Файл: ИТ LAB ORG & MANAG 2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2020

Просмотров: 187

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГ БОУ ВПО "Воронежский государственный технический университет"



Кафедра инженерной экономики






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


для проведения лабораторных работ по дисциплине «Организация и менеджмент в образовании»

для студентов специальности 230202 «Информационные технологии в образовании»

всех форм обучения

Часть 2







Воронеж 2011


Составитель: канд. экон. наук А.В. Ростова


УДК 658. 512


Методические указания для проведения лабораторных работ по дисциплине «Организация и менеджмент в образовании» для студентов специальности 230202 «Информационные технологии в образовании» очной формы обучения. Часть 2 / ФГ БОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет»; Сост. А.В. Ростова. Воронеж, 2011. 16 с.

Методические указания предназначены для практического освоения теоретического материала по дисциплине «Организация менеджмент в образовании». В методических указаниях описан поэтапный порядок выполнения лабораторных работ, представлены нормативные документы для заполнения форм отчета, а также методики оценки полученных результатов.

Методические указания предназначены для студентов третьего курса очной нормативной формы обучения и третьего курса заочной нормативной формы обучения.

Методические указания подготовлены в электронном виде в текстовом редакторе MSWord 2003 и содержатся в файле «ИТ LAB.ORG & MANAG.doc».


Табл. 7. Библиогр.: 3 назв.


Рецензент канд. экон. наук. доц. А.Б. Шивцова

Ответственный за выпуск зав. кафедрой профессор
Э.Б. Дорофеев


Издается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета


 ФГ БОУ ВПО «Воронежский государственный

технический университет», 2011


Лабораторная работа №1

Организация учебного процесса


Цель: приобрести практический навык в организации учебного процесса и оценки использования аудиторного фонда.

Теоретические положения

Учебный процесс – основной в деятельности любого вуза. Управление учебным процессом имеет целью соединить все его элементы образовательного учреждения, которое обеспечит эффективное их взаимодействие.

В области учебной работы в вузе учебно-методическое управление (УМУ) осуществляет планиро­вание и организацию учебного процесса, координирует деятельность и контролирует работу струк­турных подразделений (учебных частей) вуза; обеспечивает факультеты и кафедры основополагающей документацией; готовит документацию информационно-аналитического характера; осуществляет контроль за качеством обучения.

Работа УМУ с профессорско-преподавательским составом (ППС) направлена на определение объема учебной нагрузки и ее выполнения, установление норм времени по всем видам нагрузки, осуществление контроля за численностью обучающихся.

Для организации учебного процесса требуются: учебные планы специальностей, численность студентов, групп и подгрупп.


Задача учебного плана – определить структуру знаний обуча­емого, увязать последовательность изучаемых дисциплин, выров­нять нагрузку на студента с учетом норм.

Нормы устанавливают предельно допустимый объем часов на студента в семестр, включая самостоятельную работу (зависит от формы обучения), количество экзаменов, зачетов и индивидуальных работ.

Первый уровень учебного плана составляет 2 года и опреде­ляет неполное высшее образование, второй – 2 (дополнительно) года – квалификация бакалавра, третий – 1 год – квалификация специалиста или 2 года – квалификация магистра.

К основным видам аудиторных занятий в вузе относятся лек­ция, семинарское занятие, практическое занятие, лабораторное занятие.

Учебный процесс в вузе проводится в соответствии с расписа­нием занятий и включает в себя аудиторные занятия, самостоятельную внеаудиторную работу студентов, учебную и производственные практики, зачеты и экзамены, курсовое и дип­ломное проектирование.

Расписание учебных занятий формируется в структурном подразделении вуза – диспетчерской, которая находится в непосредственном подчинении УМУ.

В управлении вузом все большую значимость приобретают информация, системы и технологии ее сбора, анализа и использования.

В последние годы подходы к управлению вузом претерпели качественные изменения. Прежде всего, это связано с более глубоким пониманием роли информационных технологий в реализации управленческих процессов. Новые экономические и правовые условия, в которых приходится вести свою деятельность большинству вузов, требуют кардинальных изменений в управлении, реализация которых невозможна без применения современных информационных систем.

Все это требует конкретизации понятия информатизации для области деятельности вуза, а также определения ее цели и основных направлений.

В основу развития тиражных комплексных информационных систем (ИС) для управления вузом составляли идеи «ресурсосбережения», рационального управления ресурсами и учебным процессом, оптимизации материальных и финансовых потоков.

Внедрение информационной системы управления вузом решает следующие задачи:

1 создание единого информационного пространства вуза;

2 оптимизация взаимодействия подразделений вуза между собой;

3 исключение дублирования информации в разных подразделениях;

4 повышение достоверности и согласованности данных;

5 обеспечение надежности хранения данных за счет централизации их на сервере;

6 сокращение временных и трудозатрат для формирования внешней и внутренней отчетности вуза;

7 исключение ошибок при расчете преподавательской нагрузки за счет автоматизации этого процесса;

8 значительное снижение трудоемкости распределения нагрузки на кафедрах;

9 кардинальное изменение системы учета и контроля выполнения преподавательской нагрузки и почасовой оплаты труда;


10 оперативное получение администрацией вуза объективной аналитической информации для принятия управленческих решений.

Указанные выше задачи приводят к следующим преимуществам (выгодам) использования ИС в учебном заведении:

1) снижение количество сотрудников задействовано для выполнения тех же объемов работ, что приводит к экономии затрат на заработную плату.

2) вероятность ошибок сводится к минимуму, что позволит избегать штрафов за неверно предоставленные данные контролирующим органам.

