ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2020
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
ФГ БОУ ВПО "Воронежский государственный технический университет"
Кафедра инженерной экономики
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для проведения лабораторных работ по дисциплине «Организация и менеджмент в образовании»
для студентов специальности 230202 «Информационные технологии в образовании»
всех форм обучения
Часть 2
Воронеж 2011
Составитель: канд. экон. наук А.В. Ростова
УДК 658. 512
Методические указания для проведения лабораторных работ по дисциплине «Организация и менеджмент в образовании» для студентов специальности 230202 «Информационные технологии в образовании» очной формы обучения. Часть 2 / ФГ БОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет»; Сост. А.В. Ростова. Воронеж, 2011. 16 с.
Методические указания предназначены для практического освоения теоретического материала по дисциплине «Организация менеджмент в образовании». В методических указаниях описан поэтапный порядок выполнения лабораторных работ, представлены нормативные документы для заполнения форм отчета, а также методики оценки полученных результатов.
Методические указания предназначены для студентов третьего курса очной нормативной формы обучения и третьего курса заочной нормативной формы обучения.
Методические указания подготовлены в электронном виде в текстовом редакторе MSWord 2003 и содержатся в файле «ИТ LAB.ORG & MANAG.doc».
Табл. 7. Библиогр.: 3 назв.
Рецензент канд. экон. наук. доц. А.Б. Шивцова
Ответственный за выпуск зав. кафедрой
профессор
Э.Б. Дорофеев
Издается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета
ФГ БОУ ВПО «Воронежский государственный
технический университет», 2011
Лабораторная работа №1
Организация учебного процесса
Цель: приобрести практический навык в организации учебного процесса и оценки использования аудиторного фонда.
Теоретические положения
Учебный процесс – основной в деятельности любого вуза. Управление учебным процессом имеет целью соединить все его элементы образовательного учреждения, которое обеспечит эффективное их взаимодействие.
В области учебной работы в вузе учебно-методическое управление (УМУ) осуществляет планирование и организацию учебного процесса, координирует деятельность и контролирует работу структурных подразделений (учебных частей) вуза; обеспечивает факультеты и кафедры основополагающей документацией; готовит документацию информационно-аналитического характера; осуществляет контроль за качеством обучения.
Работа УМУ с профессорско-преподавательским составом (ППС) направлена на определение объема учебной нагрузки и ее выполнения, установление норм времени по всем видам нагрузки, осуществление контроля за численностью обучающихся.
Для организации учебного процесса требуются: учебные планы специальностей, численность студентов, групп и подгрупп.
Задача учебного плана – определить структуру знаний обучаемого, увязать последовательность изучаемых дисциплин, выровнять нагрузку на студента с учетом норм.
Нормы устанавливают предельно допустимый объем часов на студента в семестр, включая самостоятельную работу (зависит от формы обучения), количество экзаменов, зачетов и индивидуальных работ.
Первый уровень учебного плана составляет 2 года и определяет неполное высшее образование, второй – 2 (дополнительно) года – квалификация бакалавра, третий – 1 год – квалификация специалиста или 2 года – квалификация магистра.
К основным видам аудиторных занятий в вузе относятся лекция, семинарское занятие, практическое занятие, лабораторное занятие.
Учебный процесс в вузе проводится в соответствии с расписанием занятий и включает в себя аудиторные занятия, самостоятельную внеаудиторную работу студентов, учебную и производственные практики, зачеты и экзамены, курсовое и дипломное проектирование.
Расписание учебных занятий формируется в структурном подразделении вуза – диспетчерской, которая находится в непосредственном подчинении УМУ.
В управлении вузом все большую значимость приобретают информация, системы и технологии ее сбора, анализа и использования.
В последние годы подходы к управлению вузом претерпели качественные изменения. Прежде всего, это связано с более глубоким пониманием роли информационных технологий в реализации управленческих процессов. Новые экономические и правовые условия, в которых приходится вести свою деятельность большинству вузов, требуют кардинальных изменений в управлении, реализация которых невозможна без применения современных информационных систем.
Все это требует конкретизации понятия информатизации для области деятельности вуза, а также определения ее цели и основных направлений.
В основу развития тиражных комплексных информационных систем (ИС) для управления вузом составляли идеи «ресурсосбережения», рационального управления ресурсами и учебным процессом, оптимизации материальных и финансовых потоков.
Внедрение информационной системы управления вузом решает следующие задачи:
1 создание единого информационного пространства вуза;
2 оптимизация взаимодействия подразделений вуза между собой;
3 исключение дублирования информации в разных подразделениях;
4 повышение достоверности и согласованности данных;
5 обеспечение надежности хранения данных за счет централизации их на сервере;
6 сокращение временных и трудозатрат для формирования внешней и внутренней отчетности вуза;
7 исключение ошибок при расчете преподавательской нагрузки за счет автоматизации этого процесса;
8 значительное снижение трудоемкости распределения нагрузки на кафедрах;
9 кардинальное изменение системы учета и контроля выполнения преподавательской нагрузки и почасовой оплаты труда;
10 оперативное получение администрацией вуза объективной аналитической информации для принятия управленческих решений.
Указанные выше задачи приводят к следующим преимуществам (выгодам) использования ИС в учебном заведении:
1) снижение количество сотрудников задействовано для выполнения тех же объемов работ, что приводит к экономии затрат на заработную плату.
