независимо друг от друга (как правило, в доли­нах крупных рек) и стали центрами нескольких самостоя­тельных культурных цивилизаций. Данными государствами являлись:

Древний Египет;

государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата) - Шумер и Аккад, Ассирия, Вавилон;

государства долин Инда и Ганга (то есть на территории современных Пакистана и Индии);

Древний Китай;

древнегреческие полисы;

Древний Рим;

государства коренных народов Америки (майя и др.).

2. В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государства. Это закономерно. Различие теорий возникновения государства связано с тем, что:

возникновение государства само по себе сложный и дли­тельный процесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения;

данный процесс (первоначально возникновение государства) происходил несколько тысячелетий тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической уда­ленности;

влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха (церковное господство в средние века (теологическая), зарождение капитализма, современная и др.) отклады-Вала отпечаток как на всеобщее мировоззрения, так и па анторон теорий о происхождении государства, так как они жили в конкретное историческое время и в конкретном обществе);

нельзя игнорировать субъективный фактор - личные убеждения авторов теорий, особенности их профессио­нального и личностного мировоззрения.

Теории происхождения государства

Теологическая теория (Аквинский, Лебюфф): право и государство созданы волей бога.

Договорная теория (Г.Греций, Спиноза, Руссо, Радищев и др.): государство возникло в результате общественного договора.


Материалистическая теория (К.Маркс, Ф.Энгельс): государство возникло в силу экономических причин: общественного разделения труда, образования прибавочного продукта и частной собственности, расколом общества на классы с противоположными экономическими интересами, чтобы сдерживать противоборство этих классов возникает государство.

Патриархальная теория (Аристотель, Михайловский, Фильмер и др.):ч;огласно этой теории государство произошло из семьи.

Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский): происхождение государства рассматривается как результат завоевания одних племен другими.

Психологическая теория (Цицерон, Коркунов, Петражицкий): государство- результат психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества.

Органическая теория (Спенсер, Блюнчли, Вормс): представление о государстве как подобии человеческого организма - возникновение его носит естественный характер. Государство и право- произведение сил природы.

Инцестная теория (Леви-Стросс) - установление запрета (табу) на кровосмешение повлекло усиление связей между различными родами, племенами по поводу обмена женщинами, потребовало со­здание институтов контроля за соблюдением табу, что способство­вало возникновению государства.

Ирригационная теория (К. Виттфогель) - возникновение госу­дарства обосновывается необходимостью строительства ирригаци­онных сооружений при переходе к производящей экономике, что требует организации деятельности больших масс людей.


5.Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Государственная власть является разновидностью социальной власти. Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):

1. Монополия на издание общеобязательных велений;

2. Монополия на применения государственного принуждения.

Государственная власть как разновидность власти социальной в полной мере обладает всеми ее признаками:

1.Власть – это явление социальное, т.е. общественное.

2.Она является атрибутом общества на всех этапах его развития, поскольку общество постоянно нуждается в управлении посредством власти. Сточки зрения генезиса (происхождения) именно необходимость управления обществом обуславливает в нем присутствие такого феномена как власть.

3.Власть может функционировать лишь в рамках общественного отношения, т.е. такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если

это животное находится в его собственности). Обусловлено это качество следующей характерной особенностью власти.

4. Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально- волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами власти и подчинения люди с деформацией сознания и воли.


5. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов, которых является властным (властвующим), а другой – подвластным субъектом. С общесоциальной точки зрения оба они

являются именно субъектами, т.е. людьми, наделенными сознанием и волей, однако в конкретном властеотношении подвластный субъект выступает как объект властного воздействия властвующего субъекта.

6. Власть всегда базируется на силе. Это является ее важнейшим признаком, так как именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу. Это может быть физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета, сила убеждения, эстетического воздействия(сила красоты) и т.д.



6.Единство государственной власти и ее разделение на «ветви» .Теория разделения властей. Теория разделения властей в государстве

В правовом государстве власть строится на основе права. Существует два способа построения управления государством: “соединение” и “разделение властей”.

Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти обладает рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) «освобождает» от борьбы с другими органами за объем властных полномочий. Термин «разделение» властей обозначает принцип организации и механизм реализации государственной власти. Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескье, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»

Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.