3) учет выполнения преподавательской нагрузки становится более прозрачным и точным, что позволяет контролировать выплаты на почасовую оплату труда преподавателей.

4) происходит экономия затрат на обновление компьютерной базы пользователей, т.к. хранение и обработка данных идет на сервере, а не на компьютерах пользователей.

5) повышение эффективности работы учебного заведения в целом:

- за счет снижения времени подготовки документов;

- за счет снижения трудоемкости выполняемых операций по поиску данных и формированию на их основе соответствующих документов;

6) руководство вуза видит объективную информацию о текущей работе всех подразделений, а не отчеты, которые невозможно проверить, что позволяет принимать правильные управленческие решения, а именно:

- контролировать текущую успеваемость, вовремя принимая меры по сокращению задолжников, а, следовательно, снижая процент отчисленных студентов;

- вовремя корректировать и формировать оптимальный план приема, исходя их текущей ситуации по всем специальностям;

- с учетом поступающей объективной информации о контингенте студентов, формировать оптимальную стоимость обучения по всем специальностям и направлениям подготовки;

- оперативный контроль и управление финансовыми и кадро­выми ресурсами;

- увеличение производительности труда управленческого пер­сонала.

Роль информатизации в формировании расписания значительна, поскольку процесс подготовки этого документа достаточно трудоемкий, а также используется данные, как факультетов, так и кафедр.


Содержание и порядок выполнения работы.

Лабораторная работа «Организация учебного процесса» содержит три этапа.


Этап I – подготовительный.

1. Организация процесса обучения в образовательном учреждении возможно, только через расписание занятий.

Для составления расписания необходимы данные о количестве групп, подгрупп и численности студентов в них по курсам обучения (таблица 1), а также исходные данные из приложений 1-3, которые были подготовлены на практическом занятия №1.


Таблица 1

Исходные данные

Курс

Группа

ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ

ВАРИАНТ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1











2











3











2

1











2











3











3

1











2











3











4

1











2











3











5

1











2











3













Этап II – оценка использования аудиторного фонда кафедры и пропускной способности аудиторий.

  1. Используя исходные данные (таблицы 1), извещения поручения и учебную нагрузку преподавателей кафедры, заполнить форму «Рассадка по аудиториям» (таблица 2) по семестрам.





Таблица 2

Рассадка по аудиториям

День

недели

Пара

Ауд. 1

Ауд. 2

Ауд. 3

Ауд. 4

Ауд. 5

Ауд. 6

Понедельник

1







2







3







4







5







6







Вторник

1







2







3







4







5







6







1







2







3







4







5







6







Суббота

1







2







3







4







5







6








Для заполнения формы «Рассадки» следует руководствоваться следующим нормативным требованиям:

    • лекции проводятся потоком;

    • количество лекций в день не более 3-х пар по разным дисциплинам для студентов;

    • количество лекций в день не более 3-х пар по разным дисциплинам для преподавателя;

    • практические занятия проводятся с одной группой;

    • лабораторные работы – группа делится на подгруппы, не более 2-х пар по одной дисциплине;

    • нормативное число посадочных мест в аудитории (таблица 3);

    • 1-й, 3-й и 5-й курсы учатся в первую смену (с 800 до 1305), 2-й и 4-й во вторую смену (с 1330 до 1835).

    Таблица 3

    Нормативное число посадочных мест аудиторий

    аудитории

    Назначение

    аудитории

    Количество посадочных мест в аудитории, чел

    1

    Лекционная

    50

    2

    Лекционная

    100

    3

    Компьютерный класс

    10

    4

    Компьютерный класс

    15

    5

    Любые виды занятий

    25

    6

    Любые виды занятий

    30


    Методика оценки пропускной способности аудиторий

    Пропускная способность или так называемое равенство нормативных и фактических возможностей определяется по формуле:

    (1)

    где - фактическая численность студентов в - ой группе, чел;

    - нормативное число посадочных мест в - ой аудиторий;

    - количество пар в день, принимается равное 6пар.

    Отсюда, общая пропускная способность рассчитывается по формуле:


    (2)

    где - количество аудиторий.

    - количество значений пропускной способности по -ым аудиториям.

    Методика оценки использования аудиторного фонда кафедры

    1. Расчет коэффициента загрузки аудиторий по -му назначению ( ):

    (3)

    где - продолжительность пары, принять равным 95 минут или 1,584 часа;

    - количество занятых пар в неделю по -ой аудитории;

    - нормативный фонд времени одной аудитории в неделю, принять равным 3420 минуты или 57 часов.

    Нормативный фонд времени аудитории определяется по формуле:

    (4)

    где - количество пар в день, принимается равное 6-ти;

    - количество учебных дней в неделю, принимается равное 6-ти дням.

    2. Отсюда, общая загрузка аудиторий определяется по формуле:

    (5)

    где - количество аудиторий закрепленных за кафедрой.

    Вывод по второму этапу

    Вывод должен содержать анализ полученной загрузки аудиторного фонда и пропускной способности аудиторий.

    Предложен перечень мероприятий по более рациональному использованию аудиторного фонда кафедры.

    Этап III –составление учебного расписания по курсам на осенний и весенний семестры.

    1. Из заполненной формы «Рассадка по аудиториям» составить учебное расписание (таблица 4) на осенний и весенний семестры.


    Содержание отчета по лабораторной работе


    1) цель работы и описание объекта изучения;

    2) сделать вывод об использовании аудиторного фонда кафедры;

    3) дать предложения по устранению вскрытых недостатков в организации учебного процесса.