2) вероятность ошибок сводится к минимуму, что позволит избегать штрафов за неверно предоставленные данные контролирующим органам.
3) учет выполнения преподавательской нагрузки становится более прозрачным и точным, что позволяет контролировать выплаты на почасовую оплату труда преподавателей.
4) происходит экономия затрат на обновление компьютерной базы пользователей, т.к. хранение и обработка данных идет на сервере, а не на компьютерах пользователей.
5) повышение эффективности работы учебного заведения в целом:
- за счет снижения времени подготовки документов;
- за счет снижения трудоемкости выполняемых операций по поиску данных и формированию на их основе соответствующих документов;
6) руководство вуза видит объективную информацию о текущей работе всех подразделений, а не отчеты, которые невозможно проверить, что позволяет принимать правильные управленческие решения, а именно:
- контролировать текущую успеваемость, вовремя принимая меры по сокращению задолжников, а, следовательно, снижая процент отчисленных студентов;
- вовремя корректировать и формировать оптимальный план приема, исходя их текущей ситуации по всем специальностям;
- с учетом поступающей объективной информации о контингенте студентов, формировать оптимальную стоимость обучения по всем специальностям и направлениям подготовки;
- оперативный контроль и управление финансовыми и кадровыми ресурсами;
- увеличение производительности труда управленческого персонала.
Роль информатизации в формировании расписания значительна, поскольку процесс подготовки этого документа достаточно трудоемкий, а также используется данные, как факультетов, так и кафедр.
Содержание и порядок выполнения работы.
Лабораторная работа «Организация учебного процесса» содержит три этапа.
Этап I – подготовительный.
1. Организация процесса обучения в образовательном учреждении возможно, только через расписание занятий.
Для составления расписания необходимы данные о количестве групп, подгрупп и численности студентов в них по курсам обучения (таблица 1), а также исходные данные из приложений 1-3, которые были подготовлены на практическом занятия №1.
Таблица 1
Исходные данные
Курс |
Группа |
ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ |
|||||||||
ВАРИАНТ |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этап II – оценка использования аудиторного фонда кафедры и пропускной способности аудиторий.
-
Используя исходные данные (таблицы 1), извещения поручения и учебную нагрузку преподавателей кафедры, заполнить форму «Рассадка по аудиториям» (таблица 2) по семестрам.
Таблица 2
Рассадка по аудиториям
День недели |
Пара |
Ауд. 1 |
Ауд. 2 |
Ауд. 3 |
Ауд. 4 |
Ауд. 5 |
Ауд. 6 |
Понедельник |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
Вторник |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
… |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
Суббота |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
Для заполнения формы «Рассадки» следует руководствоваться следующим нормативным требованиям:
-
лекции проводятся потоком;
-
количество лекций в день не более 3-х пар по разным дисциплинам для студентов;
-
количество лекций в день не более 3-х пар по разным дисциплинам для преподавателя;
-
практические занятия проводятся с одной группой;
-
лабораторные работы – группа делится на подгруппы, не более 2-х пар по одной дисциплине;
-
нормативное число посадочных мест в аудитории (таблица 3);
-
1-й, 3-й и 5-й курсы учатся в первую смену (с 800 до 1305), 2-й и 4-й во вторую смену (с 1330 до 1835).
Таблица 3
Нормативное число посадочных мест аудиторий
№ аудитории |
Назначение аудитории |
Количество посадочных мест в аудитории, чел |
1 |
Лекционная |
50 |
2 |
Лекционная |
100 |
3 |
Компьютерный класс |
10 |
4 |
Компьютерный класс |
15 |
5 |
Любые виды занятий |
25 |
6 |
Любые виды занятий |
30 |
Методика оценки пропускной способности аудиторий
Пропускная способность или так называемое равенство нормативных и фактических возможностей определяется по формуле:
(1)
где - фактическая численность студентов в - ой группе, чел;
- нормативное число посадочных мест в - ой аудиторий;
- количество пар в день, принимается равное 6пар.
Отсюда, общая пропускная способность рассчитывается по формуле:
(2)
где - количество аудиторий.
- количество значений пропускной способности по -ым аудиториям.
Методика оценки использования аудиторного фонда кафедры
-
Расчет коэффициента загрузки аудиторий по -му назначению ( ):
(3)
где - продолжительность пары, принять равным 95 минут или 1,584 часа;
- количество занятых пар в неделю по -ой аудитории;
- нормативный фонд времени одной аудитории в неделю, принять равным 3420 минуты или 57 часов.
Нормативный фонд времени аудитории определяется по формуле:
(4)
где - количество пар в день, принимается равное 6-ти;
- количество учебных дней в неделю, принимается равное 6-ти дням.
2. Отсюда, общая загрузка аудиторий определяется по формуле:
(5)
где - количество аудиторий закрепленных за кафедрой.
Вывод по второму этапу
Вывод должен содержать анализ полученной загрузки аудиторного фонда и пропускной способности аудиторий.
Предложен перечень мероприятий по более рациональному использованию аудиторного фонда кафедры.
Этап III –составление учебного расписания по курсам на осенний и весенний семестры.
1. Из заполненной формы «Рассадка по аудиториям» составить учебное расписание (таблица 4) на осенний и весенний семестры.
Содержание отчета по лабораторной работе
1) цель работы и описание объекта изучения;
2) сделать вывод об использовании аудиторного фонда кафедры;
3) дать предложения по устранению вскрытых недостатков в организации учебного процесса.